Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел I . Философия и её история↑ Стр 1 из 51Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Предисловие Завершившийся XX век не имеет себе равных во всемирной истории по размаху и основательности преобразований, совершаемых людьми (а временами – и по масштабам бедствий, пережитых человечеством, с потрясающей силой обнаживших трагическую хрупкость и ненадежность человеческого существования в мире). Произошедшие перемены затронули и изменили самые разные сферы – отношения между человечеством и планетой, на которой оно обитает, а также осваиваемой им частью космического пространства; взаимоотношения между государствами, где, пусть не всегда последовательно, пробивает себе дорогу осознание того, что у человечества в наши дни общая судьба; характер противоречий между разнородными социальными силами; сферу нравственных отношений и семейные устои. И все же нынешнее время, похоже, еще сильнее раскручивает маховик перемен. В XXI век человечество шагнуло, казалось бы, оставляя в прошлом состояние «холодной войны» между великими государствами и социально-политическими системами. Но вместе с тем оно сразу же оказалось перед лицом новых грозных «вызовов»: противоречивыми процессами тотальной глобализации, распространением фундаменталистских настроений, увеличением социально-экономического разрыва между странами «юга» и «севера», наличием социально-этнической нетерпимости внутри самих обществ. Угрозы экологического и демографического кризисов продолжают нарастать, бурные темпы научно-технического прогресса выплескивают на нас все новые знания и технологии, далеко не однозначно воздействующие на условия нашей жизни, да и на нас самих… Все эти, как и многие другие, перемены взаимно усиливают друг друга, так что легко поддаться впечатлению, будто происходящее в мире во всей своей полноте недоступно человеческому разумению и контролю. Однако такое разумение и контроль сегодня особенно необходимы, причем не отдельным избранным лицам, наделенным какими-то особыми знаниями и полномочиями, а каждому из нас. Дело в том, что, по мере того как социально-исторические изменения становятся все более глубокими, возрастает и число людей, активно вовлекающихся в эти изменения. На арене сегодняшних и завтрашних перемен каждый из нас во все большей мере становится не только зрителем, но и непосредственным участником событий. Это, пожалуй, одна из наиболее характерных отличительных особенностей нынешних изменений. Но у них есть и другая сторона – сама возможность их осуществления находится в прямой зависимости от того, насколько каждый из нас окажется в состоянии принять на себя полную меру ответственности за будущее. А это невозможно, если не уразуметь существо процессов, охватывающих сегодня весь мир. Мы постепенно привыкаем к разнообразию мнений, выражаемых и отстаиваемых разными социальными группами, разными людьми; мы учимся уважать инакомыслие, мнение других, даже если и не соглашаемся с ними. Для полнокровной общественной жизни, однако, необходимо, чтобы каждое отдельное мнение было обоснованным, продуманным с точки зрения не только конкретного индивида или особой социальной группы, но и с точки зрения интересов общества в целом. И здесь, таким образом, отчетливо обнаруживается, что от каждого из нас требуется способность осознанной, разумной ориентации в окружающей действительности. Но такая способность, как и вообще способность к разумному мышлению, у человека не является врожденной — ей необходимо обучаться, и лучшая школа для этого – усвоение высших достижений философской культуры. Человек, вообще говоря, может воспринимать окружающий мир и самого себя, довольствуясь представлениями обыденного здравого смысла, который скользит по поверхности вещей, не проникая в их суть. При этом, однако, его воззрения и действия не будут самостоятельными. Такой подход к действительности, конечно, не позволяет выработать самостоятельную жизненную позицию, обосновать свои идеалы и ценности. Путь разумного мышления, путь философии – непростой путь, ибо он ведет в глубины человеческого бытия, заставляет размышлять о многом таком, что неведомо обыденному здравому смыслу, он чаще вскрывает проблемы и противоречия, чем дает окончательные решения. Философию нередко понимают как некое абстрактное знание, предельно удаленное от реальностей нашей повседневной жизни. Это далеко не так. Напротив, именно в самой жизни берут начало самые серьезные, самые глубокие проблемы философии, именно здесь находится главное поле ее интересов; все же остальное, вплоть до самых отвлеченных понятий и категорий, до самых хитроумных мыслительных построений, – в конечном счете не более чем средства для постижения жизненных реальностей в их взаимосвязи, во всей полноте, глубине и противоречивости. При этом важно иметь в виду, что в философии, пытающейся осмыслить действительность, такое осмысление предполагает критическое отношение к действительности, к тому, что устаревает и отживает, и одновременно с этим – поиск в самой реальной жизни, в ее противоречиях возможностей, средств и направлений ее дальнейшего развития в интересах человека. Преобразование реальности, практика, является той сферой, откуда философия только и может получить толчок, стимул для решения своих проблем, где выявляется действительность и мощь человеческого мышления. Настоящая книга носит название «Введение в философию». Суть ее замысла в том, чтобы помочь изучающему философию составить себе первоначальное представление о ее истории и проблематике, о средствах и методах, понятиях и категориях. Конечно, в пределах одного учебного пособия невозможно раскрыть все богатство и многообразие философских проблем, направлений и течений – речь может идти лишь о том, чтобы дать некоторые основополагающие знания об истории философии и ее современной проблематике. Как и во всяком другом учебном пособии, здесь излагается определенная сумма знаний, которую должен усвоить каждый изучающий философию. Однако это только одна сторона дела; не менее, а, может быть, более существенно то, что изучение философии – школа, позволяющая воспитывать культуру разумного мышления, то есть умение свободно оперировать понятиями, выдвигать, обосновывать и подвергать критике те или иные суждения, отделять существенное от второстепенного, раскрывать взаимосвязи между разнообразными явлениями, наконец, выявлять и анализировать противоречия в окружающей реальности, а значит, видеть ее в изменении и развитии. Разумное мышление, формирующееся с помощью философии, – это мышление основательное, строгое, дисциплинированное, не допускающее произвола и умеющее отстаивать свою правоту, и вместе с тем это мышление острое, свободное и творческое. Следует, однако, иметь в виду, что культура разумного мышления, которую несет с собой философия, не может быть навязана человеку помимо его воли и желания, его интереса. Для того чтобы ступить на путь, ведущий к разумному мышлению, человек должен совершить собственное усилие, ему необходимо напряжение всех его интеллектуальных способностей. В противном случае он не сможет вырваться из плена навязываемых стереотипов мышления, а вся богатейшая проблематика философии останется для него книгой за семью печатями. Мысль о связи философии с реальной жизнью иногда выражают в такой форме: говорят, что всякому времени отвечает своя философия. В этих словах есть глубокий смысл. Именно в наши дни с особой остротой дает о себе знать необходимость осмысления глубоких преобразований во всех сферах общества, а также множества новых и острых проблем, с которыми сталкивается ныне вся человеческая цивилизация. И это во многом предопределило содержание и структуру данного учебного пособия, наличие в нем таких тем, которых не было в предыдущем издании, а также новых поворотов в освещении традиционных тем. При этом, разумеется, должно быть сохранено и все то, что выдержало проверку временем. Нельзя не учитывать и характерной особенности тех проблем, которые больше всего интересуют философию. Многие из этих проблем принято называть «вечными». Каждое новое поколение людей, каждый человек в своей жизни вынуждены снова и снова обращаться к этим проблемам, искать свои решения. Всякий раз они предстают перед людьми в своеобразных, неповторимых формах, определяемых как прихотливыми течениями истории, так и особенностями индивидуального опыта человека. Вместе с тем в них заключено и общечеловеческое содержание. Проблемы эти не есть нечто внешнее и безразличное для человека, они затрагивают самую суть его бытия. Однако из того, что каждому человеку приходится решать их самостоятельно, вовсе не следует, что сам он должен изобретать и средства для их решения. Эти средства создаются в самых разных сферах духовной культуры человечества — в мифологии и религии, в науке, в литературе и искусстве, в моральных воззрениях и правовых установлениях. Что касается философии, то она не просто вырабатывает такого рода средства, но и выносит на критический суд разума предлагаемые варианты решения этих проблем. Дело, наконец, заключается в следующем. С точки зрения разумного мышления выдающиеся философы прошлого – это наши предшественники и оппоненты, у которых мы многому можем научиться и с которыми мы можем вести равноправный диалог и дискуссию, соглашаясь с одними их воззрениями и оспаривая другие. Вообще говоря, диалог и дискуссия — это нормальная форма существования и развития философии. На своем собственном многовековом опыте философия хорошо знает относительность таких истин, которые некогда воспринимались как абсолютные. Что же касается настоящей книги, то в ней рассматривается довольно много тем и проблем, далеких от окончательного решения, представлены различные точки зрения на эти проблемы, с тем, чтобы и самого читателя пригласить к участию в их обсуждении. Собственно, только таким путем – путем обсуждения проблем, затрагивающих его самого, – человек и может вырабатывать у себя навык разумного мышления. Следует обратить внимание еще на одно обстоятельство. Философия – это особая область знания, в некоторых отношениях существенно отличающаяся от всех других наук. Особый статус философии находит выражение и в самом стиле философских произведений. Многие выдающиеся философы оставили после себя творения, которые восхищают людей не только глубиной мысли, но и блестящей литературной формой. Нередки и такие случаи, когда тот или иной философ излагает свое учение в виде афоризмов. Вот почему философия воздействует не на один лишь интеллект человека, но и на его эмоции, на весь спектр его духовных способностей. И в этом смысле она сродни литературе и искусству. Философия не является наукой, но это не лишает её как самостоятельную область знания и способ познания мира организационной строгости, свойственной науке. Любое философское рассуждение стремиться к системности и внутренней непротиворечивости, имеет четко определяемые объект и предмет постижения, оригинальную систему методов, свои способы обоснования выдвигаемых ею утверждений. Философы всех стран и направлений стремятся выработать единый понятийно-категориальный аппарат – язык, с помощью которого они и выражают свои идеи, предположения и концепции. Первоначальное знакомство с ними – одна из тех задач, которые ставили перед собой авторы настоящего учебного пособия. Но, подчеркнем еще раз, это всего лишь введение в великую сокровищницу мудрости, которую накапливало человечество на протяжении веков и тысячелетий. Чтобы ближе соприкоснуться с ней, надо размышлять над первоисточниками, то есть над произведениями самих философов. Что такое мировоззрение
Часто мировоззрение определяется как составляющая человеческого сознания: совокупность знаний, убеждений, мыслей, чувств, настроений, стремлений, надежд, которые предстают как более или менее целостное понимание людьми мира и самих себя. Мировоззрение также определяют как совокупность основных убеждений относительно природы, личной и общественной жизни, убеждений, которые играют определяющую роль в поведении, в совместной практической деятельности людей. В общем виде мировоззрение – это совокупность наиболее общих представлений о мире и человеке, о месте человека в мире, о цели и смысле его существования. Мировоззрение – это фундамент программы действий личности, социальной группы или общества в целом (что надо делать, к чему стремиться) и обоснование этой программы (почему именно эти цели наиболее важные здесь и сейчас). При этом мировоззрение – не просто знание, но их оценка и систематизация, а также отношение человека к миру. Именно поэтому мировоззрение позволяют делать выбор в конкретной ситуации. Отметим, что мировоззрение может быть системой продуманной и обоснованной, опираться на научные знания, иметь четко сформулированные цели и способы их достижения, а может быть и не продуманной, не ясной, включать в себя противоречивые представления. В последнем случае на выбор человека активнее влияют различные внешние обстоятельства и силы, мимолетные чувства, настроения, эмоции. Мировоззрения конкретных людей, таким образом, могут различаться степенью осознанности, продуманности, тем, что в них преобладает – интеллект или чувства, миропонимание или мироощущение. Возвращаясь к философии, отметим, что любая философия является мировоззрением, т.е. совокупностью наиболее общих взглядов на мир и место в нем человека. Однако это не означает, что всякое мировоззрение является философией. Понятие «мировоззрение» шире понятия «философия», т.е. первое включает в себя второе. Подобно тому, как понятие «плод» подразумевает не только яблоко, но и грушу, вишню и т.д., так и понятие «мировоззрение» нельзя свести только к философии. Оно включает в себя и другие формы (виды) мировоззрения мифологическое, религиозное, научное и т.д. При этом мировоззрения различных субъектов отличаются по глубине отражения мира. Первый самый простой вид отражения происходит на уровне ощущений. Применительно к мировоззрению он связан с мироощущением или миросозерцанием, которые фиксируют лишь отдельные, внешние проявления бытия, мир явлений, а не сущностей. На следующих, более глубоких уровнях отражения - мировосприятие и миропредставление в сознании создаются цельные образы отдельных элементов мира, обозначается взаимосвязь процессов и явлений, происходит фиксация их тождества и различия. Однако на этом уровне мировоззрение ограниченно больше чувственным опытом, нежели рациональным мышлением, здесь чувства и рассудок еще преобладают над разумом. И только тогда, когда происходит отражение с помощью абстрактного мышления, формируется мировоззрение, способное вскрыть закономерности и сущность явлений и процессов. Мировоззрение на этом уровне можно назвать миропониманием. Именно его и представляет философия. Таким образом, философия – это высший уровень и вид мировоззрения, это теоретически оформленное, системно-рациональное зрение. Именно философское мировоззрение своей сути призвано вскрывать рациональный смысл и всеобщие закономерности существования развития мира и человека. Но, как уже было отмечено, философия – это не единственная форма мировоззрения. Наконец, отметим еще один исторический аспект разграничения философии и мировоззрения. Речь идет о том, что философия это самый поздний в историческом плане вид мировоззрения, возникший после мифа и религии. В связи с этим следует сказать, что общество уже обходилось и, вообще говоря, может обойтись и без основанной на разуме и мышлении философии, но тогда на ее место автоматически вступает мировоззрение, представляющее или мифологическое мироощущение, или религиозное миропредставление, основанное на вере в сверхъестественные силы. История дает этому самые убедительные доказательства.
Выводы 1. Мировоззрение – это система наиболее общих взглядов человека (группы людей) на мир и себя в нём; 2. Мировоззрение формируется в процессе развития человека и общества в целом и познания – в частности; 3. Мировоззрение исторически изменчиво; 4. Сосуществуют разные формы мировоззрения, различающиеся по тому, какая форма познания преобладает: мифическая или религиозная, или научная, или философская; 5. Философия как самостоятельная область теоретического знания в своем саморазвитии рационально стремиться к системности и имеет: - свой объект познания – весь мир в его внутренних связях; - свой предмет познания – всеобщие проблемы в контексте отношений Мира и Человека; - свою цель – соотнесение человека, его предметной деятельности с Миром, с надличностными структурами бытия; - набор философских методов, применяемых и другими формами познания в кризисных ситуациях; - свои функции и роль в развитии культуры; - структурное деление на разделы (части) по принципу различения предмета познания - свой категориальный аппарат (рационально разработанный международный теоретический язык) Таким образом, философия стремится понять реальность мира во всех его элементах, частях и моментах без изъятия, реальность как целое. В этом стремлении она опирается на все познавательные возможности человека, отдавая ведущую роль работе разума и признавая главным методом постижения мира рационализацию. Для нее значим лишь разумный аргумент, логическая мотивация, логос. Недостаточно констатировать, определить данные факта, опыта: философия должна идти дальше фактов и опыта, находить причины с помощью разума. Цель философии, в конечном счете, состоит в чистом созерцании истины, бескорыстном желании достичь ее.
Философия рационализма Рационализм (от лат. ratio – разум) – философское направление, признающее ведущую роль разума в познании истины. Основоположником рационалистической позиции в гносеологии и методологии Нового времени по праву считается выдающийся философ и математик Рене Декарт (1596-1650). Основные его философские труды: «Первоначала философии», «Рассуждения о методе» и «Правила для руководства ума».Признавая началом любого научного познания сомнение, Декарт считал главным методом познание дедукцию как ход мысли от общего к частному. Последователями рационализма Декарта были голландский мыслитель Бенедикт (Барух) Спиноза (1632-1677), немецкий философ и математик Готфрид Лейбниц (1646-1716) Эмпиризм (от греч. empiria – опыт) – философское направление, признающее ведущую роль эксперимента в познании истины.Одним из главных разработчиков эмпирической гносеологии и соответствующей ей методологии, ориентированной на эксперимент как основу научного познания был Френсис Бэкон (1561-1626) – английский философ, естествоиспытатель и государственный деятель. Его основными произведениями были: «Новый Органон» (изучение взаимосвязи природы и человека, вооруженного научными знаниями») и «Новая Атлантида» (посвященная вопросам социально-политической философии). В противовес дедуктивному методу Ф. Бэкон разрабатывал индуктивный метод как ход мысли от частного к общему, считая его самым надежным на пути к научной истине.Ф.Бэкон утверждал, что все знания происходят, в конечном счете, из опыта. Продолжателями бэконовской традиции были видные английские философы Томас Гоббс (1588-1679) и Джон Локк (1632-1704). Представители, как эмпиризма, так и рационализма в гносеологии внесли, безусловно, огромный вклад в развитие научной методологии. Их противостояние было исторически оправданотем, что позволило в самом начале развития науки теоретически и практически последовательно продумать методологию познания. Однако и сам Ф Бэкон понимал ограниченность резкого противостояния и борьбы на уничтожение научных оппонентов и догматических мыслителей. Он однозначно отмежевывается от крайних форм эмпиризма, полагая, что опыт и мышление должны выступать в единстве. В «Новом Органоне» он уподоблял крайний эмпиризм поведению муравья, тянущего в муравейник без разбора все, что попадается на пути. Он отвергал и крайний рационализм, сравнивая его с деятельностью паука, который из самого себя ткет паутину. А в качестве образца он приводил пример пчелы, которая не только собирает нектар и пыльцу, но и перерабатывает их в мед и воск. Современная наука использует весь опыт научной методологии, полагая, что каждая форма познания вносит свой вклад в продвижении к истине в целом, что опытное и рациональное познание, как и основанные на них индуктивный и дедуктивный методы диалектически взаимосвязаны. Успехи развития капитализма в Европе отразились не только на бурном росте научного познания и его философского осмысления. Новые экономические отношения породили и новые социальные противоречия, самые первые успехи научно-технического прогресса оборачивались тяжелыми условиями труда, низким организационным уровнем производства резкими социально-классовыми противоречиями. Философия отреагировала на это осмыслением общества как самостоятельного объекта, и развития, и теоретического внимания. Первой философской программой преобразования общества стало просвещение – широкое общественно-философское движение, выступавшее за совершенствование человека и общества на основе разума и успехов в развитии науки и техники.Через большую работу обучения каждого человека и окультуриваниянарода в широком смысле слова просветители надеялись сделать жизнь всех счастливой. С наибольшей силой «век Просвещения» (XVIIIвек) проявил себя во Франции, где деятельность просветителей подготавливала Великую французскую революцию. В концентрированном виде их идеи нашли свое выражение в грандиозном коллективном труде – «Энциклопедии или Толковом словаре наук,искусств и ремесел", изданном в I8 томах в период с1751 по 1780 годы. Участниками этого изданиястала большая группа просветителей, названных энциклопедистами: Д. Дидро (1713–1784), Шарль Монтескье (1689–1755) Д'Аламбер, Ф. Вольтер (1694–1778), П. Гольбах, К. Гельвеций и др. Философия позитивизма Ещё одним направлением рационального освоения мира стал «Позитивизм».Это направление унаследовал от «немецкой классической философии» веру в разум как предельную характеристику бытия, и от «просветителей» веру в абсолютно безграничные возможности науки для положительного развития общества. Основателем позитивистской философии считается Огюст Конт французский философ и социолог. Рассуждая в контексте успешного развития частных наук о природе, О. Конт пришёл к выводу о том, что философия выполнила свою историческую миссию, так как изучение природы обрело эмпирическую базу и доказательную методику исследования; философские рассуждения о всеобщих предельных основаниях бытия с пользой для общества вытеснены знаниями законов развития природы; в результате, «теперь каждая наука сама себе философия». Время, по мнению О. Конта, требовало от процесса познания положительных (позитивных) то есть полезных для человека знаний, то есть именно историческое время как объективный фактор отказывало философии в праве на существование. Заглядывая вперёд, отметим, что в историческом развитии позитивизма различают три этапа: Первый позитивизм (середина XIX века), считал необходимым и своевременным развивать самостоятельность и самодостаточность частных естественных наук, и создание «социальной физики». Это и стало началом развития новой науки – социологии как науки об обществе. Единственно задачей философии должна стать работа по обобщению научных данных. (О. Конт(1798-1857), Г. Спенсер, Дж. Ст. Миль). Второй позитивизм до 10-х гг. ХХ века.Стремление «очистить» естественнонаучное знание от «остатков» умозрительных размышлений, усилить методику и опыт. С их точки зрения, философия должна превратиться в деятельность, анализирующую особенности познания, исходя из того, что никакой объект мира не может быть описан таким, как он есть. Всё растворяется в ощущениях познающего субъекта, который ничего не в силах объяснить, следовательно задача науки – описать ощущения ученого (Э. Мах, Р. Авенариус). Третий – логический позитивизм или неопозитивизм (первая половина ХХ века)истолковывал истину как совпадение высказываний с непосредственным опытом человека, а философию воспринимал как род деятельности по анализу естественных и искусственных языков. Так Л. Витгенштейн отметил, что в языке науки и в повседневном языке слишком много псевдопредложений, то есть предложений, которые в действительности не говорят о фактах. Для выявления и отбрасывания таких бессмысленных предложений требуется логический анализ языка науки. Именно такой анализ должен стать главным занятием философов. (М. Шлик, Р. Карнап, Г. Рейхенбах). Постпозитивизм (вторая половина ХХ века) характеризуется отказом от многих принципиальных положений позитивизма. Подобная эволюция характерна для творчества Карла Поппера (1902-1988), пришедшего к выводу, что философские, проблемы не сводятся к анализу языка. Главную задачу философии он видел в проблеме демаркации – разграничении научного знания от ненаучного. Это и стало началом развития новой области знания – философии науки (Т. Кун, П. Фейерабенд). Философия марксизма Возникновение позитивизма было реакцией общественного европейского сознания на социально-экономические противоречия середины XIX века, своеобразным предложением разрешить проблемы общественного развития через развитие науки. Другой путь решения тех же проблем предложил в середине XIXвека марксизм [Карл Маркc (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895)], разрабатывая философию как теорию революционного преобразования мира: «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его». Марксизм видел предпосылки возможности предпосылки возможности сознательной преобразовательной деятельности в наличии законов общественного развития. Их познание и должна осуществлять социальная философия. А саму возможность познания законов общества марксизм видел в диалектико-материалистической методологии. Основным положением марксисткой философии стало материалистическое понимание истории: признание первичности материальных условий жизни человека и общества по отношению к развитию сознания; признание фундаментальной роли в развитии общества способа производства материальных благ, признание практики как предметно-чувственной преобразующей деятельности людей основой всех форм познания человеком мира. Сознательно встав на позиции защиты интересов пролетариата, основоположники марксизма рассматривали свою философию как теоретико-мировоззренческую и методологическую основы борьбы за его экономическое и политическое освобождение, Уровнем развития естествознания той эпохи объясняется определение Энгельсом понятия материи как объединяющего все лишь телесно существующее, а также некоторый схематизм разработанной им классификации форм движения материи. Впрочем, будучи диалектиками, Маркс и Энгельс сами неоднократно подчеркивали исторически преходящий характер философских систем, характеризуя философию как «духовную квинтэссенцию исторической эпохи» и отмечая также, что с каждым большим шагом в науке и общественной практике философия с необходимостью будет менять свои формы. Это положение убедительно проиллюстрировала история развития позитивизм, которую мы рассмотрели выше. При этом необходимо отметить, что основоположники марксизма, размышляя в контексте конкретной исторической эпохи, не претендовали на единственность своих теоретических выводов и не могут нести ответственность за то, что в последующем в новой социально-политической ситуации многие их идеи были догматизированы и, по сути, перешли в разряд идеологических штампов. Достаточно вспомнить ту роль, которую сыграли В.И. Ленин (1870-1924) и его соратники в превращении марксизма, по крайней мере, в нашей стране, в единственное учение, не подлежащее сколь-нибудь серьезному анализу. Сделав марксизм официальной идеологической доктриной Советского государства, Ленин и, особенно, его последователи тем самым подвергли ревизии его сущность, во многом ограничив возможности саморазвития. Этим был нанесен ущерб не только самому марксизму, но и обществу. Марксизм как философия преобразования и активного социального действия возник в период сильнейших социально-экономических противоречий развития западной Европы. Общество прореагировало на эту ситуацию волной буржуазных революций. XIXвек во многом реализовал мечты и задумки общественного сознания двух предыдущих веков: демократизация социально-политических отношений, развитие экспериментальной науки, индустриализация в контексте промышленного переворота. Однако опыт послереволюционного мирного развития принёс и разочарования: царство просвещённого разума обернулось торжеством буржуазного рассудка, равенство всех граждан – формализмом закона, права и безопасность личности – произволом диктатуры новых правителей, поиск новой религии – духовной пустотой и моральной растерянностью в условиях аномии (отсутствие единых моральных норм). В этих условиях философия продолжает поиск оптимальных методов познания мира и человека в естественнонаучной или иррациональной методологии.
Философия п рагматизма
Прагматизм (греч. pragma – практика, дело, действие) – философское направление, возникшее в Америке в конце XIX – начале XX вв., считающее своей задачей помочь человеку в решении жизненных проблем. Поскольку жизнь человека имеет преимущественно практический характер, то любая проблема связана с интересами отдельного человека, и искать её решение надо в том направлении, где помощь окажется максимальной. Основные черты философии прагматизма 1. Ориентация на практические человеческие проблемы, цели и средства их достижения. 2. Отказ от стремления познать объективную истину. 3.Разработка понятия ценности как наиболее значимого для человека. 4.Признание критерием истинности знания их пользу, выгодность. 5.Оправдание веры в Бога как средства решения жизненных проблем. 6. Признание целью познания и жизненного опыта умение преодолевать сомнение и решать жизненные проблемы. Основные представители: Чарльз Пирс (1839 – 1914),, Уильям Джеймс (1842 – 1910), Джон Дьюи (1859 – 1952).
Философия жизни «Философия жизни» – широкое философское течение, возникшее в 60-70 гг. XIX в. в Германии, Франции и других странах Европы, на волне отрицания методологии позитивизма, но продолжения основных интенций просвещения и романтизма.[Романти́зм (фр. romantisme) –идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII века – первой половины XIX века, утверждающее самоценность духовно-творческой жизни личности, веру в преобразовательное возможности воли сильных и одновременно страстныхлюдей]. Основные представителифилософии жизни: Артур Шопенгауэр, Фридрих Ницше (1844–1900), Вильгельм Дильтей (1833–1911) (Германия), А. Бергсон(1859–1941) (Франция). Феноменология Феноменология (греч. phainomenon и logos – учение о феноменах) –Основателем учения был немецкий философ и математик Эдмонд Гуссерль(1859–1938), который пытался создать философию как строгую теорию научного знания (наукоучения). Продолжая традиции Декарта и Канта, он утверждал, что в самом сознании можно найти всеобщие принципы, которые не зависят от индивидуальных особенностей познающего субъекта. Найти эти принципы можно «очистив сознание» от эмпирического опыта субъекта. Но если Декарт в качестве исходных основ познания видел врождённые идеи, а Кант – априорные (доопытные) формы, то Гуссерль ищет их в пределах сознания, утверждая, что мир дан человеку только через феномены сознания и без сознания мы вообще ничего не можем сказать о мире.Именно поэтому сознание это самодостаточный объект феноменологии как самостоятельного направления (раздела) философского познания.Его основные задачи: осмыслить (понять): что такое сознание; как возможно сознание (ответить на вопрос «сознание – это самостоятельная субстанция, или свойство, например, мозга человека?); каков внутренний механизм познавательной деятельности сознания. Применение феноменологического метода имеет раз особенностей, которые существенно осложняют познавательную деятельность. 1. Сознание изучает само себя, для этого требуется высшая степень абстрагирования и философской рефлексии, взгляд на себя со стороны – это начало феноменологии, но не её цель. 2. Феноменология познает не предмет как таковой (в том числе и не себя) и поток сознания (своего в том числе), изучающий этот предмет (и себя в том числе) и то, как сознание мыслит этот предмет, как возможно понимание мыслей другого сознания. Иными словами, изучается не воспринимаемое, а сам процесс восприятия. Иными словами: Объективный мир существует независимо от нашего сознания, но мир (его часть) познанный находится лишь в сознании и он не объективен. Он лишь похож на объективный мир, он преобразован процессом познания. И он, как результат познания – не фрагмент изучаемого мира, пересаженный в голову, а нечто новое, мыслимое. В этом «обновлении» сознание может ошибаться. Поэтому Гуссерль идет дальше Декарта и пытается «мыслить мыслимое», то есть понять работу сознания, а не то, что оно познаёт. Для Декарта мысль метод познания природы, для Гуссерля мысль – это объект познания. 3.Сознание любого человека завалено идеями, теориями, убеждениями, приобретёнными в ходе жизни. Есть опасность зависимости от этих убеждений. Для очистки сознания Гуссерль предлагает осуществлять феноменологическую редукцию – «возвращение к незнанию». Феноменологическая редукция подразумевает отказ от всех прежних взглядов, убеждений как по поводу себя (психофизического существа), так и по поводу изучаемого предмета. Для того, чтобы «чистое сознание» схватывало суть вне искажений – феноменология стремится фиксировать первый «взгляд», первое впечатление, первое чувство. Истина в феноменологии вообще схватывается не рационально, а интуитивно и быстро. И именно интуиция признается началом всех начал и источником познания. И именно феноменология раскрыла механизм интуиции и показала условия ее легитимности как метода научного познания. Таким образом, феноменология продолжила традиции классической философии при рассмотрении познавательных возможностей человека, и стала теоретико-методологической основой экзистенциализма и герменевтики, доля которых центром внимания становится многослойное человеческое бытие.
Экзистенциализм Экзистенциализм (лат.Existentia – существование), или философия существования – одно из главных мировоззренческих направлений XX столетия. Его предшественниками считают датского философа С. Къеркегора, немецкого философа Ф. Ницше и Ф.М. Достоевского. В России с его идеи формулировали Шестов(1866–1938), Н. Бердяев(1878–1965); в Германии – М. Хайдерггер (1889–1976), К. Ясперс (1883–1969); во Франции – Г. Марсель, Ж-П. Сартр (1905–1980), А. Камю (1913–1960). Среди писателей XX века близкие экзистенциализму настроения выражали Э. Хеменгуэй, А. Сент-Экзюпери, С. Беккет и др. Экзистенциализм делится на религиозный (Ясперс, Марсель) и атеистический (Хайдеггер, Сартр). Но различия между ними незначительны. Серен Къркегор (1813-1855) одним из первых начал обсуждение проблемы бессмысленности бытия мира, которое внушает каждому страх, трепет и отчаяние. Человек неотвратимо смертен и слаб. Природа не оставляет шансов на спасение. Общество враждебно каждому, оно нивелирует личность, превращает её в винтик, стандартную деталь, не имеющую своего лица. Надежда на снижение накала страха и отчаяния человека – или его бесконечно одинокая самость, или Бог. Для реализации этой надежды нужен свободный выбор. Развивая эти идеи, Жан-Поль Сартр утверждает, что человек всегда является результатом своего выбора, ибо от рождения каждый индивид есть ничто, жизнь
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 210; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.64.210 (0.02 с.) |