Социально-культурные технологии как средство развития личности



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социально-культурные технологии как средство развития личности



План:

1. Сущность понятий «социально-культурная деятельность» и «социально-культурная технология».

2. Инновационные методики и способы личностного развития как в образовательной и социокультурной сфере.

Основные понятия: социокультурные технологии, социокультурная деятельность, методы, средства, формы, социализация, личность, развитие личности.

Социокультурные технологии являются одной и важнейших средств развития личности, ее социализации. Технологизация социокультурной деятельности все активнее внедряется в практику. На социокультурные процессы и явления влияют социальные технологии, которые на основе мониторинга меняют эти процессы в заданном направлении, позволяют получать прогнозируемый результат.

Социокультурные технологии содействуют изменению качественных характеристик личности, которые способствуют развитию человека, его творческих способностей, вхождению в мир ценностей. Включенность в активную творческую деятельность оптимизируют общий уровень культуры, повышают мотивацию, способствуют социализации личности [9].

Для социокультурных, педагогических, социальных технологий характерны одни и те же общие черты: систематичность, целенаправленность, проектируемость, оптимальность, совершенствование результата деятельности педагога, механизм реализации теории в практику социально-педагогической деятельности.

Отличительными чертами социокультурных технологий являются: воспроизводство творческих способностей и творческой активности личности; включение личности в культуротворческую, смыслотворческую деятельность; целевая направленность на решение практико-ориентированных задач и т.д.

Вопросам социокультурной деятельности, социокультурным технологиям посвящены труды О. А. Вахромеевой [1], Ю.Б. Владимировой [2], А. Д. Жаркова [7],Т. Г. Киселевой [8], Ю.Д. Красильникова [8], Е.А. Малянов [10], А. В. Соколова [12], Н. Н. Ярошенко [15] и др. Для нашего исследования имеют значение работы о рефлексивно-оценочных [4], проектных технологиях [6], социообразовательной среде [14], а также вопросы воспитания и социализации личности [3; 9]. Анализ данных работ позволил выделить структурные элементы социокультурных технологий: социальный заказ, цель, содержание, субъектно-объектные, субъект-субъектные, отношения, итоговый результат.

Обуславливают важнейшие признаки технологии (концептуальность и ситуативность) совокупность теоретических и эмпирических начал. Один пласт технологии – проектирование (инвариантный, идеальный, четко структурированный, внеличностный компонент), второй пласт – реализация (вариативный, ситуативный, личностный компонент).

Технология состоит из двух частей: методологической и методической. Методологическая часть включает концептуальную основу, цели и задачи, содержание социально-культурных процессов, а методическая – это процессуальная часть, методы, формы, средства, мониторинг и т.д.

Деятельность конкретного специалиста зависит от особенностей его личностно-профессиональной культуры, использование им совокупности принципов, методов, способов деятельности определяют ситуативность социокультурных технологий, их уникальность, отдаленность от алгоритмизации и стандартизации.

Рассмотрим понятия «социально-культурная деятельность» и «социально-культурная технология».

Социально-культурная деятельность – исторически обусловленный, педагогически направленный и социально востребованный процесс преобразования среды для организации взаимодействия социальных групп в интересах развития личности. Социально-культурная деятельность – это способ и инструментарий развития личности. П.Н. Ярошенко [15] предлагает трактует социально-­культурную деятельность как совокупность педагогических технологий, обеспечивающие превращение культурных ценностей в регулятив социального взаимодействия.

Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильникова [8] выделяют правила социально-культурной деятельности: зависимость выбора форм, методов и средств от цели и задач реализуемого мероприятия или воспитательной акции, так как именно цель определяет механизмы; зависимость количества и характера избранных форм, методов и средств от задач воздействия в реализуемом мероприятии; зависимость реализации педагогом избранных форм, методов, средств от уровня владения методикой их применения, учета слабых и сильных сторон, применяемых механизмов; имеющиеся в распоряжении формы, методы и средства должны быть в свободном доступе и в полной исправности.

А технология - это механизм реализации теории в практику соци­ально-педагогической деятельности, т.е. средства, формы и методы социально-культурной деятельности. А.Д. Жарков рассматривает технологию на основе анализа составляющих культурно-досуговой деятельности, выделяя «организацию» и «методику». Он считает, что понятие «технология культурно-досуговой деятельности» идентично понятию «педагогическая технология» и представляет собой целостный процесс, обусловленный единством целей, разнообразием методов, приемов, средств, форм; взаимодействием с педагогической технологией, основанным на взаимопроникновении их друг в друга [7].

Основу любой педагогической технологии составляют и определяют требования, предъявляемые к ней. Одно из требований – концептуальность, другое требование – антропоцентризм (обеспечивает непрерывное развитие человека в культуре через непрерывное познание его специалистом); третье требование – ситуативность (предполагает сохранение пространства авторства, творчества каждого субъекта); четвертое требование – контекстуальность (встроенность в реальный культурно-воспитательный процесс) [5].

Социокультурные технологии создают условия социокультурной среды, в которых органично сочетаются процессы социализации и индивидуализации. Их уникальность состоит в том, что они создают условия для достижения социализационных целей и развития индивидуальности личности как субъекта, ее творческих качеств.

В зависимости от направления, в соответствие с которым строится развитие человека, наиболее значимыми социокультурными технологиями развития личности выступают личностно-ориентированные, культуротворческие и другие технологии.

Теоретическое и практическое значение имеет выяснение содержательных характеристик социокультурных технологий личностного развития таких, как средства, формы и методы.

К традиционным средствам социокультурной деятельности относят средства идейно-эмоционального воздействия: устные (живое слово, сценическая речь), печатные (газеты, журналы, книги), наглядные (плакаты, экспонаты, живые объекты и явления), отдельными категориями выступают психолого-педагогические (игры, общение и др.), искусство и самодеятельное творчество (театр, кино, хореография, музыка и др.).

К инновационным средствам, плотно вошедшим в социально-культурную деятельность, относят средства аудиовизуальной выразительности (телевидение, аудио и видео, кино, мультимедия, интернет).

Методы организации социокультурной деятельности, направленной на развитие личности, представляют собой способы и действия, обеспечивающие эффективное достижение поставленной цели.

Сотворчество, сотрудничество и обмен опытом выступают в качестве основополагающих социокультурных методов, подкрепленных традиционными для педагогической практике:

- методами познавательной деятельности (работа с источниками, обмен информацией, иллюстрация, упражнение и др.);

- воспитательными методами (убеждение, положительный пример, поощрение и др.);

- практикоориентированными методами (практическое задание, соревнование, решение проблемы, тренинг и др.);

Что же касается форм социально-культурной деятельности, то их на сегодняшних день существует большое количество. Они разнообразны по количеству участников, целевой аудитории, отвечают ее возрастным особенностям, соотносятся с целью и направлением социокультурной технологии.

Так, например, к массовым формам относят: олимпиады, аукционы, фестивали, праздники, парады, концерты, театрализованные представления, выставки, круизы, флэш-мобы, благотворительные акции, эстафеты, конкурсы и др. Групповыми формами социально-культурной деятельности выступают: кружки, студии, творческие лаборатории, секции, клубы по интересам, курсы, круглые столы, конференции, форумы, корпоративы, караоке, настольные ролевые игры, тренинги, походы, экскурсии, мастер-классы, диспуты и др. Индивидуальными считаются: консультации, беседы, индивидуальные занятия, интерактивные игры, онлайн общение и др.

Рефлексивно-оценочные технологии [3; 4], технологи проектного обучения [6] имеют, по-прежнему, особое значение в развитии личности. Традиционные методы, средства и формы также востребованы в практике социально-культурной деятельности, однако нередко они подвергаются различным модификациям (клубы – студии, творческие лаборатории), цифровым трансформациям (семинар – вебинар), заимствованиям из других сфер и усовершенствованиям, соответствующим потребностям и интересам современного общества.

Появляются инновационные методики и способы личностного развития как в образовательной, так и в социокультурной сфере: социокультурное проектирование, бизнес-инкубаторы, технопарки, блоги, виртуальные музеи, перевернутое, витагенное, модульное, мобильное обучение и онлайн технологии и т. д.

Остановим свое внимание на потенциале некоторых из них. Хотелось бы отметить, что существует тенденция использования заимствованных слов для обозначения новых или модифицированных технологий, что усиливает эффект инновационности внедрения таких методов и средств в образовательную и социокультурную деятельность.

Реализация социокультурного проектирования содействует развитию коммуникативной компетенции, влияет на интеллектуальную, поведенческую и эмоциональную сферы сознания личности. На высоком уровне проходят процессы самоактивизации, саморазвития, творческого подхода к деятельности, сотрудничества на основе принципов самодеятельности, активности, добровольности, креативности. Данный метод позволяет развивать досуговую, эстетическую, художественную и патриотическую культуру человека.

Метод арт-терапии (творческие студии, перфоманс, дискуссии, игры и т.д) позволяет использовать эстетические и художественные возможности искусства для адаптации человека в многообразии проблем социально-культурного, социально-психологического характера, направленный на развитие креативности, коммуникативных навыков, самоактуализацию, преодоление кризисных периодов.

Использование метода перевернутого класса (изучение нового материала проходит самостоятельно с помощью интерактивного материала в сети, а практические задания отрабатывают вместе с педагогом) позволяет повысит активность и интерактивность социокультурных информационно-просветительских форм социально-культурной деятельности [11].

Игра имитирует практическую ситуацию согласно сюжету, систему взаимоотношений и ролей, способствуя полному погружению в проблемное поле. Технология игрового обучения (ролевые и деловые игры, косплей, (реконструкция событий), компьютерные обучающие игры, квест (веб-квест, городские игры), игровой жизненный челлендж (компьютерный челлендж), настольные игры и т. д.) ориентирует на личностно-деятельностный характер получения новых знаний, умений и навыков с помощью игровых методов вовлечения в творческую и практическую деятельность.

Являясь средством мотивации, стимулирования, осуществления коммуникации друг с другом, игры позволяют творчески самореализоваться человеку, повысить самооценку, понять окружающих; имеют терапевтическое свойство эмоционального комфорта.

Кейс технологии позволяют развить логическое мышление, критически оценивать и анализировать условия и последующие результаты деятельности, взвешенно и ответственно принимать решения; составлять план решения конкретной проблемы, отстаивать свою точку зрения и демонстрировать ее в устной или письменной форме, формировать готовность к саморазвитию и рефлексии.

Применение тренинга в социокультурной практике позволяет осознать человеку его собственное «Я», повысить коммуникативные качества и мотивационную активность человека. Технология ТРИЗ (теория решения изобретательских задач)способствует личностно-ориентированному развитию креативности, творческого решения различных задач, активизации критического мышления. Сторителлинг (донесение определенной информации до аудитории путем рассказывания истории) позволяет развить творческие способности рассказчика, влиять на подсознание и эмоциональное состояние слушателя, доносить нужную информацию, стимулировать на достижение новых целей [13].

IT -технологииобеспечивают эффективность, инновационность и масштабность процесса обучения, творчества и досуга за счет использования информационно-коммуникационных средств: компьютера, смартфона, планшета на базе специально разработанного программного обеспечения или доступа в Интернет.

Некоторые варианты традиционных методов, прошедших цифровую модификацию, мы уже упоминали выше: веб-квесты, sms- и видеотренинги, веб-и видео-кейсы, компьютерные игры и т.д. Модификация затронула не столько смысловую характеристику метода, сколько ее графическую и визуальную форму, способствуя большей концентрации и мотивации в достижении поставленной цели. 

Информационно-коммуникационные технологии подразумевают использование как портативных, беспроводных, мобильных устройств (коммуникаторов, планшетов, ноутбуков), так и стационарных технических средств (компьютер, 3D-принтер, графический планшет и т.д.) с целью поддержки непрерывного и индивидуального обучения, общения, получения информации и досуга.

Применение электронных технологий в социально-культурной и педагогической деятельности позволяет учитывать интересы современного человека в интерактивности, наглядности материала, мобильности передвижения и независимости от местонахождения и времени суток, что повышает мотивацию педагогического процесса и способствует всестороннему развитию личности.

Групповые формы и методы работы остаются традиционными формами социально-культурной деятельности, предполагающей взаимное общение и обогащение между участниками группы. Но и в этой сфере также появляются различные новые варианты и методы взаимодействия (воркшоп, коворкинг, коллоборация, коллоборация, краудсорсинг и др.).

Обобщая вышесказанное, отметим, что велика роль социокультурных технологий в развитии личности человека. Связана она с интеграцией педагогического, социального и культурного. Границы применения социокультурной технологии, ее содержание, культурные ценности, реализуют культурную интегранту.

Социокультурные технологии наполняют деятельность и действия эмоционально-привлекательными формами и видами творчества, социально необходимым смыслом и содержанием на основе гуманистических ценностей духовной культуры.

Подводя итог, хотелось бы отметить, что существует большое разнообразие технологий, методов, форм и средств социально-культурной деятельности, но ключевым моментом в этом процессе остается творческое и креативное начало специалиста социально-культурной деятельности.

Литература

1. Вахромеева, О. А. Социально-культурная деятельность как фактор профилактики девиантного поведения детей–сирот в интернатных учреждениях [Текст] : монография / О. А. Вахрамеева. – Шадринск : ШГПИ, 2013. – 188 с.

2. Владимирова, Ю. Б. Социально-культурные условия формирования эстетической культуры подростков средствами предметно-пространственной среды [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук / В.Б. Владимирова. – Казань, 2013. – 21 с.

3. Гревцева, Г.Я. Воспитание гражданственности средствами общественных дисциплин [Текст]: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Челябинск, 1998. – 26 с.

4. Гревцева, Г.Я. Рефлексивно-оценочные технологии как фактор гражданско-патриотического воспитания студенческой молодежи в социально-культурной среде [Текст] / Г.Я. Гревцева, М.В. Циулина, Э.А. Бородурина // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 3. С. 329. URL: http://www.science-education.ru/article/view?id=24726

5. Гусева, Э. В. Формирование сценарной культуры будущего режиссера-педагога [Текст] / Э. В. Гусева // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2008. – № 4. – С. 73–76.

6. Елагина, В.С., Гревцева, Г.Я., Немудрая, Е.Ю. Формирование педагогической компетентности студентов в условиях технологии проектного обучения [Текст]  // Современные проблемы науки и образования. 2011. № 5. - С. 90.

7. Жарков, А. Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности [Текст]: учебник / А. Д. Жарков. – Москва: Изд. дом МГУКИ, 2007. – 480 с.

8. Киселева, Т. Г. Социально-культурная деятельность [Текст]: учебник / Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников; Моск. гос. ун-т культуры и искусств. – Москва: МГУКИ, 2004. – 539 с.

9. Литвак, Р.А., Гревцева, Г.Я. Соотношение социального воспитания, социализации и социально-культурного развития личности в детстве [Текст] // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – №9. – 2013. – С.96–104. ISSN 1997–98–86.

10. Малянов, Е.А. Специфика социально-культурной инноватики: интеграционный аспект [Текст] // Вестн. Моск. гос. ун-та культуры и искусств. 2010. № 6. С. 76-83.

11.  Перевернутый класс [Электронный ресурс] URL: http://nitforyou.com/flippedclassroom/.

12. Соколов, А. В. Феномен социально-культурной деятельности [Текст] / А. В. Соколов. – Санкт-Петербург : СПб ГУП, 2003. – 204 с.

13. Сторителлинг или как создать истории [Электронный ресурс] URL: http://nitforyou.com/storitelling-ili-kak-sozdat-istoriyu/.

14. Циулина, М.В. Патриотическое воспитание школьников: возможности социообразовательной среды [Текст] / М.В. Циулина // Народное образование. – 2013. – № 1. – С. 252–259.

15. Ярошенко, Н. Н. Педагогические парадигмы теории социально-культурной деятельности [Текст]: дис. ... д-ра пед. наук / Н. Н. Ярошенко. – Москва, 2000. – 414 с.


СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Семинарское занятие 1

Технология организации образовательного

процесса (технология педагогического творчества)

 

План:

1. Роль принципов организации учебно-воспитательного процесса в реализации целей образования.

2. Личностно ориентированный подход как основа организации образовательного процесса.

3. Принципы организации образовательного процесса.

 

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1. Выделите систему принципов организации образовательного процесса.

2. Докажите взаимосвязь целей образования и принципов организации образовательного процесса.

3. Почему в современной педагогике технология организации процесса образования ученика рассматривается как способ управления его развитием?

4. Докажите, что принцип «приоритетного старта» (В.А. Петровский) не может использоваться в условиях авторитарного воспитания.

 

Резюме

Творчество – «деятельность человека, созидающего новые материальные и духовные ценности, обладающие общественной значимостью».

С.Л. Рубинштейн

Педагогическое творчество – «сложнейшее преобразование человеком человека».

 В.А. Кан-Калик, Н.Д. Никандров

 

Литература

1. Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В.П. Беспалько. – М.: Новая шк., 1997. – 336 с.

2. Коджаспирова, Г.М. Педагогика в схемах, таблицах, и опорных конспектах / Г.М. Коджаспирова. – М.: Айрис-Пресс, 2008. – 254 с.

3. Морозова, О.П. Педагогический практикум: учеб. задания, задачи и вопросы: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / О.П. Морозова. – М.: Академия, 2000. – 320 с.

4. Селевко, Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления / Г.К. Селевко. – М.: НИИ школьных технологий, 2005. – С.40–62.

5. Сластенин, В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под. ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2003. – 304 с.

 

 

Семинарское занятие 2



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.175.15 (0.018 с.)