Информационный материал с методическими указаниями 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Информационный материал с методическими указаниями



Тематика классных часов по пожарной безопасности:

– Меры пожарной безопасности в жилых домах.

– Меры пожарной безопасности в общественных местах.

– Первая доврачебная помощь при пожаре.

– Спасательные средства, применяемые для спасения людей.

– Первичные средства пожаротушения.

– Виды и назначения огнетушителей.

– Цели и задачи пожарной охраны.

– Пожарная охрана России, история и развитие.

– Техника безопасности при обращении с огнем.

– Пожар, развитие пожара, способы прекращения горения.

– Элекробезопасность – важная часть пожарной безопасности.

– Пожар в лифте, что делать.

– Что делать, если на Вас загорелась одежда?

– Правила пожарной безопасности в лесу.

– Последовательность поведения при пожаре.

– Правила поведения при пожаре, если Вы не одни.

– Правила поведения при эвакуации по сигналу: «Внимание, всем!»

 

Тематика классных часов по правилам дорожного движения:

– Я и улица.

– Элементы улиц и дорог.

– Переход проезжей части.

– Требования правил дорожного движения к передвижению на велосипедах.

– Подача сигналов на дороге.

– Улица с односторонним движением.

– Обгоны, повороты, разворот, неровности на дороге.

– Проезд перекрестков.

– Остановки общественного транспорта.

– Железнодорожные переезды.

– Движение во дворах.

– Велосипедные дорожки.

– Остановочный и тормозной путь автомобиля.

– Определение безопасного расстояния до движущегося автомобиля.

– Обязанности пешеходов и пассажиров.

– Обязанности водителей.

– Правила дорожного движения, их история.

http://sch730.edusite.ru/p159aa1.html

 

*   *   *

 

Задание 4. Сформулировать советы классному руководителю по взаимодействию с родителями учащихся.

 

Задание 5. Подготовьте сообщение «Технология семейного воспитания по Б.П. и Л.А. Никитиным».

 

Информационный материал
с методическими указаниями

Взаимодействие школы и семьи – зарубежный опыт

США. В каждой крупной школе США есть филиал общенациональной Ассоциации родителей и учителей. Родители – активные участники школьных реформ. В некоторых школах мнение родительских комитетов играет доминирующую роль в организации учебного процесса вплоть до утверждения программ и методов обучения. Традиция сотрудничества школы и родителей давняя и прочная. Школа является эпицентром общественной жизни: регулярно проводятся заседания родительских комитетов, собрания родителей, приемы учителями и администрацией отдельных родителей; ведутся так называемые ученические папки для родителей, где собираются сведения о проблемах, с которыми сталкивается школьник. Но многие школы стремятся к еще большему взаимодействию с родителями: например, устанавливают «горячую телефонную связь» – дежурство опытных педагогов у школьного телефона для родителей, нуждающихся в безотлагательной беседе и консультации.

Любопытными впечатлениями о сотрудничестве семьи и школы в США делится наша соотечественница Н. Коптюг, чьи дети несколько лет обучались в американских учебных заведениях. Так, в Нью-Йорке поощряется присутствие родителей на уроках. Если желающих посидеть в классе слишком много, устанавливается график. Родители приходят погулять с детьми, помочь раздать ланч, возят школьников на экскурсии, проводят занятия по домоводству, устраивают благотворительные мероприятия, организовывают ярмарки, обеды, лекции. Гостями класса были родители из разных социальных групп: врачи, программисты, ученые, продавцы, уборщики. На встречах дети усваивали, что лучше работать, чем быть наркоманом или бездельником.

Но взаимоотношения школы и родителей учеников в США неидеальны. Многих учителей беспокоят попытки некоторых родительских организаций навязать школам свои особые требования.

Западная Европа. Связь школы с семьей в Западной Европе постоянно усиливается.

Показателен в этом отношении пример Франции. Еще несколько лет назад французская школа стояла особняком от семьи. Сказывалось влияние традиционных идей о нецелесообразности вмешательства родителей в процесс обучения и одновременно мнение о семейном воспитании как главном пути формирования характера ребенка.

Философ и писатель Ален считал, например, что семья живет прежде всего кровными, биологическими связями, которые могут превращать жизнь детей в настоящую трагедию. Родители своим авторитетом гнетут сыновей и дочерей, нередко мечтают, чтобы дети прошли успешнее тот жизненный путь, который некогда выбрали они сами. В таком случае подавляются идущие вразрез родительским планам детские мечты и интересы. Слепая любовь не позволяет отцам и матерям быть хорошими учителями. Вместе с тем Ален отлично сознавал, что семья – важнейшая среда детского развития, в которой родители остаются главными наставниками своих детей.

Иной подход к проблеме «школа – семья – ребенок» у представителей нетрадиционной педагогики – «нового воспитания».

Французский ученый Г. Миаларе считает, что уже с самого рождения ребенок попадает в зависимость от матери, под влиянием которой начинается его развитие. Родители оказываются первым связующим звеном между ребенком и окружением, они первые воспитатели и учителя. Родители должны развить у ребенка желание учиться. Для этого предлагается постоянно находить поводы для мотивации обучения. При случае рекомендуется посетить будущую школу. Родителям советуют набраться терпения, не отмахиваться от многочисленных детских вопросов, научить ребенка быть на «ты» с книгой, поощрять самостоятельное чтение. Вредно говорить юному книгочею, что он меньше преуспел, чем кто-либо из сверстников.

Педагоги рекомендуют не спешить обвинять детей за школьные неудачи, поскольку их причиной может быть непонимание, а то и конфликт между родителями и учителями. Чтобы избегать педагогических неудач, родителям советуют заботиться о благоприятном психологическом климате в семье, прочных контактах со школой. Учителям предлагают лучше узнать своих учеников в школе и за ее стенами. Недопустимой считается практика, когда родители и учителя встречаются лишь при возникновении у школьника проблем.

Активными сторонниками сотрудничества семьи и школы являются во Франции общественные организации родителей учащихся. Они выступают в защиту интересов и потребностей образования, учащихся и их семей. Существуют три общенациональных объединения родителей общеобразовательных учебных заведений: два – в сфере общественного и одно – в сфере частного образования. Наиболее массовой и влиятельной является основанная в 1946 г. Федерация родителей учеников общественной школы (около 1 млн. членов). Основанный в 1934 г. Национальный союз родителей учеников свободных школ лоббирует кредитование частных учебных заведений, находящихся под контролем Церкви.

Кроме указанных общенациональных ассоциаций, в последнее двадцатилетие возникли и другие объединения родителей, среди которых можно указать Национальный союз автономных ассоциаций учеников всех типов школ (создан в 1968 г.), который главной своей задачей считает защиту светскости воспитания и обучения, а также Национальную федерацию школ родителей и педагогов (создана в 1970 г.), которая занимается педагогическим образованием учителей и родителей. Все объединения родителей учащихся сходятся на том, что школа должна быть не только местом учебы, но и воспитания. Федерация родителей учеников общественной школы вступает в диалог с представителями школьных властей. Ее члены входят в различные структуры образования: школьные и классные советы, стипендиальные комиссии и пр. Особенно активна их деятельность в сентябре, когда они пикетируют государственные учреждения, бойкотируют занятия, настаивая на требованиях дополнительного финансирования образования.

В некоторых школах родители руководят детскими кружками, клубами, заведуют библиотекой, ведут факультативные занятия по иностранному языку, спортивные занятия, организуют учебные экскурсии и пр. «Воспитание слишком серьезное дело, чтобы доверять его только педагогам», – пишет, приветствуя такую деятельность, С. Оноре – активист Федерации родителей учеников общественной школы.

Ушли в прошлое времена, когда французская школа отстранялась от родителей, пытаясь самостоятельно решать все проблемы школьного воспитания и обучения. Такая традиция ослабла в начале 60-х гг. XX в., когда учителям было рекомендовано устраивать регулярные родительские собрания. Тогда же родителей допустили в школьные советы, а позже стали включать в административные советы, дисциплинарные комиссии и пр. С 1969 г. родители принимают участие в классных советах, созданных в лицеях.

Несколько медленнее сближение родителей с учителями проходило в начальной школе. Ускорило этот процесс учреждение в 1977 г. родительских комитетов.

Япония. В Японии первый учитель малыша – мать. Когда ребенок поступает в школу, его не учат началам чтения, письма и арифметики, так как эти знания он получил в семье. Матери учеников регулярно переписываются с преподавателями, чтобы быть в курсе школьных успехов и проблем своих детей. «Кеику-мама» (родительница, помешанная на образовании) делает еще больше. Если ребенок болеет, она занимает его школьную парту, тщательно записывает учебные задания. В присутствии ребенка родители никогда не подвергнут сомнению суждения педагога. Они всегда могут рассчитывать на обстоятельную беседу с учителем.

В японском обществе господствует убеждение, что семья и школа имеют свои особые педагогические функции: семья как важнейшая ячейка воспитания, учителя как главные ретрансляторы образования. Японские ученые Т. Эндо и Ч. Накаучи считают, что семья – главный источник самопознания, социализации, нравственного становления личности. Этой точки зрения придерживается большинство родителей. Во время массового опроса в 1994 г. около 64% родителей утверждали, что им принадлежит главная роль в воспитании ребенка; остальные респонденты вообще сочли, что воспитание должно быть полностью делом семьи.

Однако не все в Японии думают, что школе следует отказать в функциях воспитания. Профессор Ю. Мурата считает, что школа в состоянии брать на себя задачи семейного воспитания при организации детского питания, обучении правилам уличного движения, соблюдении правил гигиены, половом воспитании и пр. Он приветствует традицию создания семейной атмосферы в школе, когда учащиеся почитают директора как отца, а учителей – как старших братьев и сестер.

В Японии укрепляются воспитательные функции школы и семьи, причем роль школы становится все более значимой. В 1993 г. такой взгляд разделили, например, 75% опрошенных родителей. Указывая причины снижения воспитательно-образовательных функций семьи, родители говорили о тенденциях перекладывания семейных обязанностей на репетиторов, потере интереса к воспитанию детей. В самом деле, многие главы семейств не спешат после работы домой к детям, а предпочитают провести время в компании сослуживцев.

Встревоженные падением воспитательной роли семьи, японские педагоги считают, что одним из путей исправления ситуации является развитие домашних форм обучения. В связи с этим профессор Накаучи Тошио предлагает поощрять репетиторство (дзюку) как модель семейного эстетического, интеллектуального и нравственного воспитания.

В японской школе сохраняются традиции изоляционизма. Учебный процесс (программы, формы, методы обучения) остается для родителей запретной зоной.

Между тем родители стремятся стать полноправными и активными участниками жизни школы. И это отчасти удается. Они проводят учебные экскурсии, праздники, спортивные состязания, благотворительные акции, уборки школы и т.д. Координируют такую деятельность родительские советы и собрания. В последние годы все чаще стали приглашать родителей на занятия и совместно обсуждать проблемы поддержания дисциплины в классе.

Россия. В России традиции домашнего воспитания были существенно ослаблены в результате политики огосударствления практики воспитания. В настоящее время в российском обществе возрождается понимание того, что семья едва ли не основной источник развития интеллекта, нравственного и эстетического формирования, эмоциональной культуры и физического здоровья детей. Однако решаться эти задачи должны совместно со школой. Проводниками такого сотрудничества могут стать как традиционные структуры (родительские комитеты), так и новые органы учебных заведений (школьные советы с участием родителей).

http://www.prosv.ru/ebooks/dgur/5.htmlhttp://www.prosv.ru/ebooks/dgur/5.html

 

Критерии оценки выполненного задания:

1. Активность студента при выполнении задания.

2. Полнота содержания выполненного задания.

3. Уровень самоорганизации и взаимодействия студентов в процессе выполнения и презентации задания.

Каждый критерий оценивается по шкале от 0 до 2 баллов по следующим показателям: 0 баллов – не соответствует; 1 балл – соответствует частично; 2 балла – соответствует полностью. Максимальное количество баллов за выполнение задания 2 в пределах 6.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие технологические модели взаимодействия с семьей Вам известны?

2. Перечислите этапы технологии взаимодействия в семье.

3. Каковы основные принципы воспитания «по-Никитински»?

4. Укажите проблемы социализации детей и подростков, воспитывающихся вне семьи.

5. Назовите компоненты педагогической компетентности родителей.

 

Опережающее задание к лабораторной работе 5.

Обобщите передовой опыт учителя, классного руководителя (по выбору).

 

Рекомендации по обобщению педагогического опыта

Передовой педагогический опыт – это опыт, который отличается от массового положительного высокой результативностью и оптимальностью, т.е. достижением высоких результатов с приложением минимальных усилий педагога и учащихся.

Основными критериями педагогического опыта являются:

• высокая эффективность и устойчивость результатов;

• соответствие современным достижениям педагогики и методики;

• возможность творческого применения данного опыта другими педагогами.

 

Обобщению опыта может подлежать:

– целостная система педагогической деятельности (в течение длительного периода);

– система работы педагога по какой-либо одной проблеме;

– использование одного эффективного приема в методике преподавания предмета;

– опыт освоения новых или классических, адаптированных к современным условиям технологий.

 

Формула обобщения

Цель (для чего?) – содержание (что?) – методы, средства (как?) – результат (какой?).

Алгоритм описания опыта работы:

1. Определить содержание документа:

а) тема;

б) актуальность и перспективность опыта;

в) ведущая педагогическая идея;

г) адресная направленность, условия возникновения и становления опыта;

д) новизна данного опыта;

е) технология использования;

ж) трудоемкость внедрения и использования;

з) результативность.

2. Вычленить противоречия, которые побудили учителя к поиску иных подходов к обучению и воспитанию. Имеющиеся противоречия становятся фактором определения путей преобразования педагогического опыта через постановку задач и их разрешение.

3. Научно-методическое обоснование. Необходимо отразить, на какие научные или практические изыскания опирается учитель. Представляя авторские программы, необходимо указать, на работы каких авторов педагог опирался при их создании, каким образом они соответствуют требованиям государственной нормативной и регламентирующей базе.

4. Определить и сформулировать сущность опыта, его ведущую идею. Выделить из ведущей проблемы составные части и выстроить их в иерархической последовательности.

5. Описание сущности педагогического опыта, отличия от уже существующих, новизна, факторы успешности, содержащиеся в представляемом опыте.

Название фактора успешности.

Цель, с которой он применяется.

Структура опыта (состав, последовательность операций).

Элементы и условия эффективности получения высокого результата.

Итоговый результат.

6. Условия, при которых создавался опыт.

Прописать личностные и профессиональные качества педагога.

Определить возрастные и личностные особенности учащихся, уровень их обученности.

Определить, как обеспечивается формирование познавательных действий всех учащихся с заданными конечными результатами.

Указать, какие учебно-методические комплексы и методические пособия использует педагог.

Выявить длительность функционирования опыта и динамику его становления и развития.

7. Результативность.

Определить возможность получения стабильно высоких результатов (качество знаний учащихся, уровень их воспитанности и интеллектуального развития). Результат не может отражаться отрицательно на решении других задач. Опыт не статичен и имеет перспективу развития.

8. Трудоемкость опыта.

Временные и интеллектуальные затраты всех участников учебно-воспитательного процесса.

9. Доступность опыта.

Возможность использования в других учреждениях образования.

(В.И. Лисник, зам директора по экспериментально-инновационной работе).

 

Литература

1. Берталанфи, Л. Общая теория систем, критический обзор / Л. Берталанфи // Исследование по общей теории систем. – М.: Наука, 1969. – С. 23–82.

2. Борисова, Л.Г. Стратегия образования / Л.Г. Борисова, Л.Ф. Колесников, М.Ф. Ткач, В.Н. Турченко. – Новосибирск: Изд. НГПИ, 1990. – 101 с.

3. Гусинский, Э.Н. Построение теории образования на основе междисциплинарного системного подхода / Э.Н. Гусинский. – М.: Школа, 1994. – 184 с.

4. Зинченко, В.П. Аффект и интеллект в образовании / В.П. Зинченко. – М.: Тривола, 1995. – С. 6–62.

5. Краевский, В.В. Воспитание или образование? / В.В. Краевский // Педагогика. – 2001. – № 3. – С. 3–10.

6. Проектирование систем внутришкольного управления: пособие для руководителей образовательных учреждений и территориальных образовательных систем / под ред. А.М. Моисеева. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 384 с.

7. Ямбург, Е.А. Школа для всех: Адаптивная модель (теоретические основы и практическая реализация) / Е.А. Ямбург. – М.: Новая школа, 1996. – 352 с.

 

Лабораторная работа 5



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 91; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.84.7.255 (0.125 с.)