Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Чувственная и логическая ступени познанияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Процесс познания как неотъемлемое свойство человека осуществляется с помощью органов чувств и разума человека. Соответственно в гносеологии выделяют чувственное и рациональное познание. На их основе в науке формируются соответственно эмпирическое и теоретическое познание. Существует три формы чувственного отражения (познания) ощущение, восприятие, представление Чувственное познание (или живое созерцание) благодаря тому, что человек получает информацию посредством шести основных органов чувств: глаза (орган зрения),уши (орган слуха), язык (орган вкуса), нос (орган обоняния), кожа (орган осязания или тактильности), вестибулярный аппарат (орган чувства равновесия и положения в пространстве, чувства скорости и направления движения, ощущения веса. Иными словами – орган ощущения положения и движения органов тела). Соответственно, человек может испытывать 6 видов внешних ощущений: зрительные, слуховые, обонятельные, тактильные (осязательные), вкусовые и кинестетические ощущения (двигательные). Органы чувств – это единственные «ворота», через которые в наш мозг могут проникать сведения об окружающем нас мире. Важно понимать, что органы чувств человека – это «продукты всемирной истории», а не только биологической эволюции. Будучи моментом чувственно-предметной деятельности (практики), живое созерцание осуществляется в трех основных взаимосвязанных формах. Это ощущения, восприятия и представления, каждое из которых есть субъективный образ объективного мира. Ощущения представляют собой отражение в сознании человека отдельных сторон, свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма, непосредственно воздействующих на органы чувств. Ощущения подразделяются на зрительные (играющие наиболее важную роль), слуховые, осязательные, вкусовые и обонятельные. Восприятие – это целостный образ предмета, непосредственно данный в живом созерцании в совокупности всех своих сторон, синтез данных отдельных ощущений. При этом восприятие не сводится к сумме отдельных ощущений, а представляет собой качественно новую ступень чувственного познания. Представление – это чувственно-наглядный образ предметов и явлений окружающей действительности, сохраняемый и воспроизводимый в сознании без непосредственного воздействия самих предметов на органы чувств. Это воспроизведение в сознании тех предметов и явлений, которые воздействовали на наши органы чувств, воспринимались в прошлом и сохранились в нашей памяти. Представления возникают на базе ощущений и восприятий и вместе с ними составляют чувственное познание. Но они содержат элементы обобщения и продолжают играть важную роль и в процессе рационального познания. Таким образом, чувственное познание проходит через единство изображения и обозначения. Для него в целом характерно отражение внешнего мира в наглядной форме, отражение преимущественно внешних сторон и связей, однако в нём уже заложено начало постижения внутренних зависимостей на основе первоначального обобщения чувственных данных. Из знаковых элементов, замещающих физическую природу и свойства объекта, формируется образ, воспроизводящий его структуру. Непосредственно из ощущений человек не может узнать, какова физическая природа данного раздражителя, большинство явлений материального мира вообще недоступно человеческим органам чувств, в частности, такие как радиоактивное излучение, электромагнитное поле за пределами видимого спектра, гравитационное, электростатическое и магнитное поля, ультразвук и др. Как известно, для этого применяется соответствующая аппаратура, различного рода посредники, которые усиливают работу органов чувств, но качественно не изменяют результат этой работы.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 381; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.234.146 (0.007 с.) |