Общественный труд как условие возникновения и развития сознания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общественный труд как условие возникновения и развития сознания



 

Процесс становления человека был процессом разложения инстинктивной основы психики животных и формирования механизмов сознательной деятельности. Сознание могло возникнуть лишь как функция сложноорганизованного мозга, который сформировался под влиянием труда и речи. Зачатки труда характерны для австралопитеков, труд же стал отличительным признаком у их преемников –питекантропов и синантропов – первых людей на земле, положивших начало изготовлению орудий и покорению огня. Неандертальский человек значительно продвинулся вперед в изготовлении и использовании орудий, увеличил их ассортимент и вовлек в производство новый природный материал: научился изготовлять каменные ножи, костяные иглы, строил жилище, шил одежду из шкур животных. И наконец, человек современного типа (кроманьонец или Homo sapiens – разумный человек) поднял уровень техники на еще большую высоту. Основные вехи в

становлении труда отразились в росте мозгового вещества: у шимпанзе объем мозга составлял 400 см, у австралопитеков – 600, у питекантропов и синантропов – 850-1225, у неандертальцев – 1100-1600, у человека современного типа –1400 см. Параллельно с ростом мозгового вещества увеличивалась и площадь поверхности мозга, что является вторым эволюционным показателем. Произошло увеличение теменных, лобных и височных долей мозга, то есть тех участков мозговой коры, которые связаны с жизнью человека как общественного существа и выполняют функцию внутренних тормозов его животных инстинктов, создавая тем самым необходимую предпосылку для согласованной жизни в обществе.

Решающая роль трудовых операций в формировании человека и его сознания получила свое материально фиксированное выражение в том, что мозг как орган сознания развивался одновременно с развитием руки как органа труда. Именно рука, непосредственно соприкасающийся с предметами, давала поучительные уроки другим органам чувств, например глазу. Активно действующая рука учила голову думать, прежде чем сама стала орудием выполнения воли головы, заведомо планирующей практические действия. В процессе развития трудовой деятельности, и прежде всего совершенствования руки, уточнялись и обогащались осязательные ощущения, сформировалась способность воспринимать тончайшие нюансы звуков человеческой речи. Логика практических действий фиксировалась в голове и превращалась в логику мышления: человек учился думать. И прежде чем приступить к делу, он уже мог мысленно представить и его результат, и способ осуществления, и средства достижения этого результата. «Паук совершает операции, напоминающие операции ткача, и пчела постройкой своих восковых ячеек посрамляет некоторых людей-архитекторов. Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека...» Конечно, инстинкт пчелы, уже содержащий в себе «план» ячейки, присутствует в пчелиной психике, но в отличие от человека результат труда представлен у пчелы не в светлом поле сознания, а в инстинкте.

Ключ к разгадке, которую представляет происхождение человека и его сознания, заключается в одном слове – труд. Вначале было дело! Как говорится, обивая клинок своего каменного топора, человек в то же время оттачивал и лезвие своих умственных способностей.

Вместе с возникновением труда формировался человек и человеческое общество. Коллективный труд предполагает сотрудничество людей и тем самым хотя бы элементарное разделение трудовых действий между его участниками: одни поддерживали огонь, другие готовили пищу, третьи охотились, четвертые выкапывали коренья и т. д. Разделение трудовых усилий возможно лишь в том случае, если участники как-то осмысливают связь своих действий с действиями других членов коллектива и, тем самым, с достижением конечной цели. Формирование сознания человека связано с возникновением общественных отношений, которые требовали подчинения жизни индивида социально-фиксированной системе потребностей, обязанностей, дисциплине поведения, выражаемых и регулируемых с помощью языка, исторически сложившихся обычаев и нравов.

Отражение человеком действительности отличается от отражения ее животными не только способом, но и тем, что отражается и что доставляет удовлетворение. Потребности приобрели характер требований человеческого образа жизни. Предметы природы перестали быть лишь объектом добычи, непосредственного потребления. Человек стал не только искать удовлетворения своих природных потребностей: он стремился понять мир и тем самым удовлетворить формирующиеся интеллектуальные интересы. Сознание теперь находит внутри себя речевые основы собственного бытия, что выражается в свободной игре образов, в полете воображения, в целеустремленной мысли, решающей проблемы уже в уме, и практические действия обретают тем самым все более продуманный характер.

Сознание человека, таким образом, возникло и развивалось в общественный период его существования, и история становления сознания не выходит, вероятно, за рамки тех нескольких десятков тысяч лет, которые мы относим к истории человеческого общества. Главным условием возникновения и развития человеческого сознания является совместная продуктивная опосредованная речью орудийная деятельность людей. Это такая деятельность, которая требует кооперации, общения и взаимодействия людей друг с другом. Она предполагает создание такого продукта, который всеми участниками совместной деятельности сознается как цель их сотрудничества.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 126; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.53.5 (0.005 с.)