Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Гносеология как философское учение о познании
Интерес к изучению процесса познания возник на самом раннем этапе развития философии, однако до XIX в. он исследовался только в единстве с онтологией – в рамках теоретической философии. Позднее изучение процесса познания выделяется в самостоятельное философское направление – гносеологию (от греч. – познание), которая изучает природу человеческого познания, формы и закономерности перехода от поверхностных знаний (представлений, мнений) о мире к рассмотрению сущностного, глубинного. Возникает интерес к возможности достижения истинного знания, а также к выявлению его критериев. В последние десятилетия в философии стало использоваться употребляемое в англоязычных странах понятие, раскрывающее сущность познания, – эпистемология (от греч. – знание). Это часть философии, изучающая процесс получения знаний о разных предметах, границы человеческого познания, а также степень его достоверности. В истории философии сложились два подхода в решении вопроса о познаваемости мира – агностический и реалистический. Агностицизм – это учение, убеждение, установка, отрицающие возможность достоверного познания сущности материальных систем, закономерностей природы и общества. Агностическое направление в философии имеет давнюю традицию. Древнегреческий философ-софист Протагор, касаясь возможности познания окружающих явлений, обосновал взгляд, согласно которому «как оно кажется, так оно и есть»: разным людям свойственны разные знания, разные оценки одних и тех же явлений. Таким образом, философ делал вывод о невозможности достижения достоверного, общезначимого знания о существе окружающих явлений. В школе софистов ставилась цель обосновывать любые суждения, точки зрения, прибегая даже к логическим передергиваниям и парадоксам-софизмам. Виднейшими представителями агностицизма в Новое время были Д. ЮмиИ. Кант. Юм утверждал, что в научном эксперименте и обыденном опыте следствие отличается от причины, а поэтому не может быть в ней выявлено. Из этого, по его мнению, следовало, что доказать существование причинно-следственных связей невозможно, так как они не выводимы из опыта и не устанавливаемы логическим выделением следствий из причин. Есть, однако, субъективная причинность – наши привычки, наши ожидания, касающиеся связи одного явления с другими, и фиксация этой связи в ощущениях. За пределы этих психических связей, согласно Юму, мы проникнуть не можем.
Кант, не сомневаясь, в отличие от Юма, в существовании вне сознания материальных «вещей самих по себе», считал их в принципе непознаваемыми. Познаваем, по Канту, лишь мир явлений. «Вещи в себе» для познания недостижимы, «неуловимы». К позиции Канта примыкают концепция «физиологического идеализма» И. П. Мюллера, «теория символов», или «теория иероглифов» Г. Гельмгольца,взглядыК. Пирсона. На рубеже XIX-XX вв. сформировалась еще одна разновидность агностицизма – конвенционализм, внутринаучной предпосылкой формирования которого была теоретизация естественных наук, усиление роли научных понятий, законов, теорий в качестве средств познания, выявившаяся возможность выбора средств теоретического отражения действительности, расширяющийся диапазон конвенций (соглашений) в среде естествоиспытателей. Конвенционализм определяется сак философская концепция, согласно которой научные теории и понятия являются продуктом соглашения между учеными. Виднейшим представителем конвенционализма является французский математик и методолог науки А. Пуанкаре. Он утверждал, что геометрические аксиомы есть лишь условные положения; одна геометрия не может быть более истинна, чем другая, она может быть только более удобна. Пуанкаре отделял отношения между вещами от сущности самих вещей и считал, что познаваемы только отношения. Предложенный им прагматический критерий, взятый в качестве единственного ориентира достоверности, вел к сомнению в познаваемости сущности материальных систем и законов природной действительности. Научные законы, согласно Пуанкаре, суть условности, символы. Конвенционализм как система мировоззренческих взглядов принципов научного познания получил широкое распространено в западной философии в последние десятилетия XX в. С позиций конвенционализма выступали К. Поппер, И. Лакатос, Фейерабенд и др. Другое направление теории познания носит название гносеологический реализм. С этой точки зрения мир материальных систем не ограничивается чувственно воспринимаемыми свойствами и отношениями, за ними скрываются и в них проявляются, хотя нередко искаженно, ценностные связи и отношения.
Конфронтация агностицизма и гносеологического реализма в явном или неявном виде проходит через всю историю гносеологии, противоборство этих позиций присутствует и в современной теории познания. Следует отметить, что нередко агностицизм сводят к тезису: познание невозможно. Однако развитие в философии такого направления, как агностицизм, свидетельствует о том, что познание есть сложный феномен. Агностические концепции появляются и функционируют в сфере науки и философии не вследствие нигилизма, а из-за столкновения с противоречивой природой материальных систем и сложным характером и процессом ее отображения в сознании субъекта. Современная философская теория познания расходится с агностицизмом в следующем: • в признании принципиальной познаваемости мира, что основано на представлениях об объективности материального мира и его отражении человеческим сознанием; • в утверждении диалектического характера процесса познания; познаваемы не только явления, но и сущности вещей, процесс познания идет от явления к сущности, от сущности первого порядка к сущности более высокого порядка, в процессе познания важную роль играет как чувственное, так и рациональное познание, разрыв между двумя этими сторонами познавательного процесса напрямую ведет к агностицизму; • в признании решающей роли в познании практики, которая является целью, основой, движущей силой и критерием познания. Процесс познания протекает в форме взаимосвязи и взаимодействия познающего субъекта и познаваемого объекта. Субъектом познания является человек, индивид, способный отражать в своем сознании явления действительности. Но человек — это не просто индивид с определенными биологическими свойствами, а общественное существо. Поэтому он мыслит и познает постольку, поскольку является членом общества, которое через формы общественного сознания оказывает существенное влияние на содержание процесса познания. Познающее мышление есть активный процесс отражения действительности в понятиях, суждениях, научных теориях. Оно всегда предполагает наличие субъекта, который ставит цели, определяет средства их достижения, производит корректировку этих целей на основе практики. Объект познания представляет собой явление, процесс материального или духовного мира или области действительности, на которую направлена познавательная деятельность субъекта. Объект познания нельзя отождествлять со всей материальной или духовной действительностью. «Объект» обозначает ту часть реальности – материальной или идеальной, – с которой вступил во взаимодействие субъект познавательной деятельности. Не все объекты актуально наблюдаемы непосредственно или опосредованно через приборы. Наряду с реальными объектами существуют идеальные или идеализированные, представленные в знании с помощью логических операций, системы абстракций и понятий, символов и формализованных языков. Объект всегда коррелятивен субъекту, включен в конкретную теорию, в контекст культуры и истории. Само объектное осмысление действительности пришло в гносеологию из опыта естественных наук, представляющих объект, начиная с Нового времени, либо суммой, либо системой тех или иных элементов. Сегодня формируются новые представления об объекте в контексте синергетики и виртуальных реальностей. Очевидно, что объект как фрагмент действительности бесконечно многообразен, сложен, парадоксален, непредсказуем и неисчерпаем в своих свойствах и отношениях. Он является целью и предпосылкой познания. Но именно субъект определит, что станет объектом познания, как предстанет этот мир в процессе познания, какова будет степень его открытости, непотаенности.
Предмет познания представляет собой определенный срез или аспект объекта, включенного в научное или какое-либо другое исследование. Так, например, объектом познания в анатомии и физиологии являются все живые организмы, в то время как предмет первой составляет их строение, а второй - их функционирование. Следовательно, объект познания входит в науку через конкретный предмет исследования. Короче говоря, предмет познания - это определенное видение проблемы исследования и понимание объекта познания, предмет как часть объекта всегда уже объекта. В структурном отношении предмет познания отличается от объекта тем, что в него входят лишь главные, существенные свойства изучаемого явления с точки зрения цели и задачи научного исследования.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 333; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.168.172 (0.006 с.) |