Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Через проектную деятельность на уроках технологии

Поиск

Стратегия модернизации образования ставит вопрос о достижении нового качества общего образования, связанного, прежде всего, с готовностью и способностью молодых людей, оканчивающих школу, нести личную ответственность как за собственное благополучие, так и за благополучие общества. В связи с этим меняется вектор образовательной политики.

Деятельность педагогического коллектива сегодня направлена на развитие у школьников: самостоятельности и способности к самоорганизации; умений отстаивать свои права, формирование высокого уровня правовой культуры; готовность к сотрудничеству; способности к созидательной деятельности; толерантности, пониманию других; умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.

Достижение поставленных целей вовсе не означает, что школа должна отказаться от традиций формирования у школьников системы знаний, умений и навыков. Речь идет о расширении образовательных функций школы, о том, чтобы в процессе обучения школьники получали разнообразный опыт, выражающийся в:

– самостоятельной, познавательной деятельности, основанной на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации, в том числе внешкольных;

– использовании известных способов деятельности – в форме умения действовать по образцу;

– творческой деятельности – в форме умения принимать эффективные решения в проблемных ситуациях;

– осуществлении эмоционально-ценностных отношений – в форме личностных ориентаций.

Этот вопрос шире понятий знания, или умения, или навыка. Он включает в себя не только когнитивную и операционально-технологическую, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую составляющие, а также результаты обучения (знания и умения), систему ценностных ориентаций, привычки и т.д.

Ориентир системы образования на усвоение учащимися определенной суммы знаний в современных условиях себя полностью исчерпал. Учебные заведения призваны, прежде всего, формировать умение учиться, добывать информацию, извлекать из нее необходимые знания. Лишь при соблюдении этого условия может быть реализована идея непрерывного образования. В связи с этим особое значение приобретает организация технологического образования и повышение технологической культуры личности. Следовательно, особое место в подготовке человека к жизни в грядущем обществе должно отводиться формированию технологической культуры личности.

Технологическая культура человечества – культура преобразующей, творческой природосообразной (экологически оправданной) деятельности, которая включает: знания, умения, навыки (когнитивный уровень); эмоционально-нравственное отношение к данному виду деятельности (аффективный уровень); готовность действовать с учетом ответственности за свои действия (конативный уровень).

Технологическая культура включает 10 граней, учитывая, что человек выполняет функции гражданина, труженика, собственника, семьянина, потребителя, учащегося: культура дома; графическая культура; культура дизайна; информационная культура; предпринимательская культура; культура человеческих отношений; экологическая культура; культура дома; потребительская культура; проектная культура.

Формирование технологической культуры личности учащихся на уроках технологии эффективно достигается через проектное обучение.

Методологической основой использования метода проектов в технологическом образовании школьников является общепедагогические дидактические принципы: связь теории с практикой; научность, сознательность и активность усвоения знаний; доступность, систематичность и преемственность обучения; наглядность и прочность усвоения знаний.

Применение метода проектов как ведущего в технологическом образовании школьников способствует реализации дидактических функций.

Образовательная функция нового подхода к технологическому образованию подразумевает знакомство учащихся с основными технологическими знаниями, умениями, терминологией. Перед учителем не стоит задача ознакомления учащихся с жестко заданным набором технологий.

Реализация образовательной функции технологии позволит учащимся с помощью проектной обработки материалов с возможностями удовлетворить определенные потребности личности и общества; позволит самореализоваться и подготовиться к интеграции в ту социально-трудовую среду, в которой они окажутся после окончания школы.

Воспитательная функция использования метода проектов в технологическом образовании школьников состоит в развитии личностных качеств: деловитости, предприимчивости, ответственности, выработки разумного риска и  др. Проектная  деятельность  учащихся позволит реализовать их интересы и способности, приучит к ответственности за результаты своего труда, сформирует убеждение, что успех зависит от личного вклада каждого.

Развивающая функция использования метода проектов в технологическом образовании состоит в том, что школьники осознают возможности применения абстрактных технологических знаний и умений для анализа и решения практических задач.

У учащихся развиваются навыки выбора одного решения из множества альтернативных и осознание всех краткосрочных и долгосрочных проблем этого выбора.

© 2011 Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Педагогическая технология – это замена педагогического метода?

2. Могут ли быть взаимозаменяемыми понятия «педагогическая технология» и «методика»?

3. Оставляет ли педагогическая технология возможность для педагогического творчества?

4. Каковы основные тенденции и процессы в образовательной сфере, которые повлекли за собой возникновение технологического подхода к процессу обучения?

5. Сформулируйте суть технологического подхода к процессу.

 

Опережающее задание к лабораторной работе № 2

Подготовить презентацию «Современные образовательные технологии».

Определить, в какой форме вы будете представлять свои результаты.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 87; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.242.160 (0.005 с.)