Русская философия XVIII в. – первой четверти XIX в. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Русская философия XVIII в. – первой четверти XIX в.



В XVIII векеменяется вектор отношения мыслителей Руси к истории и её будущему развитию. Начинается тенденция восприятия русской культуры через культуру Запада. Европейские философские идеи уже в послемонгольский период приходили на Русь через Литву и Польшу. Клю­чевое влияние на развитие философии в России в контексте западных традиций оказала Киево-Могилянская академия (1659-1817), и особенно деятель­ность киевского митрополита Петра Могилы. Самое начало «Латинского» направле­ниея русской философской мысли ещё в XVII в. связано с творчеством Си­меона Полоцкого. Эти тенденции развития философии в России активизируются в XVIII в., в период реформ Петра Великого, и свя­заны в идейно-философском плане с творчеством Феофана Прокопо­вича. Россия данного периода, воспринимая новые для нее элементы западной философской системы, становилась менее изолированной. Вместе с тем ускоренное, а порой, и насильственное внедрение чуж­дой культуры оказалось чревато последующими противоречиями ее социально-политического и духовного развития, в том числе и в об­ласти философии.

Типичным для данного периода было так называемое «вольтерьян­ство», весьма созвучное критическому духу эпохи, характеризующе­еся тягой к переменам и ставшее, в конечном счете, одним из источни­ков идейного радикализма и нигилизма XIX-XX вв. Другая тенденция выразилась в стремлении создать новую национальную идеологию, опиравшуюся на идеи гуманизма, просвещения, социальной целесо­образности (М. В. Ломоносов, Н. И. Новиков). Сюда же примыкают ан­тропологические учения А. Н. Радищева и А. И. Галича. Причем антро­пологизм, трактуемый в западном понимании, с тех пор становится все более значимой чертой русской философии.

Разнообразность философского мыслительного творчества, кото­рое в России периода Просвещения все больше приобретает черты ра­ционализма и светского позитивизма, иллюстрируется также духов­но-религиозным наследием Тихона Задонского, Паисия Величковского и идейно-философскими воззрениями Григория Сковороды, сохранив­шими антично-идеалистические мотивы и продолжавшими христиан­скую мистическую традицию. Большое распространение в это время получило масонство, идеи которого стали специфической реакцией русской мысли на односторонний интеллектуализм просветительства, выражением ее поворота к индивидуальному поиску смысла жизни.

 

§ 3.3. Основные исторические этапы развития русской философии двух последних столетий

Русская философская классика XIX в., как и русская классическая литература, несли миру глубоко выстраданную опытом поколений истину: нет и не может быть такой цели, ради которой была бы допустима жертва хотя бы в одну человеческую жизнь, в одну каплю крови, в одну детскую слезинку. Русская философия выступила как философия Предупреждения. Ее лейтмотив — нравственное вето на любой социальный проект, на любой «прогресс», если только они рассчитаны на принуждение, насилие над личностью. Для русской философии характерен отказ от академических форм теоретизирования, от чисто рационалистического способа доказательства и обоснования прочувствованных сердцем, пережитых, выстраданных истин. Истина постигается, по учению русских философов, не чисто рациональным, рассудочным актом, а цельной жизнью духа, «полнотой жизни» (Н. А. Бердяев).

1. Начало самостоятельной философской мысли в России связано со славянофильством (40-50-е гг. XIX в.). Основатели этого течения А.С. Хомяков (1804-1860) и И.В. Киреевский (1806-1856) открыто противопоставляли свой способ философствования, предполагающий единство ума, воли и чувства, западному, односторонне­рационалистическому. Духовной основой славянофильства было православное христианство, с позиций которого они критиковали материализм и классический (диалектический) идеализм Канта и Гегеля.

2. Другую точку зрения, противоположную славянофильской, отстаивали в спорах с ними западники (40 -60-е гг. XIX в.), считавшие, что Россия может и должна пройти тот же этап развития, что и Запад. Среди западников были как либералы-реформаторы (П.В. Анненков, Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин), так и радикалы-революционеры (В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский). Основоположником западничества следует признать замечательного русского мыслителя П.Я. Чаадаева (1794-1856).

3. Народничество (60- 80-е гг. XIX в.). Это направление в России выросло из учения А. И. Герцена о «русском», т.е. крестьянском социализме. Капитализм народниками осуждался как реакционное, попятное движение. К народничеству близко стоял русский анархизм (М. А. Бакунин, Л.Н. Толстой, П.А. Кропоткин).

4. Философия всеединства (70-е гг. XIX в. -30-е гг. XX в.). Корни этого философского учения уходят в глубь веков — к античности и Возрождению. В русской духовности идея всеединства была возрождена и развита Вл. Соловьевым (1853 - 1900). Всеединство (универсальная связь мира) доступно раскрывает себя лишь «цельному знанию», органически сочетающему в себе теологию, философию и опытную науку, преодолевающему на этой основе односторонность как рационализма, так и иррационализма. Идеи Вл. Соловьева были продолжены его соотечественниками С.Л. Франком, П.А. Флоренским, Л. П. Карсавиным.

5. Русская религиозная философия конца XIX - начала XX в. На этом рубеже (в так называемый серебряный век русской культуры) творческий подъем охватил религию, философию, искусство. Интерес к религии был пробуждением интереса общества к высшим, вечным истинам и ценностям, к тайне человека. Одним из идеологов религиозного обновленчества был оригинальный русский мыслитель В.В. Розанов (1856 - 1919). Особое место в русской религиозной философии принадлежит Л.И. Шестову (1866 - 1938), непримиримому критику европейского рационализма. К данному направлению относится многогранное творчество философа, правоведа, литературного критика А.И. Ильина (1883 - 1954).

6. Русский марксизм (с 1883 г. - со времени начала марксистского революционного движения в России). Основатели его – Г.В. Плеханов (1856-

1918) и В.И. Ленин (1870 - 1924). Как теоретик марксизма, Плеханов основополагающее значение придавал материалистическому пониманию истории, справедливо связывая с ним научный характер марксистской социологи. В отличие от Плеханова Ленин не удовлетворялся объективно-научным осмыслением действительности. Для него высшим актом социального творчества являлась социально- политическая революция.

В начале XX в. особую группу внутри русского марксизма образовали идеологи так называемого «легального марксизма»: Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, П.Б. Струве. Они сочувствовали процессу капитализации России, но решительно отмежевали себя от сторонников насильственной революции и классовой диктатуры.

7. Философия в советской и постсоветской России. В это время (с 1917 года по 1991-й) официально идеологией в СССР был провозглашен марксизм-ленинизм. Но даже в условиях тяжелого идеологического пресса в России творили, работали выдающиеся философы, труды которых со временем получили мировую известность – А.Ф. Лосев, М.М. Бахтин, Г.Г. Шпет, Л.С. Выготский, Э.В. Ильенков, Б.М. Кедров, П.В. Копнин, К. Мамардашвили и др.

Мировое значение русской философской мысли XX в. еще подлежит изучению и исследованию.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 186; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.137.218 (0.006 с.)