Учебно-методические материалы



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учебно-методические материалы



Основная литература

 

1. Симонов, В. П. Педагогика и психология высшей школы : инновационный курс для подготовки магистров : учебное пособие / В. П. Симонов. – Москва : Вузовский учебник ; Москва : ИНФРА-М, 2016. – 320 с. : граф., ил., табл. ; П. л. 20,0. – (Вузовский учебник). – Библиогр. в конце глав 3000 экз. (Шифр 88.623, Психологи/С 37-455213)

Дополнительная литература

2. Блинов, В. И. Методика преподавания в высшей школе : учебно-практическое пособие : [учебное пособие для вузов по гуманитарным направлениям и специальностям] / В. И. Блинов, В. Г. Виненко, И. С. Сергеев ; Моск. пед. гос. ун-т. – Москва : Юрайт, 2016. – 315 с. : ил. ; П. л. 16,54. – (Образовательный процесс). – Библиогр.: с. 272–289 500 экз. (Шифр 74.480.26, Методы / Б 69-050143)

3. Большакова, З. М. Педагогические технологии : учебное пособие / З. М. Большакова, Г. Я. Гревцева, Н. Н. Тулькибаева. – Челябинск : ЧГПУ, 2014. – 283 с.

4. История и философия науки : учебник для аспирантов и соискателей социально-гуманитарных и технических научных специальностей, а также для магистрантов социально-гуманитарных и технических направлений подготовки / Т. П. Матяш, Е. Ю. Положенкова, К. В. Воденко, Г. И. Могилевская; отв. ред. К. В. Воденко. – Москва : КНОРУС, 2016. – 272 с. ; П. л. 17,0. – (Аспирантура). – (ФГОС 3+) 500 экз. (Шифр 87.2, Гносеология / И 90-383967)

5. Качественные и количественные методы психологических и педагогических исследований : учебник / под ред. В. И. Загвязинского. – Москва : Академия, 2013. – 240 с. ; П. л. 15,0. – (Высшее профессиональное образование. Бакалавриат)

6. Колесниковаа, Г. И. Методология психолого-педагогических исследований : учебное пособие / Г. И. Колесникова. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2015. – 208 с. – (Высшее образование) 

7. Лапыгин, Ю. Н. Методы активного обучения : учебник и практикум для вузов : [по гуманитарным направлениям и специальностям] / Ю. Н. Лапыгин ; Рос. акад. нар. хоз-ва и гос. службы при Президенте Рос. Федерации. – Москва : Юрайт, 2016. – 247, [2] с. : ил., схем., табл. ; П. л. 15,5. – (Образовательный процесс). – Библиогр. : с. 247-248 1000 экз. (Шифр 74.480.26, Методы / Л 24-514236)

8. Максаков, А. Д. Педагогическая антропология : учебное пособие по специальности «Педагогика» / А. Д. Максаков, В. И. Максакова ; Моск. пед. гос. ун-т . – 6-е изд., испр. и доп. – Москва : Юрайт, 2015. – 293 с. – (Авторский учебник)

9. Мареева, Е. В. Философия науки : учебное пособие для аспирантов и соискателей / Е. В. Мареева, С. Н. Мареев, А. Д. Майданский. – Москва : ИНФРА-М, 2016. – 331, [1] с. ; П. л. 21,0. – (Высшее образование – Аспирантура). – Библиогр. в подстроч. примеч. (Шифр 87.25, Философия / М 25-700881)

10. Митяева, А. М. Здоровьесберегающие педагогические педагогические технологии: учеб. пособие для студ. учрежд. высш. проф. образования / А. М. Митяева. – Москва : Изд. Центр «Академия», 2012. – 2008 с.

11. Островский, Э. В. Психология и педагогика : учебное пособие / Э. В. Островский, Л. И. Чернышова ; под ред. Э. В. Островского. – Москва : Вузовский учебник ; Москва : ИНФРА-М, 2016. – 379, [1] с. ; П. л. 24,0. – (Вузовский учебник). – Библиогр. в конце гл. 100 экз. (Шифр 88, Психология / О-77-343580)

12. Панфилова, А. П. Инновационные педагогические технологии: активное обучение : учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования / А. П. Панфилова. – 4-е изд., стереотип. – Москва : Академия, 2013. – 191 [1] с.: табл. – (Высшее профессиональное образование. Педагогические специальности) ( Учебное пособие).- Библиограф.: с. 187-189.

13. Педагогика [Текст] : учеб. пособие для бакалавров / под ред. П. И. Пидкасистого. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2012. – 511 с. – Серия : Бакалавр. Базовый курс.

14. Педагогические технологии: вопросы теории и практики внедрения : справочник для студентов: [учебное пособие] / под общ. ред. И. А. Стеценко ; авт.-сост. А. В. Виневская. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2014. – 253 с.

15.  Проблемы воспитания и социализации молодежи : монография / науч. ред. Н. О. Яковлева; общ. ред. Г. Я. Гревцева. – Челябинск : Цицеро, 2014. – 204 с.

16. Психология и педагогика высшей школы : учебник / Л. Д. Столяренко и др. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2014. – 620 с. – (Высшее образование).

17. Современные педагогические технологии : учебное пособие для студентов-бакалавров, обучающихся по педагогическим направлениям и специальностям / Автор-составитель: О.И. Мезенцева; под. ред. Е.В. Кузнецовой; Куйб. фил. Новосиб. гос. пед. ун-та. – Новосибирск: ООО «Немо Пресс», 2018. – 140 с.

18. Трайнев, В.А. Новые информационные коммуникационные технологии в образовании: Информационное общество. Информационно-образовательная среда. Электронная педагогика. Блочно-модульное построение информационных технологий / В.А. Трайнев. — М.: Дашков и К, 2013. — 320 c.

19. Факторович, А.А. Педагогические технологии: Учеб. пособие для академического бакалавриата. – 2-е изд., исп. И доп. - М.: Изд-во Юрайт, 2018. – 128 с.

Текущая аттестация качества усвоения знаний

1. Проверка качества усвоения знаний в течение семестра проводится в устной и письменной форме при выполнении срезовых заданий индивидуального и группового характера. Кроме заданий, позволяющих провести текущую аттестацию качества усвоения знаний, предлагается проведение тренингов, ролевых игр, взаимооценки, рейтинг-контроля, позволяющих отслеживать динамику продвижения студента при изучении материала.

2. Отработка пропущенных занятий: все задолженности по выполнению учебной программы дисциплины должны быть отработаны студентом до консультации, перед экзаменом:

- пропуски занятий по уважительной причине предполагают выполнение студентом всех практических заданий, обсуждаемых на семинаре, и написание контрольной работы;

- при пропуске занятий без уважительной причины студент выполняет все практические задания, обсуждаемые на пропущенных семинарах, пишет контрольную работу и составляет тестовую работу по каждой пропущенной теме, которая включает не менее 10 вопросов.

3. Оформление «портфолио». Требования: оформляется в папке с файлами, отдельными для каждой темы в рукописном и печатном варианте. «Портфолио» может содержать ксерокопии журнальных и газетных статей, выписки из научно-методической литературы, материалы, взятые из Интернета (с обязательным указанием источников).

 

Критерии оценки рабочего портфеля «портфолио»:

«3» – в папках представлена краткая информация по всем темам для самостоятельного изучения, раскрываются основные понятия темы, и дается краткое ее содержание, по темам составлен список литературы (не менее 3 источников). Представлены все практические домашние задания, выполненные студентом по программе курса.

«4» – в папках представлены все практические домашние задания, выполненные студентом по программе курса. Представлена краткая информация по всем темам для самостоятельного изучения, раскрываются основные понятия темы, и дается краткое ее содержание, имеется аннотация дополнительных источников; студент качественно анализирует весь представленный материал. По одной теме написана статья, в содержании которой дается сравнительно-сопоставительный обзор нескольких библиографических источников, раскрывающий основные точки зрения на проблему. К статье прилагается список использованной литературы (не менее пяти).

«5» – в папках представлены все практические домашние задания, выполненные студентом за период обучения по программе курса. Представлена краткая информация по всем темам для самостоятельного изучения, раскрываются основные понятия темы, и дается краткое ее содержание, имеется аннотация дополнительных источников; студент качественно анализирует весь представленный материал.

По одной интересующей студента теме может быть выполнен творческий проект (презентация, коллаж, статья, методическая разработка, исследование и др.), проект также может носить практико-ориентированный характер (проведение коллективного творческого дела в студенческой группе, проведение акций, оформление стенда, организация встречи с интересными людьми и т.п.). Тематика проектов согласуется с преподавателем, который консультирует студента по ходу его работы.

 

Итоговая аттестация качества усвоения знаний:

1. Итоговая аттестация – зачет, предполагающий установление уровня сформированности следующих умений: проектировочных, коммуникативных, организационных, профессионального самопознания.

2. Допуск к зачету: предоставление в сроки, установленные преподавателем, портфолио по темам для самостоятельной работы; выполнение практических заданий, входящих в перечень обязательных; положительные оценки за контрольные и проверочные работы; оформление читательского дневника по литературе для самостоятельного чтения, наличие словаря педагогических терминов.

3. Формы проведения зачета в соответствии с программой дисциплины определены кафедрой и могут быть следующими:

- в полном объеме по билетам, утвержденным на кафедре, включающим два вопроса;

- тестовая работа по содержанию материала курса и терминологический диктант;

- один вопрос билета по выбору студента (преподавателя);

- спецвопрос по теме, предполагаемой преподавателем.

4. Условия, определяющие форму экзамена (зачета):

Отличная и хорошая успеваемость и активная работа студента в течение семестра (выполненные в срок на хорошие и отличные оценки практические задания и контрольные работы, «портфолио» с оценкой «отлично», выступление с индивидуально подготовленным сообщением на занятиях). Вышеперечисленные положения дают студенту право на получение оценки без ответа на экзаменационный билет, выбор одного вопроса билета, подготовку спецвопроса. О предоставлении той или иной возможности студент получает информацию на консультации перед экзаменом.

О возможных формах проведения зачета студентам сообщают в начале изучения курса.


СЛОВАРЬ

Деятельность – форма психической активности личности, направленная на познание и преобразование мира и самого человека. Деятельность состоит из более мелких единиц – действий, каждому из которых соответствует своя частная цель или задача. Деятельность включает в себя цель, мотив, способы, условия, результат (13, с. 370).

Компетенция – (от лат.competo- добиваюсь, соответствую, подхожу). 1.Круг полномочий, представленных законом, уставом или иным актом конкретного органа или должностного лица. 2. Знания и опыт в той или иной области (27, с. 613).

Концепции образования – (от лат. conceptio-понимание, восприятие, система), система взглядов на содержание и продолжительность изучения базовых учебных дисциплин в различных типах учебных заведений, определенный способ понимания целей, задач, организации образовательных программ (13, с. 65)

Критерий – признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мера суждения, оценки какого-либо явления. Разработка критериев тех или иных явлений в педагогике  представляет определенные трудности в силу того, что сам предмет педагогики сложен и многообразен в своих проявлениях (13, с. 67)

Критическое мышление – способность анализировать информацию с позиций логики, умение выносить обоснованные суждения, решения и применять полученные результаты как к стандартным, так и не стандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Этому процессу присуща открытость новым идеям. Формирование критического мышления – одна из актуальнейших задач современного обучения (13, с. 67)

Культура (от лат. cultura – возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) – это совокупность наилучших образцов человеческой деятельности, а также результатов этой деятельности. В культуре фиксируются способы отношения человека к природе, человека к другим людям и к самому себе (8, с. 366).

Личностно ориентированный подход – методологический подход, который ставит в центр образовательной системы личность ребенка, развитие его индивидуальный способностей, главная цель – помочь личности познать себя, самоопределиться и самореализоваться, а не формировать заранее заданные свойства, создание условий быть личностью духовно богатой, нравственно устойчивой, психически здоровой (30, с. 22).

    Личность – человек нравственный, присвоивший общественно ценные нормы отношений (13, с. 25).

Мастерская - синтетическая, многомерная интегрированная рефлексивная образовательная технология с вероятностным результатом, ориентированная на личностно деятельностный подход.

Межпредметные связи – дидактическое условие повышения научного уровня знаний учащихся, роли обучения в развитии их мышления, творческих способностей, формирования у них научного мировоззрения, оптимизации процесса усвоение знаний, формирования познавательных умений, и в конечном итоге, как условие совершенствования учебного процесса (32, с. 5-6).

Модель – мысленно представляемая или материально реализованная система, которая отображая, или воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что ее изучение дает нам новую информацию об этом объекте (41, с. 19).

Мотив (от лат. movere – приводить в движение, толкать), субъективная причина (осознанная или неосознанная) того или иного поведения, действия человека; психическое явление, непосредственно побуждающее человека к выбору того или иного способа действия и его осуществлению. В качестве мотива могут выступать инстинкты, влечения. Основная часть мотива формируется в процессе социализации личности, ее становления и воспитания (13, с. 88).

Направленность личности – совокупность устойчивых мотивов, ценностных ориентаций, направленных на конкретную деятельность (11, с. 25).

Направленность личности – совокупность устойчивых мотивов, ценностных ориентаций, направленных на конкретную деятельность (11, с. 25).

Обучение – специально организованный, управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений и навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, выработку и закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями (13, с. 95).

Общение – взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними познавательной или эмоциональной информацией, опытом, знаниями, умениями, навыками. Общение является необходимым условием развития и формирования личностей и групп (13, с. 96).

Педагогическая интеграция как процесс есть непосредственное установление связей между объектами и создание новой целостной системы в соответствии с предлагаемым результатом (3, с. 30).

Педагогические условия, обеспечивающие воспитание гражданственности у старшеклассников средствами общественных дисциплин - совокупность мер учебно-воспитательного процесса, направленных на воспитание в учащихся гражданских качеств.

Педагогический процесс – целостный учебно-воспитательный процесс в единстве и взаимосвязи воспитания и обучения, характеризующийся совместной деятельностью, сотрудничеством и сотворчеством его субъектов, способствующий наиболее полному развитию и самореализации личности воспитанника. Процесс, реализующий цели образования и воспитания в условиях педагогических систем, в которых организованно взаимодействуют воспитатели и воспитуемые (учебно-воспитательные, образовательные, профессионально - образовательные учреждения, детские объединения и организации) (13, с. 111).

Принцип – (от лат prinsipium – основа, начало).1.Основное исходное положение какой-либо теории, учения, науки, мировоззрения, политической организации и т. д. 2. Внутреннее убеждение человека, определяющее его отношение к действительности, нормы поведения и деятельности (27, с. 1057).

Развитие – процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловленный влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов (28, с. 91).

Рефлексия (от позднелат. reflexio-обращение назад), 1)размышление, самонаблюдение, самопознание; 2)форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов (27, с. 1118).

Социализация – усвоение человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих в данное время данному обществу, социальной общности, группе, и воспроизводство им социальных связей и социального опыта (29, с. 15).

Социальная среда - социальная зона ближайшего действия человека; сложная и неоднозначная система условий развития личности как противостоящая ей, так и изменяемая действиями и поступками самого человека. В понятие социальная среда включают непосредственное окружение личности, совокупность различных (макро- и микро-) условий ее жизнедеятельности, атмосферу ее социального бытия, межличностные отношения и контакты с другими людьми; реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека (13, с. 140).

Установка – состояние предрасположенности субъекта к определенной активности в определенной ситуации (27, с. 1384).

Философия образования – общая теория, рассматривающая образование с позиций аксиологии, онтологии, гносеологии, антропологии как особую область социокультурной гуманитарной практики, функционирующую на принципах сочетания индивидуального и социального в образовании, целостности, универсальности и фундаментальности, профессионализма и нравственности, гуманизации и гуманитаризации, единства национально-государственных и общемировых начал в образовании (подход, разрабатываемый Н.П. Пищулиным и Ю.Т. Огородниковым) (13, с. 159).

Формирование – процесс становления личности человека в результате объективного влияния наследственности, среды, целенаправленного воспитания и собственной активности личности (самовоспитания) (28, с. 15).

Ценности – предметы, явления и их свойства, которые нужны членам определенного общества или отдельной личности в качестве средств удовлетворения их потребностей и интересов, а также цели и побуждения в качестве нормы, цели, идеала: свобода, демократизм, достоинство, честь, ответственность, совесть, любовь, доброта, добродетель; идеалы, обращенные в нравственные ориентиры воспитания и обучения (30, с. 50).

 Ценностные ориентации – направленность сознания и поведения на общественные и духовные ценности, предпочтение к тем или иным; особое личностное образование, являющееся результатом освоения его социально-значимых моделей деятельности, трансформацию этих норм и моделей в индивидуальный опыт глобального отношения к миру и самому себе, помогающий личности занять позицию активного взаимодействия с обществом (30, с. 51).

Литература

1. Александров Г. Аристотель (Философские и социально-политические взгляды). –  М.: Гос.соц.-экон.изд-во, 1940. – 274 с.

2. Аристотель. Сочинения: В 4-х т. Никомахова этика. Т. 4. – М.: Мысль. –  1981.

3. Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. –  М.: Наука, 1973. –  270 с.

4. Беленцев С.И. Проблема гражданского воспитания в русской педагогике и школа в конце XIX-начале XX вв.: Дис. …канд. пед. наук. – Курск, 2000.

5. Беляев А.В. Социально-педагогические основы формирования гражданственности учащейся молодежи: Дис. … д-ра пед. наук.-Ставрополь, 1997. –  351 с.

6. Гаязов А.С. Формирование гражданина: теория, практика, проблемы / Челяб. гос. пед. ун-т. –  Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та «Факел», 1995. - 237 с.

7. Головко Н.А. Гражданский долг советского человека // Полит. самообразование. –  1972. –  № 5. –  С. 76-79.

8. Гражданское образование: материалы международного проекта. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2000. - 382 с.

9. Демократизация общества и гражданин // Преподавание истории в шк.,1994. –  № 7. – С. 39 -50.

10. Дуранов И.М. Педагогические проблемы воспитания гражданственности: Монография / Челяб. гос. пед. ин-т. – Магнитогорск. - 1997. - 125 с.

11. Дуранов М.Е., Ломакина И.С. Логика и культура организации педагогического исследования: Учеб. пособие / ЧГАКИ. - Челябинск, 2003. - 88 с.

12. Закон Российской Федерации «Об образовании» // Российская газета. – 1992. –  31 июля. – С. 3-6.

13. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 176 с.

14. Концепция гражданского образования (проект). - М.: Центр гражданского образования. –  2001. –  31 с.

15. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года // Нач. шк.. –  2002. - № 4. - С. 4-19. 

16. Маринкина Ю.А. Воспитание гражданской зрелости у учащихся старших классов: Автореф. дис. …канд. пед. наук.-М., 1967.-21 с.

17. Национальная доктрина образования в Российской Федерации (проект) // Нар. образование. - 2000. - № 3. - С. 14 - 18.

18. Никитин А.Ф., Соколов Я.В. Изменение подхода к гражданскому воспитанию / Под ред. Г.Н. Филонова. - М.: Педагогика. - 1990. – С. 17-20.

19. О гражданско-правовом образовании учащихся в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации. Письмо Министерства образования РФ № 391/11 от 19 марта 1996 г. // Вестн. образования. - 1996. - № 4. - С. 78.

20. О гражданском образовании и изучении Конституции Российской Федерации: Письмо Министерства образования РФ органам управления образования субъектов Российской Федерации (6 февраля 1995 г., № 151/11) / Преподавание истории в шк. - 1995. - № 3. - С. 51-53.

21. О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации: Письмо Министерства образования РФ (15 января 2003 г. № 13-15-08/13) // Вестн. образования России. - 2003. - № 7. - С. 34-43.

22. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок.57000 слов. (Под ред.чл. - корр. АН ССР Н.Ю. Шведовой. - 18-е изд., стереотип. - М.: Рус.яз., 1986. - 797 с.

23. Певцова Е.А. Основные концепции правового образования // Учитель.-2001. - № 4. - С. 43-47.

24. Подольский А.И. Модель педагогической системы развивающего обучения. – Магнитогорск: Изд-во МГПИ, 1997. – 237 с

25. Политологический словарь. (Под ред. В.Ф. Халипова. - М.: Высшая школа, 1995. – 192 с.

26. Российская педагогическая энциклопедия. Т. 2. - М.: Науч. изд. «Большая росс. энц.». - 1993. - 224 с.

27. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М. Прохоров. 2-е изд.-М.: Сов. энциклопедия, 1983. - 1600 с.

28. Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. - М., Педагогическое общество России, 2000. - 416 с.

29. Социально-политический журнал. - 1998. - № 5. - с.7

30. Трубайчук Л.В. Педагогический словарь-справочник по личностно ориентированному и развивающему обучению. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ. - 53 с.

31. Тулькибаева Н.Н., Трубайчук Л.В. Роль Центра личностно ориентированного и развивающего обучения в образовательном процессе Челябинской области // Вестн. ЧГПУ. Сер. 19. - 2001. - № 1. - С. 5-8.

32. Усова А.В. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения. - М.: Педагогика. - 1986. - 176 с.

33. Хайруллин Ш.Ш. Патриотическое воспитание курсантов Философско-педагогические аспекты проблемы. - Челябинск. - 1995. - 111 с.

34. Филонов Г.Н. Гражданское воспитание: реальность и тенденции развития // Педагогика, 2002. - № 10. - С. 24-29.

35. Философский словарь. (Под ред. И.Т.Фролова. Изд. 5-е. - М.: Политиздат, 1987. - 590 с.

36. Философский словарь. (Под ред. М.М.Розенталя. Изд. 3-е. - М., Политиздат. - 1972. - 496 с.

37. Фортунатов В.В., Почепко В.Г. Граждановедение: Учеб. пособие для студентов педагогических ин-тов и ун-тов. (Я.В. Соколов - отв. ред. - М.: НВЦ «Гражданин», 2001. – 272 с.

38. Хайруллин Ш.Ш. Патриотическое воспитание курсантов. Философско-педагогические аспекты проблемы. – Челябинск, 1995. – 111 с.

39. Хрестоматия по истории СССР с древнейших времен до 1861 г. М.: Просвещение, 1987. - С.344 - 346.

40. Чепурных Е. Воспитание подрастающего поколения – забота общая / Воспитание шк. – 2003.-№ 4. – С.2-7.

41. Шилова М. И. Изучение воспитанности школьников. - М.: Педагогика, 1990. - 144 с.

42. Штофф В.А. Роль моделей в познании. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1963. – 128 с.

43. Яковлева Д.С. Воспитание гражданской сознательности у старшеклассников средней школы: Дис. …канд. пед. наук. - М., 1969. - 351 с.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ................................................................................................ 3

 

ЛЕКЦИИ ПО КУРСУ 

«ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ»............................................. 6

Лекция 1: Педагогические технологии как концентрированное

выражение профессионального мастерства......................................... 6

Лекция 2: Слагаемые педагогической технологии........................... 13

Лекция 3: Современное традиционное обучение............................. 19

Лекция 4: Психолого-педагогические теории обучения................. 30

Лекция 5: Современные модели организации обучения................. 41

Лекция 6: Социально-культурные технологии ……………….. 51

Лекция 7: Технология педагогической мастерской....................... 162

Лекция 8: Технология развития критического мышления........... 176

Лекция 9: Технология разработки и реализации проектов........... 188

СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ............................................................... 80

Семинарское занятие 1: Технология организации

образовательного процесса ………………………………………..80

Семинарское занятие 2: Технология игровой деятельности.......... 81

Семинарское занятие 3: Психолого-педагогическая

диагностика.............................................................................................. 83

Семинарское занятие 4. Развитие мотивационно

профессионального потенциала личности педагога........................ 85

Семинарское занятие 5: Здоровьесберегающие технологии

педагогического процесса.................................................................. 199

Семинарское занятие 6: Современные технологии обучения:

общая характеристика, особенности реализации............................ 201

Семинарское занятие 7: Метод ситуационного обучения............ 203

Семинарское занятие 8. Информационно-технологическое

сопровождение образовательного процесса................................... 205

 

ЛАБОРАТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ............................................................. 87

Указания по выполнению лабораторных работ................................ 87

Инструкции к лабораторным работам................................................ 88

Лабораторное занятие 1: Понятие педагогической

технологии: история и теория.............................................................. 88

Лабораторное занятие 2: Технология постановки и решения

педагогических задач............................................................................. 99

Лабораторное занятие 3: Прогнозирование и проектирование

педагогических ситуаций.................................................................... 115

Лабораторное занятие 4: Моделирование и конструирование

педагогической деятельности............................................................ 124

Лабораторное занятие 5: Развитие интеллектуально-

творческого и коммуникационного потенциала студента............ 142

Лабораторная работа 6: Моделирование

школьного самоуправления........................................................ .. …206

Лабораторная работа 7: «Портфолио»:

структура и содержание ..................................................................... 216

Лабораторная работа 8: Моделирование

и диагностирование воспитательной работы.................................. 228

Лабораторная работа 9: Воспитательные системы......................... 233

Лабораторная работа 10: Технология коллективных

творческих дел (КТД) ......................................................................... 262

Конкурс «Знатоки педагогики»......................................................... 270

Методические указания для подготовки

к итоговому контролю

Тематика проверочных работ............................................................ 274

Учебно-методические материалы для текущего контроля........... 275

Критерии оценки «портфолио» обучающегося............................. 278

Требования к промежуточной аттестации……………………….279

Словарь………………………………………………………………

 

 

Педагогика : педагогические теории, системы, технологии : учебник для сред. и высш. пед. учеб. заведений : рекомендовано М-вом образования РФ / под ред. С.А. Смирнова. - 5-е изд., стер. - Москва : Академия, 2004. - 512 с. 72. Педагогические технологии : учебное пособие для вузов / под ред. В. Кукушина. - 3-е изд., испр. и доп. - Москва ; Ростов-на-Дону : МарТ, 2006. - 336 с. 73. Подласый, И.П. Педагогика в 2.т. Т.1. Теоретическая педагогика. В 2 кн. Кн. 1 : учебник и практикум для академического бакалавриата / И.П. Подласый. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2016. - 404 с. 74. Подласый, И.П. Педагогика в 2.т. Т.1. Теоретическая педагогика. В 2 кн. Кн. 2 : учебник и практикум для академического бакалавриата / И.П. Подласый. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2016. - 386 с. 75. Подласый, И.П. Педагогика в 2.т. Т.2. Практическая педагогика. В 2 кн. Кн. 1 : учебник для академического бакалавриата / И.П. Подласый. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2015. - 491 с. 76. Подласый, И.П. Педагогика в 2.т. Т.2. Практическая педагогика. В 2 кн. Кн. 2 : учебник для академического бакалавриата / И.П. Подласый. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2015. - 318 с.

 

Качество образования - определенный уровень знаний и умений, умственного, нравственного и физического развития, к-рого достигают обучаемые на определенном этапе в соответствии с планируемыми целями; степень удовлетворения ожиданий различных участников процесса образования от предоставляемых образовательным учреждением образовательных услуг. С. 131

 

Творчество педагогическое - выработка и воплощение учителем в постоянно меняющихся условиях учебно-воспитательного процесса, в общении с детьми оптимальных и нестандартных пед. решений. С. 138

Технология обучения и воспитания (педагогическая технология) - новое (с 50-х годов) направление в пед. науке, к-рое занимается конструированием оптимальных обучающих систем, проектированием учебных процессов. Представляет собой систему способов, приемов, шагов, последовательность выполнения к-рых обеспечивает решение задач воспитания, обучения и развития личности воспитанника, а сама деятельность представлена процедурно, т.е. как определенная система действий; разработка и процедурное воплощение компонентов пед. процесса в виде системы действий, обеспечивающей гарантированный результат. Технология обучения и воспитания служит конкретизацией методики. В основе лежит идея полной управляемости учебновоспитательным процессом, проектирования и воспроизводимости обучающего и воспитательного циклов. С. 138

Самообразование - специально организованная, самодеятельная, систематическая познавательная деятельность, направленная на достижение определенных личностно и (или) общественно значимых образовательных целей: удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышения профессиональной квалификации. Строится обычно по образцу систематизированных форм обучения, но регулируется самим субъектом.с.137

 

 

Культура личности - 1) уровень развития и реализации сущностных сил человека, его способностей и дарований; 2) совокупность компетенций: политических и социальных, связанных со способностью брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путем, участвовать в совместном принятии решений по поводу функционирования и развития демократических институтов; компетенции, касающиеся жизни в поликультурном обществе (понимание различий между представителями различных культур, языков и религий, уважительное отношение к чужим традициям, верованиям) и т. п. К. л. формируется в процессе воспитания и обучения, под влиянием соц. среды и личной потребности в постоянном развитии и совершенствовании. Культура личности информационная - свод правил поведения человека в информационном обществе, способы и нормы общения с системами искусственного интеллекта, ведения диалога в человеко-машинных системах «гибридного интеллекта», пользование средствами телематики, глобальными и локальными информационновычислительными сетями. Включает в себя способность человека осознать и освоить информационную картину мира как систему символов и знаков, прямых и обратных информационных связей, свободно ориентироваться в информационном обществе, адаптироваться к нему. Формирование К. л. и. осуществляется прежде всего в процессе организованного обучения информатике и информационным технологиям в школе и включения современных электронных средств передачи информации в учебновоспитательный процесс. Культура самообразования (самообразовательная культура) - высокий уровень развития и совершенства всех компонентов самообразования. Потребность в самообразовании является характерным качеством развитой личности, необходимым элементом ее духовной жизни. Считаясь высшей формой удовлетворения познавательной потребности личности, самообразование связано с проявлением значительных волевых усилий, высокой степенью сознательности и организованности человека, принятием на себя внутренней ответственности за свое самосовершенствование.с. 132

Учебное издание

 

 

Литвак Римма Алексеевна

Гревцева Гульсина Якуповна

 

Педагогические технологии

 

 

Учебное пособие

 

 

ISBN 978-5-94839-689-7

 

Подписано в печать

Формат 60х841/16

Заказ №978. Объем 16,2 уч.-изд. л.

Тираж 200 экз.

 

Отпечатано с готового

оригинал-макета в типографии

454080, Челябинск, пр. Ленина, 69



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.180.223 (0.03 с.)