Взаимосвязь духовных и материальных ценностей как основа ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Взаимосвязь духовных и материальных ценностей как основа ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды



 

 Человеческая жизнь, как мы выяснили, немыслима без целеполагания. Основой формирования, зарождения и полагания целей являются интересы, которые распространяются на всю жизнь, на определение ее смысла, отдельных жизненных этапов, средств достижения конкретных целей. Целеполагание – преимущество человека. Таковой нет в неорганической или органической природе. Сегодня актуальна проблема возможности целеполагания «искусственного интеллекта». В силу малой изученности этой проблемы на сегодняшний день остановимся на том, что такие машины созданы человеком, он вложил в них цель, и машины эту цель реализуют. Деятельность машин целеисполнительна, и только деятельность человека целеполагающая. В религиозном мировоззрении можно обнаружить иную, чем в философии, трактовку целеполагания: лишь Бог является единственным полагателем основных целей, а человек исполнитель воли Божьей, его деятельность подобна деятельности машины – она (эта деятельность) целеисполнительна. Бели и есть у него какие-то особые цели, им сформулированные, то они производны от главных, не им определенных, не им предначертанных; он в конечном счете – Божий замысел.

При выборе и реализации цели человек ориентируется на ценности, идеалы, нормы. Норма социальна; это образец, правило, принцип деятельности, признанные социальной организацией и в той или иной форме заданные для исполнения ее членами. Норма – это общепризнанная в определенной социальной среде совокупность требований, регулирующих поведение людей. Система социальных норм обеспечивает упорядоченность общественного взаимодействия индивидов и групп. Различают юридические, моральные, нравственные, логические и другие нормы. Все нормы вытекают из принятых в обществе, государствах, нациях, регионах, макрогруппах, микрогруппах, у отдельных людей представлениях о ценностях.

Философ О. Г. Дробницкий следующим образом определяет ценность. «Ценность» – это понятие, обозначающее, во-первых, положительную или отрицательную значимость какого-либо объекта в отличие от его экзистенциальных и качественных характеристик (предметные ценности); во-вторых, нормативную, предписательно-оценочную сторону явлений общественного осознания (субъективные ценности, или ценности сознания). К предметным ценностям О. Г. Дробницкий относит естественное благо и зло, заключенные в природных богатствах и стихийных бедствиях, потребительную стоимость продуктов труда (полезность вообще); социальное благо и зло, содержащиеся в общественных явлениях; прогрессивное иди реакционное значение исторических событий; культурное наследие прошлого, выступающее в виде предметов богатства современников; полезный эффект или теоретическое значение научной истины; моральное добро и зло, заключенные в действиях людей; эстетические характеристики природных и общественных объектов и произведений искусства; предметы религиозного поклонения. К ценностям сознания он относит общественные установки и оценки, императивы и запреты, цели и проекты, выраженные в форме нормативных представлений (о добре и зле, справедливости, прекрасном и безобразном, о смысле истории и назначении человека, идеалы, нормы и принципы действия). Данная точка зрения на ценность во многом верна. Вызывает сомнение лишь отнесение к ценностям «отрицательных» значимостей. К таким значимостям относятся, к примеру, болезнь, инвалидность или смерть, однако вряд ли кто скажет, что для того, кто заболел неизлечимой болезнью, сама эта болезнь есть «ценность». Философ А. М. Коршунов обратил внимание на то, что не всякая значимость есть ценность. «Ценность, – отмечает он, – есть положительная значимость или функция тех или иных явлений в системе общественно-исторической деятельности человека... Явления, играющие отрицательную роль в общественном развитии (и в жизни человека, скажем мы), могут интерпретироваться как отрицательные значимости... Ценностным является все то, что включается в общественный прогресс, служит ему». Для индивида ценно то, что служит его интересам, развитию. Хотя, конечно, бывают и исключения, когда, например, в определенной ситуации некий индивид предпочтет инвалидность здоровью. Все больше сторонников появляется у тех, кто утверждает, что главной ценностью является человек.

Возникает вопрос: правильно ли выдвигать предметные ценности на передний план, считая, например, товары основополагающими ценностями, а представление о субъектной ценности, о назначении человека, о добре, справедливости и т. п. производной ценностью? На наш взгляд, отношение между этими группами ценностей нужно перевернуть и трактовать материальные ценности производными от ценностей человечески жизненного плана. По убеждению И. С. Нарского (нам оно представляется важным), материальные блага являются лишь средством движения к подлинным ценностям – счастью человека, свободе, добру и справедливости.

Итак, ценность – это не любая значимость явления, предмета, а его положительная значимость, которая своим истоком имеет человека, его цели и идеалы.

Частично этот вопрос был только что затронут, когда мы для пояснения понятия "ценность" коснулись предметных ценностей и ценностей субъективных. Но данный вопрос не исчерпывается ответом только на существование отмеченных видов ценностей. Исследователи указывают ряд оснований для выделения относительно обособленных друг от друга групп ценностей В.И. Кириллов предлагает следующую классификацию ценностей: по содержанию – экономические, политические, социальные и духовные ценности; по субъекту как носителю ценности – субъективно-личностные ценности (они формируются в процессе воспитания, образования и накопления жизненного опыта индивида) и надиндивидуальные – групповые, национальные, классовые, общечеловеческие (являющиеся результатом развития общества и культуры); по роли ценности в жизни человека и человечества: утилитарные ценности (жилище, питание и т. п.) и духовные; в отличие от утилитарной ценности духовная ценность имеет самодостаточный характер и не нуждается во вне ее лежащих мотивах; если утилитарные прагматические ценности определяют цели деятельности, то духовные ценности – ее смысл.

Личностные ценности отражаются в сознании в форме ценностных ориентации. «Ценностные ориентации – это отношения личности к социальным ценностям, выступающие в качестве регуляторов ее поведения... Совокупность типичных ценностных ориентации, свойственных какой-либо социальной группе, называют "социальным характером». И у человека, и у сообщества имеется много ценностных ориентации. Одни из них менее, другие более существенны, среди них есть мелочные и возвышенные и т. п. Большое значение имеют ориентации на высшие ценности – идеалы (идеалы личностные, классовые, идеал лидера, идеалы доброты, красоты, справедливости и т. д.). Идеал – это прообраз, понятие совершенства, высшая не реализуемая в данные момент задача. При этом идеал изменчив по своему содержанию. Соответственно и ценности способны изменяться.

Процесс ориентации на ценность неразрывно связан с оценкой, которая есть средство осознания ценности. Оценка складывается из акта сравнения собственной оценки и рекомендации к отбору того, что признается ценностью. Тот, кто оценивает, формулирует суждение о полезности или вредности, необходимости или ненужности того, что оценивается. Оценка связана с практикой в широком смысле этого слова (как общественно-исторической практикой человека). Оценка означает решение по выбору, а выбор ведет к действию. Оценка, таким образом, организует практическую деятельность. Оценки одного и того же явления у разных людей, социальных групп и наций, государств бывают различными. Вспомним, к примеру, оценку атомных взрывов в Индии и Пакистане весной 1998 г.: лидеры этих стран не скрывали своего восторга по поводу произведенных взрывов, в то время как подавляющее большинство стран, все мировое сообщество были возмущены взрывами, оценка с их стороны была крайне негативной.

Переоценка тех или иных исторических событий, например, происходивших в нашей стране в 30-е годы, связана также с тем, что оценка производится изменившимся субъектом; немалую роль в переоценке играет степень изменения контекста, в котором происходит оценка и переоценка. Не следует смотреть на переоценку как на некую вольную переориентацию, как на произвол, конъюнктуру. Конечно, в переоценке событий, как и некоторых ценностях, имеется и субъективный компонент. Однако переоценка основывается на действии в целом объективных факторов. Процесс переоценки основных ценностей, например, в научно-техническом творчестве наиболее понятен и легко воспринимается как условие дальнейшего развития науки.

Во второй половине XX столетия началась глубокая переоценка ценностей. На смену традиционного общества пришла "компьютерная" цивилизация, индустриальное общество сменилось постиндустриальным, модернизм – постмодернизмом. Именно в XX веке мировое сообщество осознало глобальный характер своего развития. Все это и сегодня ведет к переоценке наших представлений о критериях прогресса, об отношениях природы и человека и нашей ответственности за охрану окружающей среды, о средствах решения национальных и межгосударственных проблем и конфликтов и т. п.

Большая ломка в представлениях о ценностях идет в нашей стране. Диапазон этих переоценок велик – от государственного устройства до структуры образования и здравоохранения, от осознания, есть ли у нас рыночная экономика, до выбора – хорош или плох метод забастовок в борьбе за существование, от размышлений о российском менталитете до сверхактивной рекламы жевательных резинок... Но главное состоит в том, какие ценности победят в будущем. Видный учёный А. Тоффлер в предисловии к книге "Ценности и будущее" писал, что перед человечеством сегодня открыли богатые и разнообразные возможности дальнейшего развития, но какое будущее оно выберет, будет зависеть, в частности и в конечном счете, от ценностей, которые определят процесс принятия им решений.

Итак,

1. Смысл жизни человека – в самореализации личности, в ее потребности творить, отдавать, делиться с другими, жертвовать собой ради других. Смысл жизни задает направленность и содержание жизнедеятельности человека, его образ жизни и в конечном итоге его судьбу.

Размышления о свободе с неизбежностью подводят к выявлению границ личного выбора, преступив которые человек сталкивается с проблемой ответственности. В результате каждый оказывается свободным ровно в той мере, насколько он ответственен. Уровень овладения свободой как сочетанием выбора и ответственности за него определяется сущность человека, выявляется критерий истины социального бытия.

3. Свобода представляет собой необходимую сторону, способ проявления личностных свойств. Ее проявление в условиях воинкой деятельности связано со стремлением преодолеть шаблон в принятии решения, со способностью рисковать, творчески подходить к решению всех вопросов.

4. Высокая степень ответственности военных кадров за принятие решения отражает характер их свободы при осуществлении выбора, роль и значение в руководстве боевыми действиями. Формирование высокой ответственности у подчиненных достигается не жесткой регламентацией их деятельности, а предоставлением большей свободы и простора для инициативы и творчества.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 258; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.102.225 (0.009 с.)