Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Профессиональный портфель учителя
Сегодня необходимо не просто совершенствование содержания, форм, методов и средств обучения, а коренное изменение самой школьной технологии. Д.Б. Эльконин
Согласно К. Берк, «портфолио – это набор работ учащихся, который связывает отдельные аспекты их деятельности в более полную картину» [1, с. 265]. Портфель используется для развития у обучающихся умения анализировать и оценивать процесс своего развития и направлен на то, чтобы сделать учебно-познавательный процесс целенаправленным. Портфолио – это не тематическая папка, хотя в какой-то мере напоминает ее, а стимул для самореализации, самораскрытия, самопознания, самовыражения, рефлексии собственной работы. Одни ученые предлагают три модели портфолио: документов, отзывов, работ и проектов. [2, с. 6]. Другие выдвигают практико-ориентированные, проблемно-ориентированные, тематические портфолио [1, с. 265–266]. Выбор портфеля зависит от целей его использования: портфолио достижений, личностного развития, презентационные портфели и т.д. Разнообразие видов портфеля затрудняет в какой-то мере разработку четких, обоснованных критериев оценки отдельных компонентов и разделов портфолио, поэтому и подходы к вопросу о единых критериях в оценке портфеля разные. Использование технологии портфеля для учителя дает возможность не только руководить работой каждого ученика, но и соверщенствовать свое педагогическое мастерство. Развивать навыки самоорганизации, самообразования, самоанализа. Знакомясь с портфелем ученика, педагог корректирует содержание своего портфеля, анализируя слабые и сильные стороны своих воспитанников, планирует дальнейшую работу, вносит свои заметки в портфель, осваивает новые педагогические технологии обучения. «Педагогические технологии – это совокупность знаний о способах и средствах организации учебной деятельности, ведущих к качественным изменениям в личности обучаемых и достижению заданных результатов [1, с. 18]. Портфель учителя – это возможность для рефлексии своей деятельности и деятельности своих учеников. Цели создания портфеля, его содержание зависит от учителя, его предмета, методического багажа, опыта педагогической работы и т.д. Создание портфеля – это и попытка обобщить свой опыт, найти причины проблем, возникающих в педагогической деятельности и выявить пути решения возникших проблем, это палочка-выручалочка учителя, которая ему поможет в период аттестации, творческих отчетов, презентации авторской системы педагогической деятельности, фестивалях педагогических идей и т.д.
Портфель – это средство творческого развития, достижения «акмеологического уровня педагогического мастерства». «Мастер – это специалист, который достиг больших успехов в своем деле, человек, который очень хорошо делает что-нибудь» [1, с. 11]. На вопрос о значении и различиях портфеля ученика, студента и учителя были получены противоречивые ответы. Одни учителя считают, что портфель ученика следует использовать только в старших классах, другие – утверждают, что к самостоятельности, ответственности, критическому анализу своей учебно-познавательной деятельности следует приучать как можно раньше, третьи считают, что необходимость использования должны определить сами ученики… Студенты не сомневаются в необходимости использования портфеля в процессе обучения в педагогическом вузе. Трудности возникают у студентов в определении критериев оценки работы. Учителя также не сомневаются в целесообразности и необходимости профессионального портфеля. Примерные разделы портфеля учителя: Раздел 1. Нормативные документы и библиографический список по каждому разделу портфеля: - Образовательный стандарт основного общего образования по физике, математике. - Образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. - Учебно-методический комплект. Раздел 2. Возможные варианты заданий для учащихся: 1. Фронтальные задания: - тематика докладов, рефератов, сообщений, список литературы и рекомендации по подготовке докладов, рефератов, сообщений и т.д.; - памятки по написанию отзывов, рецензий, аннотаций и образцы данных видов работ; - тематика коллективных проектов, образец одного из проектов, рекомендации по подготовке и реализации проекта; - вопросы к зачету. 2. Индивидуальные задания: - тематика эссе по различным разделам учебного материала, информация о требованиях к эссе, примерные образцы работ учащихся.
3. Групповые задания: - тематика ролевых, деловых игр и других форм организации учебно-познавательной деятельности, в подготовке которых учащиеся могут принять участие; - задания к уроку. Раздел 3. Документы к уроку (по темам): - Тексты документов. Вопросы. - Схемы анализа документа. - Типичные ошибки. - Критерии оценки работы с документом. Раздел 4. Понятия (по темам): - Перечень основных понятий, карточки. - Умения, которые должны приобрести учащиеся. - Приемы и средства работы с понятиями (описание). - Критерии оценки работы с понятиями. Раздел 5. Художественная литература. Публицистика: - Адаптированные фрагменты из книг и журналов. - Вопросы и задания к текстам. - Комментарии к текстам и критерии оценивания работ учащихся. Раздел 6. Активные и интерактивные методы и приемы учебно-воспитательной работы: - Игровые программы, методические рекомендации. - Варианты игровых заданий. Раздел 7. Информация к размышлению: - Заметки, сделанные после знакомства с портфелем конкретного ученика. - План индивидуальной работы с конкретным учеником. - Пакет заданий по теме, которая вызвала затруднения у ребят. - Рекомендации по преодолению возможных трудностей, сомнений. - Способы диагностики эффективности гражданского воспитания школьников. - Диагностическую программу изучения уровней сформированности уровней гражданственности у учащихся. Раздел 8. Копилка внеклассных дел по предмету: Методы социального исследования: - Анкеты для учащихся, родителей и др. - Вопросы для беседы, интервью. Раздел 9. Самообразование: - Приемы педагогической техники. - Картотека (золотые крупинки знания в море информации). - Этико-психологический практикум (тренинги, упражнения, задания…). Раздел 10. Мудрые мысли. Памятки («узелки на память», афоризмы, крылатые выражения). Например: Центральной психологической проблемой остается проблема культурно-исторической природы и глубинных законов детского развития (Д.Б. Эльконин). Не в количестве знаний заключается образование, но в полном понимании и искусном применении того, что знаешь (Дистерверг). Мы ставим в жизни цели и размышляем о том, какими средствами мы можем их достичь (Гегель). Точное логическое определение понятий – главнейшее условие истинного знания (Сократ). Со знанием должно быть умение, печальное явление, когда голова наполнена знаниями, но не научился их применять (Дистерверг). Людей неинтересных в мире нет. Их судьбы как истории планет: У каждой все особое, свое, И нет планет, похожих на нее. (Е. Евтушенко) Раздел 11. Книги в помощь ученику, учителю: - Дополнительная литература по предмету, тематическому разделу. - Методическая литература учителя.
Литература 1. Рахимов, А.З. Педагогическая технология творческого развития: методическое пособие / А.З. Рахимов. – Уфа: Изд-во «Творчество», 2003. – 140 с.
* * *
СОДЕРЖАНИЕ ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЫ
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 258; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.46.120 (0.088 с.) |