Фгбоу во «челябинский государственный институт культуры» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Фгбоу во «челябинский государственный институт культуры»



ФГБОУ ВО «Челябинский государственный институт культуры»

Г.Я. Гревцева, Р.А. Литвак

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ

ТЕХНОЛОГИИ

Учебное пособие

для студентов, обучающихся по направлениям подготовки

 входящих в укрупненные группы

51.00.00 Культуроведение и социокультурные проекты

52.00.00 Сценическое искусство и литературное творчество

53.00.00. Музыкальное искусство

54.00.00 Изобразительные и прикладные виды искусств

55.00.00 Экранные искусства

 

Челябинск-2018

УДК 371

ББК 74. 04

 

 

Г 79

Гревцева, Г. Я., Литвак, Р. А. Педагогические технологии [Текст]: учеб. пособие / Г. Я. Гревцева, Р. А. Литвак. – Челябинск: Изд-во «ЧГИК» 2018. – 180 с.

 

ISBN 978-5-94839-689-7

        

Учебное пособие отражает содержание раздела курса «Педагогика»: педагогические технологии. Содержит примерное содержание лекций, семинарских и практических занятий, темы рефератов и сообщений, вопросы и задания для самоконтроля, список литературы.

   Материал пособия предназначен для студентов высших учебных заведений, может быть полезно широкому кругу специалистов: преподавателям, руководителям программ подготовки и переподготовки специалистов, а также студентам бакалавриата и магистратуры, аспирантам.

 

Рецензенты:

Круглова Л. Ю., доктор педагогических наук, профессор;

Фахрутдинова А. В., доктор педагогических наук, профессор.

 

ISBN 978-5-94839-689-7

 

 

                                             

 

 

                                          © Челябинский государственный

институт культуры, 2018

© Литвак Р. А., Гревцева Г. Я. 2018

 

 

СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ

Лекция 1. Понятие «педагогическая технология» в современной научной литературе

 

Лекция 2. Технология педагогической мастерской

 

Лекция 3 Социально-культурные технологии

 

Лекции 4. Технология развития критического мышления
через чтение и письмо

 

Лекция 5. Технология модульного обучения

 

Лекция 6. Технология разработки и реализации проекта

 

 

Семинарское занятие 1.

 

Семинарское занятие 2.

 

Семинарское занятие 3.

 

Семинарское занятие 4.

 

Семинарское занятие 5.

 

Семинарское занятие 6.

 

Семинарское занятие 7.

 

Семинарское занятие 8.

 

Лабораторное занятие 1.

 

Лабораторное занятие 2.

 

Лабораторное занятие 3.

 

Лабораторное занятие 4.

 

Лабораторное занятие 5.

 

Лабораторное занятие 6.

 

Лабораторное занятие 7.

 

Лабораторное занятие 8.

 

Лабораторное занятие 9.

 

Лабораторное занятие 10.

 

Методические указания для подготовки к итоговому контролю

 

Тематика проверочных работ

 

Учебно-методические материалы для текущего контроля

 

Критерии оценки «портфолио» обучающегося

 

Требования к промежуточной аттестации

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Профессионализм будущего специалиста является фактором, который определит успех или неудачу любых изменений в этой сфере культуры и образования. Повышение профессиональной компетентности личности признается важнейшим условием обновления системы образования России. Новые подходы к проблеме подготовки современных специалистов нашли отражение в нормативных документах. Основным средством достижения новых образовательных результатов являются современные педагогические технологии, а именно технологии деятельностного типа. Такие технологии позволяют перейти на качественно новый уровень обучения.

Основная целькурса «Педагогические технологии» – формирование у студентов профессиональной готовности к реализации целостного педагогического процесса. Материал пособия ориентирован на образование специалиста как субъекта профессиональной деятельности, на стимулирование потребности в педагогическом совершенствовании, формирование у студентов профессионально-педагогической позиции.

Особое внимание в пособии уделено современным педагогическим технологиям, обеспечивающих реализацию системно-деятельностного и компетентностного подходов в образовательном процессе. В содержание лекционного курса входит рассмотрение особенностей педагогических технологий, их воспитательного потенциала. В рамках курса наряду с лекционными занятиями определена система лабораторно-практических занятий. Они призваны: способствовать развитию у студентов аналитических, интерпретационных, коммуникативных, проектировочных, прогностических и др. педагогических умений и рефлексивных способностей; формировать представление о путях и средствах совершенствования профессионального мастерства; создавать условия к овладению педагогической техникой ведения учебных занятий.

Логика построения семинарских и лабораторных занятий опирается на принципы комплексности и интегративности в решении задач профессиональной подготовки студента.

Особое внимание обращается на развитие навыков работы с разнообразными источниками, анализа и обобщения передового педагогического опыта, на формирование умения выделять проблему и находить пути ее решения.

Подготовка к семинарским занятиям включает несколько этапов:                теоретический (знакомство с литературой, доклады, рефераты, педагогические проекты и т.п.); теоретико-практический (таблицы, диаграммы, схемы, ментальные карты и т.п.); презентационный и аналитический (анализ методики проведения семинарского занятия).

Функция практических занятий: отработка у студентов профессиональных компетенций и применение теории на практике. С целью осуществления самооценки студентами степени усвоения учебного материала предложены задания для самоконтроля.

В основу построения курса положены прогрессивные идеи и направления современной педагогики: идеи целостности педагогической деятельности; положения онтологического и антропологического подходов в воспитании; гуманистические идеи педагогической науки; направления культурологического подхода в образовании; основные выводы педагогики отношений; главные ориентиры многоуровневого педагогического образования.

В структуре учебного пособия имеются: тезисы лекций; планы практических и лабораторных занятий, вопросы для размышления, практические задания для индивидуальной самостоятельной работы; методические указания для подготовки к итоговому контролю; тематика проверочных работ; учебно-методические материалы для текущего контроля; критерии оценки «портфолио» обучающегося,; требования к промежуточной аттестации и словарь; список рекомендуемой литературы;

Изучение курса осуществляется путем освоения современных образовательных технологий и использования диалоговых форм обучения. Каждая лекция сопровождается вопросами для более углубленного осмысления материала. Самостоятельная работа студентов контролируется с помощью методики создания «портфолио» саморазвития.

Современные педагогические технологии помогают студентам развиваться интеллектуально, учат самостоятельности, доброжелательности в отношениях друг с другом. Особенностью педагогической технологии является ее индивидуальный подход к развитию личности студента и его творческих способностей.

ЛЕКЦИИ ПО КУРСУ
«ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ»

Лекция 1

Лекция 2

Потенциал педагогической мастерской как средство
развития профессиональной компетенции

 

План:

1. Сущность и основные аспекты понятия «педагогическая мастерская».

2. Технология педагогической мастерской.

3. Основные этапы, особенности технологии педагогической мастерской.

4. Типы педагогических мастерских.

5. Принципы и правила ведения мастерской.

Основные понятия: технология педагогической мастерской, педагогическое мастерство, мастер, мастерская, рабочие мастерские, педагогическая мастерская, индукция, дедукция, социализация, социоконструкция, рефлексия.

 

Лекции 3

Технология развития критического мышления
через чтение и письмо

План:

1. Критическое мышление. Признаки и характеристика.

2. Дидактический цикл Л.Я. Зориной.

3. Базовая технологическая модель критического мышления.

Основные понятия: технология, критическое мышление, кластер, инсерт, синквейн.

 

Базовая модель

Дидактический цикл

Этапы урока

1 – актуализация имеющихся знаний, активизация интеллектуальной деятельности, вызов интереса к изучаемой теме

1 – постановка познавательной задачи и создание положительной мотивации к ее решению

2 – изучение нового учебного материала, поддержание и дальнейшее развитие активности интеллектуальной деятельности

2 – предъявление нового фрагмента учебного материала и создание условий для первичного усвоения

3 – соотнесение полученных знаний, как со знаниями других учащихся, так и с теми, которые имелись ранее, выявление возможных причин ошибок в процессе усвоения

3 – организация дальнейшего усвоения учебного материала до требуемого и возможного в данном цикле уровня

4 – организация обратной связи и контроля

5 – подготовка к внеурочной работе

     

 

Из приведенной таблицы видно, что необходимые этапы усвоения нового знания в своих основных чертах не расходятся. В то же время при сопоставлении базовой модели и дидактического цикла обращает на себя внимание то, что дидактический цикл касается деятельности учителя: «постановка, предъявление, организация…», тогда как базовая модель касается и деятельности учителя, и деятельности ученика, то есть учитель вызывает, организовывает смысловую стадию и стадию рефлексии. В свою очередь ученик вызывается (актуализирует имеющиеся знания, проявляет интерес и активизирует свою интеллектуальную деятельность), осмысливает новый учебный материал, размышляет и рефлексирует. Иными словами, называются доминирующие способы интеллектуальной деятельности, обеспечивающие продвижение школьника к новому знанию.

Но достаточно ли сформулировать цели, выдержать базовую модель урока или дидактический цикл, для того чтобы способствовать развитию критического мышления у школьников. На этот вопрос следует ответить отрицательно, поскольку развитие критического мышления не может свестись к овладению определенными интеллектуальными умениями. Критическое мышление – это и способ миропонимания, и способ существования в мире. Поэтому процесс развития критического мышления не может ограничиваться ни набором методических приемов, пусть даже и очень разнообразных, ни измененными целями, ни чем-либо еще более современным.

 

6. Базовая технологическая модель развития
критического мышления через чтение и письмо

Концептуальная идея технологии критического мышления – формирование у личности позиции субъекта собственной учебно-познавательной деятельности, умений ее рефлексировать, организовывать, осуществлять, достигать самостоятельно поставленных целей. Эта идея определяет структуру базовой модели технологии и приемы реализации в практике преподавания. Базовая технологическая модель критического мышления состоит из трех фаз: «вызов – осмысление – рефлексия» [там же].

Стадия вызова выполняет важные задачи, и очень многое зависит от того, насколько полно эти задачи будут реализованы. Дело в том, что уже на этой стадии, в самом начале урока, должны быть задействованы все важнейшие принципы дидактики, одним из которых является опора на имеющиеся у школьников знания. Этот принцип сформулировал еще Я.А. Коменский, утверждавший, что последовательность обучения – необходимое условие, поэтому знания, предполагаемые к усвоению, надо располагать так, чтобы изучение нового материала было подготовлено предыдущими занятиями. Итак, одна из важнейших целей стадии вызова – это актуализация имеющихся у учащихся знаний и представлений по предлагаемой проблеме. Эта стадия пробуждает интерес к теме, создает установку на ее актуальное и творчески-поисковое изучение, побуждает к вопросам и их фиксирует, актуализирует имеющиеся знания и структурирует процесс дальнейшего изучения темы, материала, проблемы. Позволяет учащимся: продиагностировать собственные знания по заданной теме; сделать информационный прогноз в паре, в группе; зафиксировать это на доске. Основные методические приемы: составление кластера, «мозговой штурм». «Кластер» – это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему [4, с. 234]. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».

Разбивка на кластеры используется как на этапе вызова, так и на этапе рефлексии, может быть способом мотивации мыслительной деятельности до изучения темы или формой систематизации информации по итогам прохождения материала. В зависимости от цели учитель организует индивидуальную самостоятельную работу учащихся или коллективную деятельность в виде общего совместного обсуждения. Предметная область не ограничена, использование кластера возможно при изучении самых разнообразных тем.

Стадия осмысления. Данную стадию, пожалуй, можно назвать основной, поскольку именно на этой стадии учащимся предъявляется новый учебный материал, именно на этом этапе они вступают в контакт с новой информацией, с новыми идеями. Учащимся предоставляется возможность задуматься о природе изучаемого объекта. Они учатся формулировать вопросы по мере соотнесения старой и новой информации. Происходит формирование собственной позиции, самостоятельно отслеживается процесс понимания информации. Им предлагается набор текстов в учебных пособиях, документальных источниках (работа с текстом проходит поэтапно с остановками на обобщение информации).

На данном этапе необходима четкая организация, так как большой объем материала интенсифицирует работу. Работа в группах, парах помогает шлифовать индивидуальные познания, увеличивает речевое время, способствует реализации личностных качеств: лидера, исполнителя и т.д., формирует самооценку; индивидуальные знания превращаются в плод коллективной работы; учитель сотрудничает с учащимися; материал повторяется многократно, он многоцветен, а это способствует запоминанию. Искаженная информация в ходе работы извлекается с доски с учетом мнения учащихся: идет коррекция индивидуального познания.

Данный процесс, как и предыдущий, должен иметь мотив и происходить при активной деятельности, что является важнейшим психологическим условием осмысленного усвоения. Поэтому задача учителя состоит в поддержании интереса к учебной деятельности и интеллектуальной активности. Однако этого недостаточно. Деятельность, обеспечивающая осмысленное усвоение и понимание, должна быть осознаваема самим учащимся, в противном случае он не сможет отслеживать процесс собственного понимания, что, в свою очередь, неизбежно приведет к возникновению лакун в изучаемом материале.

«Инсерт» – «интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления» [4, с. 234] – осуществляется в несколько этапов: 1-й этап: предлагается система маркировки текста, чтобы подразделить заключенную в нем информацию следующим образом: «галочкой» помечается то, что уже известно учащимся; знаком «минус» помечается то, что противоречит их представлению; знаком «плюс» помечается то, что является для них интересным и неожиданным; «вопросительный знак» ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше; 2-й этап: читая текст, учащиеся помечают соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения; знакомство с текстом может осуществляться «на слух»; 3-й этап: учащимся предлагается систематизировать информацию, расположив ее в соответствии со своими пометками в таблицу; 4-й этап: последовательное обсуждение каждой графы таблицы.

Предметная область использования: преимущественно научно-популярные тексты с большим количеством фактов и сведений. Прием способствует развитию аналитического мышления, является средством отслеживания понимания материала.

Стадия рефлексии должна по возможности обеспечить достижение максимально полной осознанности изученной информации. Эта часть не должна свестись к простой проверке знаний в форме ответов на вопросы. Рефлексия, взгляд на себя со стороны, обеспечивается в том случае, если создаются условия для соотнесения своих знаний со знаниями других учащихся, с теми представлениями, которые имелись раньше. Кроме того, немаловажной задачей последнего этапа выступает выявление ошибок самими учащимися, совершенных в процессе усвоения, и анализ их с целью самостоятельного нахождения причин неверного решения познавательной задачи, проблемы. Стадия рефлексии включает в себя целостное осмысление и обобщение полученной информации. Учащийся закрепляет полученные знания, перестраивает первичные представления, включает новые понятия и образы; таким образом формирует «собственное» новое знание. Анализ собственных мыслительных операций составляет сердцевину данного этапа.

На данной стадии учащимся предлагается выполнить творческое задание. Например, такое задание (на дом): выбрать наиболее значимую для них цитату и написать эссе; найти ошибки в тексте, предложенном учителем; из перечисленных мудрых высказываний найти пары, противоречащие друг другу, выбрать те, что отвечают теме урока и содержанию учебного материала, составить синквейн.

«Синквейн» происходит от французского «cinq» – пять. Это стихотворение, состоящее из пяти строк, используется как способ синтеза материала (обычно на стадии рефлексии). Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях. Правила написания синквейна: первая строка – тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно именем существительным; вторая строка – описание темы в двух словах, как правило, именами прилагательными; третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами, обычно глаголами; четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к данной теме; пятая строка – одно слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы.

Синквейн может быть предложен как индивидуальное самостоятельное задание; для работы в парах; реже – коллективное творчество. Границы предметной области зависят от гибкости воображения учителя. Обычно синквейн используется на стадии рефлексии, хотя может быть дан и как нетрадиционная форма на стадии вызова. Как показывает опыт, синквейны могут быть очень полезны в качестве: инструмента для синтезирования сложной информации; способа оценки понятийного багажа учащихся; средства развития творческой выразительности. На занятиях, формирующих опыт деятельности в технологии критического мышления, эти фазы акцентируются и осмысливаются каждым участником занятия. На всех этапах урока идет диагностирование процесса познания, умений и навыков.

 

Вопросы для самостоятельной работы:

1. Какие качества, характеризуют критически мыслящую личность?

2. Может ли критическое мышление не быть теоретическим? Можно ли сформировать критическое мышление вне изучения соответствующей области знания?

3. Какие методы обучения и воспитания, способствуют развитию критического мышления?

Задание для самостоятельной работы: разработать проект технологии по развитию критического мышления.

Форма отчетности: составление кластеров, синквейнов, разработка проекта.

Зачетное мероприятие: проект занятия с использованием приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо.

 

 

Литература

1. Бедненко, В.Г. Обучение студентов критическому мышлению в информационной образовательной среде вуза / В.Г. Бедненко // Университетские чтения – 2010: материалы научн.-метод. чтений ПГЛУ. – Пятигорск: ПГЛУ, 2010. –  С. 221-224.

2. Бьюзен, Т. Супермышление / Т. Бьюзен, Б. Бьюзен; пер. с англ. Е.А. Самсонов. – 5-е изд. – Минск: Попурри, 2008. – 304 с.

3. Гражданское образование: материалылы междунар. проекта. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2000. – 382 с.

4. Заир-Бек, С.И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителя / С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская. – М.: Просвещение, 2004. – 175 с.

5. Игнатьева О.С., Лешер, О.В. Технология развития критического мышления в образовательной среде вуза // Вестник ЧГПУ. – 2017. –№ 10. – С. 25-29.

6. Клустер, Д. Что такое критическое мышление / Д. Клустер // Перемена. – 2001. – № 4. – С. 36–37.

7. Коржуев, А.В. Рефлексия и критическое мышление в контексте задач высшего образования / А.В. Коржуев, В.А. Попков, Е.Л. Рязанова // Педагогика. – 2002. – № 1. – С. 20–22.

8. Медникова, О.Н. Тенология развития критического мышления через чтение и письмо как средство развития рефлексивной деятельности учащихся // Вестник Томского гос. ун-та. – 2015. –  №6 (15). – С. 17-20.

9. Методические рекомендации по интерактивным методам преподавания права в школе / авт. кол. В.А. Вакуленко, И.Е. Уколова,
Е.С. Королькова. – М.: Новый учебник, 2002. – 192 с.

10. Новикова И.Ю., Гревцева Г.Я. Развитие критического мышления студентов в процессе познавательной самостоятельной деятельности / Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2015. – №5. – С. 47–52.

11. Расходова, И.А. Развитие критического мышления студентов вуза с помощью метода решения задач [Электронный ресурс] / И.А. Расходова // Молодежный научный форум: Гуман. науки: электр. сб. ст. по материалам XIX студ. междунар. заочной науч.-практ. конф. – М.: МЦНО, 2014. – № 12(18). – Режим доступа: URL: https: // nauchforum.ru/archive /] VINF_humanities/12(18).pdf

12. Циулина, М.В., Гревцева, Г.Я.Понятийный аппарат проблемы рефлексивно-ценностного сопровождения профессионально-творческой подготовки студентов педагогического вуза // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». – 2018. – Т. 10, № 4. – С. 37–47. DOI: 10.14529/ped180405.

 

Лекция 4

Лекция 5

СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Семинарское занятие 1

Технология организации образовательного

процесса (технология педагогического творчества)

 

План:

1. Роль принципов организации учебно-воспитательного процесса в реализации целей образования.

2. Личностно ориентированный подход как основа организации образовательного процесса.

3. Принципы организации образовательного процесса.

 

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1. Выделите систему принципов организации образовательного процесса.

2. Докажите взаимосвязь целей образования и принципов организации образовательного процесса.

3. Почему в современной педагогике технология организации процесса образования ученика рассматривается как способ управления его развитием?

4. Докажите, что принцип «приоритетного старта» (В.А. Петровский) не может использоваться в условиях авторитарного воспитания.

 

Резюме

Творчество – «деятельность человека, созидающего новые материальные и духовные ценности, обладающие общественной значимостью».

С.Л. Рубинштейн

Педагогическое творчество – «сложнейшее преобразование человеком человека».

 В.А. Кан-Калик, Н.Д. Никандров

 

Литература

1. Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В.П. Беспалько. – М.: Новая шк., 1997. – 336 с.

2. Коджаспирова, Г.М. Педагогика в схемах, таблицах, и опорных конспектах / Г.М. Коджаспирова. – М.: Айрис-Пресс, 2008. – 254 с.

3. Морозова, О.П. Педагогический практикум: учеб. задания, задачи и вопросы: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / О.П. Морозова. – М.: Академия, 2000. – 320 с.

4. Селевко, Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления / Г.К. Селевко. – М.: НИИ школьных технологий, 2005. – С.40–62.

5. Сластенин, В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под. ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2003. – 304 с.

 

 

Семинарское занятие 2

Резюме

«Для  дитяти игра – действительность, и действительность гораздо более интересная, чем та, которая его окружает. Интереснее она для ребенка именно потому, что отчасти есть его собственное создание. В игре дитя живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни, в которую он не мог еще войти по сложности ее явлений и интересов. В действительной жизни дитя не более чем дитя, существо, не имеющее еще никакой самостоятельности, слепо и беззаботно увлекаемое течением жизни; в игре же дитя, уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями».

Ушинский, К.Д. Человек как предмет воспитания / К.Д. Ушинский // Соч. Т. 1. – М., 1950. – С. 70.

 

Литература

1. Панфилова, А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.П. Панфилова. – М.: Академия, 2009. – 192 с.

2. Панина, Т.С. Современные способы активизации обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т.С. Панина,
Л.Н. Вавилова; под ред. Т.С. Паниной. – М.: Изд. центр «Академия», 2006. – С. 67–52.

3. Современные технологии обучения: метод. пособие по использованию интерактивных методов в обучении / ред. Г.В. Борисова, Т.Ю. Аветова, Л.И. Косова. – СПб.: Полиграф, 2002. – 79 с.

4. Селевко, Г.К. Альтернативные педагогические технологии /
Г.К. Селевко. – М.: НИИ школьных технологий, 2005. – 219 с.

5. Селевко, Г.К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП / Г.К. Селевко. – М.: НИИ школьных технологий, 2005. – 288 с.

 

 

Семинарское занятие 3

План:

1. Основные формы и методы психолого-педагогической диагностики.

2. Анкетирование и тестирование.

3. Диагностика ученического коллектива, уровня воспитанности и социализированности учащихся.

4. Освоение методов изучения результатов и организации педагогического процесса.

 

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1. Назовите основные принципы построения деятельности педагогов по изучению эффективности процесса воспитания.

2. Опишите каждый этап диагностического процесса.

3. Проведите исследование с группой ребят, используя методики диагностики уровня творческой активности учащихся.

 

Резюме

«Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях».

Ушинский, К.Д. Предисловие к первому тому «Педагогической антропологии» / К.Д. Ушинский // Антология педагогической мысли России второй половины XIX – начала XX в. – М., 1990. – C. 61.

 

Литература

1. Иванов, Д.А. Управление качеством образовательного процесса / Д.А. Иванов. – М.: Сентябрь, 2007. – 207 с.

2. Ситаров, В.А. Дидактика: учебник для студ. пед. вузов / В.А. Ситаров; под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2002. – 366 с.

3. Трайнев, В.А. Системы и методы стратегии повышения качества педагогического образования. Обобщение и практика / В.А. Трайнев, И.В. Трайнев. – М: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2006. – 194 с.

4. Управление качеством: Т. 2. Принципы и методы всеобщего управления качеством / под ред. В.Н. Азарова. – М.: МГИЭМ, 2000. – 356 с.

5. Хуторской, А.В. Педагогическая инноватика: учеб. пособие для вузов / А.В. Хуторской. – М.: Академия, 2008.

6. Шилова, М.И. Изучение воспитанности школьников / М.И. Шилова. – М.: Педагогика, 1990. – 144 с.

7. Щуркова, Н.Е. Классное руководство: рабочие диагностики / Н.Е. Щуркова. – М.: Пед. об-во России, 2001. – 268 с.

 

Семинарское занятие 4

 

План:

1. Роль положительного эмоционального состояния в мотивации профессиональной деятельности педагога.

2. Методики управления педагогом своим эмоциональным состоянием.

3. Методики развития мотивационно-профессионального потенциала личности педагога.

 

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1. Перечислите типичные недостатки и затруднения учителей в моделировании и реализации воспитательной системы в процессе обучения.

2. Подготовьте сообщения на тему: «Система критериев сформированности воспитанности и методы определения уровней воспитанности».

 

Резюме

«Диагностировать – значит поставить диагноз. Профессиональная деятельность педагога сродни деятельности врача. Насколько точно будет поставлен индивидуальный диагноз, настолько эффективным будет педагогическое взаимодействие.

Сообразуясь с тем, что назначением педагогического процесса, педагогической деятельности является развитие участников педагогического процесса, а «развитие» есть качественное изменение состояния чего-либо, можно сделать следующий вывод: педагогическая диагностика – процесс изучения состояния, изменения состояния участников педагогического процесса, педагогической деятельности, педагогического взаимодействия».

Кашлев, С.С. Технология интерактивного обучения / С.С. Кашлев. – Мн.: Беларусский верасень, 2005. – С. 171.

 

Литература

1. Андреев, В.И. Педагогика: учеб. курс для творческого саморазвития / В.И. Андреев. – 2-е изд. – Казань: Центр инновационных технологий, 2000. – 608 с.

2. Бабанский, Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: дидактический аспект / Ю.К. Бабанский. – М.: Педагогика, 1982. – 192 с.

3. Безрукова, B.C. Педагогика. Проективная педагогика / В.С. Безрукова. – Екатеринбург, 1996.

4. Белова, Н.И. Мастерская: возможности саморазвития человека / Н.И. Белова // Развивающее обучение: мат-лы науч-метод. конф. 18–19 февраля 1998 г. Вопросы методологии и техн. Вып. 3. – СПб.: «Сударыня», 1998. – С. 40–42.

5. Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В.П. Беспалько. – М.: Педагогика, 1989. – 192 с.


ЛАБОРАТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ

 

ЛАБОРАТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ – форма организации учебного процесса, один из видов самостоятельной практической и исследовательской работы учащихся с целью углубления и закрепления теоретических знаний, развития навыков самостоятельного экспериментирования. Основным методом организации лабораторных занятий является лабораторная работа.

 

Лабораторная работа 1

Задание 1. Сравните взгляды разных авторов на понятие «педагогическая технология». Какое из них, на Ваш взгляд, глубже раскрывает сущность педагогической технологии?

Задание 3. Прочитать фрагмент лекции № 2 учебного пособия О.С. Гребенюк «Общая педагогика» и разработать «кластер» и «синквейн» по теме «Педагогические технологии».

 

Внимание! Пояснение к разработке кластера и синквейна вы найдете в лекции № 2 вариативной части

 

Лабораторная работа 2

Задание 1. Задачи по проектированию содержания и отбора способов деятельности учеников

Задача 1. Учитель литературы планирует урок по теме. «"Особенный человек" Рахметов в романе Чернышевского "Что делать?"».

Фрагмент из книги Ю.Л. Львовой «Творческая лаборатория учителя» (М., 1985).

Как провести занятие?

В форме беседы? Нет. Это в какой-то степени распылит материал, и вряд ли каждый постигнет образ Рахметова во всем объеме и глубине.

А если лекция? Нет, ведь в лучшем случае ученики будут заинтересованными слушателями…

Может быть, доклад сильного ученика? Доклад? Нет, вряд ли он окажется результативнее лекции учителя. И все-таки необходим доклад, это точно. Только в новой форме: ученики должны встать в позицию исследователей. И это получится, если докладчиком будет не один ученик, которого я назначу, а все, весь класс. Да, они получат задание: каждому приготовить доклад на тему «Особенный человек Рахметов как воплощение идеала автора».

Пройду по рядам, бегло просмотрю материалы (план, конспект, тезисы, подбор аргументов, цитат и пр.), выберу одного докладчика. Кого? Лучше не самого сильного: он может так исчерпывающе и убедительно изложить материал, что конференция по докладу не состоится. Значит, слабого, который схематично раскроет образ Рахметова? Это убьет урок. Надо выбрать такого докладчика, у которого добросовестно сделана работа, но, как правило, есть «белые пятна», спорные мысли, словом все, что дает пищу и для познания, и для дискуссии в классе.

Итак, доклад. А чтобы ребята были не пассивными слушателями, нужно предложить им по ходу доклада набросать его план и потом сравнить этот план со своим. Готовясь к дискуссии, ребята составят рецензии на доклад.

Стоп! Рецензии... Представляю, как начнут «раскачиваться» ребята. Уйдет много времени. Нельзя! Значит, надо раздать каждому карточки с планом рецензии: 1) раскрыта ли тема? 2) достаточно ли доказательств? 3) последовательно ли расположен материал? 4) что вызывает возражения, что можно дополнить? 5) каков язык докладчика? 6) какую оценку заслужил докладчик?

Так, хорошо. После доклада надо организовать дискуссию, а в заключение подвести итог урока, оценить работу учеников и предложить на дом сочинение «Уроки Рахметова».

Вопросы и задания:

1. На что опирался педагог в отборе способов работы на уроке?

2. Выделите из текста формы работы на уроке в соответствии с логикой размышлений педагога.

3. Разбейте весь фрагмент на смысловые «единицы», отражающие мотивы выбора педагога. Оцените выбор, сделанный в каждом случае.

 

Задача 2. Организация деятельности учащихся на уроке.

Изучение по ботанике темы «Основные группы растений».

В начале урока каждый ученик в течение 20 минут под руководством учителя овладевает необходимыми программными знаниями, умениями и навыками по одной из групп растений на выбор – бактерии, водоросли, грибы, лишайники, мхи, папоротникообразные, голосеменные и т.д. Затем до окончания урока все ученики по очереди работают в парах сменного состава друг с другом, они меняются ролями, выступая то в качестве обучаемых, то в качестве обучающих.

 

Вопросы и задания:

1. Какие задачи решал педагог, организуя процесс обучения таким образом?

2. Какие способы влияния и от кого их ощущали на себе ученики в процессе изучения темы?

3. В чем вы видите педагогическое значение ситуаций выбора в процессе обучения?

 

Задача 3. Организация групповой деятельности учащихся в форме деловой игры (на уроке химии).

Учитель: «Представьте, что вы создаете современный завод по производству искусственного волокна из отходов лесоматериалов. Для этого вам необходимо организовать работу следующих отделов предприятия: химико-технологического, инженерно-экономи-ческого, экологического, подготовки кадров».



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 106; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.202.45 (0.166 с.)