Сущность и основные аспекты понятия



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность и основные аспекты понятия



«педагогическая мастерская»

Педагогическая мастерская как форма, метод и технология обучения возникла не на пустом месте. Идеи свободного воспитания Л.Н. Толстого, практическая деятельность С.А. Рачинского, исследования Л.С. Выготского, теоретическое наследие А.С. Макаренко, а также основы философского учения Ж.Ж. Руссо и современных французских эпистемологов – последователей Гастона Башляра – стали основой практического моделирования сначала французских, а затем петербургских педагогических мастерских. Можно констатировать, что состоялась интеграция зарубежного и российского педагогического опыта, причем зарубежный опыт – деятельность французской группы нового образования является инновационной и в европейском образовании.

У истоков разработки концепции мастерских стояли Поль Ланжевен и Анри Валлон. Образовательная технология педагогических мастерских пришла к нам в Россию из Франции и несет идеи Международного движения «Новое образование», которые бурно развивались в начале XXI века (А. Бассис, О. Бассис,
Г. Башляр, Ж. Пиаже и др.). Основная идея концепции, по мнению Н.И. Беловой, – «знание не может строиться без строительства личности» [6, с. 16].

В России идеи «Нового образования» нашли отражение в школе В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, в 90-е годы – в работах Б.М. Мастерова, В.И. Слободчикова, Г.А. Цукерман и других. Большую роль в пропаганде мастерских сыграла международная организация «Педагоги за мир».

Теоретическая концепция и практика ЖФЭН (сокращенное название «Французской группы нового образования» (Groupe Francais d'Education Nouvelle) – добровольный творческий союз ученых и практиков Франции) сейчас активно используются в Москве, Санкт-Петербурге, Саратове, Петрозаводске, Кемерово, Екатеринбурге, Вятке, Челябинске и других городах России, а также в Белоруссии и на Украине.

В педагогической печати сегодня появляются работы
(Н.И. Белова, Е.О. Галицких, Т.Ю. Герасимова, А.А. Окунев,
И.А. Мухина, В.А. Степихова, В.Ф. Зырянова, Т.В. Янович и др.), посвященные развитию теории и практики «нового образования» в России, которые свидетельствуют о том, что, обращаясь к французским методам, педагоги России и стран СНГ создают свой оригинальный опыт, тесно связанный и с национальными педагогическими традициями, и с современными региональными особен-ностями.

В монографии А.А. Окунева «Урок? Мастерская? Или...» [18] представлена философия «Нового образования», описан опыт реализации технологии мастерских в условиях российской школы, предложена полицентрическая образовательная технология, основным элементом которой является мастерская.

В монографии Т.Ю. Герасимова «Педагогическая мастерская как средство раскрытия творческого потенциала личности студента» [10] предлагается педагогическая мастерская как средство раскрытия творческого потенциала личности, обеспечивающая диалогическое взаимодействие преподавателя и студентов с позиции личностно-деятельностного подхода в обучении. Значительное место отведено практическим разработкам, в которых отражен опыт применения активных форм и методов обучения в педагогической мастерской, способствующих позитивному личностному росту субъектов учения.

В исследовании Г.А. Мейчик «Реализация педагогической технологии мастерских в вузе» [17], научная новизна которой заключается в том, что автором разработана классификация мастерских и дана характеристика их разновидностей, предложена развернутая модель реализации технологии мастерских в вузе.

Целью исследования О.А. Лямкиной «Педагогическая мастерская как форма организации профессионально-творческой подготовки будущего учителя» [14] является выявление педагогических условий эффективности функционирования мастерской как формы организации профессионально-творческой подготовки будущего учителя. К ним она относит: обновленное содержание образования, характеризующееся проблемностью, интегрированностью и новизной учебно-методического материала; учебная деятельность не алгоритмического характера, основанная на системе логических и эвристических методов; высокая рефлексивная активность преподавателей и студентов; диалогическое взаимодействие, сотворчество участников педагогического процесса; творческий продукт как результат мастерской.

В сборнике научных трудов и материалов Всероссийской научно-практической конференции «Воспитательный потенциал учебных дисциплин общепрофессионального цикла в формировании личности будущего учителя» Санкт-Петербургская группа «Новое образование» в книге «Педагогические мастерские по литературе» (1999) [20] предлагает «Опыт создания терминологического словаря» применительно к разным этапам новой формы организации учебного процесса – мастерской.

Ж.О. Андреева и М.Г. Ермолаева в работе «Педагогическое сопровождение профессионально-личностного становления студента педагогического колледжа» [1] осмысливают центральные позиции образовательного процесса – учитель, ученик, их взаимодействие с точки зрения концепции «Нового образования» и технологии французских мастерских.

Группа педагогов Высшего педагогического училища № 2 г. Санкт-Петербурга в сборнике «Дорога к согласию» (2000 г.) [12] описывает алгоритмы мастерских по разным предметам, через рефлексию участников мастерских дает возможность увидеть процесс строительства знаний на мастерской. В настольной книге учителя обществознания [13] представлены проекты педагогических мастерских учителей г. Челябинска по проблеме гражданского образования.

В мировой педагогике широкое распространение получили «рабочие мастерские» (workshops – англ.) – эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом обучения и воспитания [13, с. 6]. «Французская группа нового образования» применяет мастерскую как средство передачи концептуальной и практической сторон своей педагогической системы.

По мнению Н.И. Беловой, мастерская – это «синтетическая многомерная интегрированная рефлексивная образовательная технология с вероятностным результатом, ориентированная на личностно-деятельностный подход» [5, с. 5].

О.А. Лямкина считает, что педагогическая мастерская – «это динамичная, вариативная и интегративная форма организации профессионального обучения, осуществляемая в совместной диалоговой деятельности педагога-мастера с обучающимися, характеризующаяся рефлексивной личностно-деятельностной организацией, погружением в педагогический процесс и направленная на творческое самообразование, саморазвитие и самореализацию личности каждого участника деятельности» [14, с. 7].

Сущность технологии мастерских состоит в том, что специально организованное ведущим развивающее пространство позволяет участникам в коллективном поиске приходить к построению («открытию») знания, осмыслению ценностей, принципиальных для улучшения в чем-то качества их жизни» [29].

А «мастер» – «человек, занимающийся каким-либо ремеслом или рукоделием; особенно сведущий или искусный в деле своем…». Следовательно, ведет работу педагогической мастерской опытный педагог-практик, раскрывающий учителям, воспитателям, студентам практическую сторону реализации какой-либо теоретической проблемы.

При проведении педагогической мастерской используются интерактивные (преподаватель и студент – субъекты учебно-воспитательного процесса; преподаватель выступает в роли модератора, лидера группы, фасилитатора, помощника…) и активные (обучающийся является «субъектом» обучения и воспитания, выполняет творческие задания, вступает в диалог) методы воспитания. Активные и интерактивные методы (проектный метод, бригадно-лабораторный, работа в парах, группах) в наибольшей степени способствуют формированию навыков и умений, выработке ценностей, создают атмосферу сотрудничества, взаимодействия.

Обобщение описанных в педагогической литературе представлений о мастерских дано в работах Г.К. Селевко, Д.Г. Левитаса. В исследованиях М.Г. Ермолаевой, А.А. Окунева, Л.Д. Фураевой, Н.И. Беловой, О. Струценко и др. раскрывается сходство и различие мастерской и проблемного, традиционного урока, мастерской и игры.

 

2. Технология педагогической мастерской:
основные этапы, особенности

Технология педагогической мастерской относится к практико-ориентированным. Они более эффективны при подготовке учителей к профессиональной деятельности.

Признаки педагогической технологии: диагностичность описания цели; воспроизводимость педагогического процесса (в том числе предписание этапов, соответствующих им целей обучения и характера деятельности обучающего и обучаемого); воспроизводимость педагогических результатов.

Педагогическая технология – это инструмент работы. Тем не менее, воспроизводимость не означает замену учителя идеальной машиной. Важнейший критерий эффективности – надежность в достижении результатов.

Педагогическая мастерская – рефлексивная образовательная технология. Рефлексия необходимое условие осознанности обучения участниками мастерской. Построение мастерской технологично, а, следовательно, создается по определенному алгоритму, который зависит от ее вида. Мастерская построения знаний имеет не менее двух этапов и строится по определенному плану.

И.А. Мухина [16] выделяет два этапа. Первый этап включает индуктор, деконструкцию, реконструкцию, социализацию, промежуточную рефлексию и самокоррекцию. Второй этап – обращение к новой информации и ее обработка; корректировка творческого продукта или создание нового варианта версии, гипотезы и т.п. Групповая или индивидуальная работа; социализация; общая рефлексия и выход на новую систему проблем. Возможны иные варианты алгоритма работы при соблюдении общих принципов и правил ведения мастерской.

 

3. Основные этапы педагогической мастерской
(Н.И. Белова)

1. Индукция (ввод информации, актуализация имеющихся индивидуальных представлений по поводу изучаемого, начало образования информационного запроса).

2. Само- и социоконструкция – это этапы конструирования знания о мире, себе и социуме (индивидуальные или групповые идеи, проекты, модели).

3. Социализация – экстериоризация / интериоризация, процесс предъявления своего интеллектуального или художественного продукта социуму: группе, всему коллективу (плакатов, текстов, рисунков и других графических работ; проектов, моделей и т.д.).

4. Рефлексия – сложный процесс отражения своего внутреннего мира, взаимоотражение участников, критический анализ содержания знания и методов познания [6, с. 169].

Мастерская, так же как и урок, предполагает изучение новой информации, но в отличие от урока, новая информация предъявляется в мастерской по мере поступления запроса на нее от самих участников в тот момент, когда возникает информационное «голодание». Самые разнообразные педагогические приемы работы с информацией – от элементов игры до работы со словарем – могут быть включены в мастерскую. Но все это – в рамках правил и определенного алгоритма мастерской, которые не допускают преждевременного введения мастером готовой информации. Обычно это происходит на втором этапе процесса.

По временной продолжительности мастерские разделяются на «одноактные» (от одного часа до 3–4 учебных часов подряд) и на мастерские длительного действия, когда работа прерывиста, может продолжаться неделю (метод «погружения») или даже в течение нескольких месяцев. Мастерские, независимо от типа, несут на себе печать индивидуального авторского стиля.

И.А. Мухина [16] выделяет следующие особенности:

1) деятельность в мастерской реализуется по строгим правилам мастерской, что и гарантирует нравственно-валеологическую охрану каждого. Внутри же установленных рамок всем участникам предоставляется право свободного выбора. Это и создает условия, необходимые для творчества;

2) реализация идеи диалога во всех его аспектах. Происходит обмен мнениями, знаниями, творческими находками между участниками мастерской, чему содействует чередование индивидуальной, групповой деятельности и работы в парах. Обмен происходит также между опытом каждого участника, с одной стороны, и ученым, художником, явлением культуры в целом – с другой. Наконец, идет внутренний диалог каждого – с самим собой. На пути к истине ученик оценивает как свою точку зрения, так и все другие, начиная понимать, что истина есть целое, что чужие сознания нельзя созерцать, анализировать, определять как объекты, вещи – с ними можно только диалогически общаться.

Особенность педагогической мастерской в том, что участие в ней требует специального, для большинства учителей длительного, обучения, причем большая часть времени требуется на переосмысление и отказ от авторитарной философско-педагогической позиции. Участие в педагогических мастерских: 1) оказывает влияние на личностные характеристики участников; 2) способствует развитию умственной самостоятельности участников; 3) содействует становлению ценностно-смысловых ориентаций участников образовательной деятельности; 4) оказывает положительное влияние на их личностно-профессиональный рост [6, с. 170]. Педагогическая мастерская позволяет человеку учиться, самостоятельно расширять пределы собственных знаний, умений, опыта; помогает определять свои реальные и потенциальные возможности.

Рефлексия, как этап, напрямую способствует процессу осознания своей деятельности учащимися, особенно теми, у кого рефлексивность мышления недостаточно развита. Мастерская, благодаря включенному в нее этапу рефлексии, как обязательному, делает рефлексивные процессы, ищущие в отдельных субъектах, открытыми для всех, доступными для интериоризации, принятия, присвоения, обогащения интеллектуального багажа каждого, естественно, в той мере, в которой участник сам открыт для опыта других.

В самом общем понимании рефлексия – это размышление, самонаблюдение, самопознание. Педагогическая рефлексия включает научное знание о личности, формируемое в активной педагогической деятельности, в частности, творческой педагогической деятельности и соотнесение этого знания со своим наличным потенциалом; самопознание на основе объективных методов; формирование адекватной самооценки и построение на ее основе комплексно-целевой программы самосовершенствования (Ю.К. Бабанский, А.А. Бодалев, В.Я. Ляудис и др.).

Завершая рассмотрение возможностей педагогической мастерской, остановимся на одном важном аспекте. Педагогическая мастерская может быть не только формой предъявления опыта, развития творческих способностей студентов, но и средством воспитания гражданских качеств будущего учителя.

 



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.16.13 (0.012 с.)