Смысл понятия «тип реальности» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Смысл понятия «тип реальности»



По отношению человека к различным формам бытия различают объективную и субъективную реальность. Объективная реальность – это то, что возникло и существует вне сознания человека и не зависимо от него: пространство, время, движение; субъективную реальность можно определить как явления сознания, ощущения, восприятия человеком чего-либо и все то, что с этим связано.

Кантовская гносеология и онтология, опираясь на средневековую традицию, разделяет бытие на эмпирическую (опытную или чувственно-практическую), трансцендентальную (субъективное идеальное или духовное)) и трансцендентную реальности (объективное идеальное или духовное).

Религиозная философия признаёт реальность творящую (Бог или объективное идеальное) и тварную (природа со всеми её элементами).

Обращаясь к современной философии неопозитивизма, у К. Поппера мы находим расчленение бытия на три уровня: материальное бытие вне нас, мир психики как субъективное бытие, мир объективного духа, т.е. надличностного сознания.

Помимо чисто классификационных моментов безусловный интерес представляет само понятие статуса реальности, очевидно, не одинакового для разных ее видов. Именно это придает классификационным схемам некое объективное содержание, выводя их за рамки голой классификации. Например, наш опыт имеет дело лишь с бытием конкретных вещей в конкретных формах существования: механическими, физическими, химическими, геологическими, биологическими, социальными, духовными. В рамках этих форм имеется неисчислимое множество более конкретных форм определенностей вплоть до единичных форм бытия, например, конкретного кристалла, растения, человека и т.п.

С философской точки зрения исключительно важно глубоко продумать и описать иерархию типов реальности хотя бы для материального и элементарно-психического бытия. Это пока никем еще не сделано ни в одной области знания. Так, в физике крайне существенно найти иерархию типов физической реальности. Если судить по нынешнему состоянию, то можно сказать, что эти типы вырисовываются лишь в самой общей форме, когда автор того или иного учебника с методической целью распределяет материал своей науки по определенным разделам. То же можно сказать о химии, биологии, геологии, науках об обществе. Кто рассмотрел, например, виды биологической реальности? Есть ли более или менее строгая классификация психической реальности?

На сегодняшний день философия выделяет предельно широкие типы реальности (формы бытия):

• материальное бытие – существование материальных (обла­дающих протяженностью, массой, объемом, плотностью) тел, вещей, явлений природы, окружающего мира;

• идеальное (духовное) бытие – существование идеального как самостоя­тельной реальности в виде индивидуальной, субъективной реальности (сознание, духовный мир человека) и объективная (надиндивидуальная) духовная реальность(общественное сознание, мировой дух, Бог.

• человеческое бытие – существование человека как единства материального и духовного (идеального), бытие человека са­мого по себе и в обществе;

• социальное бытие, которое включает бытие человека в обществе и бытие (жизнь, существование, развитие) самого общества. Среди бытия также выделяются:

Категорией, противоположной бытию, является небытие. Небытие — полное отсутствие чего-либо, абсолютное ничто. Небытие — состояние, единое с бытием (так же реально) и про­тивоположное ему. Предметы, явления окружающего мира могут находиться как в бытии (быть в наличии), так и в небытии (совсем не сущест­вовать, отсутствовать). Примеры небытия: еще не зачатые люди, не созданные предметы; люди, вещи, обще­ства, государства, которые были в прошлом, сейчас их нет, они находятся в небытии.

Бытие природы

Понятие «природа» имеет три основных значения.

«Первозданная природа», в которой ещё нет человека. В данном значении понятие «природа» является синонимом понятий «объективная реальность», «Вселенная», «Универсум», «Космос», «Мироздание» и др.

«Географическая среда» – естественная среда обитания человека, то есть часть поверхности планеты «Земля», освоенная человекам.

«Окружающая среда» – искусственная среда обитания человека, то есть то, что сделали люди из части географической среды, превратив её в населенные пункты, дороги, полигоны и пр. Для того чтобы подчеркнуть значимость окружающей среды для развития каждого нового поколения её называют «вторая природа».

Вторая природа» – бытие вещей и процессов, произведенных человеком, – зависит от первой, но, будучи произведенной людьми, она воплощает в себе единство природного материала, определенного духовного (идеального) знания, деятельность конкретных индивидов и социальных функций, предназначения данных предметов. Бытие вещей «второй природы» есть социально-историческое бытие, комплексная природно-духовно-социальная реальность, она может вступать в конфликт с бытием первой природы, находясь в рамках единого бытия вещей и процессов.

Осваивая природу, человек неизбежно изменяет её. В условиях научно-технического прогресса это изменение всё больше угрожает нормальному развитию природы, а значит и человека. В середине XX века противоречие между естественным развитием природы и деятельностью человека охватили всё население планеты «земля», человеческая деятельность оставляет свои следы в космосе. Для изучения взаимоотношений природы и человека возникла наука «экологи», а противоречия природы и человеческой деятельности воспринимаются мировой общественностью как глобальные.

 Сегодня вопрос стоит уже не о «покорении и преобразовании» природы, как это было в XVII-XVIII веках, а о ее защите, ради сохранения её бытия как основы бытия человека.

Бытие отдельного человека

Человек представляет собой единство тела и духа. Человек для самого себя и первая, и «вторая природа». Не случайно в традиционной, классической философии человека нередко определяли как «мыслящую вещь». Но бытие человека как мыслящей и чувствующей «вещи» в мире природы явилось одной из предпосылок возникновения и общения, т.е. предпосылкой формирования специфики человеческого бытия. Бытие каждого конкретного человека есть взаимодействие, во-первых, мыслящей и чувствующей «вещи» как единства природного и духовного бытия, во-вторых, индивидуальной особи, взятой на данном этапе эволюции мира вместе с миром, и, в-третьих, как социально-исторического существа. Его специфика проявляется, например, в том, что: без нормального функционирования в человеке его духовно-психической структуры человек как целостность не полноценен; здоровое, нормально функционирующее тело является необходимой предпосылкой духовной, умственной деятельности; человеческая деятельность, телесные действия человека зависят от социальной мотивации.

§ 4.2.4. Социальное бытие

Бытие каждого конкретного индивида (представителя рода людей) ограничено во времени и пространстве. Но оно включено в безграничную цепь человеческого бытия и бытия природы и является одним из звеньев социально-исторического бытия. Человеческое бытие в целом – реальность, объективная по отношению к сознанию отдельных людей и поколений. Но, будучи единством объективного и субъективного, человек не просто существует в структуре бытия. Обладая способностью познавать бытие, он может и влиять на него, к сожалению, далеко не всегда позитивно. Поэтому так важно для каждого человека осознать свое место и роль в единой системе бытия, свою ответственность за судьбы человеческой цивилизации. Не менее важно и ответственно направить развитие индивида в направлении всё большего развития в нём специфических человеческих качеств через формирование диалектического единства индивидуальных и личностных качеств.

Абстрактный, изолированный от хода истории человек – всего лишь продукт мыслительного процесса, признаки подобного человека в лучшем случае – признаки «рода». Отвергая понятие абстрактного, внеисторического человека, Маркс писал: «Общество не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу.

Общество – это обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически саморазвивающуюся форму жизнедеятельности людей.

Социальное бытие – это многообразие отношений, в которые люди вступают в процессе производства, распределения, обмена и потребления всех необходимы для жизни благ – материальных и духовных.

Основу бытия общества составляет социально-производственная, коллективная деятельность людей. По структуре общественное бытие представлено реалиями повседневности, предметно-практической деятельностью (практикой) многообразными отношениями между людьми. Деятельность и практика оказываются главными системообразующими общественного бытия. В центре его находится такая субстанция как труд. Все коллизии человеческого существования, так или иначе, концентрируются вокруг организации, осуществления и последствий процесса труда.

Бытие общества невозможно без непрерывного взаимодействия со сферами неорганической природы и органической формы бытия. Общество должно быть понято как конкретно-исторический, уникальный процесс организации бытия. Социальное бытие – это процесс общественных изменений, и общественное бытие выступает как вид социального творчества и теснейшим образом взаимодействует с общественным сознанием.

Каждое поколение, вступая в жизнь, застает определенные материальные, политические, социальные, бытовые и духовные условия, сложившиеся в предшествующий период, те или иные общественные отношения, в рамках которых ему приходится формироваться

Общественные отношения – то специфическое, что отличает социальные образования от всех других систем материального мира. Но это не значит, что общество – это только общественные отношения. Маркс определял общество как «продукт взаимодействия людей» и относил к нему производительные силы и производственные отношения, общественный строй, организацию семьи и классов, политический строй, общественное сознание. Характеристика общества через совокупность общественных отношений выделяет и фиксирует его специфическую природу. Установление детерминированности всех общественных отношений производственными отношениями и открытие зависимости производственных отношений от уровня развития производительных сил позволило Марксу проникнуть в сущность общественной жизни. Было установлено не только то, что отличает общественную структуру от естественной, но и открыты закономерности смены одного уклада общественной жизни другим. «Производственные отношения, - подчеркивал Маркс, - в своей совокупности образуют то, что называют общественными отношениями, обществом, и притом образуют общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, общество со своеобразным отличительным характером.

Одна из основных форм бытия – человеческая деятельность. Последняя представляет собой активное целесообразное изменение человеком как социальным существом окружающей действительности и самого себя. Деятельность людей всегда носит коллективный, общественный характер, и она изначально раздвоена на две неразрывно связанные формы — материально-практическую (первичную) и идеальную, духовную. Первая (т.е. преобразование природы и общества) есть основа всех видов духовной деятельности (умственная, познавательная, религиозная, художественное творчество, нравственная и т.д.).

§ 4.2.5. Бытие духовного (идеального)

Но далеко не все существующее есть материя или представляет собой элементарные психические проявления, объяснимые на уровне физиологии. Духовная (идеальная) реальность – не менее значимая реальность, чем природа вне нас. Необходимо отметить, что онтология в данном случае говорит об идеальном не в смысле самом лучшем, а в контексте развития идей, мысли, смыслов, которые существуют реально, но только в связи с сознанием человека (субъективное идеальное или духовное) и с божественным сознанием (объективное идеальное или Дух). Её в виде мысли, рождает каждый акт интеллектуальной деятельности. Человеческая мысль реальна, но ее реальность духовна (идеальна). Все феномены сознания, и личного, и общественного, обладают бытийным смыслом. Здесь возможны разные уровни и степени реальности.

Например, таблица умножения – это реальность или нет? Конечно реальность. Но какая? Не вещественная, не физическая, а духовно-символическая, знаковая. А сам принцип умножения в этой таблице – тоже реальность, также идеальная, но теперь даже не символическая, а чисто духовная. Получается, чтос одной стороны, математические правила и определения существуют в уме математика, представляя собой как бы субъективную реальность, связанную с его индивидуальным сознанием, а с другой – в меру общезначимости этих определений они представляют собой объективное явление. Например, арифметика как раздел математики открыла и описала простейшие свойства чисел как объективную (не зависящую от человека) реальность. В то время как алгебра – это изобретение человека по обобщению операций с простейшими свойствами чисел. В силу этого алгебра отражает субъективную реальность и отражает. При этом неразрывная и постоянная связь духовных (идеальных) элементов мира с их материальными носителями, формами выражения и обнаружения, условиями возникновения и развития является отдельной темой для обсуждения в рамках онтологии.

Итак, перечислим основные формы бытия (типы реальности):

Бытие вещей (тел), процессов и природных, и созданных человеком. Бытие человека – как встреча и постоянное взаимодействие природы (материального, телесного), духа (идеального) и деятельности (материально-духовного). Иными словами, человек бытийствует в мире природы, идей и вещей.

Бытие духовного (идеального) разделяется на индивидуализированное (субъективное) духовное; внеиндивидуальное (объективное, Божественное) духовное; опредмеченное (объективированное) бытие духовного (язык, художественная культура, литература и пр.)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 144; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.129.100 (0.028 с.)