Информационный материал с методическими указаниями



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Информационный материал с методическими указаниями



Закономерности развития творческого потенциала учителя в процессе профессиональной деятельности

Б.И. Стрелец, В.М. Ступников

Новаторский педагогический опыт – результат, прежде всего, творческой педагогической деятельности учителя, которая может быть определена как поиск, осуществляемый в условиях неопределенности, когда неизвестен алгоритм и нет системы действий, отсутствует план деятельности и неизвестно какие знания и умения необходимо применить для разрешения поставленной проблемы. Педагогическое творчество мы рассматриваем как особый вид деятельности учителя, направленный на создание качественно новых для него продуктов, имеющих субъективную и социальную ценность. Новизна продукта творческой педагогической деятельности имеет два аспекта: объективный и субъективный. Первый аспект характеризуется новизной и ценностью полученного продукта вообще для педагогической науки, а второй определяется новизной для самого субъекта деятельности. Субъективный аспект в педагогическом творчестве учителя присутствует всегда, объективный встречается гораздо реже.

В процессе творческой деятельности у учителя формируются не столько сами новые знания и конструктивные элементы деятельности, сколько более общие представления о профессиональной деятельности, то есть ее вторичное содержание, которое не усваивается в процессе приема словесной информации или при наблюдении за образцами такой деятельности, а их можно сформировать только в процессе собственной деятельности. По этой причине сложилось распространенное мнение, что обучить творческой деятельности невозможно и можно лишь научиться ей. Однако любая догматизация достигнутого уровня педагогических знаний серьезно тормозит развитие представлений о природе, базовой основе и самом процессе творческой педагогической деятельности.

«В психологии творчество изучается главным образом в двух аспектах: как психологический процесс созидания нового и как совокупность свойств личности, которые обеспечивают ее включенность в этот процесс» [1]. Следовательно, если о самом ходе творческого процесса часто затруднительно судить, то о формировании качеств личности имеется достаточное количество информации эмпирического и теоретического характера.

Рассматривая творчество как психологический процесс, Б.М. Кедров отмечал, что существует реальная возможность выявления основных вех в этом процессе [1]. В своих работах
М.Н. Скаткин предлагал представить эту деятельность как определенную совокупность творческих процедур, безотносительных к содержанию творческой деятельности и единых для любого творческого процесса. К таким процедурам были отнесены самостоятель-ный перенос знаний и умений в новую ситуацию, видение новых проблем в знакомых и стандартных ситуациях, построение структуры изучаемого объекта, обнаружение новых функций знакомого объекта и др. Аналогичных взглядов придерживался П.К. Анохин, утверждая, что любая творческая деятельность складывается из универсальной инвариантной функциональной архитектуры и содержательного заполнения этой архитектуры [2].

Личностный аспект педагогического творчества, совокупность психических качеств, характерных для творческой личности, включающая в себя воображение, гибкость ума, дивергентное мышление, внутреннюю мотивацию и совокупность других психических свойств, эффективно изучается с помощью факторного анализа и других статистических методов, что позволяет описывать не только саму личность педагога, но и влияние на продуктивность его педагогического творчества общественно-социальных ситуаций, образования, пола, возраста и других факторов (О.А. Абдуллина, Н.В. Кузьмина, А.И. Щербаков и др.).

В настоящей работе под термином «творческий потенциал учителя» понимается интеллектуальная структура, состоящая из совокупности психических процессов и свойств личности, реализующихся в процессе педагогического творчества.

Основы творческого потенциала учителя формируются, закладываются в процессе профессиональной подготовки и в дальнейшем развиваются в его профессиональной деятельности. В развитии творческого потенциала проявляются общеприродные закономерности, которым подчиняется развитие всего сущего (неживой, живой и разумной материи, социальных систем). Поскольку сознание педагога является частью сущего, то в его развитии и функционировании находят свое проявление эти всеобщие закономерности.

Единый и целостный процесс развития всего сущего многогранен и каждая общеприродная закономерность отражает только лишь одну из множества этих граней, один из аспектов этой целостности. Эти закономерности органично связаны между собой, взаимно дополняют и взаимообусловливают друг друга. Они неразделимы. Однако при теоретическом анализе, представляя развитие как совокупность процессов, реализующих эти общеприродные закономерности, можно с целью более глубокого изучения и осознания рассмотреть каждую из них отдельно.

ГЕНЕТИЧEСКАЯ закономерность заключается в том, что любая система в своем онтогенезе кратко и сжато повторяет филогенез своей системной совокупности. Согласно генетической закономерности в процессах развития творческого потенциала учителя в сжатом и опосредованном виде повторяются все исторические этапы процесса развития педагогического творчества человечества вообще. Исторические фазы развития этого общечеловеческого опыта творчества в ходе развития творческого потенциала учителя следуют в эволюционно и функционально строго закрепленном порядке без выпадения промежуточных звеньев.

Закономерность УСЛОЖНЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ творческого потенциала как совокупности психических процессов и качеств личности реализуется в сознании индивида с одновременной дифференциацией функций и подсистем этой целостной интеллектуальной системы. Принцип иерархической организации или интегративных уровней формируемых интеллектуальных структур деятельности в работах многих авторов под сомнение не ставится (П.К. Анохин, Л.И. Анциферова, Л.Н. Куликов, А.И. Щербаков и др.).

Закономерное усложнение уровня организации творческого потенциала представляет качественные переходы от низших уровней творчества к высшим, которые могут осуществляться лишь при достижении определенного минимума приобретенного опыта и качеств личности на нижестоящих уровнях. При реализации этой закономерности происходит изменение функциональной универсальной архитектуры творческого процесса (П.К. Анохин). Каждый новый уровень зарождается в недрах предшествующих уровней организации творческого потенциала, возникает на базе предшествующих, но не обладает более высоким качеством, которое к сумме качеств предшествующих уровней не сводится (свойство эмерджентности). В своем развитии творческий потенциал учителя должен последовательно проходить все фазовые состояния от низших уровней к высшим без пропуска промежуточных этапов (генетическая закономерности), так как более высокие уровни организации могут зародиться только в недрах предшествующих уровней, а другими путями они сформироваться не могут.

ОДНОНАПРАВЛЕННОСТЬ развития творческого потенциала отражается в неограниченности необратимых и направленных изменений интеллектуальной системы от простого к сложному, от низшего к высшему. Если изменения будут обратимыми, то это процессы не развития, а функционирования (циклические воспроизведения постоянной системы функций), которые к творчеству как таковому отношения не имеют. При отсутствии однонаправленности изменения творческого потенциала не могут накапливаться и качественные переходы и скачки, что является характерным признаком любого развития [3]. Развитие возможно лишь в процессе приобретения достаточного личного опыта творческой педагогической деятельности, при значительной затрате своих физических, психических и духовных ресурсов. «Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. Извне он не может получить только возбуждение...» [4]. Только в процессе своей собственной деятельности учитель может вызвать изменение качеств своей личности, развитие своего творческого потенциала и ни какие обсуждения, обобщения, знакомства с опытом других педагогов не изменят его творческий потенциал, так как все перечисленные факторы являются лишь внешними побудителями его творческой деятельности.

Одним из следствий проявления этой закономерности является закон АЛЛОМЕТРИИ – временной несогласованности в развитии подсистем творческого потенциала учителя (одни подсистемы развиваются быстрее, другие – медленнее). Стремление подогнать темпы развития одной подсистемы под темпы развития другой будет явным нарушением этой общеприродной закономерности, и положительных результатов от реализации такого намерения ждать не приходится.

Другим следствием однонаправленности развития творческого потенциала учителя является закон ОПТИМАЛЬНОСТИ, суть которого заключается в том, что любая интеллектуальная система (творческий потенциал) с наибольшей эффективностью функционирует в некоторых характерных для нее пространственно-временных пределах. Другими словами, никакая интеллектуальная система не может сужаться или расширяться до бесконечности. В каждый конкретный период времени творческий потенциал учителя находится на определенном уровне развития и эффективно функционирует лишь в данный временной период. В последующие временные периоды структура творческого потенциала качественно изменяется (возникает другая интеллектуальная система), и он либо развивается (выходит на новые более высокие уровни), либо деградирует (переход от высшего к более низким уровням). Сохранение творческого потенциала учителя на одном качественном уровне длительное время («застой») невозможно. Развитие или деградация. Третьего варианта нет.

ПЕРИОДИЧЕСКАЯ закономерность развития творческого потенциала отражается в периодическом повторении свойств, процессов и явлений в рядах систем различных уровней, когда на новых качественных уровнях развития интеллектуальных структур возрождаются системы давно осознанные на предшествующих более низких уровнях, приобретая при этом обновленный смысл. При теоретическом анализе есть смысл учитывать цикличность и периодичность самой творческой деятельности учителя, в процессе которой формируется и изменяется его творческий потенциал.

Если представить творческий потенциал учителя как систему, то есть все основания говорить о процессах самоорганизации этой системы, которые детерминируются как внешними, так и внутренними факторами. К внешним факторам можно отнести влияние социально-экономической среды, задач, стоящих перед конкретным педагогическим коллективом, особенностей учебного заведения, в котором трудится учитель, профиля подготовки в нем и др. К внутренним факторам относят потребность в творческой деятельности, мотивационную и духовно-ценностную сферу, другие внутренние источники творческой активности учителя.

Закономерность САМООРГАНИЗАЦИИ творческого потенциала учителя проявляется на всех иерархических уровнях его организации, характеризуется явлением сходимости к определенному оптимуму в области неравновесной устойчивости и информационной насыщенности [7].

К основным чертам этой самоорганизации можно отнести следующие:

А) Формирование каждой новой структуры творческого потенциала учителя всегда начинается с максимально и реально существующей неопределенности, так как переход на новый качественный уровень предполагает отрицание предшествующего уровня организации и при этом из нескольких альтернативных вариантов перехода используется тот, который ведет к минимуму фундаментальных изменений и роста энтропии в этой системе. В связи с этим положением следует остановиться на принципе СИСТЕМНО-ДИНАМИЧЕСКОЙ КОМПЛЕМЕНТАРНОСТИ (баланса консервативности и изменчивости в системе), который можно сформулировать для творческого потенциала учителя следующим образом: «Творческий потенциал учителя как самоорганизующаяся система состоит из двух типов подструктур: один из них сохраняет и закрепляет уже сложившиеся строение и функции этого потенциала, а другой способствует видоизменению и даже саморазрушению системы с образованием качественно новой ее функционально-морфологической специфики». Борьба этих двух противоположных начал является одним из «двигателей» процесса развития творческого потенциала.

Из сущности системно-динамической комплементарности с необходимостью вытекает ПРИНЦИП Ле Шателье-Брауна, что каждая система сопротивляется своему изменению, и в периоды наибольших темпов развития (изменения) системы возникают максимальные тормозящие моменты [8]. Следовательно, творческий потенциал учителя (как самоорганизующаяся интеллектуальная система) противится изменению своего состояния, чем объясняются трудности перехода на новый качественный уровень в процессах интеллектуального развития. Из этого принципа был выведен ЗАКОН ХИЛЬМИ, что любая система в чуждой ей среде растворяется, рассасывается, уничтожается, чем и объясняется невозможность успешного внедрения принципиально нового в уже сложившуюся интеллектуальную систему. Другими словами, творческий потенциал учителя как самоорганизующаяся система тормозит процессы своего развития.

Б) С ростом сложности организации творческого потенциала как системы происходит ускорение темпов ее развития. Чем на более высоком уровне развития находится творческий потенциал учителя, тем быстрее он изменяется и развивается. На низких уровнях организации этой системы темпы развития минимальны.

В) Творческий потенциал учителя должен быть открытой системой, так как развитие самоорганизующихся материальных или идеальных систем происходит только за счет окружающей среды. Замкнутая система всегда деградирует (принцип роста энтропии в замкнутой системе). Сохраняемость и развитие этой интеллектуальной системы зависят от степени поступления, обработки и эффективного использования информационных потоков из окружающей среды.

Г) К ресурсам самоорганизации творческого потенциала следует отнести культурный, профессиональный и общеобразовательный уровень учителя, его потребности и интересы, то есть все то, что определяет мотивы его деятельности вообще и профессиональной деятельности, в частности.

Д) Основные резервы (невостребованные ресурсы) процесса самоорганизации творческого потенциала таятся в самом учителе, в его далеко не полностью используемых возможностях и в системе подхода к использованию этих возможностей.

В результате этого краткого теоретического обзора рассматриваемой проблемы можно сформулировать следующие предварительные выводы.

В развитии творческого потенциала учителя находят свое отражение общеприродные закономерности развития.

Генетическая закономерность проявляется в том, что в процессе онтогенеза творческого потенциала учителя в том или ином виде отражается филогенез общечеловеческого творческого педагогического опыта.

Проявление закономерностей однонаправленности процесса развития творческого потенциала учителя от низшего к высшему приводит к формулировке закона аллометрии (временной неравномерности развития подсистем этой интеллектуальной системы) и закона оптимальности функционирования в определенных пространственно-временных границах.

Периодическая закономерность характеризует циклическую замкнутость структур развивающегося творческого потенциала учителя, обеспечивающую устойчивое существование этой интеллектуальной системы на достигнутом уровне развития.

Закономерная самоорганизация творческого потенциала учителя на всех иерархических уровнях организации обеспечивает сходимость этой системы к определенному оптимуму негэнтропийной устойчивости за счет окружающей среды и приводит к формулировке принципа системно-динамической комплементарности, принципа Ле Шателье-Брауна и закона Г.Ф. Хильми.

Основные невостребованные ресурсы (резервы) процесса развития творческого потенциала учителя таятся в нем самом, в его не полностью использованных возможностях и в системе подхода к использованию этих возможностей.

 

Литература

1. Анохин, П.К. Проблема принятия решения в психологии и физиологии / П.К. Анохин // Проблемы принятия решения. – М.: Наука, 1976. – С. 11–12.

2. Абдуллина, О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования / О.А. Абдуллина. – М.: Просвещение, 1984.

3. Авдеев, Р.Ф. Философия информационной цивилизации /
Р.Ф. Авдеев. – М.: ВЛАДОС, 1994. – С. 104–107.

4. Большая советская энциклопедия. – 3-е изд.-е. – Т. 25. – М.: Советская энциклопедия, 1976. – С. 331.

5. Большая советская энциклопедия. – 3-е изд.-е. – Т. 21. – М.: Советская энциклопедия, 1975. – С. 409.

6. Дистерверг, А. Избранные педагогические сочинения / А. Дистерверг. – М.: Педагогика, 1936. – С. 113.

7. Кузьмина, Н.В. Очерки психологии труда учителя / Н.В. Кузьмина. – Л.: ЛГУ, 1967.

8. Стрелец, Б.И. Концепция современного естествознания: учеб. пособие. – Ч. 1. Общие вопросы учебного курса / Б.И. Стрелец, В.М. Ступников. – Благовещенск: Государственный педагогический университет, 1999. – 53 с.

 

Как написать аннотацию к статье?

Вопрос «как написать аннотацию к статье» сейчас довольно актуален, учитывая то, что даже к научным трудам требуется характеристика (чем, по сути, и является аннотация). Какие же требования следует учесть, чтобы Ваша аннотация достигла своей цели – а именно убедила читателя в том, что данную статью обязательно следует прочесть.

Изначально Вам следует запомнить – аннотация не является пересказом текста. Поэтому крайне нежелательным является даже цитирование оригинала без заключения текста в кавычки и ссылки на первоисточник. Если перед автором возникла проблема, как написать аннотацию к статье и сделать это качественно, то нужно учитывать, что такие выражения, как «я думаю», «я считаю» следует сразу исключить, так как вкусы каждого человека субъективны.

То, что понравилось Вам, может быть совершенно не интересно читателю. Поэтому при написании аннотации следует исходить из того, что в ней должна максимально точно отображаться суть аннотируемой статьи без Вашего личного о ней мнения. При этом вполне уместно привести несколько отзывов, источники которых знакомы со статьей и пользуются определенной популярностью в той области, к которой относится аннотируемый материал.

Далее Вы должны обязательно определить, какими критериями Вы будете руководствоваться при написании характеристики текста. Постарайтесь быть как можно более лаконичны, точны и, как это ни странно, просты в своих высказываниях. Ваша аннотация должна быть понятна любому человеку, поэтому, если она будет изобиловать научными терминами и различными сложными речевыми оборотами, уровень ее читабельности значительно снизится, что, естественно, не совсем желательно для качественной характеристики статьи. Избегайте сведений, которые известны каждому, штампов.

Также будет очень полезно, если Вы укажете целевую аудиторию аннотируемого текста и сообщите о наличии изображений, которыми он дополняется (если они есть в наличии, и составляют неотъемлемую часть материала). Не очень приветствуется наличие сведений, которые совершенно не относятся к тематике аннотируемой статьи, а также избыточных сведений о ней. Стиль должен быть художественный, нейтральный либо научный (если к этому располагает первоисточник).

Виды аннотаций:

По содержанию и целевому назначению: справочные (дают характеристику текста без критической оценки) и рекомендательные (дают характеристику и оценку текста относительно его пригодности для определенной аудитории потребителей).

По полноте охвата содержания: общие (дают характеристику текста в целом с расчетом на широкую аудиторию), специализированные (дают характеристику текста в определенных аспектах с расчетом на узкий круг специалистов) и групповые (дают характеристику нескольких текстов, близких по тематике).

Требования к аннотации:

1. Композиция внутренне логична и может отличаться от композиции исходного текста.

2. Отбор сведений, формулирование и их расположение зависят от характера аннотации.

3. Язык отличается лаконичностью, простотой, ясностью (без вводных слов и сложных предложений).

4. Не содержит избыточной информации.

5. Используются глаголы констатирующего характера (автор анализирует, доказывает, излагает, обосновывает и т.д.), а также оценочные стандартные словосочетания (уделяет основное внимание, важный актуальный вопрос, проблема, детально анализирует, убедительно доказывает).

(issledrabota.narod.ru › annotaziy.htm).

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Приведите примеры проблемных заданий и творческих уроков.

2. Установите соотношение понятий: технология обучения, педагогическое мастерство, методика преподавания предмета.

3. Подготовьте проект мастер-класса по развитию творческих способностей учащихся.

 

Литература

1. Кларин, М.В. Инновации в мировой педагогике. Обучение на основе исследования, игр, дискуссии, анализ зарубежного опыта /
М.В. Кларин. – Рига, 1995.

2. Кларин, М.В. Инновационные модели обучения в зарубежной школе / М.В. Кларин // Педагогика. – 1994. – № 5.

3. Поляков, С.Д. Психопедагогика воспитания и обучения: Опыт популярной монографии / С.Д. Поляков. – М.: Новая школа, 2004. – 304 с.

4. Сластенин, В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Академия, 2005.

5. Сластенин, В.А. Педагогика: инновационная деятельность /
В.А. Сластенин, Л.С. Подымов. – М., 1997.

6. Хуторской, А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика: науч. издание / А.В. Хуторской. – М.: Изд-во УНЦ ДО, 2005. – 222 c.

7. Юсуфбекова, Н.Р. Педагогическая инноватика как направление методологических исследований / Н.Р. Юсуфбекова // Педагогическая теория: Идеи и проблемы. – М., 1992. – С. 20–26.

 

Методические указания для подготовки
к итоговому контролю

 

Вопросы к зачету

1. Раскройте существующие в современной педагогике взгляды на понятия «педагогическая технология» и «методика».

2. Проблема постановки целей в педагогической технологии.

3. Нарисуйте «дерево» образовательных целей.

4. Какова структура и логика проектирования диагностического исследования?

5. Определите методы диагностики образовательного процесса.

6. Почему прогнозирование является наиболее высоким уровнем педагогической диагностики?

7. Определите функциональное назначение образовательной программы.

8. Основные структурные компоненты образовательной программы.

9. Проблема проектирования образовательной программы как индивидуального образовательного маршрута.

10. Раскройте принципы организации образовательного процесса.

11. Использование практических методов обучения в образовательном процессе.

12. Использование проблемных методов обучения в образовательном процессе.

13. Технология проблемного обучения.

14. Значение методов стимулирования учебно-познавательной и творческой деятельности ребенка в современном образовании.

15. Проанализируйте возможности игры как технологии творчества.

16. Особенности технологии организации творческо-сотруднической деятельности детей.

17. Педагогические технологии: понятия, классификации, примеры.

18. Инновационные процессы в образовании. Позиция педагога в инновационных процессах.

19. Здоровьесберегающие технологии в современной школе.

20. Педагогическое взаимодействие: структура, типы, показатели эффективности.

21. Технология коллективных творческих дел.

22. Формы работы классного руководителя с родителями учащихся.

23. Психолого-педагогическая диагностика.

24. Теория педагогической задачи: понятие, классификации, решение задачи, принятие решения.

25. Технологии решения задач. Анализ решения педагогической задачи.

26. Анализ, целеполагание и планирование педагогической деятельности.

27. Информационно-технологическое сопровождение образовательного процесса.

Темы для творческих работ

1. Учет достижений учащихся в образовательном процессе.

2. Индивидуализация и дифференциация образовательного процесса.

3. Технологическое обеспечение образовательного процесса.

4. Сохранение здоровья учащихся в образовательном процессе.

5. Взаимодействие учителя и ученика.

6. Взаимодействие семьи и школы.

7. Становление коллектива школьников в современных условиях.

8. Организация воспитательной работы в современных условиях.

9. Организация воспитательной работы в современном образовательном учреждении.

10. Профессиональная карьера педагога.

11. История развития понятия «педагогическая технология».

12. Место педагогической технологии в системе педагогических наук.

13. Современные взгляды на понятия «педагогическая технология» и «методика».

14. Место педагогической технологии в структуре педагогической деятельности.

15. Место педагогической диагностики в постановке целей образования.

16. Основные принципы конструирования содержания образовательных программ.

17. Проблема проектирования образовательной программы как индивидуального образовательного маршрута.

18. Проектные творческие технологии обучения.

19. Технологии личностно-ориентированного образования.

20. Технология поддержки ребенка.

21. Педагогика сотрудничества.

22. Гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили.

23. Игровые технологии.

24. Технологии развивающего обучения.

25. Использование игровых педагогических технологий в воспитательном процессе.

26. Активизация творческого потенциала педагога.

27. Педагогическая мастерская как эффективный способ активизации творческого потенциала учителя.

28. От творчества учителя к творчеству ученика.

29. Учебный процесс как совместное творчество учителя и учеников.

30. Творческий характер деятельности педагога при проектировании урока.

31. Роль театральной педагогики в развитии творческого потенциала ученика и учителя.

32. Значение педагогической мастерской как формы коллективной исследовательской и творческой деятельности учителей.

33. Тренинг как ведущая форма обучения в социоигре.

34. Трудности организации группового взаимодействия и способы их преодоления с помощью социоигровых технологий.

35. Историко-культурное обоснование игрового подхода в обучении.

36. Методика проведения урока-игры как урока-диалога.

37. Способы активизации творческого потенциала педагога.

38. Значение творчества для развития личности ученика.

 

Библиографический список

Основная литература

1. Панфилова, А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.П. Панфилова. – М.: Изд. центр «Академия», 2009. – 192 с.

2. Селевко, Г.К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП / Г.К. Селевко. – М.: НИИ школьных технологий, 2004.

Дополнительная литература

1. Технология образования взрослых: пособие для тех, кто работает в системе образования взрослых / под ред. О.В. Агаповой, С.Г. Вершловского, Н.А. Тоскиной. – СПб.: КАРО, 2008.

2. Трайнев, В.А. Информационные коммуникационные педагогические технологии: учеб. пособие / В.А. Трайнев, И.В. Трайнев. – М.: Издат.-торговая корпорация «Дашков и К», 2005.

 

 

 


 

СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Семинарское занятие 1

Здоровьесберегающие технологии
педагогического процесса

 

Готовность к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в образовательном процессе (ПК ОУД-2)

Цели:

Знать: возрастные физиологические и психологические закономерности развития обучающихся; основные требования к гигиеническим условиям осуществления учебно-воспитательного процесса; принципы здорового образа жизни.

Уметь: рационально организовывать образовательный процесс с целью укрепления и охраны здоровья учащихся, выполнять правила и нормы, обеспечивающие охрану жизни и здоровья учащихся в образовательном процессе.

Владеть: здоровьесберегающими технологиями.

 

План:

1. Здоровьесберегающая педагогика. Причины ухудшения здоровья школьников.

2. Принципы здоровьесберегающей педагогики.

3. Понятия «здровьесберегающая среда обучения», «здоровьесберегающие технологии».

4. Здоровьесберегающие образовательные технологии.

5. Методическое сопровождение деятельности педагога по реализации здоровьесберегающих образовательных технологий.

 

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1. Проблема сохранения здоровья учащихся в современном образовании.

2. Какие задачи решаются с помощью организационно-педагогических образовательных здоровьесберегающих технологий?

3. Назовите основные составляющие здорового образа жизни. Как Вы реализуете их в своей жизни?

4. Приведите примеры здоровьесберегающих технологий.

5. Разработайте тематику классных часов по программе «Здоровье» для определенной возрастной группы учащихся.

6. Разработайте комплекс упражнений для проведения его в условиях классной комнаты для снятия утомления у детей, расслабления и т.п.

7. Составьте картотеку физкультминуток, которые можно использовать на учебных занятиях.

8. Индивидуальное задание: Подготовить сообщение «Охрана здоровья обучающихся, воспитанников».

 

Литература

1. Андреева, И. Современные аспекты поддержания здоровья школьников / И. Андреева // Педагогика. – 2003. – № 2. – С. 99–100.

2. Ахутина, Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход / Т.В. Ахутина // Школа здоровья. – 2000. – № 2. – С. 21–28.

3. Бабанский, Ю.К. Оптимизация педагогического процесса: (В вопросах и ответах) / Ю.К. Бабанский, М.М. Поташник. – 2-е изд., перераб. и доп. – К.: Рад. школа, 1983. – 287 с.

4. Возвышаева, И.В. Охрана здоровья детей и подростков в Российской Федерации: Законодательные и нормативные аспекты / И.В. Возвышаева // Школа здоровья. – 2001. – № 1. – С. 48–59.

5. Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях: Санитарно-эпидемиологические правила: СанПиН 2.4.2.1178–02 // Практика административной работы в школе. – 2003. – № 8. – С. 4–21; Вестник образования. – № 16. – С. 21–33; Управление школой «1 сентября». – № 3–4. – С. 11.

6. Желтухина, Е.Л. Гигиенические требования к режиму дня школьника: Причины возникновения и признаки утомления /
Е.Л. Желтухина // Школа здоровья. – 2002. – № 3. – С. 48–51.

7. Здоровьесберегающее обучение и воспитание / под ред. В.И. Андреева. – Казань: Центр инновационных технологий, 2000. – 267 с.

8. Кузнецова Л.М. Здоровьесберегающие технологии / Л.М. Кузнецова // Методист. – 2003. – № 4. – С. 42–45.

9. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии /
Г.К. Селевко. – М., 1998.

10. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя школы / Н.К. Смирнов. – М.: АРКТИ, 2003. – 270 с. (Методическая библиотека).

11. Советова, Е.В. Оздоровительные технологии в школе / Е.В. Советова – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 288 с.

12. Тихомирова, Л.Ф. Теоретико-методические основы здоровьесберегающей педагогики / Л.Ф. Тихомирова; под ред. М.И. Рожкова. – Ярославль, 2004. – 240 с.

13. Тихомирова, Л.Ф. Деятельность учреждений образования по охране и укреплению здоровья детей: учебно-метод. пособие / Л.Ф. Тихомирова. – Ярославль: ИПК РО, 2000. – 112 с.

 

 

Семинарское занятие 2

Современные технологии обучения:
общая характеристика, особенности реализации

 



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.120.150 (0.034 с.)