Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Трудности и типичные ошибки начала терапии 87Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Мы никогда точно не знаем — почему одни сценарии и сюжеты из мифов, сказаний и сказок раннего детства ока- зываются почти фатально связаны с формой того или иного психического расстройства1, а другие проходят совершенно незамеченными. Вне сомнения, здесь важен не только фактор многократного (даже тысячекратного) рассказа или перечи- тывания «любимой сказки детства» — обязательно должен присутствовать и некий аффективный компонент. Но обычно это относится к возрасту, о котором наши пациенты ничего не помнят или имеют лишь отрывочные воспоминания. После встречи с Хансом Диккманом я почти всех пациен- тов спрашивал о любимых сказках. Вариантов было множест- во, но далеко не всегда они оказывались имплицированными в сюжет невроза. Приведу здесь два не слишком типичных примера (образы «Золушек», как уже было сказано, боль- шинству терапевтов хорошо знакомы, поэтому остановимся на более редких вариантах). Первый пример. Поскольку пациентка, чрезвычайно обая- тельная и интеллигентная женщина около 40, не проявляла же- лания говорить на первых сессиях, мне приходилось по стоянно «стимулировать» ее вербальную активность, задавая множество простых и уточняющих вопросов. Среди них был и вопрос о лю- бимой сказке детства, на который пациентка вначале ответила, что никогда об этом не думала, а после некоторого размышления сказала: «Скорее всего, “Снежная королева”». Поинтересовав- шись — имеет ли это какое-то значение, и получив мой ответ: «Пока не знаю», — пациентка продолжила беседу, и к сюжету этой сказки мы потом долго не возвращались. Через несколько сессий, на протяжении которых обсуж- дался преимущественно астено-депрессивный фон и мно- 1 В этом и состояла суть идеи Ханса Диккмана, а именно, что многие неврозы развиваются по сценарию любимых сказок детства. Часть 1 жество соматических проявлений в физическом состоянии пациентки, она рассказывает, что уже 8 лет живет в граждан- ском браке с мужчиной намного моложе ее, которого она (по ее же словам) «отбила» у своей более молодой подруги, когда между влюбленными «случился разлад». Молодой человек (творческая личность) нравился ей давно, и она (состоятель- ная бизнес-леди) сделала все, чтобы окружить его заботой, вниманием, предоставила ему возможность заниматься любимым делом, выполняла все его сексуальные прихоти и капризы и т. д. Она надеялась, что он ее полюбит, но этого так и не произошло. Их отношения становились все прохладнее. Весьма характерно, как пациентка описывала эту ситуацию: «Мы столько труда вложили в наше “гнездышко”, а сейчас там все покрыто инеем, холод идет даже от камина, который я восстановила специально для него...». Это предельно краткий пересказ примерно 15 сессий. Когда я замечаю, что мне этот сюжет что-то напоминает. Пациентка соглашается: «Да, прямо как в сказке какой-то страшной». Я переспрашиваю: «Вы не помните — в ка- кой?» — «Нет, не вспомню, но что-то знакомое...». В некото- рой задумчивости я предлагаю пациентке вариант: «Может быть, “Снежная королева”? Есть какие-нибудь идеи или идентификации?» В ответе пациентки было неподдельное удивление: «Я — Герда?» Инсайт все-таки состоялся, и судьба обеих королев была оплакана, но лишь после того, как я спросил: «А что, в этой сказке только один женский персонаж?»1. 1 В последующем, в связи с повторными обсуждениями на сессиях этой же сказки, в том числе — с другими пациентами, мне не раз приходилось ее пере- читывать, что в конечном итоге привело меня к выводу, что одним из главных героев сказки является добрая бабушка (различные варианты которой — ка- жется, около семи — присутствуют на протяжении всего изложения).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 54; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.144.162 (0.008 с.) |