Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Педагогическая технология и педагогическое мастерство

Поиск

При конструировании мастерской от руководителя-мастера требуется широкая эрудиция, глубокое знание материала темы мастерской, нестандартное видение темы. Как пишет А. Бассис, спланировать мастерскую – это «всего лишь (но в этом «всего лишь» – главное) очертить концептуальное содержание, т.е. узел разрыва, коренного поворота, найти тот удивительный секрет, который наполнит смыслом и содержанием знания, остававшиеся до сих пор книжными» [2].

Задача мастера в рамках данной технологии обусловлена принципами и условиями организации мастерской. Следовательно, мастер должен создать условия для выведения внутреннего опыта учителя, студента, ученика вовне: во внешнем диалоге с другими, в совместной групповой работе есть возможность увидеть свои ошибки.

Основная цель мастера – обеспечение педагогического сопровождения самостоятельного творческого исследования, проводимого ребенком в рамках мастерской. Главное – создать в мастерской условия для саморазвития, самовоспитания, самопознания. На занятиях будущие учителя выступают в качестве обучаемых, моделируя работу обычного класса.

Цель мастерской: повышение профессиональной компетентности, расширение методического мышления, освоение современных педагогических технологий, формирование рефлексии и умения создавать условия для успешного воспитания и обучения. Занятия выстраиваются таким образом, чтобы учителя могли провести подобные занятия со своими учениками или коллегами во время педагогической практики, методических дней, семинаров.

Каждый участник мастерской должен получить возможность высказать замечания по его ходу; процедуре организации. Важно, чтобы участники мастерской проанализировали свои действия на занятии, зафиксировав свое эмоциональное отношение к работе, ответили на вопрос: как себя чувствовали в роли учеников, комфортно им было или нет. Итогом занятия может быть анкета обратной связи или опросный лист, результаты опроса – информация для размышления автору.

Любая форма проведения педагогической мастерской: тренинги, ролевые игры, дебаты; презентация; практикумы; стендовая защита и др. требует серьезной подготовительной работы, в том числе подготовки оснащения мастерской. Если у участника мастерской появится желание совершенствовать свое педагогическое мастерство: активно использовать полученные знания в практике работы, а также провести личное исследование на основе приобретенных знаний и содействовать развитию новой для него методики обучения, значит, цель педагогической мастерской выполнена.

И.А. Мухина выделяет следующие принципы и правила ведения мастерской: 1) ценностно-смысловое равенство всех участников, включая мастера-руководителя мастерской; 2) право каждого на ошибку; 3) безоценочная деятельность; 4) предоставление свободы, 5) значительный элемент неопределенности, неясности; 6) диалоговость; 7) организация и перестройка реального пространства; 8) решительное ограничение участия, практической деятельности мастера, руководителя как авторитета на всех этапах мастерской.

Мастер опирается на ряд принципов, необходимых для осуществления педагогической мастерской. Реализация задач педагогической мастерской осуществляется не только с помощью набора педагогических приемов, которые могут создать определенную структуру, важно знать и принципы педагогической техники.

Реализация задач педагогической мастерской осуществляется не только с помощью набора педагогических приемов, которые могут создать определенную структуру, важно знать и принципы педагогической техники.

Опыт проведения педагогических мастерских позволяет нам считать целесообразными и эффективными принципы педагогической техники [28]: свободы выбора (позволяет создать «свою» конструкцию из заданных кирпичей); открытости (позволяет оценить свое личностное знание со званиями других); деятельности (единственный путь, ведущий к знаниям); обратной связи (рефлексия и саморефлексия обеспечивает анализ полученного результата, оценку личностного знания); затратности, оптимальности самого процесса.

Процесс обучения как часть образования выполняет сложные функции, отвечая за определенную направленность единого явления становления личности. При этом становление и развитие личности происходит в единстве двух основных процессов: воспитания и обучения. Но тот и другой процесс трудно полностью выделить, так как между ними существуют довольно сложные взаимосвязи. Основное взаимопроникновение можно представить очень простой формулой: обучение воспитывает, а воспитание обучает (там же). В технологии педагогической мастерской нам кажется целесообразным личностно-личностный тип взаимодействия.

Завершая рассмотрение возможностей педагогической мастерской, остановимся на одном важном аспекте. Педагогическая мастерская позволяет человеку саморазвиваться, самореализовываться. Коллективная работа создает атмосферу сотрудничества, взаимопонимания, содействует повышению уровня коммуникативной культуры. Педагогическая мастерская может быть не только формой предъявления опыта, развития творческих способностей студентов, но и средством воспитания гражданских качеств студента.

 

Вопросы для самостоятельной работы:

1. Что такое педагогическая мастерская?

2. Каковы принципы и правила ведения мастерской?

3. Чем определяется и как реализуется этот воспитательный потенциал педагогической мастерской?

4. Каковы основные особенности педагогической мастерской?

5. Могут ли быть взаимозаменяемыми понятия «педагогическая мастерская» и «мастер-класс»?

6. Каковы структурные компоненты педагогической мастерской?

7. Каково значение педагогической мастерской?

8. Чем отличается понятие «педагогическая мастерская» от термина «мастер-класс»? Какой представляется Вам связь между этими понятиями?

Задание для самостоятельной работы:

1. Подготовьте проект педагогической мастерской по выбранной Вами теме.

2. Проанализируйте возможности технологии педагогической мастерской в учебном процессе.

Форма индивидуальной работы: алгоритм создания проекта, его презентация.

Зачетное мероприятие: презентация занятия в форме педагогической мастерской.

 

Литература

1. Гревцева, Г. Я., Курбатова О.Л. Педагогическая мастерская как форма организации исследовательской работы студентов [Текст] / Г. Я. Гревцева, О. Л. Курбатова // Молодежь в науке и культуре XXIв.: материалы междунар. науч.-творч. форума. 31 окт. – 3 нояб. 2016 г. / Челяб. гос. ин-т культуры. – Челябинск, 2016. – С. 147–150.

2. Андреева, Ж.О. Педагогическое сопровождение профессионально-личностного становления студента педколледжа (проект «Призвание»): [Из опыта работы] / Ж.О. Андреева, М.Г. Ермолаева. – СПб.: Тускарора, 2001. – 151 с.

3. Бассис, А. Об основах «Нового образования» / А. Бассис; под ред. Э.С. Соколовой // Педагогическая мастерская: «Франция – Россия». – М.: Новая школа, 1997. – С. 16–20.

4. Бассис, А. Узнавать новое – значит порывать со старыми знаниями / А. Бассис; под ред. Н.И. Беловой, Ф.В. Зыряновой // Педагогическая мастерская: интеграция отечественного и зарубежного опыта. – СПб.: СПГУПМ, 1995. – Вып. 1. – С. 15–19.

5. Башляр, Г. Психоанализ огня / Г. Башляр. – М.: Прогресс,
1993. – 174 с.

6. Белова, Н.И. Мастерская: возможности саморазвития человека / Н.И. Белова // Развивающее обучение: материалы науч.-метод. конф.
18–19 февраля 1998 г. Вопросы методологии и технологии. – СПб.: Сударыня, 1998. – Вып. 3. – С. 40–42.

7. Белова, Н.И. Педагогическая мастерская как средство развития личности участников образовательной деятельности / Н.И. Белова. – СПб., 2000. – 216 с.

8. Галицких, Е.О. От сердца к сердцу. Мастерские ценностных ориентаций для педагогов и школьников: метод. пособие / Е.О. Галицких. – СПб.: Паритет, 2003. – 160 с.

9. Галышева, А.С., Кириллова, Г.Д. Педагогические мастерские как технология реализации концепции развивающего обучения // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. – 2014. – №4. – С.12-19. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-masterskie-kak-tehnologiya-realizatsii-kontseptsii-razvivayuschego-obucheniya (дата обращения: 06.01.2019).

10. Герасимова, Т.Ю. Педагогическая мастерская как средство раскрытия творческого потенциала личности студента: монография /
Т.Ю. Герасимова, Т.Е. Гордиенко. – Красноярск: СибГАУ, 2007. – 248 с.

11. Ибрагимова, Л.Д. Педагогическая мастерская учителя истории и обществознания / Л.Д. Ибрагимова // Гражданское образование в российской школе. – М.: ООО «Изд-во Астрель»; ООО «Изд-во АСТ», 2003. – С. 357–371.

12. Кулагина Е.В., Осин А.К. Технология педагогических мастерских по литературе «Школа социализации» // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 5-3.;
URL: http://www.eduherald.ru/ru/article/view?id=13744 (дата обращения: 06.01.2019).

13. Лямкина, О.А. Педагогическая мастерская как форма организации профессионально-творческой подготовки будущего учителя: дис.... канд. пед. наук / О.А. Лямкина. – Саранск, 2004. – 222 с.

14. Макаренкова, Т.Ю. Педагогическая мастерская как фактор совершенствования профессионализма учителя: дис.... канд. пед. наук / Т.Ю. Макаренкова. – М., 2009. – 208 с.

15. Мейчик, Г.А. Реализация педагогической технологии мастерских в вузе: дис.... канд. пед. наук: 13.00.01 / Г.А. Мейчик. – СПб., 2005. – 196 с.

16. Мухина, И.А. Что такое педагогическая мастерская? /
И.А. Мухина, Т.Я. Еремина // Мастерские по литературе: интеграция инновационного и традиционного опыта: книга для учителя. – СПб.: СПб. ГУПМ, 2002. – С. 4.

17. Окунев А.А. Урок? Мастерская? Или... / А.А. Окунев. – СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2001.

18. Педагогические мастерские по литературе / под ред. А.Н. Сиваковой. СПб.: Изд-во «Корифей», 2000. – 352 с.

19. Сайтханова, В.Я. Педагогическая мастерская как интерактивная форма подготовки бакалавров специального дефектологического образования // Личность, семья, общество: вопросы педагогики и психологии: сб. материалов по итогам IV междун. Науч.-прак. Конф. – №4. Ч.II. – Новосибирск: Сибак, 2011.

20. Степихова, В.Л. Педагогическая мастерская / В.Л. Степихова // Нач. школа. – 1999. – № 1. – С. 57.

21. Струценко, О. Технология «Педагогических мастерских» как результат совместного творчества зарубежных и российских педагогов /
О. Струценко [Электронный ресурс]. – Режим доступа: (http:// www.prof. msu.ru/publ/omsk/67. htm.).

22. Технология обучения взрослых: пособие для тех, кто работает в системе образования взрослых / под общ. ред. О.В. Агаповой,
С.Г. Вершловского, Н.А. Тоскиной. – СПб.: КАРО, 2008. – 2008. – 176 с.

23. Файзрахманова, А.Л., Файзрахманов, И.М. Технология творческих мастерских в подготовке будущего учителя // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=18502 (дата обращения: 06.01.2019).

Лекции 3

Технология развития критического мышления
через чтение и письмо

План:

1. Критическое мышление. Признаки и характеристика.

2. Дидактический цикл Л.Я. Зориной.

3. Базовая технологическая модель критического мышления.

Основные понятия: технология, критическое мышление, кластер, инсерт, синквейн.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 132; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.235.104 (0.008 с.)