Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Культура во Второй половине XVI – XVIII веков.
В этот период получило активное развитие книгопечатание. На белорусских территориях были созданы крупные типографии. В 1550-1570-х годах в Бресте действовала типография под патронажем Николая Радзивилла Черного, где печатание велось на польском и латинском языках. Еще одна «реформационная» типография работала в местечке Любча (Новогрудский район) в 1612-1656 годах. В начале 1560-х годов активизировалось книгопечатание на кириллице. В Несвиже была создана типография, которой руководил Сымон Будный. Его труды «Катехизис» и «Об оправдании грешного человека перед Богом» были вскоре выпущены в ней. Частную типографию основал в Заблудове (теперь территория Польши) русский первопечатник Иван Федоров вместе с Петром Мстиславцем, выходцем из Беларуси. Последний после закрытия типографии переехал в Вильно, где возобновил деятельность по книгопечатанию на кириллице. В конце XVI – начале XVII веков получили развитие типографии братств, которые печатали на кириллице – понятным народным массам языком. Среди таких следует выделить типографию Троицкого братства в Вильно и в Ивье. Во второй четверти XVII века с усилением процесса полонизации типографий, печатающих на кириллице, становилось все меньше. В XVI веке на территории Беларуси распространяются протестантские и братские школы: в 70-е годы было 163 кальвинистских собора, при которых существовали школы (в Бресте, Ошмянах, Сморгони, Несвиже, Минске и др.). В 1617 году был основан кальвинистский Слуцкий лицей. Братские школы открывались в Вильно, Бресте, Могилеве, Минске, Пинске и др. Здесь, в отличие от других школ, изучали белорусский и славянский языки. В XVIII веке на белорусских землях расширяется светское образование – как следствие реформы С. Канарского. В 1775 году была создана Гродненская медицинская школа (Антонием Тизенгаузом). Возглавил ее французский врач Ж.Э. Жилибер. Расширялся круг литературных жанров: стали активно развиваться публицистика, историко-мемуарная литературы, политическая сатира, поэзия. Памятником белорусского летописания XVI – начала XVII века является Баркулабовская хроника. Новым литературным явлением стала политическая сатира: «Речь Мелешки», «Письмо к Обуховичу», в которых неизвестные авторы высмеивают пороки общества – подражание иностранным образцам, своеволие шляхты и др.
Выдающимся общественным и культурным деятелем был Симеон Полоцкий (1629-1680 гг.), сформулировавший в своих произведениях социально-политический идеал – мощную державу во главе с «просвещенным монархом» и также воспевавший родную белорусскую землю. Театр и музыка в XVI – XVII веках в Беларуси развивались на основе церковных сюжетов, но постепенно становились более массовым искусством и расширяли репертуар. Так, широкое распространение получил кукольный театр «батлейка», действие которого происходило в специальном двухэтажном домике с мезонином. Свои театры были при школах – где также основное содержание спектакля было посвящено историческим или библейским сюжетам, но перед представлением разыгрывались комические сценки. Также активное распространение в XVII веке получили крепостные театры, которые создавались в поместьях крупных магнатов. Значительную роль в жизни белорусского населения XVII века играла церковная музыка. В поместьях магнатов создавались частные капеллы (при Несвижском, Слонимском, Гродненском и Шкловском театрах), а также оркестры, некоторые из которых были крупнее, чем известные западноевропейские. В светской музыке XVI – XVII веков наиболее характерным жанром был кант: многоголосная песня, истоки которого в гимнах и песнопениях дохристианских времен. С XVII века начинается интенсивное кирпичное строительство в Минске, что было связано со стремлением православных, католиков и униатов засвидетельствовать свою позицию и силу. Также в этот период продолжалось активное строительство и укрепление других значимых на этих территориях городов: был построен Несвижский (каменный), Гольшанский, Заславский, Клецкий, Могилевский, Шкловский и др. замки. Продолжалось культовое строительство, в котором стали проявляться черты стиля барокко, наряду с элементами готики и ренессанса. Это фарный костел в Гродно, в Несвиже, в Ивье, Николаевский костел в Мире. К XVIII веку сформировался стиль, получивший название «виленское барокко», которому присущи хрупкость, легкость и пластичность волнистые очертания башен и фронтонов. Яркими примерами стали: перестроенный в 1738-1750 годах Софийский собор в Полоцке, Воскресенская церковь в Витебске т др.
Важно отметить развитие постройки зданий гражданского назначения, наиболее известными из которых являются дворцовые ансамбли (в Несвиже, Слониме, Гродно), сочетающие в себе черты разных архитектурных стилей, а также здания ратуш – которые стали появляться после введения магдебурского права в отдельных белорусских городах. Вторая половина XVIII века – это период расцвета декоративно-прикладного искусства. Развивалось производство уречской и налибокской стеклянных мануфактур, мирских и слуцких ковров, гобеленов. Самым известным достижением этого времени стали слуцкие пояса. Они изготавливались на мануфактуре в г. Слуцке, которая была основана князьями Радзивиллами и управлялась Яном Маджарским. Слуцкие пояса ткались из шелковых, золотых и серебряных нитей, орнамент каждого из них был уникален. При этом, лучшие пояса были двух- и четырехсторонние, на каждой из которой был свой рисунок. Эти изделия использовались как будничные, праздничные, свадебные и траурные, были предметом особой роскоши. Всего за время работы мануфактуры в Слуцке было создано до 10 тысяч уникальных, неповторимых поясов.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 65; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.240.178 (0.004 с.) |