Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
История становления и развития гигиены.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
История развития гигиены насчитывает несколько тысяч лет и она является древнейшей медицинской наукой. Всю многовековую историю гигиены можно условно разделить на 2 периода: - эмпирическая гигиена (опытная гигиена) - постепенное накопление гигиенических знаний людьми со времени первобытного общества на основе собственного опыта или по опыту предыдущих поколений (употребление и сохранение различной пищи, воды из разных водоисточников, расположения жилья в разной местности и т.д.). Дальнейшее развитие эмпирическая гигиена получила в рабовладельческом обществе, во многом под влиянием религиозных предписаний - Древний Восток, Вавилон, Греция, Рим. В труде Гипократа «О воздухах, почвах и местностях» обобщены накопленные к тому времени эмпирические гигиенические знания. Выдающийся врач Древнего Рима Гален (2 век н.э.), считал, что гигиена должна составлять отдельный раздел медицины. Интересно, что в Древнем Китае семейный врач получал плату при отсутствии болезней в семье, в случае болезни он лишался гонорара. В период средневековья центры медицинской науки переместились из задавленной инквизицией Европы на Восток (в многотомном труде Абу Али Ибн-Сина - Авиценна – «Канон врачебной науки» – один из томов полностью посвящен гигиеническим вопросам). Вопросы гигиены и диетологии отражены в знаменитом «Салернском кодексе здоровья» - итальянском манускрипте (12 век). Завершается период эмпирической гигиены временем Возрождения в Европе (15 век), открытием микроскопа (А.Левенгук) и природы заразных болезней (Д.Фракастро «О заразе, заразных болезнях и лечении их» - 16-17 века). - период научно-экспериментальной гигиены – период всестороннего научного изучения вредных факторов, влияющих на здоровье человека, не на опыте людей, а в модельных экспериментальных условиях и разработка научно-обоснованных профилактических рекомендаций. Первый научный труд по гигиене - итальянского врача Б. Рамаццини - “Размышления о болезнях ремесленников”, где описаны условия труда 52 профессий (17 век). В России президент Петербургской медико-хирургической академии И. Франк (18 век) издал многотомную книгу - “Полная система медицинской полиции” (основы санитарной службы). Первые кафедры гигиены на территории Российской империи были открыты в 1871г. на медицинском факультете Киевского университета (зав. кафедрой – профессор В.А.Субботин), и в этом же году - в Петербурге в Военно-медицинской академии, ей заведовал выдающийся русский гигиенист профессор А.П.Доброславин, основавший первый в России гигиенический журнал «Здоровье» (1874) и первую экспериментальную гигиеническую лабораторию. Другой знаменитый гигиенист дореволюционной России – Ф.Ф.Эрисман, создавший первую в стране санитарно-гигиеническую лабораторию и санитарную станцию в Москве (1884), издавший первые учебники по гигиене. В советский период развития гигиенической науки необходимо отметить таких выдающихся ученых-гигиенистов, как Г.В.Хлопин (возглавлял кафедру гигиены Военно-медицинской академии, издал ряд учебников по гигиене), Н.В.Семашко и З.П.Соловьев (организаторы санитарно-эпидемиологической службы в стране и формирования профилактической направленности государственного здравоохранения), А.Н.Сысин (основатель Института общей и коммунальной гигиены АМН СССР в Москве), А.Н.Марзеев (основатель Киевского института общей и коммунальной гигиены), Л.И.Медведь (основатель Киевского института гигиены труда и Всесоюзного НИИ гигиены и токсикологии пестицидов, полимеров и пластмасс), Р.Д.Габович (зав. кафедрой общей гигиены Киевского мединститута, автор мрогих учебников и пособий по гигиене). Краткая историческая справка о кафедре общей гигиены Крымского медуниверситета (ныне – Медакадемии) (была образована в 1932 году). Первый заведующий кафедрой, приехавший из Ленинграда по приглашению Наркомздрава РСФСР (1932-1934гг.) – профессор Мухин Анатолий Петрович. Он написал монографию «Некоторые гигиенические вопросы центрального водоснабжения в экспериментальной их разработке», в которой обобщены работы русских, немецких и английских гигиенистов того времени. Книга получила блестящую оценку академика А.Н.Сысина и была переведена на немецкий язык. Следующим заведующим кафедрой был назначен профессор Окулов Иван Никифорович. Он заведовал кафедрой в 1934-1960гг. и разрабатывал вопросы гигиенического обеспечения войск во время войны, проблемы водоснабжения Крыма, в том числе гигиенические аспекты строительства Северо-Крымского канала, награжден орденом Ленина. Доцент Овсянников Валерий Андреевич заведовал кафедрой в 1960-1974гг. В составе международной экспедиции АМН СССР изучал проблемы гигиены жаркого климата в пустынях Средней Азии в 1960-х годах, занимался изучением вопросов гигиены детей и подростков. Профессор Сапегин Дмитрий Иванович был зав. кафедрой в 1974-1994гг. Под его руководством сотрудники кафедры изучали проблемы токсикологии пестицидов и комбинированного действия на организм этих агрохимикатов с другими вредными факторами. В настоящее время зав. кафедрой общей гигиены с экологией является профессор Шибанов Сергей Эдуардович (с 1994г). Член-корреспондент АН Крыма (1997), Заслуженный деятель науки и техники АР Крым (2000). Занимается проблемами экологии курортов Крыма, влияния эколого-гигиенической обстановки на состояние здоровья населения различных регионов Крыма. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ГИГИЕНЫ Понятие о гигиене как медицинской науке Гигиена - медицинская наука, изучающая закономерности влияния факторов окружающей среды на организм человека и общественное здоровье с целью обоснования мероприятий по сохранению и укреплению здоровья человека и предупреждению заболеваний (то есть проведение первичной профилактики заболеваний инфекционной и неинфекционной этиологии). Снижение отрицательного воздействия вредных факторов среды на организм играет также большую роль во вторичной профилактике – то есть в предупреждении обострений заболеваний. Предмет изучения гигиены - здоровье человека и окружающая среда в их сложном взаимодействии. Окружающая среда в широком смысле слова - все, что окружает человека и оказывает на него влияние. В гигиене в понятие «окружающая среда» входит 4 объекта, которые в первую очередь оказывают действие на организм человека и изучаются в гигиене: - атмосферный воздух и воздух помещений, - питьевая вода и вода водоемов, - почва, - продукты питания.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 240; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.145.136 (0.011 с.) |