Критическое мышление. Признаки и характеристика 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Критическое мышление. Признаки и характеристика



Технология «Чтение и письмо для развития критического мышления» (ЧПКМ) реализуется в России институтом «Открытое общество» с июня 1997 года в рамках проекта «Образование». Начало разработки технологии принадлежит американским педагогам (Дж. Л. Стил, К. Мередит, Д. Клустер, Р.Х. Джонсон и др.).

В литературе встречается много определений термина «критическое мышление», но не все они пребывают в согласии друг с другом. Я. Варенникова, пишет, что критическое мышление – «способность рефлексивно оценивать факты, события, процессы, затрагивающие положение и интересы общественных сил, что предполагает ясное и четкое определение своей позиции как к выдвинутым теориям, так и к их практическим действиям» [3, с. 141]. «Критическое мышление – это поиск здравого смысла: как рассудить объективно и поступить логично с учетом, как своей точки зрения, так и других мнений, умение отказаться от собственных предубеждений. Критическое мышление – это разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и что делать» [4].

Критическое мышление определяется авторами технологии следующим образом: «Думать критически означает – проявлять любознательность и использовать исследовательские методы, ставить перед собой вопросы и осуществлять планомерный поиск ответов. Критическое мышление означает выработку точки зрения по определенному вопросу и способность отстоять эту точку зрения логическими доводами. Критическое мышление предусматривает внимание к аргументам оппонента и их логическое осмысление». Это определение включает в себя много аспектов, но надо помнить, что критическое мышление не есть отдельный навык или умение, а сочетание многих умений.

В педагогическом словаре несколько иная формулировка понятия: «Критическое мышление – способность анализировать информацию с позиций логики, умения выносить обоснованные суждения, решения и применения полученных результатов как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам» [7, с. 141].

Д. Клустер считает критическое мышление самостоятельным; социальным мышлением, которое начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить; критическое мышление, по его мнению, стремится к убедительной аргументации. Центром, главным ее содержанием является утверждение (идея), которое поддерживается рядом доводом, каждый из которых, в свою очередь, подкрепляется доказательствами. Под всеми названными элементами аргументациями лежит основание – некая посылка, точка отсчета, которая является общей для оратора или писателя и его аудитории и которая дает обоснование всей аргументации [6, с. 36]. При всем многообразии определений критического мышления можно увидеть в них близкий смысл. Критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное, самостоятельное. Критически мыслящим человеком практически невозможно манипулировать.

Несомненно, он находит собственное решение проблемы и подкрепляет сильными аргументами, способен противостоять даже печатному слову, силе традиций и мнению большинства. Е.С. Королькова отмечает, что «вопросы выступают в качестве ведущего средства формирования критического мышления» [10, с. 147].

Участники познавательного процесса вправе подвергать сомнению достоверность или авторитетность полученной информации, проверять логику доказательств, делать выводы, конструировать новые примеры для ее применения, прикидывать возможности решения проблемы и т.д.

Мыслить критически – значит быть любознательным, использовать методы исследования, формулируя вопросы и ведя систематический поиск ответов на них. Брать на себя ответственность за собственное обучение. Это означает, что студент не просто пассивно поглощает информацию, предложенную преподавателем, а использует при чтении, письме и обсуждении особые методы исследования, способствующие самостоятельному обучению, умеют находить необходимые материалы и применять навыки их изучения. А задача педагога – показывать такие образцы общения, которые инициируют студентов на постановку вопросов и поиск ответов на них, а также воспитывают взаимную ответственность друг перед другом в процессе овладения знаниями. Строить преподавание на основах методики, развивающей критическое мышление, стимулирующее их самостоятельность: чтение с пониманием, интерпретацию текста, обучающее письмо, обучение сообща, дискуссии, дебаты. Человеку, мыслящему критически, присущи следующие качества: готовность к планированию, умение отойти от стереотипов, настойчивость, гибкость, оригинальность мышления.

Признаки критического мышления:

- критическое мышление есть мышление самостоятельное;

- информация является отправным, а не конечным пунктом критического мышления;

- критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решать;

- критическое мышление стремится к убедительной аргументации. Оно способно противостоять таким авторитетам, как печатное слово, сила традиции и мнение большинства. Учит принимать обдуманные решения о том, как следует поступать и во что верить;

- критическое мышление есть мышление социальное [6].

Характеристика критического мышления:

1. Критическое мышление представляет собой такой тип мышления, который помогает человеку находить собственные приоритеты в личной жизни, профессиональной и общественной жизни, а также соотносить их с актуальными нормами.

2. Критическое мышление предполагает принятие индивидуальной ответственности за сделанный выбор.

3. Критическое мышление – это сложный процесс, позволяющий развивать культуру «диалога» в совместной деятельности.

4. Критическое мышление повышает уровень культуры индивидуальной работы с информацией, формирует умение анализировать и делать самостоятельные выводы, прогнозировать последствия решений и отвечать за них.

5. Критическое мышление – это активный и интересный процесс познания.

Характерными признаками критически думающего человека являются: открытый ум; умение отстаивать свое мнение, оценивать и анализировать информацию; добывать информацию из разных источников, видеть ситуации целиком, умение, четко определив проблему, найти пути ее решения и др.

Теперь, когда электронные системы связи охватывают практически все страны мира, школа и дом становятся своеобразными информационными центрами с доступом к мировой информации. Для того чтобы успешно действовать в изменяющемся мире, молодежь должна уметь просеивать информацию и принимать решения о том, что для них важно, а что нет. Они должны научиться оценивать критически, творчески и продуктивно ту часть информационной вселенной, с которой они сталкиваются, им придется критически мыслить.

Нельзя не согласиться с мнением Е.С. Корольковой, что понятие «критическое мышление» в российской традиции требует пояснения, поскольку в нашей науке продолжает существовать целый ряд других понятий, обозначающих наиболее развитый тип интеллектуальной деятельности (проблемное мышление, творческое мышление и др.) (там же, с. 130).

Не должны, на наш взгляд, остаться без внимания проблемы, которые осветили в статье «Критическое мышление: как соблюсти меру? А. Коржуев, Е. Рязанова, рассматривающие «критическое мышление и толерантность как две противоположности, находящиеся в неразрывном единстве» [8].

Применение технологии развития критического мышления определяется, прежде всего, ее теоретико-методологическими основами. Их составляют философские идеи открытого общества и современного понимания культуры, а также психологические концепции и теории известных ученых психологов (Л.В. Выготского, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна) о функциях и сущности сознания, мышления человека и, прежде всего, о таком виде мышления, как рефлексия. Выделены такие характеристики рефлексивного мышления, как энергичность и контролируемость, длительность, тщательность и аккуратность. В центре технологии развития критического мышления стоят не четко сформулированные диагностические цели обучения и воспитания, а личность обучающегося, формирование и развитие у него рефлексивного мышления, умения самостоятельно формулировать и ставить цели своей деятельности. Осознание своей деятельности осуществляется по ступеням: 1) знакомство с технологией на занятиях в интерактивном режиме; осознание и понимание ее целей; 2) поиск философских, психолого-педагогических оснований
(Д. Дьюи, К. Поппер, К. Роджерс, Л. Выготский, Ж. Пиаже, В. Гузеев, М. Кларин, В.Беспалько и др.) для теоретического осмысления данной технологии; 3) формирование исследовательских, творческих групп; 4) совместное обучение, обмен опытом; 5) осознание ценности, значимости собственной деятельности; 6) выявление критериев оценки результатов деятельности; 7) подготовка курсовых проектов по использованию данной технологии; 8) использование технологии развития критического мышления в период педагогической практики.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 232; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.151.231 (0.009 с.)