Глава 2. Основные вехи европейской философской мысли 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 2. Основные вехи европейской философской мысли



 

 

Период Ведущее направление развития философии Главный объект рассуждения в контексте вопроса «что есть что?» Основной объект внимания к человеку Основной принцип отношения к Миру Основной антропологический вопрос
Античность 7 в.до Н.Э.-6 в. Н.Э. Натурфилософия Природа как Космос Тело человека Космоцентризм Что надо сделать,  чтобы вписаться в природу?
Средние века 6-14 вв. Теософия Бог Свобода человека Теоцентризм Что надо сделать,  чтобы постичьБога?
Возрождение 14-16 вв. Натурфилософия Природа как среда обитания человека Дело и методология творчества человека Гуманизм Что надо сделать,  чтобы стать творцом?
Новое время 17-19 вв. Гносеология: Рационализм Иррационализм Познавательные способности человека: разум, опыт Познание человеком мира Рационализм Что надо сделать, чтобы познать истину?
ХХ- XXI вв. – современность Философская антропология Природа человека Предельное основание сущности человека Антропо- центризм Что надо сделать,  чтобы стать человеком?

Как мы уже знаем, процесс возникновения и развития философских идей составляет предмет такого раздела философии как «история философии». История философии рассматривает историко-философский процесс в широком контексте культуры, в соотношении со сложными явлениями общественной жизни. Мы так же отмечали, что философствование – это потенциальная способность каждого современного человека. Однако, это не означает, что люди философствовали всегда, и что все страны и народы внесли одинаковый вклад в зарождение и развитие философии как самостоятельной формы познания Мира..

В западной (средиземноморской) культуре эту великую роль взяли на себя греки – граждане древних греческих городов-полисов, населявших тогда бассейн Эгейского моря. Родина древневосточной философии - Индия и Китай. Интересно, что становление, и западной, и восточной философии происходило практически в одно и то же историческое время и независимо друг от друга. И на Западе, и на Востоке философия стала складываться на той ступени развития культуры, когда развитие общественных отношений привело к необратимому процессу примитивного мировоззрения, господствовавшего в родовом и раннем классовом обществе. Вытеснение мифологического мировоззрения философским было вместе с тем и рождением рациональности – как логического освоение закономерностей развития всех элементов мира на основе работы разума человека. При этом вера не покинула человека в его познавательной деятельности, она сменила объект поклонения и ожидания. А именно, вера в силу природных стихий была вытеснена верой в разум как в самую надежную опору жизни и естественное средство познания.

Древние греки «изобрели» западноевропейскую философию, и это изобретение стало возможным лишь потому, что еще раньше они же «изобрели» демократию, которая помогла им осознать самоценность умственной деятельности, испытать радость от свободного поиска истины.

 

    § 2.1. Общая характеристика Античной философии

Таким образом, первые греческие философы стали излагать свои взгляды в среде, в которой уже имелись авторитеты, а в качестве высшей инстанции в архаической Греции выступали языческие мифы, повествующие о происхождении и устройстве того мира, в котором жил человек. Именно поэтому античная философия носила переходный характер «от мифа к Логосу» и развивалась через преодоление традиций, методов и целей мифологического мышления.

Античная философия – это философия древних греков и древних римлян, имеют более чем тысячелетнюю историю, начиная с VII в. до н.э. и до 529 г. н.э., когда император Юстиниан закрыл языческие школы, разогнав их последователей. Античная филосо­фия возникла в греческих полисах (торгово-ремесленных городах-государствах) Малой Азии, Средиземноморья, Причерноморья и Крыма,
собственно Греции – в Афинах, в эллинистичес­ких государствах Азии и Африки, в Римской империи. Античная философия внесла исключительный вклад в развитие
мировой цивилизации. Именно здесь зародилась европейская культура и цивилизация, здесь истоки западной философии, почти всех ее последующих школ, идей и представлений

Внутри этого периода можно различить следующие этапы:

I. Ранняя классика (между VII и V вв. до н. э.) – досократическийпериод, который называют натурфилософским, или космологическим), так как предметом рассуждения была тогда природа, понимаемая как космос, заключавший в себе порядок первопринципов.Философы этого времени были заняты поиском первоначала (субстанции) всех вещей (милетская школа – Фалес, Анаксимандр, Анаксимен). Материалистическое направление связано, также, с представителями атомизма – Левкиппом и Демокритом. Основная оппозиция данного периода – противостояние Гераклита – родоначальника объективной диалектики как учения о всеобщем движении и развитии и Парменида и Зенона, утверждавших, что движение не мыслимо и невозможно. В рассуждениях Пифагора о числе как первоначале всего сущего зарождалось идеалистическое направление.

II. Средняя классика (V - IV вв. до н. э.) – сократический гуманистический период. Назван так потому, что Сократ и его предшественники Софисты перенесли центр внимания рассуждений с космоса на человека, делая его главным предметом своего исследова­ния и рассматривая как микрокосмос, пытаясь определить его сущность, а также обращает внимание на этико-социальные. Поэтому этот период иногда определяют как «антропологический переворот» в античной философии. Появляются первые философские системы Платона и Аристотеля. В этот период формируются две магистральные противостоящие друг другу философские системы – «линия Демокрита» (материализм) и «линия Платона» (идеализм).

III. Высокая классика (IV - I вв. до н. э.) ранний эллинизм.Развитие философии как морально-нравственного учения, разрабатывающего нормы и правила человеческой жизни; открытие сферы сверхчувственного, что подготовило изучение сути божественного; формулируются основные философские проблемы, первые философские категории (эпикуреизм, стоицизм, скептицизм).

IV. Римский период позднего эллинизма (I в. до н.э. – V в. н.э.). В этот период происходит слияние древнегреческой о древнеримской философии в одну – античную философию; утачивается интерес к философскому объяснению природы и активно разрабатываются проблемы человека, общества, государства; расцветает стоицизм. Яркими представителями этого периоды являются Сенека, Марк Аврелий. Цицерон, Лукреций Кар, Боэций, а также римские стоики, скептики, эпикурейцы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 206; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.254.35 (0.005 с.)