Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проблема сознания в истории философии
Прежде чем обратиться к истории философского рассмотрения проблемы сознания, необходимо определить предмет исследования. Это осложняется неоднозначностью понимания термина “сознание”, так как сознание невозможно обнаружить с помощью органов чувств, оно не материально. Поэтому дадим наиболее общие характеристики сознания и будем их использовать как методологические ориентиры в исследовательском процессе феномена сознания. Первое: сознание – особое состояние, которое свойственно общественному человеку и в котором ему одновременно доступен и мир, и он сам. Второе: сознание – это чувства, мысли, переживания и эмоции, в которых отражается окружающая действительность. Третье: сознание – это духовный внутренний мир человека, его ценностные установки. В истории философии проблема сознания имеет два уровня решения. Первый заключается в описании способов существования вещи в сознании. На языке философии это – описание сознания на уровне являющегося сознания. Второй имеет цель объяснить, как возможно самосознание, его причинно-следственную связь. Он стал реализовываться в философии XX века. В философской мысли можно выделить и две плоскости решения проблемы сознания: идеалистическую и материалистическую. Первоначально в основе идеалистического понимания сознания лежит идея о бессмертии души, временно покидающей тело во время сна. В основе материалистического подхода реализован принцип, заключающийся в том, что сознание есть продукт деятельности мозга человека, отражение окружающего мира. Кроме того, необходимо сказать о специфике методов исследования сознания. В истории философии обозначены два метода: объективный и метод интроспекции. Объективный метод характеризуется тем, что психическую характеристику человеку дают, исходя из его поведения, мимики, жестов, того, что он говорит. Интроспективный метод - это самонаблюдение, изучение психических процессов в сознании самим переживающим эти процессы. Начало целенаправленного выявления феномена сознания можно обнаружить в культуре античности. Поскольку сознание имеет свойство быть неуловимым, его реальность ускользает от обычного восприятия (даже и помыслить о нем очень трудно), то античная мысль выделяет одну сторону сознания – отношение, всеобщую связь между субъектом и объектом при доминирующей направленности сознания на объект. Характерной чертой античной философии была метафоричность – употребление слова в переносном смысле на основе какой-нибудь аналогии, сходства, сравнения. Поэтому сознание и определяли как “печать на воске”. Такие рассуждения возможны на основе реализма, которому были привержены греческие мудрецы. Они жили космосом и вещами и были уверены в том, что вещи как предметы зрения существуют и до акта их восприятия, они будут существовать т в будущем. Это проявление разграничения объекта и разума как двух независимых вещей: разум остается такой же вещью, даже если он не мыслит. Философы античности рассуждают и о душе. Душа приписывается не только человеку, но и животному, минералам. Она понимается не как интимный мир человека, а как скрытое движение вещей и человека в том числе. Грек периода античности не концентрирует внимание на себе и своем внутреннем мире, он живет постоянно вне себя, он философствует о космосе и внешнем мире, вырабатывая соответствующие идеи.
В эпоху средневековья, когда человек сосредоточивается на восприятии Бога, своих внутренних переживаниях, меняется не только метод познания сознания, но и практика мышления – молитва. Молясь, человек должен погрузиться внутрь себя, отключиться от потока жизни, от чувственных восприятий, освободиться от диктата тела. Внимание фиксируется на душе, которая, собственно и молится. Здесь душа уже не выводится из образов окружающего мира, ей приписывается божественная ипостась, она остается без мира, даже более того, она может освободиться от него. Помимо молитвы в средневековье присутствует и исповедь как акт самосознания, самоотчета, нравственной самооценки. В понимании сознания появляется новая грань. Теперь сознание понимается не только как знание о внешнем мире, но и главное – знание о собственном духовном опыте, его содержании. По сравнению с античностью, где в акте сознания берется внешняя точка отсчета, в средневековье в акте сознания такая точка находится внутри самого человека.
Проблему сознания как самосознания сформулировал Августин Блаженный (354-430), на которого оказал большое влияние греческий философ, основатель неоплатонизма – Плотин (204/205- 270). У Плотина сознание – это связь между двумя уровнями духовного опыта человека –высшим и низшим. Высший уровень в Боге – это безмолвное, нерефлексивное блаженство, где “я” не сознает своей автономности. Низший уровень – бессознательная жизнь тела. На этих двух уровнях сознания нет. Оно занимает среднее положение между двумя уровнями. Сознание в плотиновском толковании предстает как воспоминание о переживании блаженства души, пребывающей в состоянии божественной простоты. Вспоминать о переживании и не переживать при этом нельзя. Впрочем, в акте понимания сознания в средневековье выделялось и то, что сознание есть наказание за грех. Сознание постоянно заставляет мучиться человека, напоминая ему о том, что он забыл о вечности, поэтому сознание всегда опаздывает, отражает уже случившееся. В сознании всегда происходит сопоставление настоящего, прошлого и будущего. Отсюда трагизм сознания, которое понимает трагизм человеческого бытия, смерть присутствует в каждом мгновении настоящего. В средневековье было отмечено и то, что сознание – это не только природное, физическое и физиологическое существо, но и нечто иное – духовное, или явление духа. В эпоху нового времени меняются мировоззренческие ориентации философского понимания сознания. На смену теологическому миропониманию приходит научное знание. Тем самым средневековый механизм формирования и объяснения сознания был разрушен. Отказ от Абсолюта Вечности, а значит, и от Божественно-высшего привел к тому, что философы этого периода человеческие инстинкты, сиюминутные материально-экономические интересы поставили на первое место. Человек стал связывать свое происхождение только с природной эволюцией. Этот подход выявил противоречие: с одной стороны, человек произошел от обезьяны, а с другой – его сравнивают с Богом, от которого сам человек отказывается. Европейская философия пытается данное противоречие разрешить. Человека она признает началом и причиной всего. Своей деятельностью он творит свой мир, в котором живет. Единственной реальностью признаются индивид и его сознание. Р. Декарт (1596-1650), следуя этому, объявляет, что акт “я мыслю” является самым простым и самым очевидным существованием человека. Такая философия ведет к возвеличиванию субъекта, абсолютизирует человеческие способности и его деятельность. В сознании уже выделяют не три уровня, а два: уровень рассудочный (рефлексии) и уровень чувств (эмоций, инстинктов). Высший уровень по Плотину – жизнь человека в Боге – не признается. Этим объявляется разрыв со средневековьем, но в то же время делается попытка найти основания такого понимания в классической древности, подчеркивается признак объективности вещей, их существование независимо от нашего сознания. Однако, с другой стороны, подлинность вещей начинает признаваться только в мысли, то есть полагают, что в сознании, как в сосуде, содержатся идеи и образы еще до того, как оно включается в общение с миром. Такое учение получило название субъективного идеализма. Вместе с тем утверждается сформированное в средние века умение человека обращать внимание на свой внутренний духовный мир, на акты самосознания. Последнее давало возможность выявить содержание и структуру сознания, т. е. прояснить знание его элементов.
Проблему сознания в дальнейшем активно проработал немецкий философ И. Кант (1724-1804). В сознании человека, с его точки зрения, наличествуют особые, доопытные знания о том, что мир имеет пространство и время, что в мире есть добро и зло и т. д. Эти данные и способности к логическому мышлению, к языку дают возможность человеку делать выбор, чувствовать красоту. Рассуждения Канта можно сформулировать кратко: разум не способен познавать предметы чисто априорно, т. е. без опыта, однако он может определять волю человека и его практическое поведение. Особое место в исследовании сознания принадлежит Гегелю (1770-1831). В “Феноменологии духа” он показывает, что сознание социально и исторично, движение индивидуального сознания повторяет историю общества. «Отдельный индивид должен и по содержанию пройти ступени образования всеобщего духа, но как формы, уже оставленные духом». Сознание становится самосознанием, считает Гегель, когда «я» приходит к осмыслению того, что все определения вещей внешнего мира принадлежат не только им как таковым, но и самому «я». Самосознание - это такое состояние человека, когда ему доступен и внешний мир, и он сам. Заслуга в решении проблемы механизма формирования сознания принадлежит К. Марксу (1818-1883) и Ф. Энгельсу (1820-1895). Они сформулировали и обосновали идею вторичности сознания, его зависимости от внешних обстоятельств. Среди доминирующих факторов выделялись экономические. Марксу принадлежат лаконические формулировки, что не сознание определяет бытие, а, наоборот, бытие определяет сознание; сознание есть осознанное бытие. К. Маркс применял материалистический метод анализа сознания не только к механизму формирования, но и к механизму происхождения сознания. Вывод марксизма: сознание есть итог длительного развития материальной действительности, результат выделения человека из животного мира в связи с появлением трудовой деятельности. В марксистской теории определены две группы факторов, обеспечивающих появление сознания: биологические и социальные. К социальным факторам относятся: совместный труд, членораздельная речь и общественная жизнь. В формировании сознания присутствуют две составляющие: филогенез (развитие сознания в истории человечества) и онтогенез (индивидуальное развитие сознания у человека). Формирование сознания ни в истории человечества, ни в индивидуальном развитии человека невозможно без социального фактора, коммуникаций, без отграничения себя от других людей и в то же время без соотнесения себя с ними, с их жизненными позициями, без оценки себя с позиций других людей и общества.
Вопросами структуры сознания занимался основатель психоанализа З. Фрейд (1856-1939). В своих трудах он в человеке выделяет «бессознательное”», или, как он его называет, «Оно». Основой «Оно» является либидо (бессознательные влечения, инстинкты, желания, страсти) – гипотетическая психическая энергия сексуальных влечений. Кроме этой стихийной, биологической силы, в психике человека присутствует «Я» – общественные нормы, традиции, социальные установки, своего рода социальные фильтры. То, что не проходит через эти фильтры, «вытесняется» из сознания, становясь впоследствии причиной психических расстройств. Третий уровень духовного опыта человека – это «Сверх–Я» (совесть как способность сознания к самооценке) – сфера сознательного, посредник между бессознательным и внешним миром; здесь действует принцип реальности. Человеческому «Сверх–Я» следует найти баланс между «Оно» и «Я». Фрейд не обрекал человека и человечество на безнадежность, он утверждал, что разум и сознательный опыт окажутся сильнее «Оно». Важное значение в понимании бессознательного имеют работы последователя З. Фрейда – швейцарского психолога и психиатра К. Г. Юнга (1875-1961). Изучая бессознательное, он обнаружил в его структурах так называемые архетипы. Это то, что связывается с коллективной жизнью людей и закрепляется в психике человека исторически, передается по наследству из поколения в поколение. К человеческим первообразам, или архетипам, относятся образы матери-земли, героя, мудрого старца и др. Архетип “Тень” представляет собой образ всего туманного в человеке, всего антисоциального в нем. Но эта тенденция не становится явной, а скрывается под маской “Персоны” (архетип, в котором заключена ширма или маска, которой пользуется человек, чтобы скрыть свое собственное “Я”). Архетип “Анима” представляет женское начало в мужчинах, а архетип же “Анимус” - мужское начало в женщине, что ведет к взаимопониманию между мужчиной и женщиной. Но между ними в отношениях может возникнуть и кризис при несовпадении идеализированных представлений о реальном человеке. Архетип “Самость” выступает субъектом целостной психики человека. Феноменологический подход обосновал немецкий философ Э. Гуссерль (1859-1938). Для него сознание – это особый регион бытия, утверждение принципиальной несводимости внутренних определений сознания ни к каким иным отношениям: ни к предметным, ни к социальным, ни к бессознательной основе самого сознания. Данный подход фиксирует в сущности сознания одну характерную черту – интенциальность, т. е. направленность на внутренний объект, смысл. Из этого следует, что сознанием является умение сосредоточиваться на тех состояниях внутреннего духовного опыта, которые его сопровождают. Это особое состояние человека, в котором ему доступны и мир, и он сам. Такая концентрация на смысловых связях и смыслах, называемых “феноменами”, представляет сознание как поток феноменов – идеальных объектов мысли, на которых сознание всегда сосредоточивается. Э. Гуссерля интересовало не столько содержание феноменов, сколько то, как именно сознание их предполагает и конструирует. Феноменологический метод успешно применяется в психологии, социологии, онтологии, философии, математике и др.
Оригинальные выводы в решении философских проблем сознания можно найти в культурологических работах европейских мыслителей XX века. Так, голландский историк культуры Й. Хейзинга (1872-1945) предлагает проанализировать игру как “основание и фактор культуры в целом”. Игра имеет свой смысл, она формировала и формирует духовные элементы культуры: язык, мышление, образность, мудрость и др. Эти элементы образуют и ткань сознания человека, его идеальные образы. Рассмотрев различные историко-философские толкования проблемы сознания, можно сделать несколько обобщающих выводов. Во-первых, философы, обращаясь к проблеме сознания, изучали духовность человека своего времени и только после этого строили свое понимание сознания. Во-вторых, духовный опыт человека был напрямую связан с господствующим для данного общества типом мировоззрения (космоцентризм, теоцентризм, антропоцентризм и др.). Изменение мировоззрения вело к изменению представления в понимании сознания. В-третьих, внутренний опыт, личностный мир человека, его психические составляющие были подвергнуты детальному анализу на основе методологии естествознания в философии психоаналитиков. В-четвертых, современная философия культуры и культурология предлагают оригинальные подходы к раскрытию тайн происхождения и функционирования сознания.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 188; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.121.160 (0.011 с.) |