Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные особенности философии средних веков.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Теоцентризм. Философия средневековья развивалась на основе монотеизма в форме христианства и, следовательно, имела религиозный характер. Главным предметом философского размышления как и познания в целом считался Бог. Если античная философия по своей сутикосмоцентрична, то средневековая–теоцентрична.Реальностью, определяющей все сущее в мире она называла не природу (космос), а сверхъестественное начало – Бога – хранителя и источник всех ценностей: бытия, могущества, святости, добра, истины, творческой силы, красоты, любви.Философское познание призвано помочь людям постичь и усвоить эти ценности через уяснение единства человека с Богом. 2. Креационизм (лат. creation – творение) – размышление о творении мира Богом по его воле и из ничего – творческое начало как бы изымается из природы, из космоса и передается запредельной силе – Богу. Бог трактуется как абсолютное творческое начало. Природа при этом пассивна, а активность человека как подобия бога ограничивается контролем за развитием природы от имени Бога. 3. Антропоцентризм. В контексте религиозного мировоззрения антропоцентризм предстаёт как совокупность взглядов, утверждающих исключительную роль человека среди творения Бога. Согласно христианскому учению, Бог сотворил человека не вместе со всеми существами, а отдельно, для него был выделен специальный день творения. Христианские философы подчеркивают особое положение человека в мире. Если все другие материальные системы — лишь просто творения, то человек — венец творения. Он является центром Вселенной и конечной целью творения. Более того, он существо, господствующее на Земле. Высокий статус человеческого бытия определяется библейской формулой «человек–образ и подобие Бога». Но человеку нельзя приписать ни всемогущество, ни бесконечность, ни безначальность. Божественные качества человека – это разум и воля. Именно разум и свободная воля делают нравственным существом человека и представителем Бога в этом мире, продолжателем божественных деяний. Человеку, как и Богу, дана способность высказывать суждений, различать добро и зло. Свобода воли позволяет человеку сделать выбор в пользу добра и зла. Первые люди – Адам и Ева – сделали этот выбор неудачно. Они выбрали зло и, тем самым, совершили грехопадение. Отныне природа человека оказалась испорченной, так как на него постоянно оказывает воздействие грехопадение. Поэтому христианские мыслители определяют природу человека как двойственную. Это раздвоение человека крупнейший средневековый философ Августин называл «болезнью души», неподчинение ее себе самой, то есть высшему началу и благодати является центральной темой христианской антропологии. 4. Персонализм – рассуждение о Боге как об абсолютной Личности – конечной цели саморазвития каждого человека, в котором есть личностное начало как в подобии божьем. Личность определяется как единство духовности, душевности и телесности. Высшее начало в человеке – дух как путь к Богу. Человеческая душа – это поле борьбы добра со злом. Грех – это злоупотребление свободой выбора. Философия призвана помочь человеку сделать правильный вывод. 5. Провиденциализм – обосновывает идею о том, что Мир развивается не сам по себе, а согласно промыслу Божию, который придает природным и общественным процессам осмысленный и целенаправленный характер, предопределяет историю людей. 6. Эсхатологичность – признание конечности земного существования как целесообразный процесс к известной и намеченной Богом цели – царству Эсхатона («царству Божию»), его достижение– конечная цель и смысл человеческого существования.. 8. Традиционализм – обращение философии в прошлое ради следования традиции, через которую только и можно усмотреть истину, заключенную в священном писании (Библии). Средневековые мыслители стремились не к выдвижению новых положений, но лишь к комментированию и систематизации прошлого опыта. 9. Дидактизм – стремление всех поучать и наставлять на выполнение единых для всех библейских заповедей. Философские тексты средневековья дидактичны – они имеют поучительный, назидательный характер. 10. Исповедальность – потребность в самоанализе, что реализовывалось в практике молитвы и исповеди и постепенно формировало сознание как самостоятельный объект философствования. 11. Общинность – признание приоритета общественного над индивидуальным, абсолютной зависимости человека от общества. Философия средневековья постоянно размышляла о соотношении веры и разума в познании и жизненном пути. Все мыслители по-разному обосновывали приоритет веры: – Тертулиан: «верую, ибо абсурдно». Человек верит в то, что выходит за пределы разума, следовательно, чем меньше он стремится к «умствованию», философствованию, тем ближе его путь к Богу. –Ансельм Кентерберийский: «верую, чтобы понимать». Взаимодействие веры и знания (философии) возможно, при этом именно вера является основой такого взаимодействия, она направляет разум. – Фома Аквинский: истины веры (откровения), несомненно, выше истин разума, который может ошибаться. И все же укреплению религиозной веры способствует опора на рациональные рассуждения. – Дунс Скот: истины веры и истины знания могут противоречить друг другу, не теряя при этом своего значения и статуса истинности. Эта точка зрения, выходившая за рамки средневекового мировоззрения, сыграла важную роль в становлении философии эпохи Возрождения и Нового времени. В схоластике XI-XIV веков отчетливо выступают два главных направления: номинализм и реализм, боровшиеся между собой на протяжении нескольких столетий по вопросу о сущности общих понятий (род, вид), или так называемых универсалий. Номиналисты и реалисты вели спор о том, могут ли быть общие понятия вторичными, т.е. представляют ли они собой продукт деятельности мышления, или же они первичны, реальны, существуют самостоятельно. Схоластики, которые утверждали, что общих понятий реально не существует и они вторичны, представляют собой лишь названия определенных групп предметов и явлений природы, то есть только имена, стали называться номиналистами (лат. nomina — имена). По мнению номиналистов, реально, объективно существуют лишь дискретные предметы и явления с их личными свойствами, общие же понятия являются результатом абстрагирующей деятельности человеческого мышления. Номиналисты учили, что если бы не было материальных, реально существующих предметов и явлений природы, то не существовало бы и общих понятий, в которых мышление человека отражает самые существенные общие черты, специфичные для той или иной совокупности материальных вещей. Номинализм представлял собой основу, росток материалистического направления в схоластике, был специфическим выражением материализма в философии средневековья. Признание номиналистами объективного существования предметов и явлений природы так или иначе приводило к расшатыванию церковной догмы о первичности духовного и вторичности материального, подрывало религиозный миф о сотворении природы богом, ослабляло незыблемый в то время авторитет церкви и реальность Священного писания. В противовес номиналистам реалисты (лат. realis – вещественный) утверждали, что общие понятия по отношению к индивидуальным понятиям, характеризующим природу, являются первичными и существуют реально, сами по себе. Будучи ярко выраженными идеалистами средневековья, реалисты вслед за древнегреческим идеалистом Платоном доказывали, что общие понятия существуют независимо от обособленных индивидуальных вещей материального мира, т.е. независимо от мыслей человека. Эти понятия, по их учению, обладая самостоятельным бытием и являясь первичными, существуют вечно. Предметы же природы являются вторичными, представляют собой только формы проявления общих понятий. Единичные предметы и явления природы, говорили реалисты, в отличие от вечных общих понятий являются преходящими. Реализм был философской основой ортодоксального католицизма, господствующим направлением в схоластике. К середине XIV века средние века исторически исчерпали себя. В недрах средневековья зарождались иные, капиталистические, отношения, складывались национальные государства. На смену отживающей эпохе шла новая – эпоха глубоких социальных конфликтов: движение Реформации и католическая реакция на него, крестьянская война в Германии, нидерландская буржуазная революция. Радикально менялись экономические, социальные и политические условия жизни людей. Наступала эпоха Возрождения – эпоха развития естествознания, великих географических открытий. В этих условиях формировалось новое мировоззрение человека более свободного и самостоятельного. человек был бы более свободным и значительным существом.
С XIV в. начинается переходная в истории Западной Европы эпоха Возрождения. В области экономики идет распад феодальных отношений и развитие зачатков капиталистического производства: развиваются богатейшие города-республики в Италии. Одно за другим следуют крупнейшие открытия: первые печатные книги; огнестрельное оружие; Колумб открывает Америку; Васко да Гама, обогнув Африку, нашел морской путь в Индию; Магеллан своим кругосветным путешествием доказывает шарообразность Земли; возникают география и картография как научные дисциплины; вводятся символические обозначения в математике; появляются научная анатомия и основы физиологии; возникает медицинская химия, стремящаяся к познанию химических явлений в человеческом организме и к изучению лекарств; огромных успехов достигает астрономия. В этих условиях в Европе совершенно по-новому развивается философия. Мыслители на волне отрицания традиций средневекового общества ощущают себя наследниками античной философии и называют своё время «Возрождение» или «Ренессанс» (фр. Renaissance, итал. Rinascimento; от «re/ri» – «снова» или «заново» и «nasci» – «рождённый») Философия эпохи Возрождения охватывает период с XIV в. по первую половину XVII в. В эволюции философии эпохи Возрождения можно выделить следующие периоды: – гуманистический или антропологический (XIV – середина XV вв.) – интерес к человеку, изучение природы как среды обитания, условий жизни человека. Представители: Данте Алигьери, Ф. Петрарка, Л. Валла; – неоплатонический (середина XV – первая треть XVI вв.) – постановка широких онтологических проблем. Представители: Н. Кузанский, М. Фичино, П. Мирандола; – натурфилософский (вторая половина XVI – начало XVII вв.) – поднимались проблемы бесконечности Мироздания, Космоса, Вселенной, вопросы природы и божественного начала. Представители: Б. Телезио, Ф. Патрици, Н. Коперник, Д. Бруно, И. Кеплер, Г. Галилей.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 245; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.219.213 (0.013 с.) |