Профессиональный портфель учителя 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Профессиональный портфель учителя



Сегодня необходимо не просто совершенствование содержания, форм, методов и средств обучения, а коренное изменение самой школьной технологии.

Д.Б. Эльконин

 

Согласно К. Берк, «портфолио – это набор работ учащихся, который связывает отдельные аспекты их деятельности в более полную картину» [1, с. 265]. Портфель используется для развития у обучающихся умения анализировать и оценивать процесс своего развития и направлен на то, чтобы сделать учебно-познавательный процесс целенаправленным. Портфолио – это не тематическая папка, хотя в какой-то мере напоминает ее, а стимул для самореализации, самораскрытия, самопознания, самовыражения, рефлексии собственной работы.

Одни ученые предлагают три модели портфолио: документов, отзывов, работ и проектов. [2, с. 6]. Другие выдвигают практико-ориентированные, проблемно-ориентированные, тематические портфолио [1, с. 265–266]. Выбор портфеля зависит от целей его использования: портфолио достижений, личностного развития, презентационные портфели и т.д. Разнообразие видов портфеля затрудняет в какой-то мере разработку четких, обоснованных критериев оценки отдельных компонентов и разделов портфолио, поэтому и подходы к вопросу о единых критериях в оценке портфеля разные.

Использование технологии портфеля для учителя дает возможность не только руководить работой каждого ученика, но и соверщенствовать свое педагогическое мастерство. Развивать навыки самоорганизации, самообразования, самоанализа. Знакомясь с портфелем ученика, педагог корректирует содержание своего портфеля, анализируя слабые и сильные стороны своих воспитанников, планирует дальнейшую работу, вносит свои заметки в портфель, осваивает новые педагогические технологии обучения. «Педагогические технологии – это совокупность знаний о способах и средствах организации учебной деятельности, ведущих к качественным изменениям в личности обучаемых и достижению заданных результатов [1, с. 18].

Портфель учителя – это возможность для рефлексии своей деятельности и деятельности своих учеников. Цели создания портфеля, его содержание зависит от учителя, его предмета, методического багажа, опыта педагогической работы и т.д. Создание портфеля – это и попытка обобщить свой опыт, найти причины проблем, возникающих в педагогической деятельности и выявить пути решения возникших проблем, это палочка-выручалочка учителя, которая ему поможет в период аттестации, творческих отчетов, презентации авторской системы педагогической деятельности, фестивалях педагогических идей и т.д.

Портфель – это средство творческого развития, достижения «акмеологического уровня педагогического мастерства». «Мастер – это специалист, который достиг больших успехов в своем деле, человек, который очень хорошо делает что-нибудь» [1, с. 11].

На вопрос о значении и различиях портфеля ученика, студента и учителя были получены противоречивые ответы. Одни учителя считают, что портфель ученика следует использовать только в старших классах, другие – утверждают, что к самостоятельности, ответственности, критическому анализу своей учебно-познавательной деятельности следует приучать как можно раньше, третьи считают, что необходимость использования должны определить сами ученики…

Студенты не сомневаются в необходимости использования портфеля в процессе обучения в педагогическом вузе. Трудности возникают у студентов в определении критериев оценки работы. Учителя также не сомневаются в целесообразности и необходимости профессионального портфеля.

Примерные разделы портфеля учителя:

Раздел 1. Нормативные документы и библиографический список по каждому разделу портфеля:

- Образовательный стандарт основного общего образования по физике, математике.

- Образовательный стандарт среднего (полного) общего образования.

- Учебно-методический комплект.

Раздел 2. Возможные варианты заданий для учащихся:

1. Фронтальные задания:

- тематика докладов, рефератов, сообщений, список литературы и рекомендации по подготовке докладов, рефератов, сообщений и т.д.;

- памятки по написанию отзывов, рецензий, аннотаций и образцы данных видов работ;

- тематика коллективных проектов, образец одного из проектов, рекомендации по подготовке и реализации проекта;

- вопросы к зачету.

2. Индивидуальные задания:

- тематика эссе по различным разделам учебного материала, информация о требованиях к эссе, примерные образцы работ учащихся.

3. Групповые задания:

- тематика ролевых, деловых игр и других форм организации учебно-познавательной деятельности, в подготовке которых учащиеся могут принять участие;

- задания к уроку.

Раздел 3. Документы к уроку (по темам):

- Тексты документов. Вопросы.

- Схемы анализа документа.

- Типичные ошибки.

- Критерии оценки работы с документом.

Раздел 4. Понятия (по темам):

- Перечень основных понятий, карточки.

- Умения, которые должны приобрести учащиеся.

- Приемы и средства работы с понятиями (описание).

- Критерии оценки работы с понятиями.

Раздел 5. Художественная литература. Публицистика:

- Адаптированные фрагменты из книг и журналов.

- Вопросы и задания к текстам.

- Комментарии к текстам и критерии оценивания работ учащихся.

Раздел 6. Активные и интерактивные методы и приемы учебно-воспитательной работы:

- Игровые программы, методические рекомендации.

- Варианты игровых заданий.

Раздел 7. Информация к размышлению:

- Заметки, сделанные после знакомства с портфелем конкретного ученика.

- План индивидуальной работы с конкретным учеником.

- Пакет заданий по теме, которая вызвала затруднения у ребят.

- Рекомендации по преодолению возможных трудностей, сомнений.

- Способы диагностики эффективности гражданского воспитания школьников.

- Диагностическую программу изучения уровней сформированности уровней гражданственности у учащихся.

Раздел 8. Копилка внеклассных дел по предмету:

Методы социального исследования:

- Анкеты для учащихся, родителей и др.

- Вопросы для беседы, интервью.

Раздел 9. Самообразование:

- Приемы педагогической техники.

- Картотека (золотые крупинки знания в море информации).

- Этико-психологический практикум (тренинги, упражнения, задания…).

Раздел 10. Мудрые мысли. Памятки («узелки на память», афоризмы, крылатые выражения). Например:

Центральной психологической проблемой остается проблема культурно-исторической природы и глубинных законов детского развития (Д.Б. Эльконин).

Не в количестве знаний заключается образование, но в полном понимании и искусном применении того, что знаешь (Дистерверг).

Мы ставим в жизни цели и размышляем о том, какими средствами мы можем их достичь (Гегель).

Точное логическое определение понятий – главнейшее условие истинного знания (Сократ).

Со знанием должно быть умение, печальное явление, когда голова наполнена знаниями, но не научился их применять (Дистерверг).

Людей неинтересных в мире нет.

Их судьбы как истории планет:

У каждой все особое, свое,

И нет планет, похожих на нее.

(Е. Евтушенко)

Раздел 11. Книги в помощь ученику, учителю:

- Дополнительная литература по предмету, тематическому разделу.

- Методическая литература учителя.

 

Литература

1. Рахимов, А.З. Педагогическая технология творческого развития: методическое пособие / А.З. Рахимов. – Уфа: Изд-во «Творчество», 2003. – 140 с.

 

* * *

 

СОДЕРЖАНИЕ ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЫ

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 258; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.46.120 (0.088 с.)