Трудности и типичные ошибки начала терапии 37 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Трудности и типичные ошибки начала терапии 37



Основное правило межличностного

Взаимодействия

Это правило предельно просто, но, как показывает опыт,

чрезвычайно трудновыполнимо, особенно на начальном этапе

работы терапевта. Кратко его суть можно было изложить в

следующем тезисе: «Ничего не диктовать пациенту и ни о

чем его не просить». С моей точки зрения, в устах психоте-

рапевта совершенно неприемлемы, например, директивные

выражения, типа: «Ко мне можно даже не обращаться, если

вы не настроены на работу, как минимум, в течение одного

года!.. Мой гонорар составляет 1500 рублей за сессию, и это не

обсуждается!.. Только 3 раза в неделю, менее — невозможно!..

Всегда в одно и то же время!... Только лежа на кушетке!» —

и т. д. В рамках ортодоксального психоанализа эти требова-

ния звучат именно так, но это как раз и есть одна из причин

того, что мы не идентифицируем себя с этим направлением,

которое будет вынуждено либо менять свои правила, либо

окончательно уйдет в прошлое1.

аналитику нереалистических требований, включая требование их немедлен-

ного удовлетворения. Попытки контролировать аналитика или полностью

подчиняться ему сочетаются с фантазиями грандиозности, отыгрыванием и

различными нарциссическими проявлениями. Наиболее полно эти данные в

последующем были переосмыслены и систематизированы Отто Кернбергом

(см. указ. соч.), к работам которого мы и отсылаем заинтересованного читателя.

В дополнение к признакам, введенным Фрейдом, основными в теоретических

построениях Кернберга являются: доминирование примитивных защит, в част-

ности, расщепления и проективной идентификации, а также слабость границ

Эго и особая потребность в проекциях. Таким образом, для психоаналитиков

существуют только пациенты, имеющие личностные проблемы, невротические,

пограничные и психотические. При этом мы никогда не употребляем в отно-

шении них термины «болезнь» или «больной». В последние годы появилось

ряд попыток сопоставления психоаналитической и (якобы — клинической)

психиатрической классификаций. По моим представлениям — это сизифов

труд, сродни попыткам классификации литературных персонажей по уровню

серотонина или ацетилхолина или по анатомическому строению мозга.

1 Ортодоксальный психоанализ явно находится в затяжном кризисе. Для боль-

шинства современных западных институтов психоанализа типична ситуация,

когда они имеют 5—7 студентов в год — это, безусловно, стагнация (нескромно

Часть 1

С самого начала следует ориентироваться на установле-

ние кооперативных отношений с пациентом, то есть — все

нужно обсуждать (в этом, в определенном смысле — главная

суть терапевтического процесса) и одновременно — ничего

нельзя навязывать. Во всех подобных случаях уместен не

диктат, в отношении которого у страдающих неврозами

обычно уже имеется солидный опыт (начиная с родительской,

чаще всего — исходно патогенной семьи), и которому они (по

сложившемуся стереотипу) легко подчиняются (только —

причем здесь тогда терапия?), а взаимное обсуждение всех

проблем (даже «мелких»), начиная с самой первой встречи.

И тогда те вопросы, которые были обозначены в предыдущем

абзаце, приобретают качественно иную форму: «На какой пе-

риод совместной работы вы настроены или рассчитываете?...

Вы не будете против, если мы перейдем к обсуждению моего

гонорара?... Сколько раз в неделю вы хотели бы встречаться

со мной? Какие дни недели и какое время являются для вас

наиболее удобными?»

Конечно, те дни недели и часы, которые представляют-

ся пациенту наиболее удобными для него, могут оказаться

полностью занятыми у вас и т. д. (по каждой из обозначен-

добавлю — в нашем Восточно-Европейском Институте Психоанализа учится

более 600 студентов из 12 стран, а в Национальной Федерации Психоанализа

сейчас проходят профессиональный тренинг около 130 кандидатов). Привер-

женцы консервативных догм, вне сомнения, осознают специфику ситуации,

но — по непонятным мне причинам — не готовы к переменам, в отдельных

случаях предпочитая закрывать глаза на откровенную ложь и фальсификацию

стандартов образования, тренинга и практики. Однажды, присутствуя на су-

первизии очередной летней школы IPA в Москве, я был просто поражен той

откровенностью, с какой это осуществлялось. Приведу записанный тогда же

диалог супервизанта (кандидата в IPA) и известного западного психоаналитика,

выступавшего в роли супервизора.

Супервизант: Моя пациентка, бизнес-леди, большей частью находится в разъ-

ездах, поэтому мы встречаемся с ней — когда один раз в неделю, когда — один

раз в две недели…

Супервизор: Но — в среднем 3–4 раза в неделю?

Супервизант: Да, в среднем 3–4 раза…



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 37; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.119.17 (0.005 с.)