Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Гражданское общество и правовое государствоСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Наряду с другими сферами в обществе выделяется также гражданское общество как сфера реализации экономических, социальных, этносоциальных, культурных, религиозных и других общественных интересов. Французский мыслитель и политический деятель Алексис де Токвиль (1805-1859) определял гражданское общество как специфическую форму социума, свободную от непосредственного вмешательства государства, своего рода сферу добровольного выбора и авторитета морали. Концепция гражданского общества появилась в Новое время как альтернатива всевластию государства. Главный ее смысл заключался в том, что сообщество граждан должно иметь свои законы и не зависеть от грубого произвола со стороны государства. В философии Просвещения, а затем в немецкой классической философии отчетливо прослеживается идея о необходимости разграничения понятий «государство» и «гражданское общество». При этом приоритет во взаимодействии государства и гражданского общества сохранялся за государством. Гегель определял его как сферу действия частного интереса. Сюда же он включал семью, сословные отношения, религию, право, мораль, образование, законы и вытекающие из них взаимные юридические связи субъектов. В большинстве современных социально-философских, политологических и социологических теорий, напротив, утверждается приоритет гражданского общества над государством, а в его расширении и укреплении усматривается одно из важнейших условий социального прогресса. В качестве признаков гражданского общества выделяются следующие: право свободного самоопределения индивидуума в неподотчетных государству сферах, особенно в экономике и культуре; саморегулирование хозяйственных и культурных процессов на основе общественной и личностной инициативы; развитая демократия и самоуправление; политический плюрализм и свободно формирующиеся общественные мнения; добровольность участия граждан в общественной жизни; правовая и моральная ответственность индивида перед обществом за свои действия; многоукладная экономика. Наличие многообразных общественных форм и институтов (профсоюзы, партии, объединения предпринимателей, общества потребителей, клубы и т. п.) позволяет выразить и реализовать самые разнообразные потребности и интересы индивидов, раскрыть все возможности человека. Плюрализм как черта, характеризующая структуру и функционирование общественной системы, проявляется во всех ее сферах. В экономической это многообразие форм собственности (частной, акционерной, кооперативной, общественной и государственной); в социальной и политической –наличие широкой и развитой сети общественных образований, в которых индивид может проявить и защитить себя; в духовной – обеспечение мировоззренческой свободы, исключение дискриминации по идеологическим мотивам, терпимое отношение к различным религиям, противоположным взглядам. Гражданское общество – это саморазвивающаяся и самоуправляемая система. Индивиды, объединяясь в различные организации, устанавливают между собой разнообразные отношения, реализуют свои порой противоположные интересы, тем самым обеспечивая гармоническое, целенаправленное развитие общества без вмешательства государства как политической властной силы. Гражданское общество имеет свои внутренние источники саморазвития, независимые от государства. Гражданская инициатива как осознанная и активная деятельность во благо общества является одной из важных характеристик и условий развития общества. В сочетании с такими нравственными категориями, как гражданский долг, гражданская совесть, она служит надежным средством дальнейшего поступательного развития гражданского общества. Функции гражданского общества: 1) социализация индивидов; 2) самоорганизация и самоуправление в обширной сети частных интересов; 3) интеграция общества через систему горизонтальных связей и каналов информации; 4) выработка механизмов согласования расходящихся интересов и урегулирования конфликтов; 5) стимулирование правового нормотворчества посредством выдвижения требований юридического закрепления гражданских и политических прав и свобод. Гражданское общество и государство логически предполагают друг друга – одно немыслимо без другого. В то же время гражданское общество первично: оно является решающей социально-экономической предпосылкой возникновения правового государства. Гражданское общество – та основа, благодаря которой государство обретает устойчивость и легитимность, именно гражданское общество позволяет развиваться государству, становясь его содержанием. Эволюция в процессе изменения соотношения «государство – гражданское общество» в пользу гражданского общества означает формирование правового государства, важнейшей предпосылкой построения которого является развитое гражданское общество. Гражданское общество – это спутник правового государства, то есть правовое государство появляется в той стране, в которой существует не просто общество людей, а общество гражданское. Идея правового государства имеет своим источником идею господства закона в жизни народа, общества, социальных групп, личности. Правовое государство –это тип государства, в котором функционирует режим конституционного правления, существует развитая и непротиворечивая правовая система и эффективная судебная власть вместе с реальным разделением властей, их эффективным взаимодействием и взаимным контролем при одновременном наличии развитого социального контроля политики и власти. Идеи правового государства были глубоко проработаны философами Нового времени: Локком, Монтескье, Кантом. Решающим фактором создания правового государства и продвижения к нему стали прежде всего значительные успехи в создании гражданского общества, вне которого, как уже говорилось, невозможно правовое государство. Ни власть, ни само право не могут быть реальными гарантами исполнения законов, если право не легитимировано обществом. Только их легитимность, признание обществом и потому обязательность исполнения обеспечивают действительное соблюдение законов обществом и государством и исключают противоправную практику с обеих сторон. Общество в состоянии добиться этого на достаточно высоком уровне гражданского, а значит, и культурного, цивилизованного, материального и интеллектуального развития. Принципами построения и функционирования правового государства выступают следующие: во-первых, народный суверенитет, при котором вся власть действительно исходит от народа; во-вторых, разделение властей (на законодательную, исполнительную и судебную), позволяющее создать систему сдержек и противовесов против злоупотреблений той или иной ветвью власти; в-третьих, выборность законодательной власти и подсудность исполнительной власти, независимость власти судебной; в-четвертых, верховенство конституции и возможность пересмотра конституционных статей только на основе самой конституции (ее положений); в-пятых, равенство всех перед законом; в-шестых, нерушимость основных прав и свобод граждан; в-седьмых, социальный характер государства. Таким образом, в правовом государстве вся система организации и правил деятельности публичной власти, характер ее взаимоотношений с подвластными структурами соответствует критериям правомерности и справедливости, исключает любые легализованные формы произвола властей, ущемления прав и свобод граждан. В современном понимании гражданское общество призвано разграничить права человека и права гражданина. Права человека обеспечиваются гражданским обществом, а права гражданина – правовым государством. В обоих случаях речь идет о правах личности, но если в первом случае имеют в виду ее права как отдельного человеческого существа на жизнь, стремление к счастью, то во втором случае – ее политические права. Таким образом, в качестве важнейшего условия существования как гражданского общества, так и правового государства выступает личность, обладающая правом на самореализацию как экономических, так и культурных, Духовных и политических потенций, реализация которых через гражданское общество обеспечивает ей воспроизводство социальной жизни. Основной принцип правового государства состоит в том, что государственная власть в нем ограничена правом. С учетом этого правовое государство в самом общем виде можно определить как государство, в котором господствует право. Исключительно важной предпосылкой формирования правового государства является закрепление с согласия всех социальных сил основополагающих общественных ценностей в конституции страны.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 210; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.252.58 (0.008 с.) |