Этапы становления и развития военно-философской и военно-теоретической мысли 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этапы становления и развития военно-философской и военно-теоретической мысли



Война, как свидетельствует история, была и остается по сей день спутником бытия человека, являясь, по выражению Платона, «естественным состоянием народов», а ратный труд представляет собой одну из древнейших профессий человечества. Война как способ решать споры с помощью силы возникла вместе с появлением человечества, и поэтому первоначальные зачатки военных знаний мы находим уже в рамках мифологического мировоззрения. Они не могут быть причислены к научным знаниям, хотя в них уже содержатся первоначальные попытки обобщения военного опыта, приобретаемого в сражениях военачальниками и полководцами, в виде правил и принципов ведения боя. Первые попытки осмысления вопросов ведения войн появились в Древнем Египте. Однако относительно самостоятельный характер военные идеи, взгляды на войну, мир и армию приобрели в Китае, Древней Греции и Древнем Риме.

Формированию военной мысли способствовал высокий уровень развития культуры Китая. К достижениям военной мысли этого периода относится «семикнижие» – семь трактатов по военному искусству, написанных разными авторами. Наиболее известными из них являются трактаты Сунь-цзы (VI-V вв. до н. э.) и У-цзы (IV в. до н. э.). Трактат «О военном искусстве» написан военным теоретиком и полководцем Сунь-цзы. Он признан образцом военно-теоретического произведения древности. В понимание войны Сунь-цзы вкладывает определение ее места и роли в обществе. Война, считает он, великое дело для государства, «это почва жизни и смерти, это путь существования и гибели». В аллегорической форме Сунь-цзы изложил пять элементов (явлений) войны: путь, небо, земля, полководец, закон. Путь – моральное единство правителя и народа. Небо – время года, климат, расчет времени. Земля – военно-географический элемент, характер местности. Полководец – талант и творчество военачальника. Закон – организация и уровень подготовки армии. Сунь-цзы был одним из первых военных теоретиков и практиков, который попытался осмыслить основные актуальные для того времени проблемы военного дела и дать рекомендации на будущее.

Описание войн с историческим освещением конкретных фактов в «Одиссее» и «Илиаде» Гомера, в «Истории» Геродота способствовало отходу от мифологических представлений о войне. Человек в этих произведениях показан не как мифологический герой (например, Геракл), а как реальный исторический персонаж, действующий в рамках политической истории (например, Одиссей). Например, древнегреческий историк Фукидид в своих трудах уже исключает вмешательство сверхъестественных сил в ход Пелопонесской войны (431-404 гг. до н. э.). Он пользуется понятиями «объективная причина» и «повод войны». Также Фукидид вводит в оценку войны моральный аспект.

Несмотря на гуманистические тенденции в оценке войны у древнегреческих историков, в их описании она рассматривается как нормальное естественное явление в жизни человека и общества. Хотя Геродот, Сенека, Лукреций считали, что война должна быть полностью изжита из сознания людей, для большинства мыслителей древности мир являлся промежуточным состоянием, которое нарушается вследствие преобладания сил у одной из противоборствующих стран.

Древнегреческие историки и философы: Демокрит, Гераклит, Платон, Аристотель, Эпикур, Геродот, Фукидид – поразительно много сделали для изучения явлений военной действительности. Особый интерес представляет данная ими характеристика военной организации. Армия в греческом полисе получила наибольшее развитие в сравнении с другими институтами. Афинское государство имело армию численностью до 30 тысяч человек и морской флот до 300 кораблей. Армии требовались, по наблюдению Фукидида – участника Пелопонесской войны, подготовленные люди. Обучение военному искусству велось в специальных школах с семилетнего возраста. Вначале организационно армия строилась в форме ополчения, затем она становится наемной. Главную боевую силу армий составляла тяжеловооруженная пехота гоплиты (15 лет гоплитом служил Сократ). Основа тактики – бой фалангой. В военной технике использовались тараны, подвижные башни (знаменитый «троянский конь» – башня, в которой в Троянской войне были спрятаны греческие воины). Основу морского боя составляли таран и абордаж. Военная наука античности активно использовала принцип неравномерного распределения войск по фронту и сосредоточения сил и средств на главном направлении удара и рассредоточения на второстепенном направлении. Впервые указанный принцип ведения боя выдвинул и применил греческий полководец Эпаминонд. Большое влияние на мировоззрение военных полководцев Греции оказал Аристотель (384-322 гг. до н. э.). Он был учителем Александра Македонского и авторитетом для знаменитого карфагенского полководца Ганнибала.

 В Древнем Риме образцом военного искусства считались победы Юлия Цезаря, искусно владевшего тактикой маневрирования, его опыт был обобщен в трудах «Записки о Галльской войне», «Записки о гражданских войнах».

Эпоха Средневековья породило такое культурное явление в военном деле, как воспевание высоких морально-нравственных черт воина, рыцаря, его отваги, мужества, храбрости, воинского этикета, бескорыстного поклонения даме сердца. В странах Европы рыцарям-героям посвящались былины, саги, сказания, баллады. Их подвиги воспевались менестрелями. Воинское мужество приобрело нравственно-эстетический характер. Особую неприязнь у воинов вызывали трусость, предательство, измена.

Среди научных трудов данной эпохи следует выделить трактат «О военном искусстве» историка и политического деятеля Николо Макиавелли (1469-1527), который выступает против наемной армии, он сторонник армии милиционного типа, армии, состоящей из народа. Предпочтение Макиавелли отдает пехоте, небольшую роль отводит артиллерии, конницу считает второй основой армии. Для обоснования войны он высказывает положение, что «цель оправдывает средства». Немалое место в его труде уделено вопросам морального духа армии. Макиавелли приводит немало примеров из античной истории, которые раскрывают способы укрепления морального духа войска. Так, в целях убеждения своих воинов в их физическом превосходстве над воинами противника практиковался захват самых тщедушных с виду солдат неприятеля, и затем их, раздетых догола, демонстрировали перед строем для наглядности собственного превосходства. А чтобы уберечь знамя от возможности его захвата противником, вместе со знаменем хранилось и воинское жалованье воинов.

В Средние века в военном строительстве господствовали две тенденции: первая, опирающаяся на необходимость иметь профессиональную постоянную армию, вторая – создавать вооруженные силы в форме милиции или ополчения. От их применения во многом зависели формы, способы ведения боевых действий, принципы и нормы военного искусства. Верх взяла первая из этих тенденций.

Военные знания в России возникли и развивались совместно с образованием отечественной государственности. Они были востребованы для отражения набегов хазар и других племен на южных границах с Византией. Военные знания и опыт были использованы в борьбе с монгольским нашествием, против захватнических войн на Западе (с Литвой, Польшей, Пруссией, Швецией). На Руси издревле руководствовались принципом «с кем воевать, того надо знать». Военное искусство и военная организация развивались путем изучения тактики врага. Походы Олега, прибившего свой щит к воротам Царьграда, Святослава в Причерноморье (с девизом «Иду на вы») свидетельствуют о ратном искусстве русичей и признании необходимости уведомления противника о предстоящем сражении. Итогом войн было постепенное накапливание военных знаний, обобщение военного опыта, формирование тактики борьбы с иноземными захватчиками.

В XVI в. русским писателем-публицистом И. С. Пересветовымраз-рабатывается программа военной реформы. Теоретиком и дипломатом А. А. Ордын-Нащекиньш предлагается план реорганизации русской армии с использованием опыта Запада. Военная реформа Ивана IV вобрала лучшее из военного опыта, что позволило реализовать мощь и силу стрелецкого войска в боях на Западе (Ливония), на Юге'(Крымское ханство), на Востоке (Казань). Итогом военной реформы царя явилась новая организация армии — поместная система и стрелецкое войско.

Развитие буржуазных отношений в Западной Европе, успехи

естественных наук, обеспеченные прежде всего достижениями математики, оказали существенное влияние на военное дело и военные знания Нового времени. Экономический и культурный подъем позволил странам иметь постоянные армии, обучить их, вооружить современным оружием. Главной задачей в практике военного строительства Нового времени считалось создание основ военной науки. Так, французский военный историк и теоретик генерал Жан-Поль Фолар (1669-1752) изложил историю военной мысли с комментариями. Англичанин Генри Ллойд (1720-1783) первым пришел к мысли о необходимости создания военной науки, имеющей предметом своего изучения войну. Он выделяет отрасли военной науки, необходимые для образования военных кадров: фортификацию, топографию, географию и математику. Г. Ллойд, на фоне успехов математики, был убежден, что «можно рассчитать все операции с геометрической точностью». Такой же точки зрения придерживался и другой крупный военачальник эпохи Нового времени – эрцгерцог Карл Австрийский, видевший в математике средство обоснования незыблемости правил военного искусства.!. Господство математики в научной картине мира Нового времени выражалось не только в теории, но и в преобладающем использованн и военными кадрами количественных методов и способов описания, рассматриваемых как идеал познания в ту эпоху. Например, обстоятельное и конкретное описание способов стрельбы, увеличение темпа огня не подкреплялось описанием правил прицеливания.

Убежденность в том, что геометрическая правильность строя, в

частности линейная тактика, важнее реальных требований военной практики, в эпоху Нового времени тесно соседствовала с развитием эмпирических подходов к военному делу. Один из крупных военных авторитетов того времени – Вилизен – утверждал, например, что есть «путь чисто теоретического подхода и путь индукции, основанный на опыте, то есть чисто теоретический путь и практико-теоретический путь» развития военной науки. Практико-теоретического пути придерживался Наполеон Бонапарт (1769-1821), который был убежден, что «тактику, перестроения, инженерные и артиллерийские науки можно изучить по учебникам приблизительно так же, как изучается геометрия; но знание высших областей войны приобретается только опытом и изучением истории войн и сражений великих полководцев». На этом подходе построена вся созданная им современная своему времени военная система, новые формы и способы ведения боевых действий, обучения и воспитания войск.

Философский смысл войны наиболее глубоко раскрыл немецкий генерал Карл фон Клаузевиц (1780-1831), знакомый с философией Гегеля и глубоко изучивший 130 военных кампаний. В своей работе «О войне» он выступил против абстрактного изображения войны, изолированной от политики. Война в его понимании не только политический акт, связанный с насильственными действиями, она есть продолжение политики. Политика рассматривалась им как система отношений между государствами, вне связи с экономикой.

Последователем К. Клаузевица стал идеолог германского мили-таризма, генерал-фельдмаршал Альфред фон Шлиффен (1833-1913),

Свою идею блицкрига — «молниеносной войны», заключающуюся во внезапном и сокрушительном ударе посредством стратегического окружения, он описал в работах «Современная война» (1909) и «Канны» (1913). «Доктрина Канн» (или «доктрина Шлиффена») была официально закреплена в наставлении для высшего командования Германии. Она предусматривала войну на два фронта – против Франции и России. Однако Шлиффен недооценивал значение объективных условий и факторов в войне. С его планом Германия вступила в Первую мировую войну.

Развитие военно-научных знаний в России шло особым самобытным путем, что было связано с особенностями становления и укрепления отечественной государственности, экономической и политической отсталостью страны. Но военные реформы Петра I, их содержание свидетельствуют о наличии передовой научной военной мысли, не уступающей западной военной науке. Петр I заложил основы русского военного искусства, что способствовало созданию русской регулярной армии и флота на принципе рекрутского комплектования. Он стал создателем однотипной военной организации, единой системы обучения и воспитания военных кадров, централизованного военного управления, ввел новые уставы и наставления. В результате петровских реформ русская армия по вооружению, комплектованию стала одной из лучших армий в Европе. Военная реформа Петра I позволила Екатерине II одержать победы и утвердиться на Черном и Азовском морях.

Существенный военно-научный вклад в развитие отечественной военной теории и практики внесли Г. А. Потемкин, П. А. Румянцев, А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков. Генералиссимус А. В. Суворов(1730-1800) в своих работах «Полковое учреждение» и «Наука побеждать» изложил новые способы ведения боя, обучения и воспитания войск. Он отбросил идеи кордонной стратегии и линейной тактики и применил на практике рассыпной строй и колонны. Провел 50 сражений и не потерпел при этом ни одного поражения. Его афористический язык известен многим. А понятия «глазомер», «быстрота» и «натиск» стали нарицательными для любого командира, который в поставленной задаче исходит из понимания победы. А. В. Суворов был знаком с учениями крупных европейских философов – Дж. Локка, Г. Лейбница, X. Вольфа, идеи которых явились методологической основой его взглядов на развитие военной науки.

Военно-философские взгляды Суворова - это философия воспитания в солдате личности, что делало из него «чудо-богатыря» — победителя над любым противником. В воспитании личности Суворов исходил из послушания («жестокости дисциплины, которое должно быть свято»), воспитания нравственных чувств, воспитания собственного достоинства («всякий имеет честолюбие»). Честолюбие давало солдату и офицеру перспективы продвижения по службе, славу и почести. Основу воспитания составлял религиозный аспект («кто боится Бога – неприятеля не боится»). Соблюдение всех религиозных обрядов он рассматривал как неотъемлемый элемент подготовки воина. Суворов, как истинно русский человек, боролся против засилья чужеземцев, их вмешательства в обучение солдат, учил соблюдать обычаи и традиции предков.

В начале XIX в. существенный вклад в развитие отечественной военной науки внесли военные теоретики. И. Г. Бурцев (1794-1829), декабрист, генерал-майор, участник Отечественной войны 1812 г., разработал план ведения русско-турецкой войны. Д. В. Давыдов (1784-1859) – автор «Военно-исторических трудов о партизанском движении» – изложил тактику ведения партизанской войны. Генерал-майор Л. И. Астафьев (1816-1863) в работе «О современном военном искусстве» использовал диалектический подход в исследовании войны и военного дела. Отечественными военными учеными глубоко изучается проблема закономерностей хода и исхода войны, соотношение субъективного и объективного в вооруженной борьбе, роль полководца и место народных масс, армии в войне. Их военные взгляды соответствовали господствующим в это время философским воззрениям. В конечном счете все это способствовало тому, что отечественное военное искусство и характер боевых действий русских войск стояли на более высоком уровне, чем во многих странах Западной Европы.

Весомый вклад в развитие отечественной и мировой военно-философской и военно-теоретической мысли внесли Н. В. Медем (1796— 1870) — автор работ по тактике и стратегии, Г. А. Леер (1829-1904) — автор работ по стратегии, М. И. Драгомиров (1830-1905) –один из разработчиков военной реформы 1870-1880 гг. – имел прогрессивные взгляды по вопросам обучения и воспитания. Вместе с тем, Драгомиров придерживался консервативных взглядов на проблему закономерностей войны, выступал защитником субъективного подхода во взглядах на войну, преувеличивал роль полководца. Военной истории он известен недооценкой значения новейшей военной техники и совершенствования оружия.

В начале XX в. на развитие военно-философской и военно-теоретической мысли существенное влияние оказывал позитивизм. Основу позитивистского подхода к познанию войны составляли эмпирические знания, признаваемые единственным источником понимания войны. Несмотря на то что военная наука – это система теоретических (рациональных) знаний о войне, эмпирические знания в ней заняли господствующую позицию. Позитивистский подход был необходим как прием для устранения из сознания политического содержания войны, сведения ее к простому техническому противоборству сторон. Анализ войны сводился при этом к простому мыслительному расчету, касающемуся необходимости и целесообразности применения того или иного вида оружия для улучшения положения страны «в мировом балансе сил». Характерный пример позитивистского подхода к познанию войн демонстрирует анализ итогов русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Было издано девять томов (всего 14 книг) с изложением хода событий, шесть томов дипломатических документов, материалов стратегического планирования, а также переписка верховного командования и донесения агентов. Также был издан сборник, состоящий из 97 выпусков (112 книг), куда вошли документы, отражающие вопросы тактической подготовки русской армии и обстановку на театре военных действий. Однако познавательная ценность этого объемного материала была крайне невелика в силу его описательного характера. Для того чтобы выявить новые тенденции вооруженной борьбы, необходимо было выйти за пределы непосредственно данного опыта и применить философский подход. Но позитивизм, как известно, всячески избегал философских обобщений, его представители утверждали, что сама наука и есть философия.

К позитивистским теориям близки по содержанию и технико-индустриальные концепции ведения войн. Примером подобных концепций являются разработанные в период между Первой и Второй мировыми войнами теории «воздушной войны» Дж. Дуэ, «танковой войны» Дж. Фуллера, «профессиональной армии» Ш. де Голля, возникшие на основе узкоэмпирического подхода к военной действительности и выстроенные без учета сложных связей между различными видами вооруженных сил. Построенные на абсолютизации тех или иных факторов географического характера или появляющихся новых средств вооруженной борьбы, эти теоретические конструкции были далеки от реальной военной практики. На это обстоятельство указывал в своих мемуарах генерал Д. Эйзенхауэр, верховный главнокомандующий экспедиционными силами союзников в Европе, исходя из того очевидного факта, что «война ведется в трех сферах... нет отдельной сухопутной, воздушной или морской войны. Пока сухопутные войска, ВВС и ВМС, действующие в трех сферах, не будут должным образом объединены и скоординированы в своих действиях против правильно выбранной общей цели, их максимальная потенциальная мощь не может быть реализована».

В Новейший период военно-философские и военно-теоретические учения получили свое дальнейшее развитие, об этом пойдет речь при рассмотрении основных философских проблем курса.

Рассмотрев историю становления и развития философской мысли, можно сделать следующие выводы.

1. Изучение истории становления и развития философии позволяет понять закономерности реального исторического процесса, совокупность различных факторов, его определяющих, представить в обобщенном виде панораму развития человеческого духа.

2. Основные исторические типы философии достаточно обстоятельно представлены и в отечественной философской мысли, которая является составной частью философской культуры человечества, обладает при этом значительным историческим, содержательным и духовным своеобразием. Ее значимые вехи тесно связаны с этапами развития русской государственности, а в содержательном плане она отличается большим разнообразием течений и школ, имеющих нередко противоположную направленность. Изучение отечественной философии также несет в себе значительный познавательный, мировоззренческий и воспитательный потенциал и имеет большое значение в системе гуманитарной подготовки высококвалифицированных военных специалистов.

3. В непосредственной связи с развитием философской мысли происходило становление и развитие военно-философской и военно-теоретической мысли, которое на философском фундаменте решало проблемы войны, армии и мира.

Итак, Западноевропейская философия в своём истерическом развитии прошла несколько этапов, каждый из которых, удерживая основные особенности древнегреческой мудрости, имел свои особенности. Античная философия – это совокупность философских учений, существующих в древней Греции и Древнем Риме с VII в. до н.э. по VI в. н.э. до закрытия императором Юстинианом в 532 г. последней философской школы в Афинах – платоновской Академии. Античная философия оказала огромное воз­действие на европейскую культуру. Именно в античности были сформулированы центральные проблемы философского знания и заложены основные способы их решения.

Философия средних веков была тесно связана со стремлением понять суть христианского вероучения. Это стало основой разработки методологии метафизического размышления и принципов учености как разновидности интеллектуального труда, позволило выдвинуть положения, имевшие существенное значение для последующей эволюции философской мысли. Философия Возрождения подготовила общественное сознание к многонаправленности философского поиска, к восприятию науки как преобразующей силы.

Философия нового времени вырабатывала методологию постижения природы, способов получения истинного знания, которое может и должно быть использовано для улучшения условий человеческой жизни, открыла путь к познанию закономерностей социальной жизни, поиск способов создания разумно устроенного общества, в котором утвердились бы гуманность и справедливость, где все служило бы благу людей. Это подготовило высокую оценку автономии и независимости личности, обладающей неотъемлемыми правами и свободами.

Западная философия второй половины XIX-XX вв. развивалась через сочетание различных течений и школ; концепций, и методов, субъективно противостоящих друг другу и с необходимостью дополняющих друг друга, ради поиска ответов на вечные вопросы человечества.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 1756; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.162.179 (0.026 с.)