Социализация как условие формирование личности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социализация как условие формирование личности



Возникает вопрос: когда рождается личность? Формирование личности в филогенезе происходит не сразу, а на определенном этапе исторического развития. Постепенное становление личности происходит и в онтогенезе: ребенок формируется как личность в условиях общественной жизни, под спонтанным или целенаправленным воздействием микро- и макросреды.

Процесс социализации человека многогранен.

Первая грань «я» — это так называемое телесное или физическое «я», переживание своего тела как воплощения «я», образ тела, переживание физических дефектов, сознание здоровья или болезни. В форме телесного «я» мы ощущаем не столько личность, сколько ее материальный субстрат — тело, через посредство которого она проявляет себя и иначе проявиться не может. Тело привносит очень большой вклад в целостное ощущение собственного «я» — об этом каждому известно на собственном опыте. Особенно остро телесное «я» воспринимается в подростковом возрасте, когда собственное «я» начинает выходить из человека на передний план, а другие стороны «я» еще отстают в своем развитии.

Вторая грань «я» — это социально-ролевое «я», выражающееся в ощущении себя носителем тех или иных социальных ролей и функций. Доминирование социально-ролевого «я» — характерная черта бюрократа всех времен и народов, который мыслит себя воплощением определенных должностных функций и государственных интересов — и ничем кроме.

Третья грань «я» — психологическое «я». Она включает в себя восприятие собственных черт, диспозиций, мотивов, потребностей и способностей и отвечает на вопрос «какой я».

Четвертая грань «я» — это ощущение себя как источника активности или, наоборот, пассивного объекта воздействий, переживание своей свободы или несвободы. Его можно назвать экзистенциальным «я», поскольку в нем отражаются личностные особенности высшего экзистенциального уровня, особенности не каких-то конкретных личностных структур, а общих принципов отношений личности с окружающим ее миром.

И наконец, пятая грань «я» – это самоотношение, или смысл «я». Наиболее поверхностным проявлением самоотношения выступает положительная или отрицательная самооценка. Следует различать самоуважение как отношение к себе как бы со стороны, обусловленное реальными достоинствами или недостатками, и самопринятие как  эмоциональное отношение к себе, не связанное с рациональными довадами. Не менее важными характеристиками самоотношения являются степень его целостности, интегрированности, а также автономности, независимости от внешних оценок.

Формирование личности не только определяется окружающей человека средой, но и требует его собственной активной практической деятельности. Главным стимулом такой деятельности человека являются потребности, которые выступают в качестве необходимых условий его существования. Именно необходимость удовлетворения биологических, материальных, социальных, духовных и других потребностей выступает главной мотивирующей силой. Осознанные потребности – это не что иное, как интересы. Социальные интересы есть реальная причина социальных действий, которая стоит за потребностями.

Личностями не рождаются, ими становятся. Причем становление идет фактически всю жизнь. Личность есть результат успешной социализации человека, но не пассивный ее продукт, а результат собственных усилий. Только в деятельности индивид выступает и самоутверждается как личность. Сохранение себя как личности – это закон человеческого достоинства, без него наша цивилизация потеряла бы право называться человеческой. Человек просто обязан быть личностью, стремиться стать ею. В самом общем виде отметим, что уровень личностного развития измеряется выраженностью у человека интеллектуально-нравственных и волевых качеств, совпадением его жизненных ориентаций с общечеловеческими ценностями, положительным показателем функционирования этих качеств. Личность характеризуется со стороны духа, свободы, творчества, добра, утверждения красоты. Личностью человека делает забота о другом человеке, автономность в принятии решений и способность нести ответственность за них.

Итак, человек как личность – это субъект активного социального действия, имеющий достаточно последовательное мировоззрение, основанное на нравственных позициях, знаниях и высоком уровне развития общей культуры, осознающий свои права по отношению к обществу и окружающей его природе, что указывает на уровень гражданской зрелости человека. Формирование личности не определяется лишь окружающей средой. Личность есть результат социализации человека, но не пассивный ее продукт, а результат собственных усилий. Только в общественной деятельности индивид формируется и проявляет себя как личность.

 

  

 Глава 10.   Смысл жизни, свобода и ответственность как основа формирования культуры гражданина и будущего специалиста.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 125; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.220.114 (0.004 с.)