Смысл жизни человека как центральная проблема философии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Смысл жизни человека как центральная проблема философии



«В чем смысл жизни?» – это вопрос, с которым рано или поздно, часто или реже сталкивается каждый человек в своей повседневной жизни; это вопрос, в контексте которого рассуждает каждый философ всех времен и народов. Именно поиск ответа на этот «вечный вопрос» и переводит любого мыслителя в разряд философов. Размышления над ним оказываются исходным пунктом в выработке основной «линии» жизни, подчиняющей себе поведение и поступки на разных уровнях – будь то общество в целом, или воинский коллектив, или семья, или группа близких друзей и т.д. Отклонения от этой «линии» нередко приводят к мучительным морально-нравственным переживаниям, а ее утрата – к духовной, а то и физической смерти человека. Цели и смысл жизни каждой личности связаны с обществом и его историей, свободно определяются в контексте ответственности не только за себя, но и за сохранение окружающей среды, культуры, жизщни в целом.

Этой ответственностью четко очерчиваются границы того, что можно и чего нельзя ни при каких условиях делать, а также то, какими средствами допустимо реализовывать цели и смысл.

Вопрос о смысле жизни возникает в связи с пониманием конечности своего земного существования. Поиск ответа на этот вопрос формирует собственное отношение к жизни и смерти. И вполне понятно, что тема эта может быть наиважнейшей для каждого человека, занимать центральное место во всей культуре человечества. История мировой культуры раскрывает извечную связь поисков смысла человеческой жизни с попытками разгадать таинство небытия, а также со стремлением жить вечно и если не материально, то хотя бы духовно, нравственно победить смерть.

Осознание людьми неизбежной трагичности своего существования приводило к появлению представлений о том, что у жизни нет ни смысла, ни цели, а есть только судьба как то, что предопределяет ход жизни и не может быть познано. Уже в Древней Греции возник миф о том, что миром правят мойры – высшие судьбоносные мировые силы. Власть их настолько велика, что не только люди, но и даже боги вынуждены покоряться неотвратимой судьбе. Мойры воздадут каждому его «долю», осуществят «возмездие». Судьба, таким образом, первоначально предстается как слепая, безличная справедливость. С кризисом полисного уклада в античном мире вместо доли, воздаваемой мойрами, на первый план выходит «тюхе» – судьба как удача (слово «тюхе» означает попадание). Жизнь людей ставится в зависимость от случайности и обстоятельств. В Древнем Риме судьба осмысливается как «фатум», то есть как всеохватывающая и непреложная причинная связь, отчужденная от конкретного человека. От фатума невозможно уйти, как и от власти цезарей. Четь позже идея судьбы связывается с астрологией, что выражало стремление людей постичь причины исторических событий отдельных поступков, найти способы влияния на них.

Поиском ответа на вопрос о том, в чем смысл жизни человека занимались и занимаются, и мифология, и религиозные учения, и искусство, и многочисленные направления философии. Так, гедонизм рассматривает жизнь как стремление к наслаждению, эвдемонизм – к счастью как подлинному назначению человека, аскетизм – к отречению от мира материальных удовольствий ради наиболее полного развития духовных потребностей; этика долга призывает жить по нравственным, то есть внутренним нормам, постоянно соизмеряя их с Идеями Блага и Высшей Добродетели; утилитаризм (прагматизм), видит смысл жизни в умении во всём находить полезное, полагая, что на этом пути цель оправдывает любые средства её достижения. Гуманизм стремиться к обществу, в котором интересы человека во всех случаях будут стоять на первом месте. В отличие от мифологии и религии, которые, как правило, стремятся навязать человеку «его решение», философия исходит из того, что человек должен искать ответ самостоятельно, прилагая для этого собственные духовные и рациональные усилия.

Проблема смысла жизни исключительно важна для нравственного и психического самочувствия и развития человека. В личностном отношении ее отрицательное решение, так называемая «потеря смысла жизни», очень тяжело переживается человеком. Поэтому неудивительно, что проблему смысла жизни не обошла ни одна философская система, в первую очередь русская философия (Я. А. Бердяев, С. Л. Франк, Е. Я. Трубецкой и др.).

Определить смысл жизни как понятие можно следующим образом — это нравственно-философская категория, отражающая особо значимую для человека и нравственно интерпретируемую им ценность, которая объективно формируется или сознательно выбирается им в процессе его социализации и занимает определяющее место в его мировоззрении. При этом важно иметь в виду, что смысл жизни это принципиально не завершаемая задача. Формируясь и развиваясь на основе конкретных целей через приближение к мечте, смысл жизни никогда не может быть полностью реализован при земной жизни. Это, как бы, ускользающая цель, наличие которой оправдывает необходимость жить и стремиться к новым достижениям.

Проблема смысла жизни получила в философии весьма разнообразную интерпретацию, обусловленную множественностью мировоззренческих установок философов. Среди многих подходов к решению этой проблемы можно выделить три главных: смысл жизни изначально присущ жизни в ее глубинных основаниях; смысл жизни находится за пределами жизни; смысл жизни созидается самим субъектом.

Для первого подхода наиболее характерно религиозное истолкование жизни. Единственное, что делает жизнь осмысленной и потому имеет для человека абсолютный смысл, есть не что иное, как действительное соучастие в богочеловеческой жизни. Бог сотворил человека по своему образу и подобию. И мы своей жизнью должны проявить его. В основе второго подхода лежит секуляризованная идея. Человек способен переустроить мир на началах добра и справедливости. Движение к светлому земному будущему и есть прогресс. Реализовать цели прогрессивного развития и есть смысл человеческой жизни. В соответствии с третьим подходом жизнь не имеет смысла, проистекающего из прошлого или будущего, тем более из потустороннего мира. В жизни самой по себе вообще нет никакого раз и навсегда заданного смысла. Только мы сами сознательно или стихийно, намеренно или невольно самими способами нашего бытия придаем ей смысл и тем самым выбираем и созидаем свою человеческую сущность.

Проблема смысла жизни является центральной проблемой философии экзистенциализма. Ответ на эти вопросы они ищут в контексте размышлений над вопросами «Что такое человек?» и «Что надо сделать, чтобы стать человеком?»

Позитивно-рационалистический подход к проблеме смысла жизни основан на анализе более широкого спектра проявлений человеческой жизнедеятельности. В рамках данного подхода выделяются своеобразные уровни поиска смысла жизни, такие как обыденно-поведенческий, социокультурный и личностно-онтологический. Обыденно-поведенческий уровень представляет собой совокупность прагматических, практических потребностей, интересов и целей человека: создание семьи, личное благосостояние, служебная карьера, приобретение необходимых и престижных вещей и т. п. Социокультурный уровень формируется под воздействием культурных традиций, духовных особенностей и пристрастий самой личности, политико-идеологических установок. Его конкретное содержание выражается в таких формах, как стремление быть свободным или служить общественным идеалам. Личностно-онтологический уровень возникает вследствие столкновения мыслящего, наделенного сознанием человека с так называемыми «вечными вопросами» своего индивидуального бытия: жизнь и смерть, свобода воли и объективная ограниченность выбора и т. п.

Поиск и обретение человеком смысла своей жизни предполагает, таким образом, с одной стороны, в качестве необходимого условия свободу деятельности человека, а с другой – восприятие им объективно и субъективно социально и личностно значимых целей как нравственных ценностей. Поэтому и смысл жизни человека может быть найден только на пути сопряжения интересов и целей общества и личности. Определить личностный смысл жизни – это значит осмыслить жизнь во всей ее сути, объяснить, что в ней подлинное, а что мнимое, определить не только основные задачи и цели жизни, но и реальные средства для их осуществления. Поиск смысла жизни – это большой духовный и интеллектуальный труд каждого отдельного человека, стремящегося к самостоятельному осознанному выбору. Осмысленность жизни дается человеку как награда за серьезное к ней отношение.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 500; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.218.184 (0.005 с.)