Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Теория коллективного творческого делаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
КТД (коллективные творческие дело на сплочение группы, развитие волевых, умственных способностей и коммуникативных качеств). Что такое КТД? Методика его проведения была разработана И.П. Ивановым. «Прежде всего – это общественно-важное дело. Первейшее его назначение – забота об улучшении жизни своего коллектива и окружающей жизни, сплав практических и организаторских действий на общую радость и пользу. Оно – творческое, потому что, планируя и осуществляя задуманное, оценивая сделанное и извлекая уроки на будущее, все воспитанники вместе с воспитателями и во главе с ними ведут поиск лучших путей, способов, средств решения жизненно-важных практических задач. И оно не может превратиться в догму, делаться по шаблону, ведь оно, прежде всего, частица жизни. Оно – коллективное, потому что планируется, готовится, совершается и обсуждается воспитанниками и воспитателями, как младшими и старшими товарищами по гражданской заботе». В истории воспитания возникли и развились следующие основные типы объективных воспитательных отношений: авторитарные; отношения «свободного воспитания»; отношения чрезмерной опеки; отношения «разумной опеки» воспитателей над воспитанниками; отношения товарищества воспитателей и воспитанников. Отношения разумной опеки – это отношения, в которых воспитатели открыто передают готовый опыт, организуя для овладения им активную творческую деятельность воспитанников, но не сводят к этому воспитательный процесс. В этих отношениях воспитатели действуют как наставники, а воспитанники занимают позицию активных творческих учеников. Отношения разумной опеки дополнялись отношениями содружества взрослых и детей, подростков во всех сферах жизни, в играх, на прогулках, в совместных чтениях, путешествиях, в общественной деятельности, в труде, даже в учебной работе. В этих отношениях воспитанники не только незаметно для себя учились у воспитателей, они и обменивались опытом, а самое главное – они вместе с воспитателями и под их руководством создавали новый опыт. Отношения разумной опеки и отношения содружества представляют собой во взаимосвязи воспитательные отношения товарищества воспитателей и воспитанников. Коллективные творческие дела: все – творчески, иначе – зачем! (1990). Основными условиями воспитательной эффективности коллективных творческих дел (КТД) являются: - единство жизненно-практической (улучшение жизни коллектива и окружающей жизни) и воспитательной направленности. Каждое дело – это форма творческого содружества воспитателей и воспитанников, их общей творческой гражданской заботы – практической, организаторской, воспитательной; - творческий характер каждого дела: осуществление непрерывного поиска лучших решений жизненно важной задачи на всех стадиях организации; - единство шести отдельных стадий организации каждого дела. Алгоритм содружества (1982). Важнейшие традиции КИМа, названные нами алгоритмом содружества, легли в основу первого из условий успешности коллективных творческих дел (КТД). Мы определили это условие как «единство и последовательность шести стадий». На 1-ой (предварительной) стадии определяется роль данного КТД в жизни коллектива; намечаются различные варианты дела, которые будут предложены для примера и на выбор воспитанникам; начинает строиться перспектива возможного КТД – в установочной (стартовой) беседе с воспитанниками, во время разведки дел и друзей, которую проводят микроколлективы по разным, сообща выбранным маршрутам. 2-я стадия – коллективное планирование КТД. Оно происходит на общем сборе коллектива. Воспитанники и их старшие товарищи сначала по микроколлективам, а затем сообща решают такие примерно вопросы-задачи: для кого провести это дело (на радость и на пользу кому)? Как лучше его провести? Кому участвовать? Кто будет руководить? Где лучше провести это дело? Когда? Ведущие общий сбор (ими могут быть и взрослые, и сами ребята) ставят вспомогательные вопросы, сопоставляют разные мнения, просят их обосновать, подхватывают и развивают наиболее интересные, полезные предложения, а в конце сбора сводят их воедино и организуют выбор совета дела или командира сводной бригады. 3-я стадия – коллективная подготовка дела. На этой стадии орган данного КТД конкретизирует план его проведения, затем организует его выполнение, поощряя инициативу каждого участника. Каждый микроколлектив готовит добрый сюрприз (при этом используются чередующиеся творческие поручения), а старшие друзья направляют эту работу и помогают воспитанникам «по секрету». 4-я стадия – проведение КТД, где осуществляется конкретный план со всеми коррективами. Оказываются полезными также отклонения от замысла и ошибки, допущенные участниками, – все это тоже необходимая школа жизни. Главное для воспитателей – возбуждать и укреплять мажорный тон, дух бодрости, уверенности в своих силах, в своей способности нести людям радость, стремление преодолеть любые трудности. 5-я стадия – коллективное подведение итогов КТД. На этой стадии важную роль играет общий сбор участников проведенного дела. Сначала по микроколлективам (где каждый высказывает свое мнение), а потом сообща решаются вопросы, относящиеся к положительным сторонам подготовки и проведения КТД (что было хорошо? что нам удалось из намеченного? благодаря чему?), недостаткам и ошибкам (что не получилось? почему?) и – что особенно важно – к урокам на будущее (что нам стоит использовать и дальше? превратить в традицию? как действовать по-другому?..) Ведущие сбор направляют коллективный поиск лучших решений этих вопросов, подхватывают и развивают ценное, систематизируют и обобщают высказанные мнения и предложения. Участие каждого воспитанника в оценке КТД обеспечивается и другими средствами – беседами или анкетами (с такими, например, вопросами: что нового ты сделал? узнал? чему научился? чему научил товарищей?), стенгазетой или линейкой с творческими рапортами. Воспитатели также подводят итоги выполнения собственно воспитательных задач. 6-я стадия – ближайшее последействие КТД и осуществление решений, принятых при подведении итогов и воспитанниками, и воспитателями. Чередующиеся творческие поручения (1990). В жизни коллектива могут использоваться и разрабатываться следующие виды чередующихся творческих поручений (ЧТП) микроколлективам и их функции. Хозяева, или вахтенные, дежурят, заботятся о порядке, готовят творческие поздравления с днем рождения от имени коллектива. Санитары заботятся о внешнем виде товарищей, учатся оказывать первую медицинскую помощь, заботятся о выполнении режима. Книголюбы знакомят с книжными новинками, собирают и хранят библиотечку коллектива, устраивают книжные выставки. Любознательные, или мудрейшие, проводят викторины, придумывают загадки для использования в устном журнале, работают с газетами и журналами, ведут стенды. Друзья природы заботятся о растениях, ведут календарь природы. Затейники пополняют игротеку коллектива. Физорги подготавливают и проводят физкультминутки, помогают педагогам проводить спортивные игры и праздники. Журналисты придумывают и рассказывают эстафетой (каждый частичку) небольшие устные рассказы, создают устный журнал – каждый выступает со своей страничкой. Газетчики выпускают бюллетень, стенную газету, «молнии». Часто при смене поручений микроколлективы передают друг другу коллективные или личные знаки-эмблемы, говорят о том, что ими было сделано хорошо. При этом важно сосредоточить внимание воспитанников на стремлении сохранить лучшее из придуманного раньше и внести новое, устроить добрый сюрприз. Не следует давать оценки выполнению чередующихся поручений, что невольно возбуждает обиды, разжигает ненужное соперничество. (socpedi.narod.ru › Rodnik/metod/ktd/ktd.htm).
Задания для самостоятельного изучения учебного материала Выделить отличия личностно ориентированного КТД от классического КТД.
Информационный материал
МОУ «СОШ № 2 р.п. Дергачи» Историю КТД можно отсчитывать с первой половины прошлого столетия, с момента педагогической деятельности А.С. Макаренко, который разрабатывал технологию создания детского коллектива и развил уникальные средства воспитания личности через коллективную деятельность. Впоследствии И.П. Ивановым коллективная творческая деятельность рассматривается уже как форма с четкой структурой: коллективное целеполагание – коллективное планирование – коллективная подготовка – проведение дела – коллективный анализ по итогам (рефлексия) – коррекция. Таким образом, можно говорить о том, что форма КТД имела все признаки воспитательной технологии. В современном мире возросла ценность личности, а значит, необходимым становится использование личностно-ориентированных подходов, как в обучении, так и в воспитании детей. Это важный приоритет для педагогов, в направлении которого, как кажется, следует развивать КТД. А что же может быть привлекательным для детей? Стремление к лидерству в различных видах деятельности. Каждый может быть лидером в учебе или творческой деятельности, спорте или трудовых делах, а если шире – в семье, на работе, политике, науке, искусстве. Что значит воспитать гражданина современной России? Безусловно, это, прежде всего, значит развить активность и ответственность, что является базовыми качествами лидера. В подобной трактовке лидерство может стать привлекательным средством самореализации личности в целом. Так как лидерские качества могут применяться человеком в различных контекстах жизни, и сложно придумать однозначный, законченный список этих качеств, то их формирование как одно из условий личностного роста будет восприниматься каждым ребенком по-разному (реализация личностно ориентированного подхода), а их развитие будет являться актуальным как залог успеха, а, следовательно, выступать мотивирующим фактором для участия каждого в КТД. Поэтому развитие лидерских качеств может стать основной воспитательной задачей в разных коллективно-творческих делах: от праздничного концерта до реализации научного проекта. Отличия личностно ориентированного КТД от классического КТД должны заключаться в смещении акцента в совместной деятельности с задач, представляющих в основном коллективный интерес, на задачи личностного развития (http://school2dergachi. ucoz.ru/ index/0-123).
Программа КТД как основное средство воспитания Наталья Николаевна Ермоленко Каковы же технологические различия двух типов коллективных творческих дел? В коллективном целеполагании (решении о проведении дела) – в традиционном КТД социальные критерии выбора дела (польза, радость людям, сплочение своего коллектива и т.п.), в личностно ориентированном есть еще один слой – выбор дел, значимых для личностного развития каждого. Например, в виде обсуждения вопроса: поможет ли это дело каждому из нас что-то понять в себе, изменить, развить, усовершенствовать себя? И чтобы такой поворот целеполагания состоялся, необходимо проявить какими-либо приемами интерес к взаимоузнаванию целей, ценностей, интересов (предварительной анкетой, игровыми приемами на самом стартовом общем собрании, той же «живой анкетой» и т.п.). Хорош и прием фиксации в графическом образе идеи развития, личностного роста как ориентир коллектива. В коллективном планировании при личностной ориентации КТД наряду с сохранением общей идеи «от предложений каждого к общему плану дела» добавляются новые акценты: подчеркнутое авторство идей, предложений, планирование советом дела на основе не только проектов микрогрупп, но и индивидуальных проектов (и, следовательно, на этапе планирования надо обеспечить ребятам возможность выбора – работают ли они в группе или индивидуально), подчеркнутое признание ценности как принятых, так и не принятых к реализации идей (например, в форме создания «банка авторских запасных идей»), признание вклада в коллективное планирование не только авторов идей, но и ребят, выполнявших другие роли: критиков, организаторов групповой работы, технических работников; возможность разработки (а может быть, и параллельного запуска) альтернативных проектов, работающую на общую, принятую на этапе целеполагания идею. В коллективной подготовке личностного ориентированного КТД те же акценты, что в планировании, плюс акцент на добровольности принятия на себя поручений по подготовке, вплоть до возможного исключения какого-либо фрагмента дела, либо взятие его педагогом на себя в случае отсутствия «добровольцев» (это не исключает коллективного осмысления данной ситуации при совместном анализе прошедшего дела); поручения не только групповые, но и подчеркнуто индивидуальные (но от имени коллектива, через совет дела); максимальное разнообразие и индивидуализация поручений вплоть до введения специальных (вроде бы не обязательных для дела) ролей для конкретных школьников. (http://www.proza.ru/2010/11/24/1716).
КТД – это: • Совместное решение о проведении дела. • Коллективное планирование. • Коллективная подготовка. • Проведение дела. • Коллективный анализ. • Подведение итогов.
Литература 1. Добрович, А.Б. Воспитатель о психологии и психологии общения / А.Б. Добрович. – М.: Просвещение, 1987. 2. Иванов, И.П. Методика коммунарского воспитания» / И.П. Иванов. – М., 1990. 3. Лихачев, Б.Т. Педагогика»: Курс лекций / Б.Т. Лихачев. – М., 1992. 4. Рожкова, М.И. Классному руководителю / М.И. Рожкова. – М.: ВЛАДОС, 1999. 5. Павлова, М.П. Педагогическая система А.С. Макаренко / М.П. Павлова. – М.: Высшая школа, 1972. 6. Уманский, Л.П. Психология организаторской деятельности / Л.П. Уманский. – М.: Просвещение, 1980.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 363; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.224.165 (0.009 с.) |