Прогнозирование и проектирование педагогических ситуаций



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Прогнозирование и проектирование педагогических ситуаций



 

Цели:

1. Проанализировать понятие «педагогическая ситуация».

2. Изучить особенности взаимодействия педагогов и учащихся.

3. Раскрыть этапы прогнозирования и проектирования педагогических ситуаций.

4. Познакомить студентов с методами прогнозирования и проектирования педагогических ситуаций.

5. Сформировать умения решать педагогические задачи на основе знаний различных дидактических технологий.

6. Способствовать овладению проектировочными умениями.

 

Обсуждение результатов опережающего задания.

Доклад на темы:

• Особенности взаимодействия педагогов и учащихся.

• Этапы прогнозирования и проектирования педагогических ситуаций.

• Создание ситуаций сотрудничества педагога и учащихся.

• Методы прогнозирования и проектирования педагогических ситуаций.

 

СОДЕРЖАНИЕ ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЫ

Задания для самостоятельного изучения учебного материала:

Задание 1. Проведите анализ педагогической ситуации и решите одну из предложенных педагогических задач (на ваш выбор).

 

 

Внимание! При выполнении задания воспользуйтесь схемой анализа педагогической ситуации

 

Схема анализа педагогической ситуации

1. Уясните педагогический смысл описанной ситуации, т.е. опишите ситуацию с точки зрения формирования личности ребенка, его жизненного опыта, взглядов, позиции (что произошло, кто участвовал в событии, где оно произошло и т.д.).

2. Вычлените педагогическую проблему: реально существующее или назревающее противоречие в формировании личности ребенка, к которому ведет описанная ситуация. Выясните или предположите истоки этого конфликта.

3. Определите педагогическую цель (планируемый результат, которого хотелось бы достичь в данной ситуации).

4. Сформулируйте несколько вариантов решения конфликта, эффективного поведения педагога в этом случае.

5. Выберите и обоснуйте оптимальный вариант педагогической деятельности в данной ситуации.

6. Определите критерии достижения и методы оценки планируемого результата. www.inter-pedagogika.ru

 

Критерии оценки письменной работы педагога

1. Умение оперативно сориентироваться в ситуации и причинах ее возникновения.

2. Умение выбрать обоснованный ориентир для выстраивания собственного поведения.

3. Умение поставить и реализовать педагогические цели и задачи в различных, даже неожиданных ситуациях.

4. Умение учитывать особенности обучающихся, воспитанников.

5. Умение выработать и реализовать способ педагогического воздействия для разрешения сложившейся ситуации.

6. Умение предвидеть результаты.

7. Оценка за решение ситуации.

 

 

Общее количество баллов за решение трех ситуаций

ПС = А + В + С, где ПС – показатель соответствия занимаемой должности, А – оценка за решение первой ситуации, В – оценка за решение второй ситуации, С – оценка за решение третьей.

 

Обработка результатов

За выполнение трех заданий педагог может получить от 0 до 9 баллов.

Для получения положительного заключения о соответствии занимаемой должности достаточно набрать 4 балла.

Комиссия принимает одно из следующих решений:

– соответствует занимаемой должности в том случае, если педагог набрал 4 и более балла;

– не соответствует занимаемой должности, если педагог набрал менее 4-х баллов.

(www.ipk.khakasnet.ru/attest/attestac_2011/2.3 Схема оценки педситуации...).

 

Информационный материал с методическими указаниями

Педагогическая ситуация – кратковременное взаимодействие учителя с учеником (группой, классом) на основе противоположных норм, ценностей и интересов, сопровождающееся значительными эмоциональными проявлениями и направленное на перестройку сложившихся взаимоотношений.

 

1. «Не люблю выделяться».

В класс пришел молодой учитель. Его внимание привлек один из учеников. Он весьма дружелюбен, но, если учитель просит его выйти на сцену и объявить программу художественной самодеятельности, он непременно ответит: «не буду, не люблю выделяться».

Он аккуратен, как правило, соблюдает порядок. На уроки старается не опаздывать. Старается внимательно слушать объяснения учителей. Однако часто не все понимает с первого раза (не схватывает материал «на лету»). Забывает то, что ранее было пройдено. Забывает, что было задано учить на дом, если не запишет в дневник. Домашнее задание пытается выполнить аккуратно, хотя делает это медленно. За полученные отметки и оценки переживает. Особенно его расстраивает двойка, могут появиться и слезы на глазах, когда увидит или услышит эту оценку.

В соревнованиях старается не участвовать и вообще не стремится к близким отношениям с окружающими ребятами. Трудно привыкает к переменам, происходящим вокруг. Теряется в новой обстановке… Учитель решил помочь мальчику исправить некоторые черты его характера.

 

2. «Можно войти?».

Урок биологии в 7 классе ведет молодая учительница. Через пять минут после начала с шумом раскрывается дверь и, нагло спросив «Можно войти?», на пороге останавливаются трое трудных учеников. Учительница просит их выйти и войти как полагается в класс. Учащиеся выходят в коридор. Через минуту дверь открывается снова и подростки вползают в класс на четвереньках.

 

3. «Незадачливый «герой».

Трудный ученик решил сорвать урок химии в 7 классе. Для этого на перемене он забрался в трибуну учителя, согнулся в три погибели и стал ждать прихода учительницы со звонком. Войдя в класс, учительница обратила внимание на коллектив, каждый замер и чего-то ждал. Она также обратила внимание и на пустое место Егора К. – главного шута класса. По взглядам ребят она догадалась, где находится Егор, тем более, что из трибуны мелькнул локоть подростка. Учительница нашла интересное решение в своих дальнейших действиях. Что же она предприняла?

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Сравните взгляды разных авторов на понятие «педагогическая технология». Какое из них, на Ваш взгляд, глубже раскрывает сущность педагогической технологии?

2. Какие конфликты лежат в основе каждой педагогической ситуации?

3. Из каких взаимосвязанных действий складывается работа учителя над разрешением педагогических ситуаций?

 

 

Опережающее задание к лабораторной работе № 4

В период педагогической практики разработайте проект внеклассного мероприятия.

Определите название и форму проведения мероприятия. Обоснуйте его цели, основное содержание и методы для данного класса.

Предлагаются следующие формы проектов:

1. Примерная программа и план работы факультатива или предметного кружка по дисциплине Вашей специальности. При этом необходимо определить самостоятельно: название факультатива или кружка, цель его проведения, содержание основных тем, формы и ключевые методы проведения занятий.

2. Предметная экскурсия по вашей дисциплине. Следует самостоятельно определить тему экскурсии, обосновать цели, основное содержание, особенности методики проведения экскурсии для данного возраста учащихся.

3. Дискуссия.

4. Предметный вечер.

 

Обратите внимание! Это важно! Проект – «замысел», «брошенный вперед». Проектирование – это процесс создания и реализации замысла решения какой-либо проблемы.

 

 

Информационный материал
с методическими рекомендациями

История метода проектов

«Метод проектов» возник еще в начале нынешнего столетия в США. Истоки его возникновения связаны с идеями гуманистического направления в философии и образовании, с разработками американского философа и педагога Дж. Дьюи и его ученика В.Х. Килпатрика. Основная идея, закладываемая в метод авторами: обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании.

Предложенный Дж. Дьюи метод проектов в своей основе предполагал обучение, сообразное личному интересу учащегося в том или ином предметном знании. «Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести».

«Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов еще в начале 20 века. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Позднее, уже при советской власти эти идеи стали довольно широко внедряться в школу. Постановлением ЦК ВКП/б/ в 1931 году метод проектов был осужден и с тех пор до недавнего времени в России больше не предпринималось сколько-нибудь серьезных попыток возродить этот метод в практике» [Полат, Е.С. Метод проектов].

 

Однако в советское время «в рамках внеурочной общественно полезной деятельности проводились порой мероприятия, по существу представляющие собой реализацию проектов» [Гузеев, В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология / В.В. Гузеев. – М.: Народное образование, 2000. – С. 206].

 

«Целевой установкой проектного обучения являются способы деятельности, а не накопление фактических знаний» [Левина, Т.Ф. Метод проектов в лицейском образовании / Развитие интеллектуальной активности] http://ced.penn.ru/schools/13/metod/brosh/ st9.htiTil.

 

«Работа с проектами занимает особое место в системе высшего образования, позволяя студенту приобретать знания, которые не достигаются при традиционных методах обучения. Это становиться возможным потому, что студенты сами делают свой выбор и проявляют инициативу. С этой точки зрения хороший проект должен: иметь практическую ценность; предполагать проведение студентами самостоятельных исследований; быть в одинаковой мере непредсказуемым как в процессе работы над ним, так и при ее завершении; быть гибким в направлении работы и скорости ее выполнения; предполагать возможность решения актуальных проблем; давать студенту возможность учиться в соответствии с его способностями; содействовать проявлению способностей студента при решении задач более широкого спектра; способствовать налаживанию взаимодействия между студентами» [Жак, Д. Организация и контроль работы с проектами / Д. Жак // Университетское образование: от эффективного преподавания к эффективному учению: сб. рефератов по дидактике высш. шк.; Белорусский государственный университет. Центр проблем развития образования. – Мн.: Пропилен, 2001. – С. 121].

 

«Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути» [Полат, Е.С. Метод проектов: научно-метод. сб. / Е.С. Полат. – Мн.: РИВШ БГУ. – 2003. – № 3. – С. 2–5].

 

«Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера» [Полат, Е С. Метод проектов: научно-метод. сб. / Е.С. Полат. – Мн.: РИВШ БГУ. – 2003. – № 3. – С. 2–5].

 

«Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности» [Левина Т.Ф. Метод проектов в лицейском образовании / Развитие интеллектуальной активности. http://ced . penn.ru/schools/13/metod/ brosh/ st9.htiTil].

 

«Основная проблема, сдерживающая распространение проектного обучения, состоит в трудности сопряжения проектных заданий с требованиями образовательных стандартов. Практически не удается сформулировать проектные задания так, чтобы можно было использовать стандартные знания, умения, навыки (точнее – чтобы в них возникла необходимость) при выполнении учениками этих заданий» [Гузеев, В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология / В.В. Гузеев. – М.: Народное образование, 2000. – С. 206–207].

 

В.Е. Радионов при анализе сущности проектирования выделяет, прежде всего, его итерационный характер, когда для приближения к удовлетворительному решению многократно моделируется объект и принимаются соответствующие решения. На основе проведенного науковедческого анализа он при сравнении понятий «проектирование» и «моделирование» пишет: «Проектирование широко прибегает к моделированию как средству представления и преобразования объекта, которого еще нет в реальности. Этим отличается моделирование в проектировании от моделирования в теории, где модель – средство выделить сущностный аспект из реального объекта, усечь последний для удобства последующего логического анализа. Моделирование в проектировании позволяет оперировать с объектами, относительно которых мы не располагаем полнотой знаний» [Радионов, В.Е. Нетрадиционное педагогическое проектирование: учеб. пособие / В.Е. Радионов. – СПб.: СПб. гос. техн. ун-т, 1996. – С. 37–38].

 

Литература

1. Антропова, Л.В. Решение педагогических задач / Л.В. Антропова // Школьные технологии. – 2003. – № 5. – С. 193–200.

2. Бабанский, Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе / Ю.К. Бабанский. – М.: Просвещение, 1985. – 208 с.

3. Бухтиярова, И.Н. Метод проектов и индивидуальные программы в продуктивном обучении / И.Н. Бухтиярова // Школьные технологии. – 2001. – № 2. – С. 108–114.

4. Дахин, А.Н. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и… неопределенность / А.Н. Дахин // Школьные технологии. – 2002. – № 2. – С. 62–67.

5. Кларин, М.В. Технологический подход к обучению / М.В. Кларин // Школьные технологии. – 2003. – № 5. – С. 3–22.

6. Кондрашова, Л.М. Сборник педагогических задач / Л.М. Кондрашова. – М.: Просвещение, 1987.

7. Крюкова, Е.А. Личностно-развивающие образовательные технологии: природа, проектирование, реализация / Е.А. Крюкова. – Волгоград, 1999. – 196 с.

8. Куриленко, М.Ю. Сборник педагогических задач / М.Ю. Куриленко. – М.: Педагогика, 1986.

9. Лебедева, Г.А. Технология обучения педагогическому проектированию / Г.А. Лебедева // Педагогика. – 2002. – № 1. – С. 68–75.

10. Матяш, Н.В. Проектный метод обучения в системе технологического образования / Н.В. Матяш // Педагогика. – 2000. – № 4. – С. 38–43.

11. Орлов, А.А. Педагогика: Концепция и учебная программа курса для студентов пед. вуза / А.А. Орлов. – Тула, 2001. – 34 с.

12. Педагогическая технология: учеб. пособие для студ. пед. специальностей. – Белгород, 1998. – 400 с.

13. Педагогические технологии и управление образовательными системами: Концепция и учеб. программа курса для студ. пед. вуза / сост. А.А. Орлов, И.Л. Федотенко, Е.Ю. Ромашина. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2003. – 26 с.

14. Питюков, В.Ю. Основы педагогической технологии: учебно-практ. пособие / В.Ю. Питюков. – М., Ассоциация авторов и издателей «Тандем»: «Роспедагентство», 1997.

15. Подласый, И.П. Педагогический диагноз – средство эффективного влияния на развитие событий / И.П. Подласый // Школьные технологии. – 2003. – № 5. – С. 109–117.

16. Прутченков, А.С. «Шаг за шагом». Технология подготовки и реализации социального проекта / А.С. Прутченков // Школьные технологии. – 2002. – № 4. – С. 92.–108; № 5. – С. 106–115.

17. Спирин, Л.Ф. Теория и технология решения педагогических задач (развивающееся профессионально-педагогическое обучение и самообразование / Л.Ф. Спирин; под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Изд-во «Российское педагогическое агентство», 1997.

18. Такман, Б.В. Педагогическая психология: от теории к практике / Б.В. Такман; пер. с англ. – М., 2002. – 572 с.

19. Щуркова, Н.Е. Практикум по педагогической технологии / Н.Е. Щуркова. – М.: Педагогическое общество России, 1998.

20. Яковлева, Н.О. Педагогическое проектирование: учеб.-практ. пособие / Н.О. Яковлева. – Челябинск: Челяб. гос. пед. ун-т, 2001. – 124 с.

 

 

Лабораторная работа 4

Моделирование и конструирование
педагогической деятельности

 

Цели:

1. Познакомить с классификацией форм и методов педагогической деятельности.

2. Отработать навыки целеполагания и планирования.

3. Освоить коллективные, групповые и индивидуальные формы работы.

4. Уточнить понятие моделирования.

5. Оценить эффективность применяемых форм и методов моделирования педагогической деятельности.

6. Освоить способы, приемы контроля в педагогической деятельности.

 

Обсуждение результатов опережающего задания.

Защита проектов внеклассного мероприятия.

 

СОДЕРЖАНИЕ ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЫ

Задания для самостоятельного изучения учебного материала:

Задание 1. Сравните понятия и представьте схематично взаимосвязь понятий «проектирование», «прогнозирование», «конструирование», «моделирование».

 

Внимание! Рекомендуется использовать различные рисунки и графические приемы технологии развития критического мышления: синквейн, кластер (см. лекцию № 2 вариативной части)

 



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.204.48.64 (0.05 с.)