Внешнеполитическая деятельность 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Внешнеполитическая деятельность



Внешнеполитическую деятельность Беларуси большинство исследователей начинают отсчитывать с 1991 г., исходя из формального подхода, основывающегося на распаде СССР и создании нового качества белорусской государственности. Однако и в республиканском статусе в рамках СССР, Беларусь как союзная республика вела внешнеполитическую деятельность, которая с началом перестройки в СССР обрела новые черты и формы. Новые подходы советского руководства к внешней политике способствовали активизации участия БССР в работе различных структурных подразделений ООН. В 1989 г. БССР заявила о признании юрисдикции Международного суда по ряду международных договоров, которые касались прав человека.

На рубеже 80-х- 90-х годов произошли значительные изменения в отношениях БССР с соседними странами. Развивались контакты, как на республиканском, так и на межрегиональном уровне. В апреле 1989 г. в Минске была согласована и заключена Программа прямого сотрудничества между ЦК КПБ и ЦК ПОРП. Активно развивались связи БССР с ЧССР и Венгрией.

25 октября 1988 г. Совет Министров БССР утвердил Положение о Министерстве иностранных дел БССР. Последнее имело право разрабатывать и вносить на рассмотрение Президиума Верховного Совета СССР, Совета Министров БССР и МИД СССР предложения внешнеполитического характера по вопросам внешних связей республики.

В конце 80-х годов XX века в БССР начинает активно действовать оппозиция. В 1988–1989 гг. БНФ выступил с требованиями независимости БССР. Среди пунктов программы БНФ были положения о трансформации Беларуси в безъядерную зону и нейтральное государство.

После длительных обсуждений общественными и политическими активистами, 27 июля 1990 года Верховным Советом БССР была принята Декларация о государственном суверенитете БССР. В документе содержалось положение о праве белорусской нации на самоопределение, констатировался полный государственный суверенитет. При этом в декларации содержалось положение о суверенитете республики во внешних отношениях. Также декларировалось стремление преобразования в безъядерную зону и нейтральное государство.

25 августа 1991 г. сессия Верховного Совета БССР придала статус конституционного закона Декларации о государственном суверенитете БССР и объявила об экономической и политической самостоятельности республики. 19 сентября 1991 г. Верховный Совет БССР принял решение о переименовании государства в Республику Беларусь и о введении новой государственной символики.

С декабря 1991 года начался процесс международного признания Республики Беларусь. В течение 1992 года произошло полное ее международное признание. Республика Беларусь вступила в Международный валютный фонд и группу Всемирного банка, Международную организацию гражданской авиации, получила статус наблюдателя во Всемирной торговой организации. В сентябре 1992 года Республика Беларусь открыла в Минске Представительство ООН.

Приоритетами внешней политики Республики Беларусь стали достижение Беларусью реальной независимости и суверенитета, взаимодействие с другими новыми независимыми государствами (бывшими республиками СССР) и создание единого экономического пространства, преобразование Беларуси в безъядерную зону и нейтральное государство.

Исходя из поставленных задач, Республика Беларусь, прежде всего, заявила об отсутствии территориальных претензий к соседним странам. Начало 90-х годов прошло для Беларуси под знаком разоружения. Согласно Договору об ограничении вооруженных сил и вооружений в Европе, к которому страна присоединилась в 1992 г., были значительно сокращены численность танков, самолетов, артиллерийских орудий.

В 1992 г. за границы республики было выведено тактическое ядерное оружие. В 1993 г. белорусский парламент ратифицировал Договор о стратегических наступательных вооружениях и Лиссабонский протокол 1992 г., согласно которому Беларусь присоединялась к Договору о нераспространении ядерного оружия. В 1993 г. Беларусь подписала Конвенцию о запрещении химического оружия, в 1996 г. — Договор о всеобъемлющем запрещении испытаний ядерного оружия. В ноябре 1996 г. из страны было выведено стратегическое ядерное оружие.

До середины 1994 г. механизмы разработки, принятия и реализации решений в области внешней политики были сосредоточены в Верховном Совете и Совете Министров. После введения института президента и принятия на референдуме 1996 г. новой редакции Конституции Республики Беларусь главная роль в реализации внешней политики перешла к президенту. При этом ключевым органом в сфере реализации внешней политики является Министерство иностранных дел.

В 1995 г. Президент страны А.Г. Лукашенко определил направления внешней политики страны. Среди них укрепление суверенитета страны, усиление многостороннего и двустороннего сотрудничества с государствами СНГ, развитие отношений со странами Запада, создание благоприятных условий для сотрудничества с международными организациями. Главным элементом внешней политики страны стал ее многовекторный характер. Республика Беларусь подписала и ратифицировала важнейшие уставные документы СНГ, в том числе его Устав, стала членом ОДКБ.

Закон Республики Беларусь «Об утверждении Основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь» от 14 ноября 2005 г. декларирует основные принципы её внешней политики:

· соблюдение общепризнанных принципов и норм международного права,

· соразмерность внешнеполитических целей политико-дипломатическому, экономическому, оборонному, научно-техническому, интеллектуальному потенциалу государства и обеспечение их реализации для укрепления международных позиций Республики Беларусь и её международного авторитета,

· повышение эффективности политических, правовых, внешнеэкономических и иных инструментов защиты государственного суверенитета Республики Беларусь и её национальной экономики в условиях глобализации,

· развитие на основе общепризнанных принципов и норм международного права всестороннего сотрудничества с иностранными государствами, международными организациями,

· взаимный учёт и соблюдение интересов всех членов международного сообщества,

· добровольность вхождения и участия в межгосударственных образованиях,

· приверженность политике последовательной демилитаризации международных отношений,

· отсутствие территориальных претензий к сопредельным государствам, непризнание территориальных притязаний к Республике Беларусь.

Белорусское руководство выступает за повышение эффективности деятельности органов СНГ. Программа реформирования СНГ и позиция Беларуси в отношении этой организации были изложены президентом Республики Беларусь А.Г. Лукашенко в его заявлении от 25 ноября 1997 г.

Внешнеполитическим приоритетом номер один в политике Беларуси с 1994 г. был провозглашен курс на политическую, экономическую и военную интеграцию с Россией. В июне 1992 года Республика Беларусь и Российская Федерация установили дипломатические отношения. В 1995 г. был подписан белорусско-российский Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве. Этот документ фактически определял международно-правовую основу отношений Беларуси и России.

В 1995 г. страны создали Таможенный союз, к которому в 1996 г. присоединились Казахстан и Киргизия, в 1999 г. — Таджикистан. В 1999 г. пять вышеупомянутых государств подписали Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве.

В 1996 г. Беларусь и Россия заключили Договор об образовании Сообщества, в 1997 г. трансформировали его в Союз. В декабре 1998 г. президенты Беларуси и России заявили в совместной декларации о намерении создать единое союзное государство и провести в 1999 г. референдумы в двух странах по этому вопросу.

В декабре 1999 г. президенты Беларуси и России подписали в Москве Договор о создании Союзного государства, который вступил в силу в январе 2000 г. Договор предусматривает дальнейшие совместные шаги двух государств по сближению и объединению их правовых, экономических, финансовых, таможенных и иных систем, формированию межгосударственных властных структур.

В декабре 1997 г. были подписаны Договор о военном сотрудничестве, Соглашение о совместном обеспечении региональной безопасности в военной сфере. В январе 1998 г. на заседании высшего Совета Союза Беларуси и России в Москве утверждена Концепция совместной оборонной политики двух государств.

Тем не менее, несмотря на развитие договорной базы партнерства и его активизацию на практическом уровне, наблюдались периодические сложности в отношениях Москвы и Минска, в частности элементы торговых войн между Беларусью и Россией и информационных кампания негативно влияющих на образ соседнего государства. Во многом это было связано с существенной зависимостью белорусской экономики от российского рынка и со стремлением России поставить отношения двух стран на более выгодную для себя основу, отказаться от дотирования белорусской экономики.

В начале октября 2006 г. Россия заявила о возможном сокращении на 30 % поставок нефти на НПЗ Беларуси под предлогом обследования состояния нефтепровода «Дружба». 12 декабря российское правительство приняло решение о том, что «в целях защиты экономических интересов России» с 1 января 2007 российские поставки нефти в Беларусь, как и в остальные страны, должны облагаться таможенными пошлинами.

26 декабря 2007 года «Газпром» заявил, что запрашиваемая цена будет 105 долл. США, из которых «живыми деньгами» Минск мог бы платить 75, а остальное — акциями «Белтрансгаза», исходя из оценки компании 5 млрд. долл. Но Беларусь продолжала настаивать на поставках газа по ценам Смоленской области. Соглашение между Россией и Беларусью о цене на газ на 2007—2011 г. удалось заключить лишь накануне нового, 2007 года. Цена газа установлена в 100 долл. за 1 тыс. кубометров, тариф на транзит —1,45 долл. за 1 тыс. кубометров на 100 км. Условия оплаты «Газпромом» 50 % акций «Белтрансгаза» — 2,5 млрд.долл. в течение четырёх лет.

2007 год начался с нового напряжения в белорусско-российских отношениях. https://ru.wikipedia.org/wiki/1_января Россия ввела пошлины на экспорт нефти в Беларусь. В ответ Беларусь начала отбор российской нефти из нефтепровода «Дружба» в счёт уплаты пошлин. В связи с этим были 8 января 2007 года остановлены поставки российской нефти в европейские страны по южному ответвлению нефтепровода «Дружба».

После телефонного разговора В.В. Путина и А.Г. Лукашенко спор был разрешен. Российская экспортная пошлина на нефть осталась, но была снижена с 180 до 53 долл.за тонну нефти. Одновременно была достигнута договорённость о сохранении для России бесплатной аренды земли под газопроводом Ямал-Европа и нефтепродуктопроводом «Запад-Транснефтепродукт», а также о сохранении неизменными условий для российских военных объектов на территории Беларуси.

2016 год принес новые проблемы в российско-белорусских энергетических отношениях. Беларусь хотела добиться от России снижения цен на газ. Вместо 132 долларов за тысячу кубометров (действующая цена по контракту) Минск настаивал на цене в 73–80 долларов. Газпром же настаивал на выполнении контрактных обязательств. В итоге стороны договорились, что Минск оплатит до конца этого месяца задолженность в полном объеме. Минск и Москва договорились о согласовании межбюджетной компенсации при поставках газа. При этом стороны договорились о том, что когда к 2020 году будет создан единый рынок газа в рамках ЕАЭС, будут выработаны единые условия для субъектов хозяйствования в полном объеме. Тогда же будет принята единая система ценообразования.

С 6 июня 2009 г. развернулась так называемая «молочная война», когда Роспотребнадзор запретил ввоз многих видов молочной продукции из Беларуси в Россию из-за отсутствия соответствующей документации. Многие белорусские производители молока заявляли, что прошли сертификацию. Несмотря на то, что в итоге сторонам удалось найти компромисс, новое обострение торговых противоречий между Россией и Беларусью произошло в начале декабря 2014 года, когда Россия ввела запрет на поставки мясных продуктов с некоторых предприятий Белоруссии из-за реэкспорта запрещенной к поставкам продукции.

С конца 2016 года началась новая «молочная» война. С 7 декабря 2016 года Россельхознадзор запретил поставки в Россию молочной продукции с пяти предприятий Беларуси. Был введён фитосанитарный режим на ввоз продукции растениеводства через Беларусь из других стран. В апреле 2017 года Россельхознадзор проверил 18 белорусских предприятий, после чего с 19 мая того же года запретил поставки в России продукции ряда белорусских предприятий, выпускающих сливочное масло, сухое молоко и сыр. В феврале 2017 после введения ограниченного безвизового режима Беларуси с рядом стран, Россия года создала пограничную зону со стороны Смоленской области.

Проблемы состояния и перспектив отношений с Россией остаются предметом острой политической борьбы и общественных дискуссий в Беларуси. Среди значительной части ее населения, политической и интеллектуальной элиты распространены настроения против интеграции с Россией и объединения с ней в едином Союзном государстве. Значительная же часть общества поддерживает интеграцию. Общественное мнение и политическая элита двух стран по-разному интерпретируют цели, задачи, темпы и последствия государственно-политической интеграции Беларуси и России. Проблема развития белорусско-российских отношений требует системного подхода и выходит за рамки партнерства двух стран, во многом определяя развитие ЕАЭС, учредителем которого, наряду с Россией и Казахстаном является республика Беларусь.  

Встреча президентов В.В. Путина и А.Г. Лукашенко в апреле 2017 года, июньский Форум регионов, на котором подписано контрактов почти на полмиллиарда долларов, а также последовавшее заседание Высшего Совета Союзного государства и инициатива по отмене роуминга между Россией и Беларусью – эти события придали двусторонним отношениям серьезный импульс. Но если интеграции не придать ускорение, воспользовавшись удобным текущим моментом, то набирающая естественную инерцию дезинтеграция в ряде секторов может принять необратимый характер.

В отношениях Республики Беларусь и Запада рубежным этапом в истории развития суверенной Беларуси стал конституционный референдум 24 ноября 1996 г. Значительная часть международного сообщества, такие влиятельные международные организации, как ОБСЕ, Совет Европы, Европейский союз, не признали в качестве законных результаты ноябрьского 1996 г. референдума, приведшие к установлению режима сильной президентской власти. Они заявили о непризнании новых государственных органов, созданных после референдума, в том числе Национального собрания. После референдума 1996 г. Запад и международные организации ввели ограничительные меры в отношении Беларуси. Совет Европы приостановил статус специально приглашенной страны, а Евросоюз Временное соглашение по торговле. США объявили политику избирательного участия.

После того как Запад не признал выборы 19 декабря 2010 года, отношения Беларуси с ЕС практически заморозились. ЕС неоднократно призывал белорусские власти выпустить осуждённых по делу по политическим делам и реабилитировать их.

Кроме того, в 2011 году Евросоюз расширил список лиц, которым запрещён въезд в страны ЕС. В их число вошли чиновники, представители силовых ведомств и судьи, но также. После очередного расширения этого списка в феврале 2012 года, МИД Беларуси отозвал своих представителей из ЕС и Польши, а также порекомендовал представителям официальной Варшавы и Брюсселя отправиться в свои страны для донесения позиции белорусской стороны о недопустимости санкций в отношении Республики Беларусь. В ответ на это, по предварительному согласованию, послы всех 27 стран ЕС были отозваны. В марте 2012 года ЕС ужесточил санкции против ряда физических и юридических лиц Республики Беларусь.

Однако указанные санкции не принесли значимых результатов и в феврале 2016 года были отменены. Не в последнюю очередь это произошло в силу того, что Запад взяли на вооружение концепцию мягкого выведения Беларуси из сферы влияния России, налаживания долгосрочного партнерства принимая во внимание наличие ряда проблем в отношениях Минска и Москвы. Важным событием стал Вильнюсский саммит «Восточного партнерства» в ноябре 2013 года, программы членом которой является Беларусь, но в отношении которой она развивалась скорее в основном в экономическом, да и то довольном ограниченном измерении. На нем ЕС был вынужден признать ограниченность рычагов влияния на Беларусь и бесперспективность прежней политики санкций. Саммит ознаменовал переход к политике «вовлечения» Беларуси в сотрудничество с ЕС.

Кроме того, с начало украинского кризиса Беларусь, усилиями руководства республики стала важной переговорной площадкой. В Минске были заключены первые и вторые Минские соглашения - Комплекс мер по выполнению Минских соглашений, а также продолжается работа в группах и подгруппах в рамках мирного процесса по урегулированию конфликта на Юго-Востоке Украины.

Серьезное внимание Республика Беларусь и сегодня уделяет диверсификации своих внешнеполитических контактов. Так, несмотря на военный союз с Россией, после начала украинского кризиса Минск сохранил политические и экономические отношения с Украиной, не выйдя из ЗСТ с ней. Украина продолжает оставаться вторым после России торговым партнером Беларуси среди государств. При этом Беларусь заняла нейтральную позицию по вопросу Крыма и украинского кризиса. С одной стороны, она не голосовала за проукраинские резолюции в ООН, с другой, де-юре не признала Крым частью России, как и не признала ранее государственность Абзахии и Южной Осетии.

Минск также стремится активно развивать внешнеполитическое сотрудничество с Китаем, который реализует на территории Беларуси ряд инфраструктурных инвестиционных проектов, странами Латинской Америки и т.д., что во многом обусловлено поиском новых рынков сбыта для белорусской продукции.

В целом внешняя политика Беларуси с сохранением приоритета на сотрудничество с Россией, свидетельством чего стали недавние учения Запад-2017, остается многовекторной. Беларусь стремится избежать конфронтации с Западом, сохраняя отношения с Москвой, обеспечить посредством своей вариативной политики создание потенциальных возможностей для дальнейшего развития своей экономики, диверсификации рынков сбыта, укрепления собственной субъектности на международной арене.

Диаспора

На сегодняшний день значительные в численном отношении группы белорусов сосредоточены в России (521, 5 тыс.), Украине (440 тыс.), Польше (250 тыс. чел.), Казахстане (182,6 тыс.), а также в странах Америки (США, Канада, Аргентина). Белорусы расселены в странах Балтии, Австралии, Великобритании, Франции. Общая численность белорусов, проживающих за пределами республики, составляет около 3,5 млн. человек.

Можно выделить несколько крупных волн миграции населения с белорусских территорий:

1. В XVI – XVII веках, а также после 1863-1864 года (переселение белорусов в Сибирь);

2. Конца XIX — начала XX века – в связи с Первой Мировой войной и Революцией;

3. Во время Второй мировой войны;

4. Начала 1990-х годов.

Более всего белорусов переселилось в Приморье в 1900-1906 гг., т.е. перед началом Столыпинской реформы (10,5% всех переселенцев этого периода). В целом, в дореволюционный период они составляли 6,8 % от общего числа крестьян-переселенцев. Основная часть белорусов переселилась в край в конце ХIХ - начале ХХ вв. В основном это были выходцы из Витебской, Гродненской, Могилевской и Минской губерний. 

После дезинтеграции СССР перед правительством Республики Беларусь встала задача взаимодействия с представителями активной части белорусской диаспоры мира. Особенно в условиях активного роста общественных движений, в том числе, национально-культурной направленности, продолжавшегося с 1980 годов.

В 1990 году было образовано Международное общественное объединение «Объединение белорусов мира (МОО «ЗБС) «Бацькаушчына». Основной уставной целью МОО «ЗБС «Бацькаушчына» является воспитание национального сознания, духовное, организационное, экономическое объединение в единое сообщество всех белорусов мира. В 1993 году объединение проводит в Минске съезд, расширивший контакты с белорусской диаспорой. Съезды белорусов мира проводятся на площадке Республики Беларусь раз в четыре года.

Ключевой формой взаимодействия Главы государства с гражданами страны стало Всебелорусское народное собрание, впервые проведенное в 1996 году в Минске, и с тех пор организуемое регулярно, раз в пять лет. С 2010 года на заседания приглашаются лидеры белорусской диаспоры мира.

В настоящее время государственная национальная политика Республики Беларусь четко ориентирована на взаимодействие с диаспорой. 16 июня 2014 года был принят «Закон о белорусах зарубежья», определяющий цели, задачи, ключевые направления, стратегию развития связей республики и диаспоры. В сентябре 2014 года, в соответствии с положениями закона, был создан Консультативный совет по делам белорусов зарубежья при МИД Республики Беларусь. В его состав вошли лидеры белорусской диаспоры из 19 стран мира, раз в два года, согласно Положению, осуществляется ротация членов Совета.

Республика Беларусь реализует государственную программу «Белорусы в мире» на 2016-2020 годы. В рамках программы, в частности, ежегодно с 2015 года проводится Фестиваль искусств белорусов мира, для участия в котором также приглашаются представители белорусской диаспоры из разных стран.

 

Культура

Белорусские земли, в силу своего географического положения, на протяжении всей истории испытывали влияние с востока и с запада: развитие в составе Древнерусского государства, Великого княжества Литовского, Речи Посполитой, Российской империи, проходящий по этим территориям путь «из варяг в греки» внесли вклад в развитие земель Беларуси. В этих условиях формировалась и белорусская культура, которой на сегодняшний момент присущи черты русской, европейской цивилизаций, отголоски восточных традиций, и которая, вместе с тем, является богатой и самобытной частью мировой культуры.

Культура в IX – XIII веках

Славянские племена, населявшие белорусские земли (кривичи, дреговичи, радимичи), были язычниками.

В 988 году после крещения Киева были крещены по византийскому обряду и белорусские земли, в первую очередь, крупнейшие города – Полоцк и Туров. В 992 году была основана Полоцкая епархия, а в 1003(5) году — Туровская. На данном этапе христианство было больше распространено среди городской знати, но постепенно проникало и во все слои общества.

В некоторых случаях христианскому мировоззрению удавалось заместить языческое, во многих же – они объединялись, образовав таким образом тесное слияние двух верований, сохранившееся в чем-то до сегодняшнего дня (Деды (Дзяды), Радуница (Радаўніца) являются в Беларуси государственными праздниками, и получили новое наполнение в связи с укоренением христианства). Принятие христианства содействовало распространению грамотности. Появились богослужебные книги, философские трактаты, переводная литература, летописание – которые, в отличие от католических стран, в Древнерусском государстве создавались на родном языке. В IX веке было создано рукописное Туровское евангелие – один из древнейших памятников славянской письменности, дошедший до наших дней. Известны также служебник Валаама Худынского (XII-XIII веков) и Оршанское Евангелие (XIII века).

Среди представителей книжного просвещения этого периода на Беларуси важно отметить Ефросинью Полоцкую и Кирилла Туровского. Ефросинья (Предслава) была полоцкой княжной, внучкой Всеслава Чародея, по собственному желанию приняла постриг под именем Ефросинья. В монашестве она начала трудиться над переписыванием книг, монастырь, где она обитала, превратился в крупный религиозный и культурный центр. В конце жизни Ефросинья совершила паломничество в Иерусалим, где и умерла в 1167 году.

С именем святой связан еще один памятник белорусской истории и культуры – крест Ефросиньи Полоцкой, который был создан по ее заказу в 1161 году мастером Лазарем Богшей. В годы Великой Отечественной войны крест был утрачен, а в 1990-е годы брестским мастером Н. Кузьмчем была сделана его точная копия.

Кирилл Туровский происходил из семьи богатых горожан, получил классическое образование и стал монахом. Выдающийся ученый, мастер ораторского искусства, проповедник – он был назван современниками Златоустом. В 1169 году его избрали епископом Туровским. Речи и проповеди Кирилла являются образцом церковного красноречия XII века.

Активное развитие получила монументальная архитектура – церковное зодчество. При этом, на территории Беларуси существовали две школы: полоцкая и гродненская.

В Полоцке в середине XI века был построен самый древний из известных белорусских каменных храмов – Софийский собор, строительство которого его имело символическое значение – олицетворение силы и мощи Полоцкого княжества. В Витебске в XII веке была построена (греческими мастерами) Благовещенская церковь, которая имела богатую фресковую роспись, по строению была похожа на западноевропейские базилики. Церковь не сохранилась до наших дней.

Гродненская архитектурная школа была яркой и самобытной. Для нее характерным было сочетание красной кирпичной кладки с вмурованными цветными керамическими майоликовыми плитками и полированными камнями. В XII веке так были построены церковь Бориса и Глеба (Коложская) на окраине древнего Гродно, Крепостные башни, Нижняя церковь, Пречистенская церковь, а также храм на Волковысском Замчище.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 93; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.138.230 (0.044 с.)