Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Категория бытия в истории философииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Представления о бытии начали формироваться уже в самых древних философских учениях. В античной философии большое внимание этой категории уделил Парменид (V в. до н. э.). Он считал, что: а) бытие есть всегда, оно не возникает и не исчезает, т.е. оно вечно; б) бытие неподвижно и неизменно; в) бытие – это замкнутый шар (сфера), что означает его ограниченность и завершенность; г) знания о бытии мы получаем с помощью разума, ибо чувства вводят нас в заблуждение. В философии Платона бытие подразделяется на три уровня: а) умопостигаемое бытие вечных, бестелесных идей, которые первичны; б) чувственно постигаемое бытие вещей, которые производны от идей; в) бытие предметов искусства. В средневековой философии бытие чаще всего отождествлялось с Богом («Бог есть само бытие»), от которого, как полагали, происходит бытие отдельных вещей. В эпоху Возрождения и в Новое время (XVI-XVIII вв.) формируются натуралистические представления о бытии как природе. Материалисты этого периода фактически отождествляли бытие с материей во всех ее проявлениях («телесная субстанция»). Д. Беркли обосновывал субъективноидеалистическую концепцию бытия: «Существовать – значит быть в восприятии». Важное место категория бытия заняла в немецкой классической философии. Гегель, противопоставляя свой диалектико-идеалистический подход в понимании бытия парменидовскому-метафизическому, подчеркивает, что «становление есть данность бытия». Категория бытия стала исходной при построении его «науки логики» как системы категорий. Величайшая заслуга Гегеля состояла в том, что, во-первых, он категорию бытиянаполнил глубоким диалектическим содержанием, то есть рассматривал бытие в развитии. Во-вторых, философ придал категории бытия полярный характер, связав ее со «своим другим» – категорией «ничто». В-третьих, противоречие «бытие-ничто» Гегель сделал «мотором восхождения» в своей логике как последовательно развертывающейся системе категорий (качество, количество, мера, сущность и явление, содержание-форма, необходимость-случайность и др.). В- четвертых, Гегель выделил две формы объективного процесса – природу (бытие природы) и целесообразную деятельность людей (общественное бытие). При этом немецкий философ представил бытие как «инобытие духа», т.е. растворил бытие в мышлении (панлогизм). Диалектический материализмназывает бытием материальные условия жизни людей, считает его первичным в процессе происхождения общества и определяющим в ходе его развития по отношению к сознанию, которое вторично, зависимым от бытия, но и активно на него влияет. Эта зависимость раскрывается через понятие «отражение»: идеальное есть активное творческое воспроизведение материального бытия. Диалектический материализм отождествляет понятия реальности, бытия и природы, рассматривая «общественное бытие и «общественное сознание» как диалектические противоположности единого целого – общества. Диалектический материализм в целом не отрицает, что сознание, мышление имеют бытие, но придерживается мнения, что бытие сознания, мышления порождено и обозначено через бытие материи, природы. В материалистической гносеологии бытие противопоставлено сознанию как объективная реальность, которая существует вне сознания. Диалектический материализм считает объективно-реальное бытие (материю) независимым от сознания, чувств, опыта; что бытие есть объективная реальность, а сознание есть отображение бытия. Вопрос о том, что первично – бытие или мышление, получил известность как одна из формулировок Основного вопроса философии нового времени. Общественное бытие – понятие, введенное К. Марксом, подчеркивает, что «не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание». Под общественным бытием («социальной материей») понимаются материальные отношения людей к природе и друг к другу, возникающие в процессе становления человеческого общества и существующие независимо от общественного сознания. В рамках учения об общественном бытии особое место занимает концепция производственных отношений, т. е. отношений, в которые люди вступают в процессе производства. Производственные отношения выступают как базис для многообразных форм общественного сознания (политических, правовых, научных, моральных и др.). В свою очередь, характер производственных отношений определяется уровнем развития производительных сил общества, неодинаковым для разных обществ и разных стадий общественного развития. Принятая историческим материализмом периодизация всемирной истории представляет собой выделение ее стадий по типу господствующих производственных отношений. Понятиями марксисткой онтологии являются также «Базис и надстройка», «Общественное сознание», «Общественные отношения». В философии XX в. проблема бытия активно обсуждалась в экзистенциализме применительно к человеческому существованию (Хайдеггер, Ясперс, Сартр и др.). Основное понятие данного философского направления – «экзистенция». Оно выражает форму бытия человека как способность «открыться» миру, «впустить в себя» мир и начать активно познавать его. Цель познания – увидеть принципиальную разницу между ситуацией сегодняшнего дня и миром возможностей как бесконечного горизонта выбора свободного и ответственного человека. Мир возможностей человека и называет экзистенциализм истинным бытием. Мир велик, он предоставляет каждому бесконечное множество «дорог», выбрать все из которых в принципе невозможно. В результате каждый из бытия выбирает своё существование. Получается, что любой человек всегда меньше своих возможностей, а бытие человека всегда шире его конкретного пространственно-временного существования.
Основные типы реальности Само понятие бытия не обладает никакой двусмысленностью: оно однозначно и синонимично реальности вообще, взятой без разграничения на типы. В контексте размышления и общения такое разграничение не всегда необходимо, но когда оно требуется, следует специально оговаривать, о каком виде реальности идет речь. Разделение бытия на типы реальности – очень интересный философский вопрос, представляющий большой мировоззренческий и методологический смысл.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 327; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.98.91 (0.011 с.) |