Основные черты Западной философии конца XIX – начала XX веков 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные черты Западной философии конца XIX – начала XX веков



1. Антропологическая направленность постижения истины – концентрация рассуждений вокруг проблем человека и его места в мире.

2. Развиваясь в условиях мировоззренческого плюрализма, философия не стремится к единству мнений;

3. Отсутствие четко провозглашенных различий в предмете и методе рассуждения, формирование новых концепций через разнообразные комбинации идей трех основных направлений:экзистенциализм, неопозитивизм и неотомизм.

4. Отсутствие пристального внимания к проблеме первичности материи или сознания в процессе происхождения и развития мира.

5. Противостояние материализма и идеализма уступает первое место противоречиям между сциентизмом и антисциентизмом; рационализмом и иррационализмом. Сциентизм (лат. scientia – знание) и рационализм абсолютизируют роль науки и разума в познании, в жизни человека и общества (позитивизм, прагматизм, фрейдизм, структурализм); антисциентизм и иррационализм основаны на непризнании ведущей роли разума, науки и техники в познании истины и в прогрессивном развитии человечества, направляют основное усилие на постижение внутреннего мира человека, его переживаний, инстинктов, воли, бессознательного и пр. («философия жизни», феноменология, экзистенциализм, герменевтика).

 

 § 2.5.1. Философия психоанализа

На фоне признания прогрессивной роли науки развивается натуралистический тип мировоззрения, для которого характерно признание того, что: источником любого истинного знания является опыт естественных наук; высшей культурной ценностью – научное знание; идеалом и пределом культурного развития – методы и результаты развития естественных наук, которые должны быть основой для решения всех, и мировоззренческих, и социальных задач. В этом контексте успешно развиваются наука психология и практика медицины. Через их совместные усилия изучения и врачевания психики человека возникает и постепенно обретает самостоятельность психоаналитический метод лечения психологических расстройств не органического характера (неврозов) через катарсис или самоочищение.

Основой психоаналитического рассуждения является признание дуализма (двойственности) сущности человека: единство и противоречие природного и социального. При этом причиной поступков человека признается страх запрета на природные инстинкты и потребности, желание обойти общественную норму. Проблема осложняется тем, что человек далеко не всегда осознает все свои потребности, желания и страхи. В результате все нереализованные потребности, не до конца осознанные запреты, желания, несовместимые с нормами общества вытесняются в бессознательное, и эта неведомая и не понятная энергия страха и неудовлетворённости постоянно влияет на поведение человека, разрушает психическое здоровье и мешает самопониманию. Всё это вызывает тревогу человека, которая нередко развивается до невроза разной степени тяжести. Задача психоаналитической помощи показать причины тревоги человека, вскрыть историю переживаний и непониманий самого себя, помочь научиться контролировать не только свои поступки, но и свои переживания, рационально прорабатывать все общественные нормы и запреты, побудить к выработке стратегии совпадения личных нравственных норм (самозапретов) с обязательными для реализации внешниминормами. Именно это совпадение внешних и внутренних норм с точки зрения психоаналитиков является условием сохранения психического здоровья и счастливого мировосприятия в условиях жизни человека в согласии, и с собой, и с обществом.

Основные представители психоаналитической философии: Зигмунд Фрейд (1856-1939), Карл Юнг (1875-1961 Альфред Адлер(1870-1937), КаренХорни(1885-1952), Эрих Фромм(1900-1980).

Основоположник психоанализа – австрийский врач-психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939). Исследуя характер неврозов, он выявил их причины, содержательно открыл важную для жизни человека область психики, которая ранее не изучалась – это бессознательное. З. Фрейд открыл неоднородность психики человека, показав наличие в ней трех компонентов. «Оно», – глубинный слой природных влечений иинстинктов– основа деятельности индивида, удерживающая его в природе «Я» – как сфера коллективных норм общежития – мораль – социально значимая система, которая с одной стороны постоянно ограничивает желания «Оно», а с другой – помогает ему встроиться в систему общественных (культурных) связей, играет роль посредника между “Оно” и “внешним миром”.И, наконец, “Сверх-Я” –система внутренних, личных норм человека – нравственность, на основе которой человек через совесть совершает оценку поступков, способен чувствовать вину и стремиться преодолеть её. Всё осложняется тем, что человек далеко не всегда осознаёт противоречивость работы своей психики, которая, в свою очередь всё больше и больше травмируется (разрушается) от этого непонимания. Это происходит в силу того, что человек в принципе не способен осознать и единовременно осмыслить всю информацию, которую получает непрерывным потоком всю жизнь. Осознаются и рационализируются лишь отдельные фрагменты, а большая часть информации не проходит мимо, а остается в бессознательном человека, активно воздействуя на его жизнедеятельность. З. Фрейд поставил задачу освободить человека от зависимости непонятной и скрытой энергии бессознательного. Его главные вывод: психика человека травмируется через загрузку бессознательного запретами морали на сексуально-биологические потребности человека в первую очередь, любыми не мотивированными или непонятными запретами – во вторю. Особенно большую травму психика человека получает в детском возрасте, так как ребёнок не в состоянии понять сущности и целесообразности большинства норм и правил, по которым ему предписано поступать. Возмещаясь репрессивной по отношению к человеку практикой функционирования общества З. Фрейд понимает, что именно общество через систему запретов и делает из природы Человека. С целью максимального разрешения этого противоречия З. Фрейд предлагает систему запретов, которая заключается в необходимости соблюдения следующих правил: обязательная мотивировка любых указаний, особенно для детей; достижение полной понятности запретов и распоряжений, обеспечение согласия исполнителя с запретом. При этом вершина педагогики и искусства управления видится психоаналитику в том, что воспитуемый или подчинённый научается сам вырабатывать нормы и предъявлять себе запреты, согласующиеся с ходом общего дела. В этом случае психика не подвергается напряжению и бессознательное не загружается.

Таким образом, З.Фрейд полагал, что человек с одной стороны находится в постоянном противоречии между природными инстинктами и ограничениями со стороны морали, а с другой – каждый способен овладеть своими инстинктами, чувствами и с помощью нравственности управлять ими в реальной жизни. Именно в этом он видел миссию психоанализа и предложил метод разгрузки психики через осознание

Швейцарский врач-психиатр Карл Юнг (1875-1961) добавил в теорию психоанализа идею коллективного бессознательного. Он предположил, что в ходе исторического развития постепенно формируются и передаются по наследству образцы поведения, свойственные или всем людям, или очень большим устойчивым группам людей (нации). Иными словами, весь опыт предков перерабатывается в психическую энергию, «остатки» этого опыта и составляют мифологический образ, который К. Юнг назвал «Архетип». Существует архетип как психологическая данность, инстинкт, «подсказывающий» поведение по всеобщему образцу, который человек, как заранее подготовленное сухое русло реки наполняет влагой жизни во всём её многообразии. Архетип как основа преемственности, проявляясь в инстинктах, фантазиях и символах, помогает удерживать связь поколений, воспроизводить прошлое, тянуть нить истории.

Австрийский врач-психиатр Альфред Адлер (1870-1937), продолжая поиск глубинных побудительных мотивов поведения через психоаналитический метод, ввел термин «комплекс неполноценности», полагая, что все дети испытывают чувство неполноценности вследствие малых физических размеров и недостатка сил и возможностей. В свою очередь, чувство неполноценности вызывает стремление к превосходству, которое направляет помыслы и действия к «цели победы». Адлер подчеркивал важность в жизни человека агрессии и борьбы за власть над ситуацией, в которой он оказался. Агрессию он понимал как сильную инициативу в преодолении препятствий, побуждение улучшать себя, развивать свои способности и свою потенциальность.

Цель превосходства может быть как позитивной, так и негативной. Если она предполагает общественные заботы и заинтересованность в благополучии других, то можно говорить о конструктивном и здоровом развитии индивида. Это выражается в стремлении к росту, к развитию умений и способностей, к работе ради более совершенной жизни. Однако некоторые люди борются за личное превосходство, они стремятся господствовать над другими, унижать их, а не становиться полезными другим. По Адлеру, борьба за личное превосходство - невротическое извращение, результат сильного чувства неполноценности и отсутствия социального интереса. Психоанализ и призван нормализировать подобные расстройства через), формирование социального интереса (общественного чувства), достижение единства индивидуального стиля жизни, четкую направленность поведения на достижение цели. Адлер утверждал, что цели и ожидания больше влияют на поведение человека, чем прошлый опыт, и действия каждого мотивированы прежде всего целями превосходства и овладения средой.

Специфика психоаналитической теории немецкого врача-психиатра, основателя Американского института психоанализа Карен Хорни (1885-1952),проявилась в том, что главным побудительным мотивом она считала стремление индивида к безопасности, которое рождается у него из-за состояния страха и болезни. Чувства тревоги и беспокойства, по ее взглядам, сопутствуют человеку на протяжении всей жизни. Они возникают в результате недостатка уважения, враждебной атмосферы, а также насильственного подавления желаний властью или авторитетом.

Хорни считала, что в удовлетворении этой потребности безопасности ребенок полностью зависит от своих родителей. Если родители проявляют истинную любовь к ребенку, то вероятнее всего сформируется здоровая личность. И наоборот, если поведение родителей препятствует удовлетворению потребности в безопасности, весьма вероятно патологическое развитие личности. Многие моменты в поведении родителей могут лишать ребенка безопасности: неустойчивое, сумасбродное поведение, необоснованный гнев, брань, насмешки, невыполнение обещаний, чрезмерная опека, а также оказание явного предпочтения его братьям и сестрам, конфликты между членами семьи и пр. Однако основным результатом подобного дурного обращения со стороны родителей является развитие у ребенка установки базальной враждебности. В этом случае ребенок оказывается между двух огней: он зависит от родителей и в то же время испытывает по отношению к ним чувства, и обиды, и негодования. Этот конфликт приводит в действие такие защитные механизмы, как вытеснение. В результате поведение ребенка, не ощущающего безопасности в родительской семье, направляется чувствами беспомощности, страха, любви и вины, выполняющими роль психологической защиты, цель которой – подавление враждебных чувств по отношению к родителям, чтобы выжить.
К сожалению, подавленные чувства негодования и враждебности, причиной возникновения которых являются родители, не существуют сами по себе: они проявляются во всех взаимоотношениях ребенка с другими людьми как в настоящем, так и в будущем. В подобном случае говорят, что у ребенка наблюдается базальная тревога, ощущение одиночества и беспомощности перед лицом потенциально опасного мира. Базальная тревога – это интенсивное и всепроникающее ощущение отсутствия безопасности – является одной из основополагающих концепций Хорни.

Немецко-американский философ и психоаналитик ЭрихФромм(1900-1980) применил психоаналитический метод познания к изучению социальной сущности человека. Он разработал учение о социальных инстинктах, хранящиеся в области бессознательного. Согласно этому учению в основе социального поведения людей лежат следующие потребности: в отношениях с другими людьми; в деятельности в форме творческого созидания; в сохранении связи с прошлыми поколениями своего рода; в осознания собственного «Я» как неотъемлемого элемента общества; в познании ради духовно-эмоционального развития.

 

Философия п рагматизма

 

Прагматизм (греч. pragma – практика, дело, действие) – философское направление, возникшее в Америке в конце XIX – начале XX вв., считающее своей задачей помочь человеку в решении жизненных проблем. Поскольку жизнь человека имеет преимущественно практический характер, то любая проблема связана с интересами отдельного человека, и искать её решение надо в том направлении, где помощь окажется максимальной.

Основные черты философии прагматизма

1. Ориентация на практические человеческие проблемы, цели и средства их достижения.

2. Отказ от стремления познать объективную истину.

3.Разработка понятия ценности как наиболее значимого для человека.

4.Признание критерием истинности знания их пользу, выгодность.

5.Оправдание веры в Бога как средства решения жизненных проблем.

6. Признание целью познания и жизненного опыта умение преодолевать сомнение и решать жизненные проблемы.

Основные представители: Чарльз Пирс (1839 – 1914),, Уильям Джеймс (1842 – 1910), Джон Дьюи (1859 – 1952).

 

Философия жизни

«Философия жизни» – широкое философское течение, возникшее в 60-70 гг. XIX в. в Германии, Франции и других странах Европы, на волне отрицания методологии позитивизма, но продолжения основных интенций просвещения и романтизма.[Романти́зм (фр. romantisme) –идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII века – первой половины XIX века, утверждающее самоценность духовно-творческой жизни личности, веру в преобразовательное возможности воли сильных и одновременно страстныхлюдей].

Основные представителифилософии жизни: Артур Шопенгауэр, Фридрих Ницше (1844–1900), Вильгельм Дильтей (1833–1911) (Германия), А. Бергсон(1859–1941) (Франция).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 242; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.111.183 (0.02 с.)