Культура Армении XIX -начала XX века 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Культура Армении XIX -начала XX века



Изменения, коснувшиеся политической, экономической и социальной жизни армянского народа в новое время, наложили свой отпечаток на развитие культуры. Характерной чертой этого периода является оживление духовной жизни не только в самой Армении, но и за ее пределами – внутри армянских общин.

В сфере образования постепенно начало снижаться влияние церкви, содержание дисциплин становится более светским, внедряются прогрессивные методики преподавания. В 1810 году купец Никогайос Агабабян основывает в Астрахани школу. Несмотря на то, что в школе Агабабяна учились армянские дети, обучение велось на русском языке.

Крупные российские промышленники Лазаревы в 1815 году на свои средства открывают в Москве Лазаревское училище (в последствии Лазаревский институт восточных языков), целью которого было воспитание нового поколения армянской интеллигенции, а также подготовка высококвалифицированных специалистов по восточным языкам. В 1827 году училище было передано в ведение министерства народного просвещения Российской империи и получило название «Лазаревский институт восточных языков», но фактически до 1848 года было лишь гимназией, где преподавались армянский, персидский, турецкий и арабский языки. В 1828 году была учреждена должность «главноначальствующего» Института, которую занял граф А. X. Бенкендорф. Его покровительство способствовало дальнейшему развитию института.

Центром образования для восточных армян был Тифлис. В 1824 году Нерсес Аштаракеци основал в Тифлисе новую школу, которая на протяжении всего XIX века являлась главным образовательным центром для закавказских армян.

В 1874 году в Эчмиадзине была основана Духовная семинария. Обучение велось на двух отделениях – классное (уровень средней школы) и лекционное (всестороннее образование, в том числе давались фундаментальные знания в области арменоведения).

После утверждения турецкими властями Армянской национальной конституции в 1863 году в западноармянской школе наблюдается определенный прогресс. Основанное патриархом Нерсесом Варжапетяном училище Кедронакан (Центральное) пользовалось наибольшей известностью.

Существенный прогресс переживала наука. В этот период были проведены важные исследования по армянской истории. В частности в конце XIX века были сделаны попытки систематизировать историю Армении. Первым таким опытом стал труд Степана Паласаняна «История Армении: от начала до наших дней», изданный в 1890 году.

Богатое историковедческое наследие оставил историк Лео (Аракел Бабаханян). В начале XX века он запланировал создать целостный труд по истории Армении, однако не успел довести этот труд до конца, при жизни был издан только первый том этого фундаментального исследования.

С середины XIX века в армянской литературе возникают новые направления – романтизм и реализм. Формируется новый армянский литературный язык, более приближенный к языку общения (ашхарабар). Основоположником новой армянской литературы считается писатель и педагог Хачатур Абовян. Главное его произведение — исторический роман «Раны Армении» (1841, издан 1858) — первый армянский светский роман на разговорном языке, посвящён освободительной борьбе армянского народа в период Русско-персидской войны 1826—1828 гг. и написан на живом народном армянском языке. Само название говорит о его патриотическом и политическом характере. Абовян рисует тяжёлое положение армян при персидском владычестве. Герой романа «Агаси» открывает галерею образов того «идеального гражданина и патриота», той положительной личности, воспроизведением которой были заняты и многие другие писатели; Агаси — предшественник будущих патриотов-народолюбцев второй половины XIX века.

В конце XIX века на литературной арене появляется целая плеяда выдающихся поэтов – Ованес Туманян, Аветик Исаакян, Ионнес Иоаннисян. В начале XX века расцвет литературы был связан с именами поэтов Ваана Терьяна, Мисака Мецаренца, Сиаманто и Даниэла Варужана.

Крупнейшим писателем второй половины XIX века является Рафии (Акоп Мелик-Акопян). В своих произведениях он призывал армян не надеяться на освобождение от турецкого владычества с помощью Европы и уповать на свои собственные силы.

Его произведения издавались в разных печатных органах (в том числе и в журнале «Мшак», редактор — князь Григор Арцруни) и пользовались большой популярностью в просвещенных кругах армянского общества XIX века. Несмотря на большую известность и популярность, сам Раффи жил скромно и скончался в бедности.

Реализм начинает главенствовать в литературе с конца XIX века. Ярким представителем этого направления был Ширванзаде (Александр Мовсисян). В романе «Хаос» (1898), наиболее значительном произведении, Ширванзаде описывает жизнь промышленного города — хаос капиталистического мира. Борьба общественных классов и сословий, эксплуатация рабочих, разложение буржуазной семьи, в которой над всеми чувствами господствует жажда денег, — таковы основные социальные проблемы, на которых строится сюжет.

Особый расцвет в конце XIX – начале XX века приобрело армянское искусство. Безусловными шедеврами мировой живописи по праву считаются полотна Ованеса (Ивана) Айвазовского, Вардгеса Суренянца, Егише Тадевосяна и др.

Культура Первой Республики

Деятельной Первой Республики Армения началась в неблагоприятных социально-экономических условиях. Тем не менее, были сделаны определенные шаги по активизации культурной жизни.

Постепенно в ведение министерства образования возвращались здания школ, в военное время отданные под больницы и сиротские дома. По закону о начальном образовании был установлен шестилетний срок обучения в государственной школе. Следующим звеном школьной системы стала средняя школа. Несмотря на дефицит педагогических кадров и учебной литературы в конце 1919 года в республике функционировала 431 начальная школа и 20 средних школ. Также были основаны специализированные школы: в Нор Баязете и Дилижане открылись сельскохозяйственные школы, а в Александрополе - средняя техническая школа.

Крупнейшим событием культурной жизни Армении стало основание университета, открытие которого состоялось 31 января 1920 года в Александрополе, а в июне университет переехал в Ереван.

Были сделаны шаги по организации системы музеев и библиотек. В 1920-х годах были созданы Музей истории Армении, Национальная галерея Армении, Музей этнографии и антропологии.

В мае 1919 года в Ереване открылась первая выставка Армянского союза деятелей искусства, участие в которой приняли Геворк Башинджагарян, Мартирос Сарьян, Егише Тадевосян и др.

 

Культура Советской Армении

Довоенный период

С первых же дней советская власть стала проявлять большое внимание к национальной культуре. В 1921 году правительство Армении приняло специальное постановление о ликвидации неграмотности среди взрослого населения. Задача ликвидации безграмотности в 1920-1940-е годы была практически решена: 84% населения умело читать и писать.

Активно шло развитие школьного образования. Только за период с 1926 по 1932 год было построено около 500 школьных зданий, резко возросло число учащихся. Высшее образование также получало поддержку нового правительства. Успешно функционировал Ереванский государственный университет, в 1923 году была открыта Ереванская государственная консерватория, в 1928 году был основан зооветеринарный университет. В 1930 году несколько факультетов ЕГУ были переформированы в отдельные институты: политехнический, медицинский, педагогический.

Подъем переживала и армянская литература. Появилось новое поколение выдающихся армянских писателей: Егише Чаренц, Аксель Бакунц, Гурген Маари и др. Серьезные успехи были достигнуты в области музыки и театрального искусства. Основаны Государственная филармония, Государственный театр оперы и балета.

Послевоенный период

Окончание кровопролитной Великой Отечественной войны и переход к мирной жизни ознаменовали новый этап в развитии армянской духовной жизни.

Созданная в тяжелые военные годы Академия наук Армении придала новый размах развитию науки. В 1947 году ее президентом был избран выдающийся ученый-астрофизик, академик Виктор Амбарцумян. Была создана армянская математическая школа. В 1958 году в Институте физики началось проектирование крупнейшего в Европе электронно-кольцевого ускорителя с энергией в 6 млрд. электрон-вольт. Работы осуществлялись под руководством члена-корреспондента АН СССР Артема Алиханяна.

Крупные успехи были достигнуты в области арменоведения. В свет вышла 8-томная «История армянского народа» и многочисленные монографии армянских историков.

В 1950-1980-е годы были проведены крупнейшие археологические раскопки на территории Армении, исследованы урартские крепости Тейшебаини и Эребуни, эллинистическая крепость Гарни.

Стабильное социально-экономическое и политическое состояние Советской Армении открыло новые перспективы для развития культуры, появлялись новые, не традиционные для армянской жизни типы декоративно-прикладного искусства. Так, было возрождено искусство ткачества гобелена, прерванная со средневековья традиция получила новое воплощение благодаря таланту заслуженного художника Армении Карапета Гарибовича Егиазаряна. Его работы украсили многие здания республиканского значения: Дом шахматистов имени Тиграна Петросяна (Ереван), Спортивно-концертный комплекс имени Карена Демирчяна «Амалир», Гюмрийский драматический театр имени А. Мравина и многие другие.

Послевоенная литература пополнилась работами выдающихся писателей и поэтов: Ованеса Шираза, Геворга Эмина, Амо Сагияна, Паруйра Севака, Серо Ханзадяна, Сильвы Капутикян и многих других.

В области музыки послевоенные годы ознаменовались созданием значительных симфонических, камерных и оперных произведений: балеты «Спартак» и «Гаянэ» Арама Хачатуряна, оперы «Саят-Нова» Александра Арутюняна, «Героическая баллада» Арно Бабаджаняна.

1960-1970-е годы стали «золотым веком» армянского кинематографа. Были созданы ленты, не потерявшие своей художественной ценности и в наши дни. Среди таких фильмов можно выделить «Здравствуй, это я», «Треугольник», «Мы и наши горы». Особое место не только в армянском, но и в мировом кинематографе занимает картина Сергея Параджанова «Цвет граната» (1969 года).

С 1950-х годов классический стиль ваяния получил дальнейшее развитие в монументальных творениях Ерванда Кочара «Сасунци Давид» и «Вардан Мамиконян», Арташеса Овсепяна «Александр Таманян», Никогайоса Никогосяна «Микаэл Налбандян».

Целый комплекс общественных зданий был построен в послевоенные годы и полностью преобразил облик Армении и ее столицы – Еревана. Лучшим из них является архитектурный ансамбль Площади Ленина (ныне Площадь Республики), спроектированный Александром Таманяном.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 138; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.197.201 (0.009 с.)