Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Создать портфель ученика как средство
развития исследовательской культуры Личностью ребенок становится лишь Э. Ильенков
Воспитание и обучение должны помочь учащимся сохранить и развить свою личность, индивидуальность. Личностно ориентированное образование утверждает ценности, связанные с инициативой человека, с его свободой. Поэтому сегодня необходимо гибкое, бережное отношение к ученику, к его склонностям и способностям. Проблемы диагностики и развития особых способностей в настоящее время актуализируются, что легко может быть объяснено общественными потребностями. Задача учителя не только дать знания своим воспитанникам, но и научить их эти знания самостоятельно добывать, а значит развивать у них склонность к исследовательской деятельности. Важно воспитать душу, сердце, создать условия для наиболее полного раскрытия потенциальных возможностей личности, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска и открытий. Одним из средств развития исследовательских умений является портфолио (портфель ученика). В практике педагогической деятельности мы использовали и «Дневнички», и творческие папки, и листы контроля, и карту уровня познавательной активности, и рейтинговую систему и др. В Портфолио данные средства могут быть объединены в определенный раздел или могут составлять компонент оценки и самооценки. Между тем следует отметить, что дневнички, рейтинговая система, листы контроля и др. содействуют самообразованию, способствуют развитию умения самостоятельно определять направление в изучении темы, умения анализировать учебный материал, умения выделять главное, умения планировать свою деятельность, делать самостоятельно выводы и т.п. Например, лист контроля может выглядеть следующим образом. Таблица 7 Лист контроля
В разделе «Работа на занятии» оценивается высказанная гипотеза, умная и обоснованная; грамотный вопрос, который «спровоцировал» на уроке спор-дискуссию; активное участие в обсуждении какой-либо проблемы; способность характеризовать, сравнивать факты и явления; анализировать информацию из различных источников и СМИ. Во втором разделе «Понятия» оценивается полнота усвоения понятий, умение распознавать и правильно употреблять их в различном контексте, а также умение работать со словарем: 1. Употребляет все понятия правильно – 5. 2. Употребляет многие понятия правильно – 4. 3. Употребляет минимальное количество понятий правильно – 3. 4. Употребляет понятия неправильно – 2. В разделе «Творческая, самостоятельная работа» оценивается выполнение таких заданий, как: составление сборника мудрых мыслей по теме, сборника кроссвордов, подготовка докладов, сочинений-рассуждений и т.д. В разделе «Практическая работа» оцениваются: результат работы с литературой, выступление в составе лекторской группы, изготовление иллюстрированного материала по теме в виде схем и графиков, перевод статьи с иностранного языка и социальная практика. В пятом разделе «Контрольные срезы» особое внимание учитель уделяет уровню развития в учащихся личностных качеств на основе сравнения результатов диагностики в начале и в конце учебного года. Периодически (в конце недели, четверти, учебного года) ученикам предлагается специальное занятие, на котором они осуществляют рефлексию и самооценку своего труда с учетом индивидуальной образовательной программы.
Данная модель оценивания деятельности учащихся на занятиях позволяет учителю не оставлять без внимания каждого ребенка, а также контролировать различные виды деятельности и разнообразить задания. Ученику же модель дает возможность видеть свои успехи и пробелы в знаниях, над которыми ему следует поразмышлять и дополнительно поработать. Но у ученика должен быть выбор. Состав портфеля, на наш взгляд, должен определять ученик, а критерии оценивания, сформулированные учителем и учащимися, должны быть едиными для всех. При этом право собственности ученика на портфель не нарушается. Он сам решает, когда и какой раздел он представит на обсуждение, анализ, отчет и оценку. Если портфель-отчет отражает уровень достижения учащегося и динамику становления умений и навыков, является мотивирующим фактором учебно-познавательной деятельности, то портфель-самооцен- Портфель ученика включает в себя не только результаты контрольных работ, тестов, письменные и проверочные, лабораторные и практические работы, проекты, компьютерные программы, творческие отчеты, но и краткие заметки, наблюдения, письма-размышления, эссе, статьи, очерки, отчеты, вопросы, возникающие в ходе работы, гранты, грамоты и т.д. В содержательном компоненте уместен раздел: почта или обратная связь (комментарии или письма учителя ученику, его рекомендации; обращение или вопросы ученика учителю; советы, пожелания одноклассников, родителей…). В этом же разделе могут быть рецензии, отзывы научных консультантов, руководителей проектов и т.д. Таким образом, осуществляется совместная деятельность учащегося и учителя, обмен информацией о том, как идет процесс обучения, исследовательской работы. Наличие обратной связи с каждым учеником – это стимул совершенствования работы учителя, инструмент его рефлексии. Широкое использование систематического коллективного обсуждения результатов работы позволяет каждому видеть свои успехи и недостатки, сравнить их с результатами одноклассников. Это прекрасный способ сформировать у ребят адекватную самооценку и способность к самоанализу, самоконтролю. Это способствует формированию в учащихся познавательных интересов, организованности и ответственности в приобретении знаний. В процессе именно такой деятельности развиваются коммуникативные способности, формируются атмосфера доброжелательных отношений, чувство уважения и сопереживания друг другу. Оценивать портфолио, на наш взгляд, может не только учитель, но и одноклассники, конечно, сам автор портфеля, в младших классах – в качестве экспертов могут выступать родители, сестры и братья и другие. Таким образом, портфель может выступать и средством общения между субъектами образовательного процесса. Примерное содержание портфеля-отчета ученика: - Раздел 1. Тесты, контрольные, письменные работы. Результаты нулевого, промежуточного, итогового тестов. - Раздел 2. Сравнительный анализ результатов, фиксирующих успехи и неудачи (ошибки). Рефлексия собственной деятельности. Оценка и самооценка. Программа самообразования по ликвидации пробелов в знаниях. - Раздел 3. Советы, рекомендации учителя. Дополнительные задания для ученика.
- Раздел 4. Творческие (проекты, эссе, доклады, сообщения, рефераты и др.), исследовательские работы. - Раздел 5. Анализ творческих и исследовательских работ. Отзывы и рецензии. Грамоты, гранты и т.п. - Раздел 6. Мои планы. Корректировка плана самообразования с учетом замечаний, рекомендаций, пожеланий одноклассников, учителей и родителей.
Задания для самостоятельного изучения учебного материала: 1. Составить картотеку статей о воспитательной работе классного руководителя. 2. Каково значение дневника классного руководителя, «портфолио» учителя? 3. Чем отличается дневник классного руководителя от профессионального портфеля («портфолио») учителя? 4. Выделите необходимые знания, умения и навыки, которыми должен обладать классный руководитель. 5. Должен ли обладать учитель какими-либо особыми, специальными качествами, умениями, чтобы осуществлять классное руководство?
Литературa 1. Дашковская, О. Портфолио: за и против / О. Дашковская / Приложение к газете «Первое сентября». – 2004, октябрь. – С. 6. 2. Загашев, И.О. Критическое мышление: технология развития / 3. Новикова, Т.Г. Портфолио в профильном обучении (Анализ зарубежного опыта) / Т.Г. Новикова, М.А. Пинская, А.С. Прутченков, Е.Е. Федотова // Профильная школа. – 2005. – № 5. – С. 46–48. 4. Рахимов, А.З. Педагогическая технология творческого развития: методическое пособие / А.З. Рахимов. – Уфа: Изд-во «Творчество», 2003. – 140 с. Лабораторная работа 3 Моделирование и диагностирование Цели: Знать: сущность, содержание и структуру прогностических способностей личности; методы и формы организации деятельности воспитанников. Уметь: проявлять ответственность в профессиональной деятельности; организовывать двухсторонний характер воспитания; проводить мониторинг и осуществлять диагностику в образовательном процессе. Владеть структурой организации процессов воспитания; методами и видами педагогического эксперимента, направленного на совершенствование образовательного процесса и оценку его результатов.
Задания для самостоятельного изучения учебного материала: 1. Разработать анкету «Изучение готовности учителя к организации диагностической деятельности». 2. Работа в группах с литературой. Знакомство с методикой критериальной оценки отдельных компонентов воспитательной деятельности образовательного учреждения; диагностическими картами, картой самоанализа учебно-воспитательной работы учителя. Итоги работы в группах. Обсуждение вопросов. • Объясните сущность понятий «качественная оценка», «количественная оценка». • Каковы количественные показатели воспитательной системы? • Какими методами можно осуществить качественный анализ эффективности воспитательной системы? • Перечислите критерии оценки воспитательной системы.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 68; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.153.38 (0.017 с.) |