Движение как форма бытия материи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Движение как форма бытия материи



В самом широком смысле движение в применении к материи — это «изменение вообще», оно включает в себя все происходящие в мире изменения. Представления о движении как изменении зародились уже в древней философии и развивались по двум основным линиям — материалистической и идеалистической.

Идеалисты под движением понимают не изменения объективной реальности, а изменения чувственных представлений, идей, мыслей. Тем самым делается попытка мыслить движение без материи. В материализме подчеркивается атрибутивный характер движения по отношению к материи (его неотрывность от нее) и первичность движения материи по отношению к изменениям духа.

Так, Ф. Бэкон отстаивал мысль о том, что материя полна активности и тесно связана с движением как прирожденным своим свойством. При этом он понимал движение не только как простое механическое перемещение, а насчитывал 19 видов движения.

Движение – атрибут, неотъемлемое свойство материи. Это означает, что без движения материального мира не существует и не может существовать. Однако в истории познания имели место попытки оторвать этот атрибут от материи. Так, сторонники «энергетизма», направления в философии и естествознании, возникшего в конце XIX-начале XX в., пытались все явления природы свести к видоизменениям энергии, лишенной материальной основы, т.е. импульс любых изменений усматривался не во внутреннем саморазвитии материальной реальности, а в энергии, которая трактовалась не как общая количественная мера различных форм движения материи, а как чисто духовный феномен, даже «духовная субстанция».

Сторонники концепции «тепловой смерти Вселенной» пришли к заключению, что все формы движения в природе должны будут превратиться в теплоту и равномерно рассеяться в мировом пространстве. Вследствие этого температура между всеми телами уравновесится, движение прекратится, наступит «конец мира».

Однако данная концепция, как и «энергетизм», несовместима с законом сохранения и превращения энергии, согласно которому энергия в природе не возникает из ничего и не исчезает; она может только переходить из одной формы в другую. А потому движение неуничтожимо и неотрывно от материи.

Движение материи абсолютно, а покой относителен. Оно представляет собой единство непрерывности, устойчивости и изменчивости, а не есть простая сумма, связь состояний покоя. Тем самым «движение есть само существующее противоречие» (Гегель).

Мысль о противоречивости движения была уже достаточно четко сформулирована древнегреческим философом Зеноном Элейским, который в своих знаменитых апориях – неразрешимых затруднениях («Дихотомия», «Ахилл и черепаха» и др.) пытался доказать, что движение невыразимо в мышлении, а значит, оно невозможно. Однако Зенон разорвал такие неразрывно связанные стороны движения, как прерывность и непрерывность.

Итак, материя тесно связана с движением, а оно существует в виде конкретных своих форм. Наиболее распространённой классификацией движения является деление на формы по носителю изменения: механическое, физическое, химическое, биологическое и социальное (общественное). Впервые эту классификацию предложил Ф. Энгельс, но в настоящее время она не является единственной основой изучения закономерностей движения. Так, как самостоятельные формы движения изучаются геологическое, экологическое, планетарное, компьютерное и др.

В современной науке развиваются представления о том, что механическое движение не связано с каким-либо отдельно взятым структурным уровнем организации материи. Это скорее аспект, некоторый срез, характеризующий взаимодействие нескольких таких уровней.

Стало необходимым различать квантово-механическое движение, характеризующее взаимодействие элементарных частиц и атомов, и макромеханическое движение макротел.

Существенно обогатились представления о биологической формедвижения материи. Были уточнены представления о ее первичных материальных носителях. Кроме белковых молекул, в качествемолекулярного носителя жизни были выделены кислоты ДНК и РНК.

Характеризуя формы движения материи и их взаимосвязь, необходимо иметь в виду следующее:

1. Каждая форма качественно специфична, но все они неразрывно связаны и при соответствующих условиях могут переходить друг в друга.

2. Простые (низшие) формы являются основой более высоких и сложных форм.

3. Высшие формы движения включают в себя в «снятом», преобразованном виде низшие формы. Последние являются побочными по отношению к высшей форме, которая обладает своими собственными закономерностями.

4. При этом не верно высшие формы сводить к низшим (редукция). Так, сторонники механицизма (XVII-XIX вв.) пытались объяснить все явления природы и общества только с помощью законов классической механики. Механицизм – форма редукционизма, согласно которому высшие формы организации (например, биологические и социальные) могут быть сведены к низшим (например, физическим или химическим) и полностью объяснены только закономерностями последних (физикализм, социал-дарвинизм и т.п.). Хотя редукция – если ее не абсолютизировать – вполне полезный прием познания.

5. Подобно восхождению форм движения от низших к высшим, изучающие их крупные отрасли науки должны развиваться одна из другой: механика – физика – химия – биология — социально-гуманитарные науки.

Движение как «изменение вообще» подразделяется не только по своим основным формам, но и по типам (видам). Развитие – направленный процесс движения, изменения органических целостных систем во времени. Характерными чертами этого процесса являются: возникновение качественно нового, направленность, поступательность (иерархичность), противоречивость, цикличность (спиралевидность), единство количественных и качественных изменений, необратимость.

Поскольку основным источником развития являются внутренние противоречия предмета, то данный процесс по существу является саморазвитием. Современная наука (в частности, синергетика) подтверждает глубинную необратимость развития, его многовариантность и альтернативность, а также то, что «носителем» развития являются сложные открытые самоорганизующиеся органические системы.

В свою очередь категория «развитие» конкретизируется в таких категориях, как «становление» (первоначальное формирование предмета), «прогресс» (восхождение от низшего к высшему), «регресс» (нисхождение от высшего к низшему). В этом контексте перед исследователем с необходимостью встает вопрос о критерии прогресса, о различии процессов развития в природе и в обществе. Наиболее полным учением о развитии является диалектика. В современной науке категория «развитие» углубляет свое содержание в понятиях «коэволюция» (выражающем сопряженное, взаимообусловленное изменение всех материальных и духовных систем) и «универсальный (глобальный) эволюционизм», который охватывает все сферы естествознания, обществоведения и культуры в планетарном масштабе.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 109; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.36.192 (0.006 с.)