Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Рациональная ступень познанияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Рациональное познание наиболее полно и адекватно выражено в мышлении. Мышление – осуществляемый в ходе практики активный процесс обобщенного и опосредованного (абстрактного) отражения действительности, обеспечивающий раскрытие на основе чувственных данных ее закономерных связей и их выражение в системе абстракций (терминов, понятий, категорий и др.). Мышление человека – не чисто природное его свойство, а выработанная в ходе истории функция социализированного индивида, общества в процессе своей предметной деятельности и общения, идеальная их форма. Исходя из древней философской традиции, восходящей к античности, следует выделить два основных уровня мышления – рассудок и разум. Рассудок – исходный уровень мышления, на котором оперирование абстракциями происходит в пределах неизменной схемы, заданного шаблона, жесткого стандарта. Это способность последовательно и ясно рассуждать, правильно строить мысли, четко классифицировать, строго систематизировать факты. Здесь сознательно отвлекаются от развития, взаимосвязи вещей и выражающих их понятий, рассматривая их как нечто устойчивое, неизменное. Главная функция рассудка – расчленение и исчисление. Мышление в целом невозможно без рассудка, он необходим всегда, но его абсолютизация неизбежно ведет к метафизике. Рассудок – это обыденное повседневное «житейское» мышление, или то, что часто называют здравым смыслом. Логика рассудка – формальная логика, которая изучает структуру высказываний и доказательств, обращая основное внимание на форму «готового» знания, а не на его содержание и изменение. Рассудок дает возможность решать задачи в предложенных обстоятельствах, но на его основе невозможно менять обстоятельства и создавать принципиально новые явления, то есть творить. Разум (диалектическое мышление) – высший уровень рационального познания, для которого, прежде всего, характерны творческое оперирование абстракциями и сознательное исследование их собственной природы (саморефлексия). Только на этом своем уровне мышление может постигнуть сущность вещей, их законы и противоречия, адекватно выразить логику вещей в логике понятий. Последние, как и сами вещи, берутся в их взаимосвязи, развитии, всесторонне и конкретно. Главная задача разума – объединение многообразного вплоть до синтеза противоположностей и выявление коренных причин и движущих сил изучаемых явлений. Логика разума – диалектика, представленная как учение о формировании и развитии знаний в противоречивом единстве их содержания и формы. Процесс развития мышления включает в себя взаимосвязь и взаимопереход рассудка и разума. Наиболее характерной формой перехода первого во второй является выход за пределы сложившейся «готовой» системы знания на основе выдвижения новых – диалектических по своей сути – фундаментальных идей. Переход разума в рассудок связан прежде всего с процедурой формализации и перевода в относительно устойчивое состояние тех систем знания, которые были получены на основе разума (диалектического мышления). Формы мышления (логические формы) – способы отражения действительности посредством взаимосвязанных абстракций, среди которых исходными являются понятия, суждения и умозаключения. На их основе строятся более сложные формы рационального познания, такие как проблема, гипотеза, теория и др., которые будут рассмотрены ниже. Понятие – форма мышления (мысль), отражающая общие закономерные связи, существенные стороны, признаки однородных явлений, которые закрепляются в их определениях (дефинициях). Широта и емкость содержания понятия зависит от широты (степени) однородности мыслимых явлений. Например, в определении «человек есть животное, делающее орудия труда» выражен такой существенный признак родового человека, который отличает его от всех других представителей животного мира, выступает фундаментальным законом существования и развития человека как родового существа. Понятия должны быть гибки и подвижны, взаимосвязаны, едины в противоположностях, чтобы верно отразить реальную диалектику (развитие) объективного мира. Наиболее общие понятия – это философские категории. Понятия выражаются в языковой форме – в виде отдельных слов («атом», «водород» и др.) или в виде словосочетаний, обозначающих классы объектов («экономические отношения», «элементарные частицы» и др.). Суждение – форма мышления, отражающая вещи, явления, процессы действительности, их свойства, связи и отношения. Иначе говоря, суждение – это мысль, которая через несколько понятий что-то утверждает или отрицает. Следовательно, это мысленное отражение, обычно выражаемое повествовательным предложением, и при этом может быть либо истинным («Париж стоит на Сене»), либо ложным («Ростов стоит на Волге»). В форме суждения отражаются любые свойства и признаки предмета, а не только существенные и общие (как в понятии). Например, в суждении «золото имеет желтый цвет» отражается не существенный, а второстепенный признак золота. Понятие и суждение выступают «кирпичиками» для построения умозаключений, которые представляют собой моменты движения мышления от одних суждений и понятий к другим, выражают процесс получения новых результатов в познании. Умозаключение – форма мышления (мысль), посредством которой из ранее установленного знания (обычно из одного или нескольких суждений) выводится новое знание (также обычно в виде суждения). Классический пример умозаключения: 1. Все люди смертны (посылка). 2. Сократ – человек (обосновывающее знание). 3. Следовательно, Сократ смертен (выводное знание, называемое заключением или следствием). Нейрофизиология объясняет некоторые особенности мышления, функциональной асимметрией мозга, и выделяет два типа мышления – левополушарное и правополушарное. Левополушарное мышление, которое, по-видимому, может коррелировать с представлениями о рассудке, создает однозначный контекст в виде строго упорядоченной, логически организованной системы. Это упрощенная «модель» реальности, где из множества связей представлены только немногие — определенные, внутренне непротиворечивые, наиболее значимые и стабильные. Упрощение и неполнота отражения реальности левополушарным мышлением связаны с необходимостью передачи информации в речи без значительных искажений. Правополушарное мышление – образное, его функция – одномоментное схватывание бесконечных связей, в ходе которого формируется целостный, полнокровный образ. Правополушарное мышление коррелирует, по-видимому, с представлениями о разуме, в отличие от рассудка. Оно незаменимо, когда информация сложна и противоречива, принципиально не сводится к однозначному контексту; многие из связей остаются неосознанными. Неосознаваемая информация лежит в основе интуиции, она представлена как личностное неявное знание, способствует формированию предпонимания, выходу за рамки непосредственного чувственного восприятия. Очевидно, что эти два типа мышления тесно взаимосвязаны и взаимодействуют в творческом мышлении. Оба полушария способны воспринимать и перерабатывать информацию, представленную как в словесно-знаковой, так и в образной форме, различие сводится только к способам оперирования знаками и образами. Открытие функциональной асимметрии мозга, у которого одно из полушарий ответственно за вербально-логические операции, а другое – за чувственно-образное восприятие, подводит к мысли, что та и другая стороны сознания – чувственная и рациональная – неотделимы друг от друга на всех ступенях исторического развития общественного (и личного) сознания. Роль практики в познании. В природе ничто, не существует изолированно и в застывшем виде, все движется и взаимодействуя изменяется. Включен в этот поток и человек. Вчем же специфика отношений человека и природы, на чем основывается отношение представителей рода человеческого? Животные общаются с миром лишь постольку, поскольку он имеет для них прямой или косвенный биологический (жизненно важный) смысл. Варианты реального взаимодействия животных с природой определяютсяих телесной организаций и этим ограничены. Из этого, прежде всего, вытекает отражательный характер познавательных возможностей животного мира. Человек способен абстрагироваться. Отделять себя от природы, познавать ее созерцая в сознании (созерцательней материализм). Но! Созерцание это лишь частный момент отношения человека к миру. Если на нем остановить понимание субъектно-объектный отношений, то человек останется субъектом, пассивно испытывающим действие объекта. Ноистинно Человек начинается как раз активной сознательной деятельности. При этом активность человека не сводится к активности духа (как в идеалистических философских системах). Человек от животного отличается не просто употреблением и даже изготовление орудий, а созданием система искусственных средств преобразования действительности, особой новой культурной реальности, передающейся в поколениях. И как животное действует сообразно своей телесной природе, так и человек уже, не может выйти за рамки этой новой реальности и действует согласно ее свойствам, при этом совершенствуя ее, преобразуя мир и себя. Этот процесс преобразования и называют практикой, через которую человек, будучи частью природы, в нее вписан. Таким образом, в философском контексте практика – это сознательная, целенаправленная, предметно-чувственная деятельность человека, направленная на преобразование действительности. С введением практики в теорию познания было установлено, что человек познает реальный мир не потому, что предметы и явления этого мира пассивно воздействуют на его органы чувств, а потому, что он сам активно и целенаправленно воздействует на окружающую его действительность и в ходе ее изменения познает ее. Практика - специфически человеческая форма деятельности, в процессе которой человек создает новую реальность - мир материальной и духовной культуры, новые условия своего существования, которые не даны ему природой в готовом виде («вторая природа»). Практика и познание - две взаимосвязанные стороны единого исторического процесса, но решающую роль здесь играет практическая деятельность.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 312; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.24.110 (0.009 с.) |