Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Смысл жизни человека как центральная проблема философии
«В чем смысл жизни?» – это вопрос, с которым рано или поздно, часто или реже сталкивается каждый человек в своей повседневной жизни; это вопрос, в контексте которого рассуждает каждый философ всех времен и народов. Именно поиск ответа на этот «вечный вопрос» и переводит любого мыслителя в разряд философов. Размышления над ним оказываются исходным пунктом в выработке основной «линии» жизни, подчиняющей себе поведение и поступки на разных уровнях – будь то общество в целом, или воинский коллектив, или семья, или группа близких друзей и т.д. Отклонения от этой «линии» нередко приводят к мучительным морально-нравственным переживаниям, а ее утрата – к духовной, а то и физической смерти человека. Цели и смысл жизни каждой личности связаны с обществом и его историей, свободно определяются в контексте ответственности не только за себя, но и за сохранение окружающей среды, культуры, жизщни в целом. Этой ответственностью четко очерчиваются границы того, что можно и чего нельзя ни при каких условиях делать, а также то, какими средствами допустимо реализовывать цели и смысл. Вопрос о смысле жизни возникает в связи с пониманием конечности своего земного существования. Поиск ответа на этот вопрос формирует собственное отношение к жизни и смерти. И вполне понятно, что тема эта может быть наиважнейшей для каждого человека, занимать центральное место во всей культуре человечества. История мировой культуры раскрывает извечную связь поисков смысла человеческой жизни с попытками разгадать таинство небытия, а также со стремлением жить вечно и если не материально, то хотя бы духовно, нравственно победить смерть. Осознание людьми неизбежной трагичности своего существования приводило к появлению представлений о том, что у жизни нет ни смысла, ни цели, а есть только судьба как то, что предопределяет ход жизни и не может быть познано. Уже в Древней Греции возник миф о том, что миром правят мойры – высшие судьбоносные мировые силы. Власть их настолько велика, что не только люди, но и даже боги вынуждены покоряться неотвратимой судьбе. Мойры воздадут каждому его «долю», осуществят «возмездие». Судьба, таким образом, первоначально предстается как слепая, безличная справедливость. С кризисом полисного уклада в античном мире вместо доли, воздаваемой мойрами, на первый план выходит «тюхе» – судьба как удача (слово «тюхе» означает попадание). Жизнь людей ставится в зависимость от случайности и обстоятельств. В Древнем Риме судьба осмысливается как «фатум», то есть как всеохватывающая и непреложная причинная связь, отчужденная от конкретного человека. От фатума невозможно уйти, как и от власти цезарей. Четь позже идея судьбы связывается с астрологией, что выражало стремление людей постичь причины исторических событий отдельных поступков, найти способы влияния на них.
Поиском ответа на вопрос о том, в чем смысл жизни человека занимались и занимаются, и мифология, и религиозные учения, и искусство, и многочисленные направления философии. Так, гедонизм рассматривает жизнь как стремление к наслаждению, эвдемонизм – к счастью как подлинному назначению человека, аскетизм – к отречению от мира материальных удовольствий ради наиболее полного развития духовных потребностей; этика долга призывает жить по нравственным, то есть внутренним нормам, постоянно соизмеряя их с Идеями Блага и Высшей Добродетели; утилитаризм (прагматизм), видит смысл жизни в умении во всём находить полезное, полагая, что на этом пути цель оправдывает любые средства её достижения. Гуманизм стремиться к обществу, в котором интересы человека во всех случаях будут стоять на первом месте. В отличие от мифологии и религии, которые, как правило, стремятся навязать человеку «его решение», философия исходит из того, что человек должен искать ответ самостоятельно, прилагая для этого собственные духовные и рациональные усилия. Проблема смысла жизни исключительно важна для нравственного и психического самочувствия и развития человека. В личностном отношении ее отрицательное решение, так называемая «потеря смысла жизни», очень тяжело переживается человеком. Поэтому неудивительно, что проблему смысла жизни не обошла ни одна философская система, в первую очередь русская философия (Я. А. Бердяев, С. Л. Франк, Е. Я. Трубецкой и др.). Определить смысл жизни как понятие можно следующим образом — это нравственно-философская категория, отражающая особо значимую для человека и нравственно интерпретируемую им ценность, которая объективно формируется или сознательно выбирается им в процессе его социализации и занимает определяющее место в его мировоззрении. При этом важно иметь в виду, что смысл жизни это принципиально не завершаемая задача. Формируясь и развиваясь на основе конкретных целей через приближение к мечте, смысл жизни никогда не может быть полностью реализован при земной жизни. Это, как бы, ускользающая цель, наличие которой оправдывает необходимость жить и стремиться к новым достижениям.
Проблема смысла жизни получила в философии весьма разнообразную интерпретацию, обусловленную множественностью мировоззренческих установок философов. Среди многих подходов к решению этой проблемы можно выделить три главных: смысл жизни изначально присущ жизни в ее глубинных основаниях; смысл жизни находится за пределами жизни; смысл жизни созидается самим субъектом. Для первого подхода наиболее характерно религиозное истолкование жизни. Единственное, что делает жизнь осмысленной и потому имеет для человека абсолютный смысл, есть не что иное, как действительное соучастие в богочеловеческой жизни. Бог сотворил человека по своему образу и подобию. И мы своей жизнью должны проявить его. В основе второго подхода лежит секуляризованная идея. Человек способен переустроить мир на началах добра и справедливости. Движение к светлому земному будущему и есть прогресс. Реализовать цели прогрессивного развития и есть смысл человеческой жизни. В соответствии с третьим подходом жизнь не имеет смысла, проистекающего из прошлого или будущего, тем более из потустороннего мира. В жизни самой по себе вообще нет никакого раз и навсегда заданного смысла. Только мы сами сознательно или стихийно, намеренно или невольно самими способами нашего бытия придаем ей смысл и тем самым выбираем и созидаем свою человеческую сущность. Проблема смысла жизни является центральной проблемой философии экзистенциализма. Ответ на эти вопросы они ищут в контексте размышлений над вопросами «Что такое человек?» и «Что надо сделать, чтобы стать человеком?» Позитивно-рационалистический подход к проблеме смысла жизни основан на анализе более широкого спектра проявлений человеческой жизнедеятельности. В рамках данного подхода выделяются своеобразные уровни поиска смысла жизни, такие как обыденно-поведенческий, социокультурный и личностно-онтологический. Обыденно-поведенческий уровень представляет собой совокупность прагматических, практических потребностей, интересов и целей человека: создание семьи, личное благосостояние, служебная карьера, приобретение необходимых и престижных вещей и т. п. Социокультурный уровень формируется под воздействием культурных традиций, духовных особенностей и пристрастий самой личности, политико-идеологических установок. Его конкретное содержание выражается в таких формах, как стремление быть свободным или служить общественным идеалам. Личностно-онтологический уровень возникает вследствие столкновения мыслящего, наделенного сознанием человека с так называемыми «вечными вопросами» своего индивидуального бытия: жизнь и смерть, свобода воли и объективная ограниченность выбора и т. п. Поиск и обретение человеком смысла своей жизни предполагает, таким образом, с одной стороны, в качестве необходимого условия свободу деятельности человека, а с другой – восприятие им объективно и субъективно социально и личностно значимых целей как нравственных ценностей. Поэтому и смысл жизни человека может быть найден только на пути сопряжения интересов и целей общества и личности. Определить личностный смысл жизни – это значит осмыслить жизнь во всей ее сути, объяснить, что в ней подлинное, а что мнимое, определить не только основные задачи и цели жизни, но и реальные средства для их осуществления. Поиск смысла жизни – это большой духовный и интеллектуальный труд каждого отдельного человека, стремящегося к самостоятельному осознанному выбору. Осмысленность жизни дается человеку как награда за серьезное к ней отношение.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 500; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.218.184 (0.005 с.) |