Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социально-культурные технологии как средство развития личностиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
План: 1. Сущность понятий «социально-культурная деятельность» и «социально-культурная технология». 2. Инновационные методики и способы личностного развития как в образовательной и социокультурной сфере. Основные понятия: социокультурные технологии, социокультурная деятельность, методы, средства, формы, социализация, личность, развитие личности. Социокультурные технологии являются одной и важнейших средств развития личности, ее социализации. Технологизация социокультурной деятельности все активнее внедряется в практику. На социокультурные процессы и явления влияют социальные технологии, которые на основе мониторинга меняют эти процессы в заданном направлении, позволяют получать прогнозируемый результат. Социокультурные технологии содействуют изменению качественных характеристик личности, которые способствуют развитию человека, его творческих способностей, вхождению в мир ценностей. Включенность в активную творческую деятельность оптимизируют общий уровень культуры, повышают мотивацию, способствуют социализации личности [9]. Для социокультурных, педагогических, социальных технологий характерны одни и те же общие черты: систематичность, целенаправленность, проектируемость, оптимальность, совершенствование результата деятельности педагога, механизм реализации теории в практику социально-педагогической деятельности. Отличительными чертами социокультурных технологий являются: воспроизводство творческих способностей и творческой активности личности; включение личности в культуротворческую, смыслотворческую деятельность; целевая направленность на решение практико-ориентированных задач и т.д. Вопросам социокультурной деятельности, социокультурным технологиям посвящены труды О. А. Вахромеевой [1], Ю.Б. Владимировой [2], А. Д. Жаркова [7],Т. Г. Киселевой [8], Ю.Д. Красильникова [8], Е.А. Малянов [10], А. В. Соколова [12], Н. Н. Ярошенко [15] и др. Для нашего исследования имеют значение работы о рефлексивно-оценочных [4], проектных технологиях [6], социообразовательной среде [14], а также вопросы воспитания и социализации личности [3; 9]. Анализ данных работ позволил выделить структурные элементы социокультурных технологий: социальный заказ, цель, содержание, субъектно-объектные, субъект-субъектные, отношения, итоговый результат. Обуславливают важнейшие признаки технологии (концептуальность и ситуативность) совокупность теоретических и эмпирических начал. Один пласт технологии – проектирование (инвариантный, идеальный, четко структурированный, внеличностный компонент), второй пласт – реализация (вариативный, ситуативный, личностный компонент). Технология состоит из двух частей: методологической и методической. Методологическая часть включает концептуальную основу, цели и задачи, содержание социально-культурных процессов, а методическая – это процессуальная часть, методы, формы, средства, мониторинг и т.д. Деятельность конкретного специалиста зависит от особенностей его личностно-профессиональной культуры, использование им совокупности принципов, методов, способов деятельности определяют ситуативность социокультурных технологий, их уникальность, отдаленность от алгоритмизации и стандартизации. Рассмотрим понятия «социально-культурная деятельность» и «социально-культурная технология». Социально-культурная деятельность – исторически обусловленный, педагогически направленный и социально востребованный процесс преобразования среды для организации взаимодействия социальных групп в интересах развития личности. Социально-культурная деятельность – это способ и инструментарий развития личности. П.Н. Ярошенко [15] предлагает трактует социально-культурную деятельность как совокупность педагогических технологий, обеспечивающие превращение культурных ценностей в регулятив социального взаимодействия. Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильникова [8] выделяют правила социально-культурной деятельности: зависимость выбора форм, методов и средств от цели и задач реализуемого мероприятия или воспитательной акции, так как именно цель определяет механизмы; зависимость количества и характера избранных форм, методов и средств от задач воздействия в реализуемом мероприятии; зависимость реализации педагогом избранных форм, методов, средств от уровня владения методикой их применения, учета слабых и сильных сторон, применяемых механизмов; имеющиеся в распоряжении формы, методы и средства должны быть в свободном доступе и в полной исправности. А технология - это механизм реализации теории в практику социально-педагогической деятельности, т.е. средства, формы и методы социально-культурной деятельности. А.Д. Жарков рассматривает технологию на основе анализа составляющих культурно-досуговой деятельности, выделяя «организацию» и «методику». Он считает, что понятие «технология культурно-досуговой деятельности» идентично понятию «педагогическая технология» и представляет собой целостный процесс, обусловленный единством целей, разнообразием методов, приемов, средств, форм; взаимодействием с педагогической технологией, основанным на взаимопроникновении их друг в друга [7]. Основу любой педагогической технологии составляют и определяют требования, предъявляемые к ней. Одно из требований – концептуальность, другое требование – антропоцентризм (обеспечивает непрерывное развитие человека в культуре через непрерывное познание его специалистом); третье требование – ситуативность (предполагает сохранение пространства авторства, творчества каждого субъекта); четвертое требование – контекстуальность (встроенность в реальный культурно-воспитательный процесс) [5]. Социокультурные технологии создают условия социокультурной среды, в которых органично сочетаются процессы социализации и индивидуализации. Их уникальность состоит в том, что они создают условия для достижения социализационных целей и развития индивидуальности личности как субъекта, ее творческих качеств. В зависимости от направления, в соответствие с которым строится развитие человека, наиболее значимыми социокультурными технологиями развития личности выступают личностно-ориентированные, культуротворческие и другие технологии. Теоретическое и практическое значение имеет выяснение содержательных характеристик социокультурных технологий личностного развития таких, как средства, формы и методы. К традиционным средствам социокультурной деятельности относят средства идейно-эмоционального воздействия: устные (живое слово, сценическая речь), печатные (газеты, журналы, книги), наглядные (плакаты, экспонаты, живые объекты и явления), отдельными категориями выступают психолого-педагогические (игры, общение и др.), искусство и самодеятельное творчество (театр, кино, хореография, музыка и др.). К инновационным средствам, плотно вошедшим в социально-культурную деятельность, относят средства аудиовизуальной выразительности (телевидение, аудио и видео, кино, мультимедия, интернет). Методы организации социокультурной деятельности, направленной на развитие личности, представляют собой способы и действия, обеспечивающие эффективное достижение поставленной цели. Сотворчество, сотрудничество и обмен опытом выступают в качестве основополагающих социокультурных методов, подкрепленных традиционными для педагогической практике: - методами познавательной деятельности (работа с источниками, обмен информацией, иллюстрация, упражнение и др.); - воспитательными методами (убеждение, положительный пример, поощрение и др.); - практикоориентированными методами (практическое задание, соревнование, решение проблемы, тренинг и др.); Что же касается форм социально-культурной деятельности, то их на сегодняшних день существует большое количество. Они разнообразны по количеству участников, целевой аудитории, отвечают ее возрастным особенностям, соотносятся с целью и направлением социокультурной технологии. Так, например, к массовым формам относят: олимпиады, аукционы, фестивали, праздники, парады, концерты, театрализованные представления, выставки, круизы, флэш-мобы, благотворительные акции, эстафеты, конкурсы и др. Групповыми формами социально-культурной деятельности выступают: кружки, студии, творческие лаборатории, секции, клубы по интересам, курсы, круглые столы, конференции, форумы, корпоративы, караоке, настольные ролевые игры, тренинги, походы, экскурсии, мастер-классы, диспуты и др. Индивидуальными считаются: консультации, беседы, индивидуальные занятия, интерактивные игры, онлайн общение и др. Рефлексивно-оценочные технологии [3; 4], технологи проектного обучения [6] имеют, по-прежнему, особое значение в развитии личности. Традиционные методы, средства и формы также востребованы в практике социально-культурной деятельности, однако нередко они подвергаются различным модификациям (клубы – студии, творческие лаборатории), цифровым трансформациям (семинар – вебинар), заимствованиям из других сфер и усовершенствованиям, соответствующим потребностям и интересам современного общества. Появляются инновационные методики и способы личностного развития как в образовательной, так и в социокультурной сфере: социокультурное проектирование, бизнес-инкубаторы, технопарки, блоги, виртуальные музеи, перевернутое, витагенное, модульное, мобильное обучение и онлайн технологии и т. д. Остановим свое внимание на потенциале некоторых из них. Хотелось бы отметить, что существует тенденция использования заимствованных слов для обозначения новых или модифицированных технологий, что усиливает эффект инновационности внедрения таких методов и средств в образовательную и социокультурную деятельность. Реализация социокультурного проектирования содействует развитию коммуникативной компетенции, влияет на интеллектуальную, поведенческую и эмоциональную сферы сознания личности. На высоком уровне проходят процессы самоактивизации, саморазвития, творческого подхода к деятельности, сотрудничества на основе принципов самодеятельности, активности, добровольности, креативности. Данный метод позволяет развивать досуговую, эстетическую, художественную и патриотическую культуру человека. Метод арт-терапии (творческие студии, перфоманс, дискуссии, игры и т.д) позволяет использовать эстетические и художественные возможности искусства для адаптации человека в многообразии проблем социально-культурного, социально-психологического характера, направленный на развитие креативности, коммуникативных навыков, самоактуализацию, преодоление кризисных периодов. Использование метода перевернутого класса (изучение нового материала проходит самостоятельно с помощью интерактивного материала в сети, а практические задания отрабатывают вместе с педагогом) позволяет повысит активность и интерактивность социокультурных информационно-просветительских форм социально-культурной деятельности [11]. Игра имитирует практическую ситуацию согласно сюжету, систему взаимоотношений и ролей, способствуя полному погружению в проблемное поле. Технология игрового обучения (ролевые и деловые игры, косплей, (реконструкция событий), компьютерные обучающие игры, квест (веб-квест, городские игры), игровой жизненный челлендж (компьютерный челлендж), настольные игры и т. д.) ориентирует на личностно-деятельностный характер получения новых знаний, умений и навыков с помощью игровых методов вовлечения в творческую и практическую деятельность. Являясь средством мотивации, стимулирования, осуществления коммуникации друг с другом, игры позволяют творчески самореализоваться человеку, повысить самооценку, понять окружающих; имеют терапевтическое свойство эмоционального комфорта. Кейс технологии позволяют развить логическое мышление, критически оценивать и анализировать условия и последующие результаты деятельности, взвешенно и ответственно принимать решения; составлять план решения конкретной проблемы, отстаивать свою точку зрения и демонстрировать ее в устной или письменной форме, формировать готовность к саморазвитию и рефлексии. Применение тренинга в социокультурной практике позволяет осознать человеку его собственное «Я», повысить коммуникативные качества и мотивационную активность человека. Технология ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) способствует личностно-ориентированному развитию креативности, творческого решения различных задач, активизации критического мышления. Сторителлинг (донесение определенной информации до аудитории путем рассказывания истории) позволяет развить творческие способности рассказчика, влиять на подсознание и эмоциональное состояние слушателя, доносить нужную информацию, стимулировать на достижение новых целей [13]. IT -технологии обеспечивают эффективность, инновационность и масштабность процесса обучения, творчества и досуга за счет использования информационно-коммуникационных средств: компьютера, смартфона, планшета на базе специально разработанного программного обеспечения или доступа в Интернет. Некоторые варианты традиционных методов, прошедших цифровую модификацию, мы уже упоминали выше: веб-квесты, sms- и видеотренинги, веб-и видео-кейсы, компьютерные игры и т.д. Модификация затронула не столько смысловую характеристику метода, сколько ее графическую и визуальную форму, способствуя большей концентрации и мотивации в достижении поставленной цели. Информационно-коммуникационные технологии подразумевают использование как портативных, беспроводных, мобильных устройств (коммуникаторов, планшетов, ноутбуков), так и стационарных технических средств (компьютер, 3D-принтер, графический планшет и т.д.) с целью поддержки непрерывного и индивидуального обучения, общения, получения информации и досуга. Применение электронных технологий в социально-культурной и педагогической деятельности позволяет учитывать интересы современного человека в интерактивности, наглядности материала, мобильности передвижения и независимости от местонахождения и времени суток, что повышает мотивацию педагогического процесса и способствует всестороннему развитию личности. Групповые формы и методы работы остаются традиционными формами социально-культурной деятельности, предполагающей взаимное общение и обогащение между участниками группы. Но и в этой сфере также появляются различные новые варианты и методы взаимодействия (воркшоп, коворкинг, коллоборация, коллоборация, краудсорсинг и др.). Обобщая вышесказанное, отметим, что велика роль социокультурных технологий в развитии личности человека. Связана она с интеграцией педагогического, социального и культурного. Границы применения социокультурной технологии, ее содержание, культурные ценности, реализуют культурную интегранту. Социокультурные технологии наполняют деятельность и действия эмоционально-привлекательными формами и видами творчества, социально необходимым смыслом и содержанием на основе гуманистических ценностей духовной культуры. Подводя итог, хотелось бы отметить, что существует большое разнообразие технологий, методов, форм и средств социально-культурной деятельности, но ключевым моментом в этом процессе остается творческое и креативное начало специалиста социально-культурной деятельности. Литература 1. Вахромеева, О. А. Социально-культурная деятельность как фактор профилактики девиантного поведения детей–сирот в интернатных учреждениях [Текст]: монография / О. А. Вахрамеева. – Шадринск: ШГПИ, 2013. – 188 с. 2. Владимирова, Ю. Б. Социально-культурные условия формирования эстетической культуры подростков средствами предметно-пространственной среды [Текст]: автореф. дис.... канд. пед. наук / В.Б. Владимирова. – Казань, 2013. – 21 с. 3. Гревцева, Г.Я. Воспитание гражданственности средствами общественных дисциплин [Текст]: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Челябинск, 1998. – 26 с. 4. Гревцева, Г.Я. Рефлексивно-оценочные технологии как фактор гражданско-патриотического воспитания студенческой молодежи в социально-культурной среде [Текст] / Г.Я. Гревцева, М.В. Циулина, Э.А. Бородурина // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 3. С. 329. URL: http://www.science-education.ru/article/view?id=24726 5. Гусева, Э. В. Формирование сценарной культуры будущего режиссера-педагога [Текст] / Э. В. Гусева // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2008. – № 4. – С. 73–76. 6. Елагина, В.С., Гревцева, Г.Я., Немудрая, Е.Ю. Формирование педагогической компетентности студентов в условиях технологии проектного обучения [Текст] // Современные проблемы науки и образования. 2011. № 5. - С. 90. 7. Жарков, А. Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности [Текст]: учебник / А. Д. Жарков. – Москва: Изд. дом МГУКИ, 2007. – 480 с. 8. Киселева, Т. Г. Социально-культурная деятельность [Текст]: учебник / Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников; Моск. гос. ун-т культуры и искусств. – Москва: МГУКИ, 2004. – 539 с. 9. Литвак, Р.А., Гревцева, Г.Я. Соотношение социального воспитания, социализации и социально-культурного развития личности в детстве [Текст] // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – №9. – 2013. – С.96–104. ISSN 1997–98–86. 10. Малянов, Е.А. Специфика социально-культурной инноватики: интеграционный аспект [Текст] // Вестн. Моск. гос. ун-та культуры и искусств. 2010. № 6. С. 76-83. 11. Перевернутый класс [Электронный ресурс] URL: http://nitforyou.com/flippedclassroom/. 12. Соколов, А. В. Феномен социально-культурной деятельности [Текст] / А. В. Соколов. – Санкт-Петербург: СПб ГУП, 2003. – 204 с. 13. Сторителлинг или как создать истории [Электронный ресурс] URL: http://nitforyou.com/storitelling-ili-kak-sozdat-istoriyu/. 14. Циулина, М.В. Патриотическое воспитание школьников: возможности социообразовательной среды [Текст] / М.В. Циулина // Народное образование. – 2013. – № 1. – С. 252–259. 15. Ярошенко, Н. Н. Педагогические парадигмы теории социально-культурной деятельности [Текст]: дис.... д-ра пед. наук / Н. Н. Ярошенко. – Москва, 2000. – 414 с. СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ Семинарское занятие 1 Технология организации образовательного процесса (технология педагогического творчества)
План: 1. Роль принципов организации учебно-воспитательного процесса в реализации целей образования. 2. Личностно ориентированный подход как основа организации образовательного процесса. 3. Принципы организации образовательного процесса.
Вопросы и задания для самостоятельной работы: 1. Выделите систему принципов организации образовательного процесса. 2. Докажите взаимосвязь целей образования и принципов организации образовательного процесса. 3. Почему в современной педагогике технология организации процесса образования ученика рассматривается как способ управления его развитием? 4. Докажите, что принцип «приоритетного старта» (В.А. Петровский) не может использоваться в условиях авторитарного воспитания.
Резюме Творчество – «деятельность человека, созидающего новые материальные и духовные ценности, обладающие общественной значимостью». С.Л. Рубинштейн Педагогическое творчество – «сложнейшее преобразование человеком человека». В.А. Кан-Калик, Н.Д. Никандров
Литература 1. Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В.П. Беспалько. – М.: Новая шк., 1997. – 336 с. 2. Коджаспирова, Г.М. Педагогика в схемах, таблицах, и опорных конспектах / Г.М. Коджаспирова. – М.: Айрис-Пресс, 2008. – 254 с. 3. Морозова, О.П. Педагогический практикум: учеб. задания, задачи и вопросы: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / О.П. Морозова. – М.: Академия, 2000. – 320 с. 4. Селевко, Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления / Г.К. Селевко. – М.: НИИ школьных технологий, 2005. – С.40–62. 5. Сластенин, В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под. ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2003. – 304 с.
Семинарское занятие 2
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 238; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.192.109 (0.009 с.) |