Язык как условие развития и признак сознания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Язык как условие развития и признак сознания



Язык так же древен, как и сознание, язык есть практическое, существующее

и для других людей и лишь тем самым существующее также и для отдельного человека действительное сознание. У животных не обнаружено сознания в человеческом смысле слова. Но у животных есть язык, на основе которого у человека развилась членораздельная речь. Остановимся на различиях языка животных и членораздельной речи человека. Вопрос о семантической функции языка животных еще во многом не ясен, но нет сомнений в том, что ни у одного животного, включая и человекообразных обезьян, нет понятийного мышления. Как уже подчеркивалось, среди коммуникативных средств животных немало «символических» компонентов (звуков, поз, телодвижений и пр.), но нет абстрактных понятий, нет слов, правил членораздельной речи для складывания текстов и сохранения их во времени, нет кодов, обозначающих предметные компоненты среды, их качества или отношения между ними вне конкретной ситуации. Такой, в корне отличный от животного способ общения, мог появиться лишь при переходе с биологической на социальную плоскость развития. Нет ничего удивительного в том, что и язык животных характеризуется обобщенной условностью передаваемых сигналов. Это является основой любой системы коммуникации, а при переходе к социальной форме общения у первых людей это послужило биологической предпосылкой зарождения членораздельной речи в ходе их совместной трудовой деятельности, а первые элементы человеческой речи обозначали информацию о предметах, включенных в совместную трудовую деятельность. В то время как коммуникативная функция языка животных (например, сигнализация об опасности, о местонахождении птенца или «хозяина» индивидуального участка, привлечении полового партнера, запугивание и т. д.) всецело остаётся в рамках биологических закономерностей.

Другое важное отличие языка животных от человеческой речи состоит в том, что язык животных всегда представляет собой «закрытую», генетически фиксированную систему, состоящую из определенного для каждого вида ограниченного количества сигналов, которые животное не может не использовать. Членораздельная речь человека является «открытой» системой, которая постоянно обогащается новыми элементами путем создания новых комбинаций из составляющих ее акустических компонентов. Поэтому человеку приходится в ходе его индивидуального развития выучить кодовые значения языка, научиться понимать и произносить их.

Отметим, что, только учитывая всё выше сказанное, при характеристике сознания человека можно употреблять слова «язык» и «членораздельная речь» как синонимы. Сущность языка выявляется в его двуединой функции: служить средством общения и орудием мышления

      Язык – это основное средство общения. Речь – это деятельность, сам процесс общения, обмена мыслями, чувствами, пожеланиями, целеполаганиями и т. п., который осуществляется с помощью языка, то есть определенной системы средств общения. Язык – это система содержательных, значимых форм. Посредством языка мысли, эмоции отдельных людей превращаются из их личного достояния в общественное, в духовное богатство всего общества. Благодаря языку человек воспринимает мир не только своими органами чувств и думает не только своим мозгом, а органами чувств и мозгом всех людей, опыт которых он воспринял с помощью языка. Храня в себе духовные ценности общества, будучи материальной формой конденсации и хранения идеальных моментов человеческого сознания, язык выполняет роль механизма социальной наследственности.

Обмен мыслями, переживаниями при помощи языка складывается из двух теснейшим образом связанных между собой процессов: выражения мыслей (и всего богатства духовного мира человека) говорящим или пишущим и восприятия, понимания этих мыслей, чувств слушающим или читающим. Человек может выражать свои мысли самыми разнообразными средствами. Мысли и чувства, например, музыканта, выражаются в музыкальных звуках, художника в рисунках и красках, скульптора – в формах, конструктора – в чертежах, математика – в формулах, геометрических фигурах и т. п. Мысли и чувства выражаются в действиях, поступках человека, в том, что и как человек делает. Какими бы иными средствами ни выражались мысли, они в конечном счете так или иначе переводятся на словесный язык – универсальное средство среди знаковых систем, используемых человеком, выполняющее роль всеобщего интерпретатора. Так, например, невозможно, минуя язык, «перевести» музыкальное произведение, скажем, в математические формулы. Такое особое положение языка среди всех коммуникативных систем вызвано его связью с мышлением, производящим содержание всех сообщений, переданных посредством любой знаковой системы.

Близость мышления и языка, их тесное родство приводит к тому, что свое адекватное (или наиболее приближенное к такому) выражение мысль получает именно в языке. Ясная по своему содержанию и стройная по форме мысль выражается в доходчивой и последовательной речи. «Кто ясно думает, тот ясно и говорит», – гласит народная мудрость. Именно с помощью языка, письменной речи мысли людей передаются на огромные расстояния, по всему земному шару, переходят от одного поколения к другому.

Что значит воспринять и понять высказанную мысль? Сама по себе мысль нематериальна: ее нельзя ни увидеть, ни услышать, ни осязать, ни попробовать на вкус. Мысль невозможно воспринять органами чувств. Выражение «люди обмениваются мыслями посредством речи» не следует понимать буквально. Слушающий ощущает и воспринимает материальный облик слов в их связи, а осознает то, что ими выражается, – мысли. И это осознание зависит от уровня культуры слушающего, читающего. «...Одно и то же нравоучительное изречение в устах юноши, понимающего его совершенно правильно, не имеет [для него] той значимости и широты, которые оно имеет для духа умудренного житейским опытом зрелого мужа; для последнего этот опыт раскрывает всю силу заключенного в таком изречении содержания». Взаимное понимание наступает лишь в том случае, если в мозгу слушающего возникают (в силу закрепленного при обучении языку за определенным словом соответствующего образа–значения) представления и мысли, которые высказывает говорящий. В науке этот принцип общения носит название «принципа намекания», согласно которому мысль не передается в речи, а лишь индуцируется (как бы возбуждается) в сознании слушателя, приводя к неполному воспроизведению информации. Отсюда теории, в которых принципиально отвергается возможность полного взаимного понимания общающихся.

Обращаясь к другим людям, говорящий не только сообщает им свои мысли и чувства, но и побуждает их к тем или иным поступкам, убеждает их в чем-либо, приказывает, советует, отговаривает их от каких-нибудь действий и т. д. Слово – великая сила. Но этот союзник всегда готов стать предателем. По образному выражению Г. Гейне, подобно тому как пущенная стрела, расставшись с тетивой, выходит из-под власти стрелка, так и слово, слетевшее с уст, уже не принадлежит сказавшему его.

Сознание и язык образуют единство: в Язык — орудие мысли, своем существовании они предполагают друг друга как внутренне, логически оформленное идеальное содержание предполагает свою внешнюю материальную форму. Язык есть непосредственная действительность мысли, сознания. Он участвует в процессе мыслительной деятельности как ее чувственная основа или орудие. Сознание не только выявляется, но и формируется с помощью языка. Когда мы прониклись идеей, когда ум, говорит Вольтер, хорошо овладел своей мыслью, она выходит из головы вполне вооруженной подходящими выражениями, облаченными в подходящие слова, как Минерва, вышедшая из головы Юпитера в доспехах. Связь между сознанием и языком не механическая, а органическая. Их нельзя отделить друг от друга, не разрушая того и другого.

Посредством языка происходит переход от восприятий и представлений к понятиям, протекает процесс оперирования понятиями. В речи человек фиксирует свои мысли, чувства и благодаря этому имеет возможность подвергать их анализу как вне его лежащий идеальный объект. Выражая свои мысли и чувства, человек отчетливее уясняет их сам. Он понимает себя, только испытав на других понятность своих слов. Язык и сознание едины. В этом единстве определяющей стороной является сознание, мышление: будучи отражением действительности, оно «лепит» формы и диктует законы своего языкового бытия. Через сознание и практику структура языка, в конечном счет, отражает, хотя и в модифицированном виде, структуру бытия. Но единство – это не тождество. Обе стороны этого единства отличаются друг от друга: сознание отражает действительность, а язык обозначает ее и выражает в мысли. Речь – это не мышление, иначе, как отметил Л. Фейербах, величайшие болтуны должны были бы быть величайшими мыслителями.

Язык и сознание образуют противоречивое единство. Язык влияет на сознание: его исторически сложившиеся нормы, специфичные у каждого народа, в одном и том же объекте оттеняют различные признаки. Стиль мышления, например, в немецкой философской культуре иной, чем, скажем, во французской, что в известной мере зависит и от особенностей национальных языков этих народов. Однако зависимость мышления от языка не является абсолютной, как считают некоторые идеалистически ориентированные лингвисты; мышление детерминируется главным образом своими связями с действительностью, язык же может лишь частично модифицировать форму и стиль мышления.

Язык влияет на сознание, мышление и в том отношении, что он придает мысли некоторую принудительность, осуществляет своего рода «тиранию» над мыслью, направляет ее движение по каналам языковых форм, как бы вгоняя в их общие рамки постоянно переливающиеся, изменчивые, индивидуально неповторимые, эмоционально окрашенные мысли.

Сознание позволяет человеку использовать в процессе общения и другие формы языка – различные знаковые системы

Человек получает информацию не только с помощью обычного языка, но и посредством разнообразнейших событий внешнего мира. Дым костра сигнализирует о том, что горит костер. Но тот же дым приобретает характер условного знака, если люди заранее договорились о том, что он будет означать, например, «обед готов». Знак – это материальный предмет, процесс, действие, выполняющие в общении роль представителя чего-то другого и используемые для приобретения, хранения, преобразования и передачи информации. Красный цвет флага сигнализирует не только о соответствующем свойстве поверхности данного полотна, но и о том, что вне его. Этот цвет – знак революции. Знаковые системы возникли и развиваются как материальная форма, в которой осуществляется сознание, мышление, реализуются информационные процессы в обществе, а в наше время и в технике. Под значением знаков имеется в виду та информация о вещах, свойствах и отношениях, которая передается с их помощью. Значение является выраженным в материальной форме знака отражением объективной действительности. В него входят как понятийные, так и чувственные и эмоциональные компоненты, волевые побуждения, просьбы – словом, вся сфера психики, сознания.

Исходной знаковой системой является обычный, естественный язык. Среди неязыковых знаков выделяются знаки-копии (фотографии, отпечатки пальцев, отпечатки ископаемых животных и растений и т. п.); знаки-признаки (озноб — симптом болезни, туча – приближения дождя и т. п.); знаки-сигналы (фабричный гудок, звонок, аплодисменты и т. п.); знаки- символы (изображение серпа и молота – символ единства рабочих и крестьян и т. п.); знаки-общения – вся совокупность естественных и искусственных языков. К знакам искусственных систем относятся, например, различные кодовые системы (азбука Морзе, коды, используемые при составлении программ для компьютеров), знаки формул, различные схемы, система сигнализации уличного движения и др. Любой знак функционирует только в соответствующей системе. Наукой о строении и функционировании знаковых систем является семиотика.

Развитие знаковых систем определяется потребностями развития науки, техники, искусства и общественной практики. Употребление специальной символики, особенно искусственных систем, формул, создает для науки огромные преимущества. Например, употребление знаков, из которых составляются формулы, дает возможность в сокращенном виде фиксировать связи мыслей, осуществлять общение в международном масштабе. Искусственные знаковые системы, в том числе языки-посредники, используемые в технике, в машинах-переводчиках, являются дополнением естественных языков и существуют лишь на их основе.

 

Структура сознания

Сознание представляет собой целостную систему, состоящую из различных элементов, находящихся между собой в закономерных отношениях. Для того чтобы выяснить структуру сознания, следует определить совокупность его устойчивых связей, обеспечивающих целостность объекта, используя для этого конкретные критерии. Применяя психологический подход для определения структуры сознания выделяют, чувственный, рациональный, эмоционально-чувственный, ценностно-смысловой уровни.

Чувственный уровень – способность тела (шесть органов чувств) воспринимать окружающий мир и удерживать информацию о нем в виде первичных рассудочных представлений. К основным способностям чувственного уровня относятся:

Рассудок или «мышление предметное»   – способность к чувственному эмпирическому познанию, к решению задачи в предложенных обстоятельствах – к

Ощущение – первая ступень чувственного познания – способность органов чувств выделять отдельные свойства окружающих предметов.

Восприятие – вторая ступень чувственного познания – способность выделять из окружающего предметного мира отдельный целостный предмет.

Представление – третья ступень чувственного познания – способность выделять из окружающего предметного мира отдельный целостный предмет без его непосредственного воздействия на организм, то есть – по памяти.

Память – элемент сознания – способность удерживать информацию, закреплять, хранить и воспроизводить её в будущем. В зависимости от характера и формы подачи информации выделяют осязательную, обонятельную, вкусовую, зрительную, образную, словесную, логическую, эмоциональную, пространственную, двигательную память. В зависимости от длительности удержания информации память может быть мгновенная, кратковременная, оперативная, долговременная; в зависимости от усилий субъекта: произвольная и непроизвольная

Рациональный уровень – логико-понятийные способности позволяющие выйти за пределы непосредственного чувственного восприятия действительности и с помощью абстрагирования достичь понимания внутренней сущности элементов мира, закономерных связей между ними. К основным способностям рационального уровня относятся:

Разум – способность человека к абстрактному мышлению, теоретическому решению задачи, к целеполаганию; человекообразующий признак как компенсация за природную неспециализированность.

Ум – способность человека к мышлению.

Цель – предвосхищение результата – реально выполнимая задача, для реализации которой предпринимаются усилия.

Знание – проверенный практикой результат познания действительности, верное ее отражение в мышлении человека; обладание опытом и пониманием, которые являются правильными и в субъективном и в объективном отношении, на основании которых можно построить умозаключения, кажущиеся достаточно надежными, для того чтобы рассматриваться как знание.

Рефлексия – направленность человеческого сознания и познания на самого себя, позволяющая не только быть, но и знать, что ты есть, не только чувствовать, не и знать, что ты чувствуешь.

Внимание – элемент сознания, способность направлять свою психическую деятельность на объект или действие

Мышление логическое – познавательная способность человека к обобщенному, опосредованному отражению действительности, высшая ступень познавательной возможности человека

Эмоционально-чувственный уровень – способность отвечать на всё многообразие мира кратковременным переживанием – эмоцией и долговременным и устойчивым переживанием – чувством не связанные непосредственным образом с внешним миром, а являющиеся сферой личностных переживаний, воспоминаний, предчувствий и т. п.. К основным способностям эмоционально-чувственного уровня относятся:

Переживание – осмысленное психическое состояние, вызванное значимым событием настоящего, прошлого или предвосхищаемого будущего. Переживание может быть устойчивым, глубоким, длительным, конкретно-ситуативным, кратковременным, непроизвольным, диффузным, смутным, неясным или четко осознанным, обобщенным. Особенности переживания обусловлены личностными свойствами (темперамент, возраст, знания, опыт).

 Эмоция – элемент сознания, кратковременная реакция человека на объект в форме переживаний.

Чувство – элемент сознания, продолжительное во времени, устойчивое отношение человека к элементам мира в форме переживания.

 Воля – элемент сознания – способность человека управлять своим поведением, направлять усилия на достижение цели.

Ценностно-смысловой уровень – способность видеть смысл в явлениях, событиях, поступках и пр. и формировать на этой основе мотивы, интересы, ценности, удерживать их и передавать во времени.

Воображение  – способность создавать новые образы, представления, идеи и манипулировать ими. Важное его назначение — представить результат деятельности до ее начала, т.е. предвидеть будущее. Воображение «работает» особенно в неопределенных ситуациях, где затруднена деятельность мышления, привыкшего к точной, определенной ситуации. Часто его отождествляют с фантазией как «плодом» воображения. В психологии    воображение классифицируют по степени преднамеренности (произвольное и непроизвольное), активности (воспроизводящее и творческое), обобщенности образов (абстрактное и конкретное), по видам творческой деятельности (научное, изобретательное, художественное, религиозное и т.п.).

Идеализация – способность мысленно допускать предельный (идеальный) случай существования объекта

Способность к воображению, интуиции, и и пр.

Совесть – способность к нравственной самооценке

Мотив – фактор, побуждающий к активности.

Интерес – значимая потребность, склонность к чему-нибудь

Ценность – социально или лично детерминированная значимость элементов действительности.

 Мечта – желание как реальная задача, для выполнения которой не предпринимается реальных усилий, отложенная во времени задача.

Утопия – стремление здесь и сейчас практически реализовать не реальные цели и задачи, т.е. реализовать идеал.

 

Сознание и самосознание

Наиболее часто самосознание определяют как осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, переживаний, интересов, своего положения в обществе.

Вначале человек отличает себя от объекта, затем самосознание проявляется как родовое, коллективное. С появлением цивилизации и обособлением индивида возникает собственно самосознание личности. Исторически первоначально человек осознает предметы и свои действия, а на более высоком уровне – и свои мысли о предметах и действиях (рефлексия), осознает свое тело и свой дух.

Самосознание включено в сознание, существует в его пределах, немыслимо без него, оно субъекта делает объектом этого субъекта – его мысли, чувства, волю, цели, действия и т.п. Именно в процессе самосознания человек становится личностью. «Познай самого себя!» – говорил Сократ. Человек осознает себя не только посредством других людей, но и через созданную ими культуру. Познавая себя, человек изменяется, никогда не остается таким, каким был прежде, ибо он осуществляет самоконтроль, самооценку и, следовательно, саморегулирование.

Самосознание, как и сознание, в целом развивается, что проявляется в самонаблюдении и контроле над собой; критическом и самокритичном отношении к самому себе (не «впадая» ни в возвеличивание, ни в самобичевание); самообладании; ответственности за свои поступки.

Подчеркнем еще раз важную роль рефлексии в формировании самосознания. Ориентируя сознание человека на осмысление собственных чувств, мыслей и действий, рефлексия может иметь разные уровни. Диапазон ее довольно широк — от элементарного состояния до глубоких раздумий над глубинными смыслами своего бытия, нравственными, религиозными и иными коллизиями своего внутреннего мира. В процессе рефлексии происходит не просто осознание того, что есть в человеке, но всегда одновременно и переделка самого человека, его сознания и духовного мира. Правда, представления человека о самом себе часто расходятся с тем, что он есть на самом деле.

Таким образом, самосознание – это во-первых, знание человека о том, что он есть, во-вторых – знание того, что он может мыслить и фиксирование содержания этих мыслей, в-третьих – оценка человеком своих знаний, умений, нравственного облика, интересов, идеалов, целей, мотивов поведения и т.п. Сознание – это целостная оценка самого себя как чувствующего, мыслящего и действующего субъекта. Самосознание свойственно не только отдельному человеку, но и социальным группам, когда они поднимаются до понимания своего положения в той или иной социальной системе, своих общих интересов и идеалов. Формирование самосознания является венцом развития сознания. Самосознание, таким образом, позволяет человеку не только отражать внешний мир, но и познавать свой внутренний мир, переживать его и определенным образом относиться к себе. Мерилом отношения к себе для человека являются другие люди. Каждый новый социальный контакт меняет представление человека о себе. Сознательное поведение человека в большей мере зависит не от того, каков он на самом деле, а от результатов представлений человека о себе, сложившихся на основе общения с ним окружающих.

§ 5.8. Самосознание и рефлексия

Человек мыслит и знает себя. Он отдает себе отчет в том, что делает, думает, чувствует. И исторически, и в ходе собственного индивидуального развития человек первоначально осознает предметы и свои практические действия, а на более высоком уровне развития — и свои мысли о предметах и действиях. Он осознает себя как личность. Самосознание предполагает выделение и отличение человеком самого себя, своего «я» от всего, что его окружает. Самосознание – это осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе. В формировании самосознания существенную роль играют ощущения человеком собственного тела, своих движений, действий. Человек может стать самим собой лишь во взаимодействии с другими людьми, с миром через свою практическую деятельность, общение. Общественная обусловленность формирования самосознания заключается не только в непосредственном общении людей друг с другом, в их оценочных отношениях, но и в формулировании требований общества, предъявляемых к отдельному человеку, в осознании самих правил взаимоотношения. Человек осознает себя не только посредством других людей, но и через созданную ими материальную и духовную культуру. Продукты труда являются как бы зеркалами, из которых навстречу нам лучезарно сияют наши сущности: ребенок, говорит Гегель, бросает камни в реку и восхищается расходящимися по воде кругами как неким делом, в котором он получает возможность созерцать свое собственное творение.

Самосознание теснейшим образом связано с таким духовным феноменом, как рефлексия (порой эти понятия употребляются как синонимы). Под рефлексией имеется в виду принцип человеческого сознания, ориентирующий человека на осмысление собственных духовных процессов, нередко критический анализ духовного и душевного состояний в их противоречивости, направленности чувств, побуждений и мысли; раздумья над приемами своей мысли и их социальной значимостью. Уровни рефлексии могут быть весьма разнообразными – от элементарного самосознания до глубоких раздумий над смыслом своего бытия, его нравственным содержанием. Познавая себя, человек никогда не остается вполне таким же, каким он был прежде. Самосознание возникло не в качестве духовного зеркала для праздного самолюбования. Оно появилось в ответ на зов общественных условий жизни, которые с самого начала требовали от каждого человека, чтобы он умел оценить свои поступки, слова и мысли с точки зрения определенных социальных норм. Жизнь своими строгими уроками научила человека осуществлять самоконтроль и саморегулирование. Регулируя свои действия и предусматривая результаты этих действий, самосознающий человек берет на себя полную ответственность за них.

§ 5.9.   Сознательное и бессознательное

Бессознательное – сложный феномен, «свое другое» сознания (неосознанное, подсознательное, досознательное). Хотя человек, прежде всего, существо сознательное, но и  бессознательное занимает большое место в его духовной жизни. Если осознаваемая деятельность мозга есть сознание, то неосознаваемая включает в себя различные явления: а) бессознательное – биологические потребности в пище, воде, черты темперамента, особенности телесной конституции, влияющие на поведение и психику человека; б) подсознание – автоматизированные навыки, усвоенные человеком, ставшие нормами его поведения («зов сердца», «чувство вины» и т. д.); в) сверхсознание (подсознание) – космическое сознание; неосознаваемое использование ранее накопленного человеческого опыта.

Одним из первых в истории науки проблему соотношения сознания и бессознательного в жизнедеятельности человека поставил и по-своему решил 3.Фрейд. Психика человека, считал он, имеет три сферы: «Оно» – сфера бессознательного (различного рода влечения); «Я»-сознание, посредник между бессознательным и внешним миром; «Сверх-Я» – совесть, моральная цензура, олицетворяющая установки, нормы поведения, принятые в обществе.

Решающую роль в психике человека Фрейд отводил бессознательному (особенно когда дело касалось психических заболеваний). Разработанный им метод обнаружения и лечения комплексов («комплекс вины», комплекс Эдипа, комплекс Электры и др.), вытесненных в бессознательное и ставших причиной неврозов, был назван психоаналитическим. Фрейд также создал учение об инстинктах, акцентируя внимание на дихотомии двух могущественных сил – инстинкта любви (Эрос) и инстинкта смерти (Танатос), ставших краеугольным камнем представлений о психике и психических процессах индивида.

Следующий шаг в разработке проблемы бессознательного был сделан К. Юнгом. В отличие от Фрейда, он выявил бессознательное не на уровне индивида, а в коллективной жизни людей. Оно закрепляется в психике человека исторически, передаваясь по наследству из поколения в поколение. Юнг настаивал на преобладании бессознательного над сознанием, таинственного над известным, мистического над научным. Следовательно, психика — это взаимодействие сознания и бес-сознательного, обмен энергией между ними.

Элементы коллективного бессознательного (архетипы) выступают как творческий, разумный принцип, связывающий индивида с космосом, природой, со всем человечеством. Информацию об архетипах дают религия и мифология. Они проявляются в мифах (коллективные, сновидения), фольклоре, художественном творчестве и сновидениях (индивидуальные мифы). Все общезначимые идеи, мнения, убеждения, представления (моральные, философские, научные) являются архетипами, творчески переведенными сознанием человека из внутреннего мира во внешний (природный) мир с приданием им современной формы. Бесспорно, сознание и бессознательное являются относительно самостоятельными сторонами психической деятельности человека, оказывающими воздействие на его поведение и деятельность. Но как их растворение друг в друге, так и отрыв друг от друга — ошибочны, ибо они вместе составляют основу внутреннего духовного мира человека.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 147; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.185.147 (0.05 с.)