Социально - экономическое развитие 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социально - экономическое развитие



 

После распада Советского Союза в Узбекистане была проведена приватизация. Однако, приватизация коснулась прежде всего крупных и средних предприятий. Что касается чековой приватизации от нее узбекское руководство отказалось. За период с начала приватизации государственной собственности и до конца 1994 года было разгосударствлено около 54 тысяч объектов. Из них 18,4 тысячи перешли в частную собственность, 26,1 тыс. стали акционерными обществами, 661 арендными предприятиями. Получил развитие и малый бизнес. Для поддержки негосударственного сектора в стране были созданы фонд развития предпринимательства, фонд содействия и развития малого и среднего бизнеса.

  В городе Асака работает узбекско - корейско - американский автомобильный завод «Uz daewoo avto» с проектной мощностью более 250 тыс. автомобилей в год. В настоящее время на АО «Джи Эм Узбекистан» производятся 9 моделей автомобилей: «Damas», «Matiz», «Spark», «Nexia», «Cobalt», «Lacetti», «Captiva», «Malibu», «Orlandо». Cегодня здесь находится одна из важнейших производственных баз компании General Motors, которая выпускает почти 40% автомобилей Chevrolet, продаваемых по всему миру [8]. Как заметил вице-президент Дженерал Моторс М.Аркамоне: «Данные инвестиции отражают стратегию GM по быстрому росту на потенциальных рынках». Инвестиции южнокорейской корпорации Daewоо в Узбекистан превысили 1 млрд. долл. США. С 1995 г. в Хорезме работает немецко-узбекский автомобильный завод, который выпускает в год 3 тыс. автобусов Мерседес средней вместимости и тысячу грузовиков малой и средней грузоподъёмности. В Самарканде с 1996 г. действует турецко-узбекский автомобильный завод «Самкочавто». На нём собираются легковые автомобили, грузовики и автобусы. В 2006 году компанией «Узавтосаноат» были выкуплены акции турецких партнеров и данное предприятие стало предприятием со 100% узбекским капиталом. Произошла смена формы собственности и наименования предприятия с СП «СамКочавто» на ООО «СамАвто». С 1997 г. на полную мощность начал работать Ташкентский тракторный завод.

Япония также развивает сотрудничество с Узбекистаном. В настоящее время в республике действуют четыре совместных предприятия и три со 100% японским капиталом. Доля японских вложений на узбекском рынке составляет около 1 млрд. долл. США.

Узбекская Республика известна также и своими запасами и добычей драгоценных металлов - золота, серебра, урана и др. По объему производства золота страна занимает второе место в СНГ, восьмое - в мире и пятое по производству на душу населения. Качество Узбекского золота соответствует мировым стандартам. Значительными являются запасы меди, свинца, цинка и др.

  Приоритетным после обретения независимости Узбекистана стала нефтегазовая отрасль. В государстве созданы условия для иностранных инвесторов, что не могло не вызвать интереса у зарубежных компаний. С помощью иностранных инвесторов в июне 1997 года был введён в строй Бухарский нефтеперерабатывающий завод, мощность которого составляет 2,5 млн.т. в год. Предприятие построено на основе проектов французской компании «TEKNIP», при формировании технологического процесса этого завода были использованы лицензии института нефти Франции, американской компании «Merikem» и голландской «Komprimo». Иностранными партнёрами Узбекистана в этом проекте выступают Франция и Япония. Крупнейшим инвестором в стране является российская копания ЛУКОЙЛ. Объем инвестиций ЛУКОЙЛа в экономику Узбекистана превысил 3 млрд. долл. США.

Приоритетной сферой в экономике Узбекистана было и остается сельское хозяйство. Земля по Конституции не подлежит продаже в частную собственность, но может передаваться в долгосрочную аренду.

Реформы в сельском хозяйстве в первые годы независимости Узбекистана были проведены следующим образом: реорганизация коснулась прежде всего совхозов, которые были преобразованы в коллективные, кооперативные, акционерные и другие частные сельскохозяйственные предприятия.

Важнейшим результатом начального этапа реформ в сельском хозяйстве явилось наделение землей населения путем расширения личных приусадебных участков.

Наделение землей позволило решить наиболее острые проблемы, характерные для первых лет реформирования.

Во - первых, это позволило привлечь незанятую часть населения, в основном женщин и молодежь, проживающих преимущественно в сельской местности, к общественно полезному труду, таким образом, снизить безработицу.

Во - вторых, снять остроту в обеспечении населения жизненно важными продуктами питания. Семья, наделенная земельными участками, обеспечивала себя не только продуктами питания, но и расширила их продажу на городских рынках, тем самым разрешая личным участием продовольственную проблему.

Реформа в аграрной сфере коснулась и производства зерна, были расширены площади под зерновые культуры. В результате в 1994 году было произведено 2,7 млн. тонн зерна, или на 44 % больше, чем в 1991 году.

Что касается хлопкового производства, которое сказывалось на здоровье людей и экологии в целом, Узбекским руководством было принято решение высвободить из-под посевов хлопчатника часть земель и передать их для развития фермерских хозяйств. Вместе с тем Узбекистан занимает пятое место в мире по производству хлопка и второе - по его экспорту.

Проблемными и нерешенными вопросами в сельском хозяйстве остаются: дефицит воды, который может стать главным ограничением дальнейшего развития сельскохозяйственного сектора, а также ограниченность земельных ресурсов, что является причиной недостатка земель, пригодных для сельского хозяйства.

Подводя итог вышесказанному, хотелось бы отметить, что за годы независимости Узбекистан сделал значительный шаг вперед. Однако, существенных изменений в качестве жизни населения Узбекистана не произошло, в стране  по-прежнему сохраняется низкий уровень жизни. Тем не менее, по сравнению с началом 2000 г., когда средняя заработная плата в Узбекистане составляла 41 долл. США, сегодня она составляет 191 долл. США, что свидетельствует пусть о небольших, но все-таки положительных сдвигах.

                                           

 Внешняя политика

 

С момента обретения суверенитета Узбекистан стремится проводить независимую внешнюю политику. В Центрально-Азиатском регионе Узбекистан претендует на роль лидера. Это обусловлено его географическим положением (Узбекистан имеет общие границы со всеми государствами региона), преимуществом в численности населения страны, составляющем примерно половину от всего населения Центральной Азии, запасами нефти и газа и других полезных ископаемых, что в свою очередь позволяет ему укреплять собственную экономику за счет своих же средств, крупную узбекскую диаспору в соседних государствах. Все эти факторы позволяют Узбекистану задавать тон в деле развития региональной интеграции и претендовать на роль лидерства в Центральной Азии.

  Подобные амбициозные планы не могут не волновать соседние «родственные» государства, с которыми связывает общая история, традиции, вера, и наконец, общее советское прошлое. 

Из всех среднеазиатских государств наиболее тесное сотрудничество Узбекистан осуществляет с соседним Казахстаном. За период независимости между этими странами отношения складывались по-разному, однако стоит отметить, что они могли договариваться. 

Так например, в 2003 г. между Узбекистаном и Казахстаном начался процесс демаркации границы – вопрос назрел тем более, что из-за отсутствия маркировки границы возникали пограничные инциденты, связанные главным образом с нарушениями жителями приграничных районов правил её пересечения. И как результат – были случаи стрельбы и даже летальные исходы. В мае 2004 г. в 17 километрах от Ташкента между таможенными и пограничными пунктами пропуска Гишткуприк (Узбекистан) и Жибек-жолы (Казахстан) были торжественно установлены два символических пограничных столба: один с гербом Узбекистана, другой – с гербом Казахстана. Стороны объявили об отсутствии каких-либо взаимных территориальных претензий.

Торгово-экономические отношения Узбекистана и Казахстана в период c 1990-x до середины 2000-х гг. по ряду объективных и субъективных причин находились на сравнительно низком уровне. Ситуация изменилась в апреле 2008 г. во время визита Президента Узбекистана в Астану. Ислам Каримов и Нурсултан Назарбаев подписали Соглашение о создании зоны свободной торговли между Узбекистаном и Казахстаном, и в последующие годы объём внешнеторгового оборота между ними вырос значительно. В 2012 г. он составил более 2,5 млрд.дол. США, причём экспорт из Казахстана в Узбекистан составил 1,344 млрд.дол., а импорт из Узбекистана в Казахстан – 817 млн.дол. В 2015 г. товарооборот между странами превысил 3,2 млрд.дол. США.

Между странами осуществляется взаимодействие в культурной и научной сфере. Так, мастера из Узбекистана регулярно участвуют в проводимой в Алматы Центральноазиатской выставке-ярмарке ремесленников. В художественных галереях и музеях Астаны, Алматы и других городов проводятся выставки произведений известных узбекских художников. Осуществляются гастрольные поездки в Казахстан музыкальных и театральных коллективов из Узбекистана. Узбекские кинематографисты демонстрируют свои художественные фильмы на конкурсных показах кинофестивалей, проводимых в Казахстане. В свою очередь, казахстанские артисты – активные участники международного музыкального фестиваля «Шарк тароналари», проводимого в Самарканде, а также других крупных культурных мероприятий, организуемых в Узбекистане. В Узбекистане насчитывается более 100 казахских национально-фольклорных и эстрадных коллективов.

Страны взаимодействуют также и в научной сфере. Проводится обмен учёными, преподавателями и студентами. В частности, представители обеих стран принимают участие в различных международных конференциях, проводимых в Узбекистане и в Казахстане.

На сегодняшний день сохраняются натянутые отношения с Таджикистаном из-за энергетических проблем, а также проблем водопользования. К примеру, зимой 2009 года руководство Узбекистана, ссылаясь на собственные нужды, прекратили поставки электричества в Таджикистан и долго не давали разрешение на транзит электроэнергии из Туркменистана, который был готов помочь Таджикистану. Одновременно Узбекистан резко сократил поставки в Таджикистан газа и в самые холодные периоды времени даже отключал его подачу в эту страну. В результате в регионах Таджикистана электричество подавалось на один-два часа в сутки и перебои с его подачей имели место даже в столице. Ссылаясь на то, что поставка газа в Китай экономически более выгодна, руководство Узбекистана с первого апреля 2012 г. полностью прекратило поставку газа в Таджикистан.

Проблемным и нерешенным вопросом между этими странами остается возобновление строительства Рагунской ГЭС на реке Вахш. Узбекистан опасается, что введение в эксплуатацию гидроэлектростанции грозит дополнительным изъятием стока реки и последующим недобором воды в бассейне Амударьи. Реализация данного проекта для Таджикистана необходима, так как гарантирует государству независимость в энергетической сфере. Однако, хочется верить, что эти страны, которые связывает общее историческое прошлое и настоящее, смогут найти общие точки соприкосновения в решении проблем экономического характера.

Проблема «водного» и «пограничного» конфликта существует и с Кыргызстаном. Несколько раз «водный» конфликт между Узбекистаном, с одной стороны, и Кыргызстаном и Таджикистаном, с другой, едва не переходил в плоскость силовых решений. Например, Узбекистан развернул рядом с Токтогульской ГЭС (в непосредственной близости от узбекско – кыргызстанской границы) подразделение ВДВ и провел ряд учений по захвату «хорошо охраняемого объекта» с использованием бронетехники и вертолетов. Кыргызстан, в свою очередь, через «утечки» в СМИ предупредил, что в случае взрыва плотины, водный поток может стереть с лица земли Ферганскую и Зерафшанскую долины Узбекистана.

На сегодняшний день одним из острых вопросов между двумя странами остается приграничный вопрос. К 2016 году из общей протяженности киргизско-узбекской границы в 1378 км., согласованы 1007 км., а 371 км. остаются спорными. Разногласия вызывают в общей сложности 58 участков. Это создает почву для постоянных пограничных конфликтов.

Таким образом, ситуация в Центральной Азии неоднозначная, однако, динамика и направления развития ситуации во многом зависят от позиции Узбекистана. На то есть объективные и субъективные причины и факторы. Во-первых, Узбекистан обладает мощным экономическим, демографическим и военным потенциалом в регионе; во-вторых, это – единственная страна, имеющая границы со всеми центральноазиатскими государствами, находясь в центре региона; в- третьих, в приграничных зонах сопредельных Узбекистану стран живут крупные узбекские общины, интересы которых являются серьезной составляющей при формировании внутренней и внешней политики правительств этих государств

Неоднозначны отношения Узбекистана и с Россией. C одной стороны, Ташкент долгое время дистанцировался от Москвы, а с другой, угроза исламского экстремизма позволила искать новое взаимодействие с Россией. Отношения между Россией и Узбекистаном поддерживаются на уровне двусторонних соглашений. В 1992 г. был подписан Договор об основах межгосударственных отношений, в 1994 г. - Декларация о развитии и углублении сотрудничества., в 1998 г. - Договор об экономическом сотрудничестве.

  С 1990-х гг. Узбекистан неоднократно давал понять, что претендует на главенствующее положение в Центральной Азии.

  Вступление Узбекистана в организацию ГУАМ, объединившую такие страны как Грузия, Украина, Азербайджан и Молдова (после присоединения Узбекистана организация была переименована в ГУУАМ), стало началом нового витка охлаждения российско-узбекских отношений.

  В начале 1999 г. обострились российско-узбекские разногласия. Ташкент объявил о своем выходе из Договора о коллективной безопасности СНГ – системы военно-политических отношений, которая в свое время и формировалась по инициативе Узбекистана. Оценив его как неэффективный после вторжений боевиков Исламского движения Узбекистана на юг Ферганской долины летом 1999 г. и повторного вторжения в 2000 г., Ташкент восстановил свое членство в 2006 г., но так и не выполнил ни одного мандата Организации и сводил к минимуму свое участие в любой совместной деятельности.

  В начале 2000-х гг. в российско-узбекских отношениях происходит потепление. Примечательным фактом является, что первый зарубежный визит В.В. Путин в мае 2001 г. совершил в Узбекистан. Тогда на повестку дня вновь встали вопросы сотрудничества в военной сфере, а также противостояния исламской оппозиции. Россия была готова к тесному взаимодействию со странами Центральной Азии и, главным образом, с Узбекистаном в борьбе с группировкой Талибан.

  В июне 2001 г. Узбекистан стал одним из учредителей Шанхайской организации (ШОС), что подтверждает сближение с Россией и Китаем.

  Заметно улучшились отношения между странами в политическом отношении после событий 2005 г. в Андижане. 29 июня 2005 г. Каримов провел встречу с Министром обороны России С. Ивановым. Президент Узбекистана сказал: «Чужого горя не бывает» и поблагодарил российскую сторону за поддержку. Иванов, в свою очередь, заметил, что мятеж в Андижане подготовлен из вне и предостерег об опасности международного терроризма. 14–15 апреля 2013 г. по приглашению В.В. Путина Каримов посетил Россию с официальным визитом. Основные мероприятия визита состоялись 15 апреля в Кремле. Главы государств обсудили развитие и перспективы двустороннего сотрудничества в политической, торгово–экономической, инвестиционной, научно-технической и гуманитарной сферах и подписали ряд документов по взаимодействию в этих областях: Программу экономического сотрудничества между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан на 2013– 2017 гг.; Программу сотрудничества между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан в культурно - гуманитарной и научно-технической сферах на 2013–2015 гг.; Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан о поощрении и взаимной защите инвестиций.

  Сегодня отношения между странами идут по пути поступательного расширения двухсторонних связей.     

  Узбекистан участвовал в НАТОвской программе «Партнерство во имя мира», совместных военных учениях со странами НАТО. Заинтересованность Каримова в обеспечении безопасности страны от исламских фундаменталистов явилась причиной его поддержки в 2001 г. американской политики в Афганистане против режима талибов. В соответствии с этим курсом Соединённым Штатам на территории Узбекистана был предоставлен военный аэродром в Ханабаде, что вызвало осложнение отношений с Россией. США стали активно поддерживать независимую от России внешнюю политику Узбекской Республики и ее стремление играть ключевую роль в региональной интеграции. Это во многом и обеспечило рост американского влияния в регионе.

  Финансовая поддержка со стороны США позволила Узбекистану реформировать и модернизировать вооруженные силы. «Климат» в американо-узбекских отношениях стал меняться после «цветных революций» на Украине, в Грузии и андижанских событий. Режим Каримова, опасаясь повторения подобных сценариев в Узбекистане, закрыл ряд западных организаций. В мае 2005 года в узбекском городе Андижане прокатилась череда социальных волнений. Все выступления были подавлены правительственными войсками. По данным оппозиции и западных неправительственных структур, были убиты сотни человек. В организации андижанского восстания Узбекское руководство обвиняет западные неправительственные фонды и, косвенно, правительство США. В Узбекистане предпринимаются ответные меры. Как заявил бывший посол Узбекистана в США Бабур Маликов: «В Узбекистане продолжается закрытие некоммерческих организаций, правительство страны настаивает на выдаче соседними государствами беженцев, подозреваемых в причастности к Андижанским событиям».

Сотрудничество с Америкой было существенно ограниченно, а войска США были вынуждены покинуть базу Карши-Ханабад.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 73; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.200.180 (0.02 с.)