Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Отражение как условие возникновения и развития человеческого сознания
Предварительно сознание можно определить как высшую, свойственную лишь человеку форму отражения объективной действительности в ходе общественной практики. Тем самым сознание тесно связано с понятием отражения. Отражение – всеобщее свойство материи, заключающееся в воспроизведении в ходе взаимодействия особенностей отражаемого объекта или процесса. Основой и признаком отражения являются взаимодействие материальных систем и возникающие в ходе него адекватные внешним воздействиям изменения (отпечаток, след и т.п.). Отражение связано с передачей вещества и энергии. Но главное состоит в воспроизведении одним явлением структурных особенностей другого (отображаемого) объекта. Свойство отражения, характер его проявления зависят от уровня организации материи. Выделяется три основных уровня: отражение в неживой природе, на биологическом уровне и социальное. В неживой природе отражение существует, проявляется в виде физико-химических взаимодействий (нагревание проводника, гистерезис, химические реакции). В живой природе оно выступает в формах раздражимости, чувствительности, восприятии представлений. У высокоразвитых животных появляется нервная система, которая регулирует и контролирует все функции организма в его постоянном взаимодействии с внешней средой. Появляются рефлексы – ответные приспособительные реакции организма на внешние воздействия – безусловные и условные (инстинкты – половой, пищевой, оборонный и т.д.). Системы условно-рефлекторных связей, формирующихся в коре больших полушарий головного мозга при поступлении в нее импульсов от внешних и внутренних раздражителей, образуют первую сигнальную систему (сами предметы) и вторую – слова. Если у животных отражение играет активную роль, обеспечивая приспособительный тип поведения и способствуя его развитию, то социальное отражение присуще человеку, обществу. Его основу составляет развитие, прежде всего, трудовой, а также всей совокупной человеческой деятельности. Социальное отражение с помощью сознания – высшая форма отражения действительности, свойственная общественно развитому человеку и связанная с речью, идеальная сторона целеполагающей трудовой деятельности.
Понятие отражения тесно связано с понятием «информация». Наиболее употребительные определения информации сводятся к следующим: 1) сообщение, описание фактов; 2) новости, новые сведения; 3) уменьшение неопределенности в результате сообщения; 4) передача, основа связи и управления в живой природе и машинах. Всякая информация обладает тремя основными параметрами: содержанием, количеством, ценностью. Представители кибернетики утверждают, что все процессы управления и связи в живой природе, обществе и машинах представляют собой процессы получения, хранения и передачи информации. Часто информацию называют «упорядоченным отражением». Информационный подход –основа современной компьютерной революции. Проблема информации стала наиболее острой в условиях современности, когда в результате компьютерной революции функции передачи и хранения информации фактически переданы машинам.
§ 5.3. П сихика животного как предпосылка возникновения и развития сознанию человека
В самой общей форме психика (греч. psyhe – душа) – способность организма к отражению внешней и внутренней среды. Обобщая различные определения психики, надо отметить, что: а) психика – особое свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отображении объективной реальности в форме идеальных образов; б) психическое отражение – особая форма приспособления живых существ к изменяющимся внешним условиям в ходе длительного процесса эволюции; в) возникновение психики связано с развитием жизни и усложнением форм взаимодействия живых существ с окружающей средой с появлением сигнальных связей. В ходе эволюции животных формируется специальный орган психики – нервная система, а позднее ее высший отдел – мозг, нейродинамическая деятельность которого является материальным субстратом психики; г) физиологические механизмы психических явлений нельзя смешивать и отождествлять с идеальным содержанием психики, как это делает вульгарный материализм; д) психика человека качественно отлична от психики животных. Отличие в том, что, во-первых, психика человека обеспечивает сознательное предвидение событий и планирование своих действий, во-вторых, человек отличается ценностным отношением к действительности, в-третьих, человек с помощью психики (сознания) создает культуру.
Таким образом, понятие психики шире понятия сознания, психика человека – это совокупность ощущений, восприятий, памяти, мышления, внимания, эмоций, чувств, воли, т.е. совокупность его внутреннего мира, отличного от мира вещей. Сознание и психика нетождественны, ибо психика человека включает в себя и бессознательные явления и процессы. Психика – предмет изучения психологии – науки о психическом отражении действительности в процессе деятельности человека или поведения животных. Психология изучает факты, механизмы и закономерности психики, психической деятельности. Органом высшей нервной деятельности у высших животных и человека является мозг – центральный отдел их нервной системы. Различают головной и спинной мозг. Мыслительные процессы осуществляются на высших этажах головного мозга – в его коре, которая состоит примерно из 15 млрд. нервных клеток – нейронов. Итак, сознание неотделимо от мозга: нельзя отделить мысль от материи, которая мыслит. Сознание всегда связано с биохимическими, физиологическими и другими процессами, которые протекают в мозгу, который является его субстратом. Но не они составляют сущность сознания, ибо оно – не только функция мозга, но и высшая форма отражения реальности, идеальный компонент чувственно-предметной деятельности человека. Психофизическая проблема – вопрос об отношении психического и физического, души и тела. Особенно активно эта проблема обсуждалась в XVII-XVIII вв., когда возникли три варианта ее решения: а) Психофизический параллелизм исходил из невозможности причинного взаимодействия между физическими и психическими процессами. У истоков решения этой психофизической проблемы стоял Декарт, утверждавший параллельное существование двух независимых субстанций (протяженной и мыслящей), никак не связанных между собой и не взаимодействующих. б) Психофизическое взаимовлияние предполагает, что психическое, с одной стороны, испытывает влияние тела (при ощущениях, аффектах и др.), с другой стороны, способно воздействовать на него (например, при волевом усилии). Но при этом причинное отношение здесь отсутствует. в) Психофизическое взаимодействие. Здесь существуют психическое и физическое, душа и тело, где приоритет при их взаимодействии принадлежит одному из них – либо телу, физическому (при материалистическом подходе), либо психическому, душе (при идеалистическом понимании их соотношения). Как выяснилось впоследствии, в действительности содержание психических процессов причинно определено объективным миром и его чувственно-предметным, практическим преобразованием. Таким образом, материалистическая философия решает психофизическую проблему на основе понимания психики как активного отражения реальности, осуществляемого посредством нейромеханизмов. В решении проблемы отношения сознания к мозгу существуют две крайности: 1) представления об изоляции мышления от нервной деятельности человека, превращение его в не зависящую от нее субстанцию; 2) сведение познавательного процесса к высшей нервной деятельности человека. В первом случае мышление лишается своего материального субстрата, во втором оно остается без своей специфики.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 356; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.107.241 (0.006 с.) |