Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Культура Армении XIX -начала XX века
Изменения, коснувшиеся политической, экономической и социальной жизни армянского народа в новое время, наложили свой отпечаток на развитие культуры. Характерной чертой этого периода является оживление духовной жизни не только в самой Армении, но и за ее пределами – внутри армянских общин. В сфере образования постепенно начало снижаться влияние церкви, содержание дисциплин становится более светским, внедряются прогрессивные методики преподавания. В 1810 году купец Никогайос Агабабян основывает в Астрахани школу. Несмотря на то, что в школе Агабабяна учились армянские дети, обучение велось на русском языке. Крупные российские промышленники Лазаревы в 1815 году на свои средства открывают в Москве Лазаревское училище (в последствии Лазаревский институт восточных языков), целью которого было воспитание нового поколения армянской интеллигенции, а также подготовка высококвалифицированных специалистов по восточным языкам. В 1827 году училище было передано в ведение министерства народного просвещения Российской империи и получило название «Лазаревский институт восточных языков», но фактически до 1848 года было лишь гимназией, где преподавались армянский, персидский, турецкий и арабский языки. В 1828 году была учреждена должность «главноначальствующего» Института, которую занял граф А. X. Бенкендорф. Его покровительство способствовало дальнейшему развитию института. Центром образования для восточных армян был Тифлис. В 1824 году Нерсес Аштаракеци основал в Тифлисе новую школу, которая на протяжении всего XIX века являлась главным образовательным центром для закавказских армян. В 1874 году в Эчмиадзине была основана Духовная семинария. Обучение велось на двух отделениях – классное (уровень средней школы) и лекционное (всестороннее образование, в том числе давались фундаментальные знания в области арменоведения). После утверждения турецкими властями Армянской национальной конституции в 1863 году в западноармянской школе наблюдается определенный прогресс. Основанное патриархом Нерсесом Варжапетяном училище Кедронакан (Центральное) пользовалось наибольшей известностью. Существенный прогресс переживала наука. В этот период были проведены важные исследования по армянской истории. В частности в конце XIX века были сделаны попытки систематизировать историю Армении. Первым таким опытом стал труд Степана Паласаняна «История Армении: от начала до наших дней», изданный в 1890 году.
Богатое историковедческое наследие оставил историк Лео (Аракел Бабаханян). В начале XX века он запланировал создать целостный труд по истории Армении, однако не успел довести этот труд до конца, при жизни был издан только первый том этого фундаментального исследования. С середины XIX века в армянской литературе возникают новые направления – романтизм и реализм. Формируется новый армянский литературный язык, более приближенный к языку общения (ашхарабар). Основоположником новой армянской литературы считается писатель и педагог Хачатур Абовян. Главное его произведение — исторический роман «Раны Армении» (1841, издан 1858) — первый армянский светский роман на разговорном языке, посвящён освободительной борьбе армянского народа в период Русско-персидской войны 1826—1828 гг. и написан на живом народном армянском языке. Само название говорит о его патриотическом и политическом характере. Абовян рисует тяжёлое положение армян при персидском владычестве. Герой романа «Агаси» открывает галерею образов того «идеального гражданина и патриота», той положительной личности, воспроизведением которой были заняты и многие другие писатели; Агаси — предшественник будущих патриотов-народолюбцев второй половины XIX века. В конце XIX века на литературной арене появляется целая плеяда выдающихся поэтов – Ованес Туманян, Аветик Исаакян, Ионнес Иоаннисян. В начале XX века расцвет литературы был связан с именами поэтов Ваана Терьяна, Мисака Мецаренца, Сиаманто и Даниэла Варужана. Крупнейшим писателем второй половины XIX века является Рафии (Акоп Мелик-Акопян). В своих произведениях он призывал армян не надеяться на освобождение от турецкого владычества с помощью Европы и уповать на свои собственные силы. Его произведения издавались в разных печатных органах (в том числе и в журнале «Мшак», редактор — князь Григор Арцруни) и пользовались большой популярностью в просвещенных кругах армянского общества XIX века. Несмотря на большую известность и популярность, сам Раффи жил скромно и скончался в бедности.
Реализм начинает главенствовать в литературе с конца XIX века. Ярким представителем этого направления был Ширванзаде (Александр Мовсисян). В романе «Хаос» (1898), наиболее значительном произведении, Ширванзаде описывает жизнь промышленного города — хаос капиталистического мира. Борьба общественных классов и сословий, эксплуатация рабочих, разложение буржуазной семьи, в которой над всеми чувствами господствует жажда денег, — таковы основные социальные проблемы, на которых строится сюжет. Особый расцвет в конце XIX – начале XX века приобрело армянское искусство. Безусловными шедеврами мировой живописи по праву считаются полотна Ованеса (Ивана) Айвазовского, Вардгеса Суренянца, Егише Тадевосяна и др. Культура Первой Республики Деятельной Первой Республики Армения началась в неблагоприятных социально-экономических условиях. Тем не менее, были сделаны определенные шаги по активизации культурной жизни. Постепенно в ведение министерства образования возвращались здания школ, в военное время отданные под больницы и сиротские дома. По закону о начальном образовании был установлен шестилетний срок обучения в государственной школе. Следующим звеном школьной системы стала средняя школа. Несмотря на дефицит педагогических кадров и учебной литературы в конце 1919 года в республике функционировала 431 начальная школа и 20 средних школ. Также были основаны специализированные школы: в Нор Баязете и Дилижане открылись сельскохозяйственные школы, а в Александрополе - средняя техническая школа. Крупнейшим событием культурной жизни Армении стало основание университета, открытие которого состоялось 31 января 1920 года в Александрополе, а в июне университет переехал в Ереван. Были сделаны шаги по организации системы музеев и библиотек. В 1920-х годах были созданы Музей истории Армении, Национальная галерея Армении, Музей этнографии и антропологии. В мае 1919 года в Ереване открылась первая выставка Армянского союза деятелей искусства, участие в которой приняли Геворк Башинджагарян, Мартирос Сарьян, Егише Тадевосян и др.
Культура Советской Армении Довоенный период С первых же дней советская власть стала проявлять большое внимание к национальной культуре. В 1921 году правительство Армении приняло специальное постановление о ликвидации неграмотности среди взрослого населения. Задача ликвидации безграмотности в 1920-1940-е годы была практически решена: 84% населения умело читать и писать. Активно шло развитие школьного образования. Только за период с 1926 по 1932 год было построено около 500 школьных зданий, резко возросло число учащихся. Высшее образование также получало поддержку нового правительства. Успешно функционировал Ереванский государственный университет, в 1923 году была открыта Ереванская государственная консерватория, в 1928 году был основан зооветеринарный университет. В 1930 году несколько факультетов ЕГУ были переформированы в отдельные институты: политехнический, медицинский, педагогический. Подъем переживала и армянская литература. Появилось новое поколение выдающихся армянских писателей: Егише Чаренц, Аксель Бакунц, Гурген Маари и др. Серьезные успехи были достигнуты в области музыки и театрального искусства. Основаны Государственная филармония, Государственный театр оперы и балета.
Послевоенный период Окончание кровопролитной Великой Отечественной войны и переход к мирной жизни ознаменовали новый этап в развитии армянской духовной жизни. Созданная в тяжелые военные годы Академия наук Армении придала новый размах развитию науки. В 1947 году ее президентом был избран выдающийся ученый-астрофизик, академик Виктор Амбарцумян. Была создана армянская математическая школа. В 1958 году в Институте физики началось проектирование крупнейшего в Европе электронно-кольцевого ускорителя с энергией в 6 млрд. электрон-вольт. Работы осуществлялись под руководством члена-корреспондента АН СССР Артема Алиханяна. Крупные успехи были достигнуты в области арменоведения. В свет вышла 8-томная «История армянского народа» и многочисленные монографии армянских историков. В 1950-1980-е годы были проведены крупнейшие археологические раскопки на территории Армении, исследованы урартские крепости Тейшебаини и Эребуни, эллинистическая крепость Гарни. Стабильное социально-экономическое и политическое состояние Советской Армении открыло новые перспективы для развития культуры, появлялись новые, не традиционные для армянской жизни типы декоративно-прикладного искусства. Так, было возрождено искусство ткачества гобелена, прерванная со средневековья традиция получила новое воплощение благодаря таланту заслуженного художника Армении Карапета Гарибовича Егиазаряна. Его работы украсили многие здания республиканского значения: Дом шахматистов имени Тиграна Петросяна (Ереван), Спортивно-концертный комплекс имени Карена Демирчяна «Амалир», Гюмрийский драматический театр имени А. Мравина и многие другие. Послевоенная литература пополнилась работами выдающихся писателей и поэтов: Ованеса Шираза, Геворга Эмина, Амо Сагияна, Паруйра Севака, Серо Ханзадяна, Сильвы Капутикян и многих других. В области музыки послевоенные годы ознаменовались созданием значительных симфонических, камерных и оперных произведений: балеты «Спартак» и «Гаянэ» Арама Хачатуряна, оперы «Саят-Нова» Александра Арутюняна, «Героическая баллада» Арно Бабаджаняна. 1960-1970-е годы стали «золотым веком» армянского кинематографа. Были созданы ленты, не потерявшие своей художественной ценности и в наши дни. Среди таких фильмов можно выделить «Здравствуй, это я», «Треугольник», «Мы и наши горы». Особое место не только в армянском, но и в мировом кинематографе занимает картина Сергея Параджанова «Цвет граната» (1969 года). С 1950-х годов классический стиль ваяния получил дальнейшее развитие в монументальных творениях Ерванда Кочара «Сасунци Давид» и «Вардан Мамиконян», Арташеса Овсепяна «Александр Таманян», Никогайоса Никогосяна «Микаэл Налбандян». Целый комплекс общественных зданий был построен в послевоенные годы и полностью преобразил облик Армении и ее столицы – Еревана. Лучшим из них является архитектурный ансамбль Площади Ленина (ныне Площадь Республики), спроектированный Александром Таманяном.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 138; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.197.201 (0.009 с.) |