Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Критическое мышление. Признаки и характеристикаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Технология «Чтение и письмо для развития критического мышления» (ЧПКМ) реализуется в России институтом «Открытое общество» с июня 1997 года в рамках проекта «Образование». Начало разработки технологии принадлежит американским педагогам (Дж. Л. Стил, К. Мередит, Д. Клустер, Р.Х. Джонсон и др.). В литературе встречается много определений термина «критическое мышление», но не все они пребывают в согласии друг с другом. Я. Варенникова, пишет, что критическое мышление – «способность рефлексивно оценивать факты, события, процессы, затрагивающие положение и интересы общественных сил, что предполагает ясное и четкое определение своей позиции как к выдвинутым теориям, так и к их практическим действиям» [3, с. 141]. «Критическое мышление – это поиск здравого смысла: как рассудить объективно и поступить логично с учетом, как своей точки зрения, так и других мнений, умение отказаться от собственных предубеждений. Критическое мышление – это разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и что делать» [4]. Критическое мышление определяется авторами технологии следующим образом: «Думать критически означает – проявлять любознательность и использовать исследовательские методы, ставить перед собой вопросы и осуществлять планомерный поиск ответов. Критическое мышление означает выработку точки зрения по определенному вопросу и способность отстоять эту точку зрения логическими доводами. Критическое мышление предусматривает внимание к аргументам оппонента и их логическое осмысление». Это определение включает в себя много аспектов, но надо помнить, что критическое мышление не есть отдельный навык или умение, а сочетание многих умений. В педагогическом словаре несколько иная формулировка понятия: «Критическое мышление – способность анализировать информацию с позиций логики, умения выносить обоснованные суждения, решения и применения полученных результатов как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам» [7, с. 141]. Д. Клустер считает критическое мышление самостоятельным; социальным мышлением, которое начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить; критическое мышление, по его мнению, стремится к убедительной аргументации. Центром, главным ее содержанием является утверждение (идея), которое поддерживается рядом доводом, каждый из которых, в свою очередь, подкрепляется доказательствами. Под всеми названными элементами аргументациями лежит основание – некая посылка, точка отсчета, которая является общей для оратора или писателя и его аудитории и которая дает обоснование всей аргументации [6, с. 36]. При всем многообразии определений критического мышления можно увидеть в них близкий смысл. Критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное, самостоятельное. Критически мыслящим человеком практически невозможно манипулировать. Несомненно, он находит собственное решение проблемы и подкрепляет сильными аргументами, способен противостоять даже печатному слову, силе традиций и мнению большинства. Е.С. Королькова отмечает, что «вопросы выступают в качестве ведущего средства формирования критического мышления» [10, с. 147]. Участники познавательного процесса вправе подвергать сомнению достоверность или авторитетность полученной информации, проверять логику доказательств, делать выводы, конструировать новые примеры для ее применения, прикидывать возможности решения проблемы и т.д. Мыслить критически – значит быть любознательным, использовать методы исследования, формулируя вопросы и ведя систематический поиск ответов на них. Брать на себя ответственность за собственное обучение. Это означает, что студент не просто пассивно поглощает информацию, предложенную преподавателем, а использует при чтении, письме и обсуждении особые методы исследования, способствующие самостоятельному обучению, умеют находить необходимые материалы и применять навыки их изучения. А задача педагога – показывать такие образцы общения, которые инициируют студентов на постановку вопросов и поиск ответов на них, а также воспитывают взаимную ответственность друг перед другом в процессе овладения знаниями. Строить преподавание на основах методики, развивающей критическое мышление, стимулирующее их самостоятельность: чтение с пониманием, интерпретацию текста, обучающее письмо, обучение сообща, дискуссии, дебаты. Человеку, мыслящему критически, присущи следующие качества: готовность к планированию, умение отойти от стереотипов, настойчивость, гибкость, оригинальность мышления. Признаки критического мышления: - критическое мышление есть мышление самостоятельное; - информация является отправным, а не конечным пунктом критического мышления; - критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решать; - критическое мышление стремится к убедительной аргументации. Оно способно противостоять таким авторитетам, как печатное слово, сила традиции и мнение большинства. Учит принимать обдуманные решения о том, как следует поступать и во что верить; - критическое мышление есть мышление социальное [6]. Характеристика критического мышления: 1. Критическое мышление представляет собой такой тип мышления, который помогает человеку находить собственные приоритеты в личной жизни, профессиональной и общественной жизни, а также соотносить их с актуальными нормами. 2. Критическое мышление предполагает принятие индивидуальной ответственности за сделанный выбор. 3. Критическое мышление – это сложный процесс, позволяющий развивать культуру «диалога» в совместной деятельности. 4. Критическое мышление повышает уровень культуры индивидуальной работы с информацией, формирует умение анализировать и делать самостоятельные выводы, прогнозировать последствия решений и отвечать за них. 5. Критическое мышление – это активный и интересный процесс познания. Характерными признаками критически думающего человека являются: открытый ум; умение отстаивать свое мнение, оценивать и анализировать информацию; добывать информацию из разных источников, видеть ситуации целиком, умение, четко определив проблему, найти пути ее решения и др. Теперь, когда электронные системы связи охватывают практически все страны мира, школа и дом становятся своеобразными информационными центрами с доступом к мировой информации. Для того чтобы успешно действовать в изменяющемся мире, молодежь должна уметь просеивать информацию и принимать решения о том, что для них важно, а что нет. Они должны научиться оценивать критически, творчески и продуктивно ту часть информационной вселенной, с которой они сталкиваются, им придется критически мыслить. Нельзя не согласиться с мнением Е.С. Корольковой, что понятие «критическое мышление» в российской традиции требует пояснения, поскольку в нашей науке продолжает существовать целый ряд других понятий, обозначающих наиболее развитый тип интеллектуальной деятельности (проблемное мышление, творческое мышление и др.) (там же, с. 130). Не должны, на наш взгляд, остаться без внимания проблемы, которые осветили в статье «Критическое мышление: как соблюсти меру? А. Коржуев, Е. Рязанова, рассматривающие «критическое мышление и толерантность как две противоположности, находящиеся в неразрывном единстве» [8]. Применение технологии развития критического мышления определяется, прежде всего, ее теоретико-методологическими основами. Их составляют философские идеи открытого общества и современного понимания культуры, а также психологические концепции и теории известных ученых психологов (Л.В. Выготского, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна) о функциях и сущности сознания, мышления человека и, прежде всего, о таком виде мышления, как рефлексия. Выделены такие характеристики рефлексивного мышления, как энергичность и контролируемость, длительность, тщательность и аккуратность. В центре технологии развития критического мышления стоят не четко сформулированные диагностические цели обучения и воспитания, а личность обучающегося, формирование и развитие у него рефлексивного мышления, умения самостоятельно формулировать и ставить цели своей деятельности. Осознание своей деятельности осуществляется по ступеням: 1) знакомство с технологией на занятиях в интерактивном режиме; осознание и понимание ее целей; 2) поиск философских, психолого-педагогических оснований
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 264; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.153.77 (0.011 с.) |