Досоветский и советский период в истории Азербайджана 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Досоветский и советский период в истории Азербайджана



 

На территории современного Азербайджана мировая историческая наука выявила немало следов древнейших очагов цивилизации. Среди них – палеонтологические стоянки в пещерах, знаменитые петроглифы на скалах Гобустана недалеко от Баку датируемые VII – началом IV тысячелетия до н.э. и др. В первом тысячелетии до н.э. возникло и первое государственное образование – Манна, на южных и восточных берегах озера Урмия (первые упоминания относятся к 843г. до н.э.). Это государственное образование, включавшее в себя весь южный Азербайджан просуществовало примерно 250 лет, а затем вошло в состав Мидийского государства, охватившего территориально большую часть Южного Кавказа и Современного Ирана, часть Центральной Азии и др. В 550г. до н.э. Мидийское государство было завоевано Персидским царем  и основателем Ахменидского государства Киром, и вошло в него, став частью империи. В результате похода Александра Македонского на Восток и разгрома им войска Персидского царя Дария Третьего в 331г. до н.э. наместником Мидии становится правитель по имени Антропат, которому удалось добиться расположения Александра Македонского, а на территории Азербайджана возникает новое государственное образование – Антропатена, и как ее часть Малая Мидия, которая охватывала почти всю территорию современного Южного Азербайджана.

Начало государственности на территории современной Азербайджанской республики историческая наука связывает с государством – Кавказская Албания, которое просуществовало почти 1000 лет с IV века до н.э. до VIII века н.э. и располагалось севернее реки Аракс. На его территории в IV в. н.э. имело место распространение раннего христианства. До сих пор в Шеки, Габале, Огузе и других районах сохранились древние христианские храмы.

В VII- VIII вв. н.э. в связи с арабскими завоеваниями и возникновением Арабского Халифата на территорию Азербайджана приходит ислам. С этих явлений мирового масштаба правомерно вести отсчет нового периода в истории Азербайджана и азербайджанского народа.

На его дальнейшее развитие оказало влияние и монгольское завоевание, поскольку с одной стороны основную массу пришельцев составляли представители тюркских племен, а с другой, поскольку монгольская знать, приняв ислам, практически вошла в единую правящую элиту.

В последовавший затем период феодальной раздробленности на территории современного Азербайджана существовал ряд восточных феодальных государств – Ширваншахов, Каракоюнлу, Аккоюнлу, правители двух последних носили титул падишахов, а правители Ширваншахов – титул шаха.

Культура Азербайджана в эпоху средневековья представлена выдающимися памятниками литературы и искусств. Среди них – сложившийся в VII веке эпос «Китаби Дедем Горгуд», в его дастанах отражены занятия тюрков-огузов земледелием и скотоводством, различными ремеслами; творчество Хагани Ширвани (1126-1199), которогоинициатор создания и первый президент Венской Императорской Академии наук, востоковед Йозеф фон Хаммер-Пургшталь называл «Пинадаром Востока». Мировую известность Ширвани принесла философская поэма «Развалины города Медаина», поэма «Подарок двух Ираков», касиды и другие произведения.

Практически одновременно с Ширвани родоначальником письменной поэзии выступил выдающийся поэт и ученый просветитель Низами Гянджеви (1141-1209). В творчестве Низами Гянджеви поэзия достигла высот гуманизма и неповторимой лирики. Его поэма «Хамсе» («Пятерица»), состоящая из пяти произведений – «Сокровищница тайн», «Хосров и Ширин», «Лейли и Меджнун», «Семь красавиц», «Искендермаме» - принесла автору славу далеко за пределами родины.

До наших дней дошли и выдающиеся памятники архитектуры: дворцы, каравансараи, мосты, крепости, мечети, мавзолеи. Среди них – крепость Гюлюстан в Шемахе, крепость Бугурд на реке Агсу, крепость Чыраггала, Девичья башня в Баку, и Мардакянская башня на Апшероне, Мардакянский замок, мечеть Сыныггала в Баку и Пятничная мечеть в Ардебиле, мавзолей Момине Хатун в Нахичеване, мавзолей у Карабаглар, Худаферинские мосты на реке Араз и др.

Одним из образцов прикладного искусства являются знаменитые крепостные ворота Гянджи XI века. Известны и достижения средневековых гончаров, резчиков по камню, ювелиров, мастеров ковроткачества.

В XIV-XVI вв. получило дальнейшее развитие каменное зодчество: дворец Ширваншахов в Баку, замок в Раманах, мавзолеи в Барде, Карабатлере, Маразе и др.

Начало XVI – 30- е годы XVIII столетия – период в истории Азербайджана, когда он входил в державу Сефевидов. Ее основателем был шах Исмаил (1487-1524 г.). В начале XVIII века в государстве Сефевидов начинает углубляться экономический и политический кризис. В начале марта 1722 года недовольным шахским правлением афганцам удалось не только разбить войска сефевидского шаха Султана Гусейна, но и взять его в плен. Турецкий султан Ахмед III и российский император Петр I начали постепенный захват территорий ослабшего Сефевидского государства. В этих условиях единственным гарантом спасения государства могло стать его население, поднявшееся на защиту Отечества во главе с Надиром из тюрскского племени Афшар. Престол после Султана Гусейна занял Тахмасиб II из династии Сафевидов, который по мере усиления авторитета Надира относился к нему со все большим недоверием. Это противостояние закончилось свержением Тахмасиба II в 1732 году.

В 1736 году после смерти несовершеннолетнего шаха, регентом которого был Надир, он сам стал шахом и правил до 1747 года.  После смерти Надир-шаха, к северу от Аракса появились десятки самостоятельных ханств. В том числе – Щекинское, Ширванское, Бакинское, Гянджинское, Кубинское, Нахичеванское, Талышское и др. Властители этих небольших образований в XVIII в. часто враждовали между собой, что облегчало соседним крупным державам Персии, Турции и России влиять на события.

Блестящими образцами развития культуры этой эпохи могут служить комплекс Имамзаде в Гяндже, а также уникальный летний дворец ханов в Шеки XVIII века.

В результате двух русско-персидских войн 1804-1813 и 1826-1828 гг., после заключения Туркманчайского мира (1828г.), в состав Российской империи вошли Карабахское, Гянджинское, Шекинское, Ширванское и Нахичеванское, Бакинское, Губинское,  Ленкоранское ханства.

Этот период вплоть до Первой мировой войны и последующих революционных событий и гражданской войны в России – стал одним из важных этапов, предшествующим современной истории и политической практике современного Азербайджана. Прежде всего именно в этот период достижения азербайджанской культуры, литературы, науки, образования научно-технической и политической мысли стали достоянием мировой науки и культуры. Формировалась национальная интеллигенция, литература, театр, опера, изобразительное искусство, школы, культурно-просветительские учреждения, печать. Стержнем всех процессов стали передовые достижения в области добычи и переработки бакинской нефти. Именно в этой сфере народного хозяйства в рамках Российской империи Азербайджан становился своеобразным образцом самых передовых на это время научно-технических и индустриальных технологий: первые в мире нефтепроводы, буровые скважины, танкеры и многое другое. В 90-е годы XIX в. Россия, благодаря Бакинским промыслам, уже становится мировым лидером нефтедобычи.

Одним из классиков азербайджанской культуры по праву считается азербайджанский просветитель Мирза Фатали Ахундов (1812-1878). Он явился основоположником национальной драматургии (комедии Ботаник Мосье Жорда, Молла Ибрагим Халил – алхимик и др.). По его инициативе для подготовки учительских кадров в Азебайджане было открыто отделение Горийской учительской семинарии. В 1874г. в Баку была открыта и первая женская гимназия.

Следует отметить также поэта-сатирика Мирзу Алекпера Сабира (1862-1911), писателя Джалила Мамедкулизаде, редактора сатирического журнала «Молла Насреддин». Большую роль в развитии востоковедения не только в Азербайджане, но и во всей Российской империи сыграли профессора М. Д. Топчибашев (1790-1869) и Мирза Казымбек (1802-1870).

М. Д. Топчибашев длительное время преподавал в Петербургском университете, заведовал кафедрой и возглавлял отдел восточной нумизматики в Русском Археологическом обществе.

М. Казымбек преподавал в Казанском и Петербургском университетах, стал первым деканом его Восточного факультета.

Основоположником азербайджанской национальной оперы стал Узеир Гаджибеков («Лейли и Меджнун», 1908; «Аршин мал алан», 1913). Он также является автором музыки гимна Азербайджана. После присоединения Азербайджана к России в азербайджанской архитектуре также сказывается влияние русской строительной культуры, проявляется влияние элементов русского и западноевропейского классицизма, модерна и др.

В стиле модерн построено, например, здание Маиловского театра (арх. Н.Г. Баев), большую роль в градостроительстве и архитектуре Азербайджана сыграл Гасым бек Гаджибабабеков. Ему принадлежит проект площади фонтанов в центре Баку. В 1901г. на средства Г. З. Тагиева в Баку была построена первая русско-мусульманская школа для девочек. В 1914г. в Гяндже и в 1916г. в Баку начали работать педагогические семинарии.

Азербайджанские архитекторы создали немало общепризнанных ныне памятников. Среди них – здание «Исмаилийя» Мусы Нагиева, дворцы Г.З. Тагиева и М. Мухтарова, здание Городской Думы, Общественного Собрания, Театра оперы и балета, мечеть «Тезе пир», здание упоминавшейся уже школы Тагиева и др.

В начале ХХ века большое развитие получило азербайджанское музыкальное искусство. В развитии такого его вида как мугам серьезный вклад внес Джаббар Гарягды (1868-1944), творчество которого высоко ценил и Федор Шаляпин, и Сергей Есенин, последний называл его «пророком восточной музыки».

Вхождение в состав Российской империи, привело и к тому, что определенная часть Азербайджанской элиты вошла в военно-политическую элиту российского государства, а значительная часть населения испытывала еще больший гнет как местной так и центральной царской администраций.

События 1917г. в России привели к резкому росту центробежных сил на всей территории бывшей Российской империи. Это ярко проявилось и в Азербайджане и привело к созданию первой влиятельной азербайджанской национальной политической партии «Мусават». Основателем мусульманской демократической партии «Мусават» («Равенство») в 1901 году, как и первой политической партии азербайджанцев «Гуммет» («Единство») в 1904 году выступил выдающийся политический деятель Мамед Эмин Расулзаде.

После февральской революции 1917 года партия «Мусават» начала усиливать свое влияние среди мусульманского населения Кавказа. По признанию одного из руководителей революционного движения на Кавказе С.Г Шаумяна, в 1918 году «Мусават» оказалась самой авторитетной партией Закавказья. Среди первых политических объединений, претендовавшим на власть на всем Южном Кавказе, на отдельных территориях современного Азербайджана или в Баку. Среди них – Особый Закавказский Комитет (9 марта 1917г.) и Закавказский Комиссариат, образованный 15 ноября 1917г., Бакинский Совет и Бакинский Совет Народных Комиссаров (апрель 1918г.), взявшие власть в Баку после Октябрьского переворота 1917г.

В мае 1918г. была провозглашена Азербайджанская Демократическая Республика. Это был первый опыт республиканского правления на всем мусульманском Востоке, Азербайджанский язык впервые был признан государственным, принято постановление о воинской обязанности и проведена мобилизация в армию. С 7 декабря 1918г. начал работу Парламент. Выборы проводились по национальным куриям, при юридическом равенстве всех национальностей, впервые в исламском мире женщины получили равные избирательные права с мужчинами.   

В конце апреля 1920г. части XI Красной Армии вошли в Баку и 28 апреля 1920г. в Азербайджане была установлена Советская власть. Высшим органом власти в стране был объявлен Азербайджанский Временный Революционный Комитет (АзРевКом), который сформировал Совет Народных Комиссаров Азербайджанский ССР во главе с Н. Наримановым.

АзРевКом своими декретами национализировал все земли, леса, воды и подземные богатства, ликвидировал все дореволюционные сословия. 24 мая 1920г. было объявлено о национализации нефтяной промышленности, осенью того же года была проведена национализация банков, Каспийского торгового флота, всех отраслей промышленности, был создан ВСНХ Азербайджанской ССР.

6 мая 1921 года на I съезде Советов была утверждена Конституция Аз ССР, высшим органом власти стали избранные на съезде ЦИК и СНК.

12 марта 1922г. между Азербайджанской, Грузинской и Армянской республиками был заключен договор о создании Закавказской Советской Федеративной Социалистической Республики. Последняя 30 декабря 1922г. заключила договор об образовании СССР, вместе с РСФСР, Украинской ССР и Белорусской ССР.

Важнейшей составляющей индустриализации Азербайджана была нефтяная промышленность. Постоянно расширялась эксплуатация новых месторождений, значительное развитие получило нефтяное машиностроение, нефтепереработка, химическая индустрия, электроэнергетика, транспорт (прежде всего железнодорожный и морской).

В декабре 1933г. в качестве первого секретаря ЦК КП(б) Азербайджана был утвержден Мир Джафар Багиров, фигура которого в настоящее время оценивается неоднозначно. С одной стороны, он активно проводил политику сталинского руководства в Азербайджане, в том числе и осуществлял массовые репрессии 1930-х – начала 1950-х годов, в результате которых пострадали десятки тысяч человек, с другой – сыграл немалую роль в образовании Азербайджанской народной республики на территории Южного Азербайджана в Иране и выступал против вывода оттуда войск, опасаясь казней азербайджанцев шахской властью. Во время Великой Отечественной войны Багиров входил в Военный совет Закавказского фронта и был награжден пятью Орденами Ленина.

К началу Великой Отечественной Войны Азербайджан согласно Конституции СССР 1936г. входил в состав Советского Союза, как самостоятельная союзная республика. Советская власть уделяла особое внимание созданию системы начального, среднего и высшего образования во всей стране, в том числе и в Азербайджане. В 1923г. при Совнаркоме АзССР был создан Специальный комитет по ликвидации неграмотности. В 1930г. был принят указ о введении всеобщего начального образования. В 1921г. были открыты Азербайджанский Государственный Педагогический институт, Азербайджанский Политехнический институт, Консерватория (первая на Востоке) и Высшая школа живописи. В 1934г. начал вновь свою деятельность Азербайджанский Государственный университет. К 1940 году в республике действовало уже 16 вузов. С 1935г. начал работать Азербайджанский филиал АН СССР.

В 1922г. открылся Азербайджанский Государственный Драматический театр, а с 1924г. – Театр оперы и балета. В 1938г. был открыт Театр музыкальной комедии. Большим событием в театральной жизни Азербайджана стали постановка оперы У. Гаджибекова «Кероглы» (1931г.) и первого балета на азербайджанской сцене (1940г.) «Девичья башня» (композитор А. Бадалбейли). Под руководством У. Гаджибекова были созданы первые в Азербайджане хор и танцевальный ансамбль, оркестр народных инструментов. В 1926г. начало работу Азербайджанское радио, тогда же была создана киностудия, а в 1936г. были завершены съемки первого азербайджанского кинофильма «На берегу синего моря».

Большая роль в зарождении новых жанров в изобразительном искусстве внесли А. Азимзаде и Б. Кенчерли. В 20-30е годы в Азербайджане творили такие известные в СССР литераторы, как С. Вургун, С. Рустам, С. Ахундов, Р. Рза, С. Рахман, Джафар Джаббарлы, Ахмед Джавад, Гусейн Джавид и др.

В годы войны республика стала основной нефтяной базой для советской военной экономики, для сражавшейся с фашистским вермахтом и его союзниками и сателлитами Советской Армией. Фашистские войска рвались на Кавказ стремясь овладеть Бакинской нефтью, что могло сыграть решающую роль в исходе войны. За годы войны в ряды Советской Армии в Азербайджане было призвано около 800 тыс. человек. Было полностью укомплектовано несколько дивизий. Для обороны Баку использовались силы народного ополчения и истребительный полк. В августе 1941г. с целью обеспечения транспортного пути из Персидского залива в СССР части Советской Армии вошли на территорию Северного Ирана. За годы войны более половины (400 тыс. человек), направленных на фронт, жителей Азербайджана погибло, 121 человек был удостоен звания Героя Советского Союза, 30 человек были награждены орденом Славы трех степеней, более 170 тыс. солдат и офицеров уроженцев Азербайджана награждены орденами и медалями.

Смена политического руководства в СССР после смерти И.В. Сталина отразились и на политической атмосфере в Азербайджанской ССР. М.Д. Багиров и его ближайшее окружение были сняты со своих постов, арестованы и в 1956г. по решению Верховного Суда ССР приговорены к высшей мере наказания. В годы «оттепели» сотни тысяч партийных, государственных деятелей, представителей культуры и искусства были реабилитированы.

 В 50-60е годы ХХ века стали для Азербайджана важным этапом в развитии науки, литературы и искусства. Успешно действовали, открытые после войны Театральный институт, институты иностранных языков и русского языка и литературы. Сформировались азербайджанские научные школы в области нефтехимии, астрономии, математики, генетики, языкознания, литературоведения и др.

Большую роль в развитии отечественной литературы играло творчество поэтов С. Вургуна, С. Рустама, писателей М. Ибрагимова, М. Ордубади, И. Эфендиева и др. Национальная музыка обогатилась оперой Ф. Амирова «Севиль», балетами Кара Караева «Семь красавиц» и «Тропою грома». Выдающийся певец Рашид Бейбутов был известен всему Советскому Союзу.

С выходом в свет в 1945 году фильма «Аршин мал алан» Азербайджанское кино вышло далеко за пределы республики. В

50-е годы народное признание получили кинофильмы «Не та так эта» (1956), «На дальних берегах» (1958), «Мачеха» (1959) и др. Эти годы можно назвать качественно новым этапом развития изобразительного искусства, благодаря творчеству художников Саттара Бахлулзаде, Таира Салахова, Микаила Абдуллаева, Тогруда Нариманбекова, скульпторов Фуада Абдурахманова («Низами», «Свободная женщина»), Джалала Гарягды («Сабир», «Н. Нариманов»).    

В послевоенные годы быстрыми темпами развивалась промышленность республики. С конца 40-х годов впервые в мире началась добыча нефти со дна моря, во всей стране и далеко за ее пределами стал известен промышленный район – «Нефтяные камни». В 1955г. в Азербайджане была пробурена нефтяная скважина глубиной в 5 тыс. метров. Огромен вклад азербайджанских нефтяников в развитие нефтяной отрасли на Урале и в Западной Сибири. В 1961г. в республике был пущен Завод по переработке газа. В 30 км от Баку в Сумгаите был создан, новый крупный промышленный центр химической и металлургической промышленности. В 1962г. была открыта паромная переправа Баку-Красноводск, в 1967г. – железная дорога Евлах-Баку-Агдам. В 1967г. открылись первые шесть станций Бакинского метро.

Изменения в общественно-политической, экономической и культурной жизни Азербайджана в 1970-80-х годах связаны с деятельностью Гейдара Алиева, возглавившего республику в 1969 году. С его деятельностью связаны многие начинания. Так, с начала 70-х годов для обеспечения республики высококвалифицированными кадрами в вузы Москвы, Ленинграда и других вузовских центров страны стали ежегодно направлять до тысячи молодых жителей Азербайджана. В 1978г. в Конституции Азербайджана, впервые в советское время, была включена статья о государственном статусе азербайджанского языка. По инициативе Г.Алиева были предприняты серьезные шаги по увеличению нефтедобычи, обновлению нефтедобывающего оборудования, разработке новых нефтегазовых месторождений в Каспийском море, осуществлена реконструкция производства в нефтяном машиностроении, созданы новые отрасли промышленного производства. В 1983г. был сдан в эксплуатацию нефтепровод «Баку-Грозный» и тем самым Азербайджан вошел в единую сеть нефтепроводов СССР. Были также построены десятки предприятий легкой и пищевой промышленности, а хлопководство и виноградство стали ведущими отраслями экономики. Значительны были и достижения транспортников республики, были сданы в эксплуатацию новые станции Бакинского метрополитена, запущена паромная переправа между Азербайджаном и Казахстаном, открыт Бакинский морской вокзал и др. По данным переписи населения 1989 г. население республики превышало 7 млн. человек. Из них – 6 млн. составляли азербайджанцы.

1970-1980-е годы были периодом качественного развития фундаментальных и прикладных наук в Азербайджане. Так Шемахинская обсерватория была одной из самых крупных в Советском Союзе. Важную роль в изучении космоса играл научный центр «Хазар». В 1987г. в Баку было создано научно-исследовательское объединение в области космических исследований.

Министр газовой промышленности СССР, Герой Социалистического труда, лауреат Ленинской и Государственной премий, член-корреспондент Академии наук Азербайджана, доктор технических наук, профессор Сабит Оруджев золотыми буквами вписал свое имя в историю добычи и транспортировки газа. Всего двух лет Оруджев не дожил до пуска в эксплуатацию газопровода «Уренгой–Помары–Ужгород» в 1983 году. А еще через год газ Уренгоя начал поступать в Западную Европу. Когда вводили в строй новое гигантское месторождение «Заполярный» в 200 километрах от Нового Уренгоя, один из его огромных участков предложено было назвать «Оруджевским». В народе так и говорили — «Земля Оруджева».

Большую роль в создании различных технологий нефтедобычи сыграли исследования академика Азада Мирзаджанзаде. Исследования ученых Азербайджана в области нефтехимии, геологии использовались по всему Советскому Союзу. Так, под руководством азербайджанского геолога Фармана Салманова были открыты залежи нефти и газа в Западной Сибири. В 80-е годы пятеро ученых из Азербайджана были удостоены самого высокого звания – лауреата Ленинской премии, 14 человек удостоились Государственной премии.

В 1982 году прах великого азербайджанского поэта Гусейна Джавида, ставшего жертвой сталинских репрессий, по инициативе Гейдара Алиева, был перезахоронен в его родном Нахичеване. В том же году был открыт мавзолей поэта Вагифа в Шуше.

Азербайджанская драматургия обогатилась пьесами Мирзы Ибрагимова и Эльяса Эфендиева, Максуда Ибрагимбекова и др.

Особым колоритом и неподражаемым стилем отличалось композиторское и исполнительское искусство Рашида Бейбутова, Муслима Магомаева и Полада Бюль-Бюль оглы.

Выдающиеся азербайджанские художники Таир Салахов, Микаил Абдулаев, Летиф Керимов и др. создали прекрасные образцы национальной живописи.

Конец 60-х-80-е годы считаются периодом расцвета азербайджанского кинематографа. Творчество киносценариста Рустама Ибрагимбекова известно далеко за пределами Азербайджана. В 1981г. на киностудии «Азербайджанфильм» был выпущен двухсерийный приключенческий музыкальный фильм «Не бойся я с тобой» (режиссер Юлий Гусман, в главных ролях Лев Дуров, Полад Бюль-Бюль оглы и др.), ставший на долгие годы визитной карточкой Азербайджанского кинематографа.    

Другой прославленный кинорежиссер, народный артист Азербайджана Эльдар Гулиев  окончил режиссерский факультет ВГИКа в 1966-ом году на курсе Сергея Герасимова. Далеко за пределами Азербайджана известны его фильмы «В одном южном городе», «Ритмы Апшерона», «Низами», «Бабек», «Попутный ветер», «Диверсия», «Стамбульский рейс».

Ярчайший представитель азербайджанского кинематографического искусства Расим Оджагов (1933-2016 гг.) считался мастером изображения психологических сцен. «Искусство - это белая нитка, пропущенная сквозь сердце художника и ставшая алой», - говорил режиссер.  Он начинал как оператор картин «Ее большое сердце», «Настоящий друг», а продолжил - как режиссер фильмов «Мститель из Гянджабасара», «Звук свирели», «День Рождения», «Допрос», «Перед закрытой дверью», «Парк», «Другая жизнь», «Храм воздуха», «7 дней после убийства», «Тахмина», «Стамбульская история», «Комната в отеле». Оджагов снимал в своих фильмах московских и ленинградских актеров. Звездами его лент стали Александр Калягин и Ирина Купченко, Родион Нахапетов и Галина Беляева, Станислав Садальский и Лия Ахеджакова, Евгений Лебедев и Галина Польских. Он создал «кинематограф Оджагова», придавший внутреннюю целостность азербайджанскому кино семидесятых - восьмидесятых годов. 

Азербайджанская симфоническая музыка многим обязана Кара Караеву и Ниази. В 1960-1961 гг. главным дирижером Ленинградского театра оперы и балета им. С. М. Кирова был Ниязи Зульфугар оглы Тагизаде-Гаджибеков (1912-1934 гг.). Современники назвали его Маэстро Ниязи или Дирижер милостью Божьей. Ниязи был сыном композитора Зульфугара Гаджибекова и племянником великого Узеира Гаджибекова. Общесоюзное признание пришло к Ниязи, когда ему было всего 25 лет. С 1938 года он возглавлял Азербайджанский государственный симфонический оркестр, который дал уникальную возможность интерпретации как шедевров мировой музыки, так и произведений азербайджанских композиторов, и сыграл неоценимую роль в развитии композиторской школы в республике. Ниязи выступал в Праге, Берлине, Будапеште, Бухаресте, Нью-Йорке, Париже, Стамбуле, Тегеране, Лондоне и Пекине. Среди многочисленных произведений Ниязи особо следует отметить оперу «Хосров и Ширин», балет «Читра» и симфонический мугам «Раст», который нередко исполняют крупнейшие симфонические оркестры мира.

 

Творческое наследие Кара Караева охватывает практически все жанры музыкального искусства. Во всем мире известны его симфоническая поэма «Лейли и Меджнун», симфоническая сюита «Семь красавиц», Третья симфония, Скрипичный концерт. Кара Караев - ученик Гаджибекова и Шостаковича. На творчество его вдохновлял Баку. «Для меня это самый великолепный город в мире», - говорил композитор, произведения которого занимают особое место в репертуаре лучших симфонических оркестров России, Франции, США, Германии.

Одним из самых талантливых учеников Кара Караева был Ариф Меликов. Мировую славу ему принес балет «Легенда о любви», впервые поставленный в 1961 году в Мариинском театре 34-летним Юрием Григоровичем, которого Меликов очень ценил. Через четыре года Григорович поставил этот балет уже на сцене Большого театра в Москве. С того времени «Легенда о любви» остается в репертуаре Большого.

Фикрет Амиров (1922-1984 гг.) – основоположник жанра симфонического мугама. Его произведения исполнялись в концертных залах Египта, Турции, Германии, Великобритании, но и в далекой Америке выдающимся дирижером Леопольдом Стоковким, Бостонским филармоническим оркестром, записывались на пластинки и распространялись по всему миру. Хорошо известны оперы Амирова «Улдуз», «Севиль», «Карабах — жемчужина Азербайджана», балеты «Сказание о Насими», «Тысяча и одна ночь», «Низами», оперетты «Похитители сердец» и «Гезюн айдын», два симфонических мугама «Шур» и «Кюрд-овшары».

Оперный певец Бюльбюль с 1927 по 1931 годы стал первым азербайджанцем, который служил в миланском театре «Ла Скала», и первым музыкантом, составившим учебные пособия для студентов, учащихся игре на азербайджанских народных инструментах: таре, кеманче и балабане. В 2012 году VI Международный конкурс вокалистов имени Бюльбюля в Баку выиграл Юсиф Эйвазов, обретший после этого мировую известность на Международном фестивале оперного искусства, посвященном 200-летию Дж. Верди, в Равенне на сцене Театра Данте Алигьери; в Римском оперном театре; в Лос-Анжелеской опере; в Метрополитен-опера; в Национальной Парижской Опере; в Венской Государственной Опере; в Берлинской Опере и на сцене Мариинки.

На сцене Большого театра блистают также азербайджанская певица Динара Алиева (сопрано) и Эльчин Азизов, который также с большим успехом выступал в Австрии, Италии, Франции, Марокко, США.

Главным балетмейстером балетной труппы Приморской сцены Мариинского театра служит Эльдар Алиев, который, окончив Бакинское хореографическое училище и педагогическое отделение Академии русского балета им. Вагановой, работал в труппе Ballet Internationale в США, затем стал художественным руководителем этого коллектива. Алиев работал с ведущими труппами и балетными академиями Европы, Азии и Америки: Шведский Королевский балет, Национальный балет Словакии, Национальный балет Китая, Национальный балет Канады, балет Испании, Пекинская академия танца, балет Гонконга. Сейчас Эльдар Алиев входит в состав жюри международных конкурсов артистов балета в Праге, Сеуле, Нью-Йорке, Пекине, в 2014 году избран заместителем председателя жюри на ХХVI Международном конкурсе артистов балета в Варне.

Отдельного внимания, безусловно, достоин азербайджанский джаз, основанный на традициях мугама. Первый джазовый оркестр в Баку в 1938 году создали Ниязи и Тофик Кулиев. В 1941-1945 годах и после окончания Великой Отечественной войны руководителем Государственного эстрадного оркестра был Рауф Гаджиев. Расцвет азербайджанского джаза 1960-х связывают с именем Рафика Бабаева, а чуть позже Вагифа Мустафазаде. В 2005 году в бакинской филармонии прошел концерт-семинар Baku Jazz Bridges с участием музыкантов из США, Азербайджана и Норвегии, в 2009 году – «Британо-азербайджанский джазовый саммит» с участием известных британских джазменов Кенни Уилера и Пола Кларвиса. В 2014 году Раином Султановым был создан международный проект Voice of Karabakh, объединивший этническую азербайджанскую, джазовую и классическую музыки, который стал музыкальным протестом всем войнам, насилию и агрессии. Сегодня наиболее  известными исполнителями джаза считаются также Салман Гамбаров, Амина Фигарова, Азиза Мустафазаде, Шаин Новрасли, Тофик Шабанов.

На 1990г. Азербайджанская Советская Социалистическая Республика состояла из 60 районов, а также Нахичеванской АССР и Нагорно-Карабахской АО. В 1990г., в русле политики Перестройки, Президиум Верховного Совета АзССР был расформирован, а его функции переданы Председателю Верховного Совета. Одновременно была учреждена должность Президента АзССР. Первым Президентом Азербайджана был избран первый секретарь ЦК компартии Азербайджана Аяз Муталибов. 30 августа 1991г. Верховный совет Азербайджанской ССР принял декларацию «О восстановлении государственной независимости Азербайджанской республики», а 18 октября был принят Конституционный акт «О государственной независимости Азербайджанской республики.

Политическая история.

При рассмотрении всех дальнейших событий политической истории постсоветского Азербайджана следует постоянно учитывать, что внутриполитические процессы в Азербайджане развивались на фоне карабахского конфликта и зачастую именно этот фактор становился определяющим для внутренней политики страны. Карабахский конфликт начался в 1987 году, и к концу 1991 – началу 1992 годов перерос в полномасштабное военное столкновение с массовым применением бронетехники, ствольной и реактивной артиллерии, авиации.

Боевые действия в Карабахе развивались неудачно для азербайджанской стороны, что подрывало позиции Муталибова. Особенно ударил по имиджу первого президента Азербайджана факт захвата армянскими отрядами города Ходжалы в ночь с 25 на 26 февраля 1992 г. Падение Ходжалы привело к утрате Азербайджаном единственного аэродрома в Карабахе, способного принимать крупные самолёты. Однако куда важнее потери аэродрома была гибель множества людей. Всего, по данным Азербайджана при штурме Ходжалы, а так же при эвакуации беженцев из посёлка Ходжалы, погибло от ранений и обморожений свыше 600 человек (из них – 63 ребёнка и 106 женщин).

6 марта 1992 г. под давлением оппозиционных кругов Муталибов был вынужден оставить свой пост, исполняющим обязанности президента стал спикер парламента (Меджлиса) Азербайджана – Якуб Мамедов. Новые выборы были назначены на 7 июля 1992 г., и фаворитом предвыборной гонки считался лидер Народного Фронта Азербайджана (НФА) Абульфаз Эльчибей.

В отличие от Муталибова, Мамедов не был связан с руководством компартии, и в политику пришёл с поста ректора Азербайджанского медицинского университета. Собственно говоря, и спикером Меджлиса Мамедов стал буквально накануне отставки Муталибова. 7 мая 1992 г. Мамедов встретился в Тегеране с президентом Армении Тер-Петросяном и подписал с ним соглашение о прекращении огня, однако армянская сторона немедленно это соглашение нарушила, и уже 9 мая армянские вооружённые отряды заняли Шушу. Это, в свою очередь, дало основания сторонникам Муталибова потребовать возвращения законно избранного президента к исполнению его обязанностей, так как было очевидно, что и новое, «неноменклатурное» руководство, решить карабахскую проблему в ближнесрочной перспективе неспособно.

14 мая 1992 г. Меджлис квалифицированным большинством голосов (две трети от числа всех депутатов и более 85% от числа депутатов, присутствовавших на заседании) проголосовал за восстановление Муталибова в должности президента. Однако второй раз у власти Муталибов оставался лишь 2 дня. Известие о возвращении Муталибова вызвало массовое возмущение среди сторонников оппозиции, у штаб-квартиры НФА начался митинг. Уже утром 15 мая руководство НФА потребовало от Муталибова уйти в отставку до 15.00 того же дня. После того, как реакции из президентского дворца не последовало, толпы сторонников Народного фронта заняли ключевые объекты Баку, и, в том числе – президентский дворец. Муталибов успел бежать в последний момент. 18 мая Мамедов был вынужден подать в отставку с поста спикера парламента, его место занял видный деятель НФА Иса Гамбар. В тот же день азербайджанские войска оставили Лачин.

НФА, как политическая партия, удачно сочетал имидж борца против «партократии и номенклатуры» с образом силы, готовой бескомпромиссно бороться с любыми сепаратистскими настроениями. На волне этих настроений Эльчибей выиграл президентские выборы 7 июня 1992г., собрав более 59% голосов избирателей. Однако, выиграв выборы под лозунгом защиты целостности Азербайджана, Эльчибей был обязан доказать делом способность своей партии решить карабахскую проблему силовым путём. Действительно летом 1992г. развернулось первое за всю историю Карабахской войны широкомасштабное наступление азербайджанских войск, которым в течение июня-августа удалось занять Шаумяновский район полностью, а Мардакертский и Аскеранский – частично. Однако на этом успехи команды Эльчибея завершились. Осенью 1992 г. сторонники НФА безуспешно пытались установить контроль в Нахичеванской автономной республике. Нахичевань, будучи географически отделена от основной территории Азербайджана, представляла собой на тот момент по сути, автономный  эксклав под руководством Гейдара Алиева, который стремился проводить самостоятельную и взвешенную политику. Жёсткий отпор, данный Г. Алиевым эмиссарам Эльчибея, продемонстрировал появление на политической арене новой фигуры, ставшей вскоре ключевой. Между тем, оправившись от летних поражений, армянские отряды вновь перешли в контрнаступление и на переломе 1992/93 годов взяли Кельбаджар.

Следующий, 1993 год, стал для Азербайджана особым, можно сказать – определяющим. С одной стороны, политический кризис, развернувшийся в 1993г., поставил страну на грань распада. С другой стороны – успешное з



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 556; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.111.85 (0.04 с.)