Создать портфель ученика как средство 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Создать портфель ученика как средство



 развития исследовательской культуры

Личностью ребенок становится лишь
тогда, когда он сам начинает эту
деятельность совершать.

Э. Ильенков

 

Воспитание и обучение должны помочь учащимся сохранить и развить свою личность, индивидуальность. Личностно ориентированное образование утверждает ценности, связанные с инициативой человека, с его свободой. Поэтому сегодня необходимо гибкое, бережное отношение к ученику, к его склонностям и способностям.

Проблемы диагностики и развития особых способностей в настоящее время актуализируются, что легко может быть объяснено общественными потребностями. Задача учителя не только дать знания своим воспитанникам, но и научить их эти знания самостоятельно добывать, а значит развивать у них склонность к исследовательской деятельности. Важно воспитать душу, сердце, создать условия для наиболее полного раскрытия потенциальных возможностей личности, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска и открытий. Одним из средств развития исследовательских умений является портфолио (портфель ученика).

В практике педагогической деятельности мы использовали и «Дневнички», и творческие папки, и листы контроля, и карту уровня познавательной активности, и рейтинговую систему и др. В Портфолио данные средства могут быть объединены в определенный раздел или могут составлять компонент оценки и самооценки.

Между тем следует отметить, что дневнички, рейтинговая система, листы контроля и др. содействуют самообразованию, способствуют развитию умения самостоятельно определять направление в изучении темы, умения анализировать учебный материал, умения выделять главное, умения планировать свою деятельность, делать самостоятельно выводы и т.п. Например, лист контроля может выглядеть следующим образом.

Таблица 7

Лист контроля

 

Общеучебные умения и навыки Баллы Дата Итоговая оценка
1 Работа на уроке: - характеристика, сравнение, оценка фактов, явлений; анализ информации      
2 Понятия: - правильное употребление в контексте ответа; - работа со словарем; - формулирование понятий      
3 Творческая, самостоятельная работа: - составление кроссвордов; - эссе, коллаж; рецензия, библиография по определенной проблеме; работа с карточками, с учебником; проекты      
4 Практическая работа: - составление логических схем, таблиц; - работа с различными видами источников; - решение познавательных задач; - составление картотеки по проблеме; проекты      
5 Контрольные срезы: - тестирование; решение задач; уровневые контрольные работы; самопроверка      
6 Зачетные задания: - зачеты; экзамены; исследовательские работы; проекты      

 

В разделе «Работа на занятии» оценивается высказанная гипотеза, умная и обоснованная; грамотный вопрос, который «спровоцировал» на уроке спор-дискуссию; активное участие в обсуждении какой-либо проблемы; способность характеризовать, сравнивать факты и явления; анализировать информацию из различных источников и СМИ.

Во втором разделе «Понятия» оценивается полнота усвоения понятий, умение распознавать и правильно употреблять их в различном контексте, а также умение работать со словарем:

1. Употребляет все понятия правильно – 5.

2. Употребляет многие понятия правильно – 4.

3. Употребляет минимальное количество понятий правильно – 3.

4. Употребляет понятия неправильно – 2.

В разделе «Творческая, самостоятельная работа» оценивается выполнение таких заданий, как: составление сборника мудрых мыслей по теме, сборника кроссвордов, подготовка докладов, сочинений-рассуждений и т.д.

В разделе «Практическая работа» оцениваются: результат работы с литературой, выступление в составе лекторской группы, изготовление иллюстрированного материала по теме в виде схем и графиков, перевод статьи с иностранного языка и социальная практика.

В пятом разделе «Контрольные срезы» особое внимание учитель уделяет уровню развития в учащихся личностных качеств на основе сравнения результатов диагностики в начале и в конце учебного года. Периодически (в конце недели, четверти, учебного года) ученикам предлагается специальное занятие, на котором они осуществляют рефлексию и самооценку своего труда с учетом индивидуальной образовательной программы.

Данная модель оценивания деятельности учащихся на занятиях позволяет учителю не оставлять без внимания каждого ребенка, а также контролировать различные виды деятельности и разнообразить задания. Ученику же модель дает возможность видеть свои успехи и пробелы в знаниях, над которыми ему следует поразмышлять и дополнительно поработать. Но у ученика должен быть выбор. Состав портфеля, на наш взгляд, должен определять ученик, а критерии оценивания, сформулированные учителем и учащимися, должны быть едиными для всех. При этом право собственности ученика на портфель не нарушается. Он сам решает, когда и какой раздел он представит на обсуждение, анализ, отчет и оценку. Если портфель-отчет отражает уровень достижения учащегося и динамику становления умений и навыков, является мотивирующим фактором учебно-познавательной деятельности, то портфель-самооцен-
ка – это способ организации повседневной работы учащегося.

Портфель ученика включает в себя не только результаты контрольных работ, тестов, письменные и проверочные, лабораторные и практические работы, проекты, компьютерные программы, творческие отчеты, но и краткие заметки, наблюдения, письма-размышления, эссе, статьи, очерки, отчеты, вопросы, возникающие в ходе работы, гранты, грамоты и т.д.

В содержательном компоненте уместен раздел: почта или обратная связь (комментарии или письма учителя ученику, его рекомендации; обращение или вопросы ученика учителю; советы, пожелания одноклассников, родителей…). В этом же разделе могут быть рецензии, отзывы научных консультантов, руководителей проектов и т.д. Таким образом, осуществляется совместная деятельность учащегося и учителя, обмен информацией о том, как идет процесс обучения, исследовательской работы. Наличие обратной связи с каждым учеником – это стимул совершенствования работы учителя, инструмент его рефлексии. Широкое использование систематического коллективного обсуждения результатов работы позволяет каждому видеть свои успехи и недостатки, сравнить их с результатами одноклассников. Это прекрасный способ сформировать у ребят адекватную самооценку и способность к самоанализу, самоконтролю. Это способствует формированию в учащихся познавательных интересов, организованности и ответственности в приобретении знаний. В процессе именно такой деятельности развиваются коммуникативные способности, формируются атмосфера доброжелательных отношений, чувство уважения и сопереживания друг другу.

Оценивать портфолио, на наш взгляд, может не только учитель, но и одноклассники, конечно, сам автор портфеля, в младших классах – в качестве экспертов могут выступать родители, сестры и братья и другие. Таким образом, портфель может выступать и средством общения между субъектами образовательного процесса.

Примерное содержание портфеля-отчета ученика:

- Раздел 1. Тесты, контрольные, письменные работы. Результаты нулевого, промежуточного, итогового тестов.

- Раздел 2. Сравнительный анализ результатов, фиксирующих успехи и неудачи (ошибки). Рефлексия собственной деятельности. Оценка и самооценка. Программа самообразования по ликвидации пробелов в знаниях.

- Раздел 3. Советы, рекомендации учителя. Дополнительные задания для ученика.

- Раздел 4. Творческие (проекты, эссе, доклады, сообщения, рефераты и др.), исследовательские работы.

- Раздел 5. Анализ творческих и исследовательских работ. Отзывы и рецензии. Грамоты, гранты и т.п.

- Раздел 6. Мои планы. Корректировка плана самообразования с учетом замечаний, рекомендаций, пожеланий одноклассников, учителей и родителей.

 

Задания для самостоятельного изучения учебного материала:

1. Составить картотеку статей о воспитательной работе классного руководителя.

2. Каково значение дневника классного руководителя, «портфолио» учителя?

3. Чем отличается дневник классного руководителя от профессионального портфеля («портфолио») учителя?

4. Выделите необходимые знания, умения и навыки, которыми должен обладать классный руководитель.

5. Должен ли обладать учитель какими-либо особыми, специальными качествами, умениями, чтобы осуществлять классное руководство?

 

Литературa

1. Дашковская, О. Портфолио: за и против / О. Дашковская / Приложение к газете «Первое сентября». – 2004, октябрь. – С. 6.

2. Загашев, И.О. Критическое мышление: технология развития /
И.О. Загашев, С.И. Заир-Бек. – СПб.: Изд-во «Альянс «Дельта», 2003. – 284 с.

3. Новикова, Т.Г. Портфолио в профильном обучении (Анализ зарубежного опыта) / Т.Г. Новикова, М.А. Пинская, А.С. Прутченков, Е.Е. Федотова // Профильная школа. – 2005. – № 5. – С. 46–48.

4. Рахимов, А.З. Педагогическая технология творческого развития: методическое пособие / А.З. Рахимов. – Уфа: Изд-во «Творчество», 2003. – 140 с.

Лабораторная работа 3

Моделирование и диагностирование
воспитательной работы учителя

Цели:

Знать: сущность, содержание и структуру прогностических способностей личности; методы и формы организации деятельности воспитанников.

Уметь: проявлять ответственность в профессиональной деятельности; организовывать двухсторонний характер воспитания; проводить мониторинг и осуществлять диагностику в образовательном процессе.

Владеть структурой организации процессов воспитания; методами и видами педагогического эксперимента, направленного на совершенствование образовательного процесса и оценку его результатов.

 

Задания для самостоятельного изучения учебного материала:

1. Разработать анкету «Изучение готовности учителя к организации диагностической деятельности».

2. Работа в группах с литературой. Знакомство с методикой критериальной оценки отдельных компонентов воспитательной деятельности образовательного учреждения; диагностическими картами, картой самоанализа учебно-воспитательной работы учителя.

Итоги работы в группах. Обсуждение вопросов.

• Объясните сущность понятий «качественная оценка», «количественная оценка».

• Каковы количественные показатели воспитательной системы?

• Какими методами можно осуществить качественный анализ эффективности воспитательной системы?

• Перечислите критерии оценки воспитательной системы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 68; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.153.38 (0.017 с.)