Культура во Второй половине XVI – XVIII веков. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Культура во Второй половине XVI – XVIII веков.



В этот период получило активное развитие книгопечатание. На белорусских территориях были созданы крупные типографии. В 1550-1570-х годах в Бресте действовала типография под патронажем Николая Радзивилла Черного, где печатание велось на польском и латинском языках. Еще одна «реформационная» типография работала в местечке Любча (Новогрудский район) в 1612-1656 годах.

В начале 1560-х годов активизировалось книгопечатание на кириллице. В Несвиже была создана типография, которой руководил Сымон Будный. Его труды «Катехизис» и «Об оправдании грешного человека перед Богом» были вскоре выпущены в ней. Частную типографию основал в Заблудове (теперь территория Польши) русский первопечатник Иван Федоров вместе с Петром Мстиславцем, выходцем из Беларуси. Последний после закрытия типографии переехал в Вильно, где возобновил деятельность по книгопечатанию на кириллице. В конце XVI – начале XVII веков получили развитие типографии братств, которые печатали на кириллице – понятным народным массам языком. Среди таких следует выделить типографию Троицкого братства в Вильно и в Ивье. Во второй четверти XVII века с усилением процесса полонизации типографий, печатающих на кириллице, становилось все меньше.

В XVI веке на территории Беларуси распространяются протестантские и братские школы: в 70-е годы было 163 кальвинистских собора, при которых существовали школы (в Бресте, Ошмянах, Сморгони, Несвиже, Минске и др.). В 1617 году был основан кальвинистский Слуцкий лицей. Братские школы открывались в Вильно, Бресте, Могилеве, Минске, Пинске и др. Здесь, в отличие от других школ, изучали белорусский и славянский языки.

В XVIII веке на белорусских землях расширяется светское образование – как следствие реформы С. Канарского. В 1775 году была создана Гродненская медицинская школа (Антонием Тизенгаузом). Возглавил ее французский врач Ж.Э. Жилибер.

Расширялся круг литературных жанров: стали активно развиваться публицистика, историко-мемуарная литературы, политическая сатира, поэзия. Памятником белорусского летописания XVI – начала XVII века является Баркулабовская хроника.

Новым литературным явлением стала политическая сатира: «Речь Мелешки», «Письмо к Обуховичу», в которых неизвестные авторы высмеивают пороки общества – подражание иностранным образцам, своеволие шляхты и др.

Выдающимся общественным и культурным деятелем был Симеон Полоцкий (1629-1680 гг.), сформулировавший в своих произведениях социально-политический идеал – мощную державу во главе с «просвещенным монархом» и также воспевавший родную белорусскую землю.

Театр и музыка в XVI – XVII веках в Беларуси развивались на основе церковных сюжетов, но постепенно становились более массовым искусством и расширяли репертуар. Так, широкое распространение получил кукольный театр «батлейка», действие которого происходило в специальном двухэтажном домике с мезонином.

Свои театры были при школах – где также основное содержание спектакля было посвящено историческим или библейским сюжетам, но перед представлением разыгрывались комические сценки. Также активное распространение в XVII веке получили крепостные театры, которые создавались в поместьях крупных магнатов.

Значительную роль в жизни белорусского населения XVII века играла церковная музыка. В поместьях магнатов создавались частные капеллы (при Несвижском, Слонимском, Гродненском и Шкловском театрах), а также оркестры, некоторые из которых были крупнее, чем известные западноевропейские.

В светской музыке XVI – XVII веков наиболее характерным жанром был кант: многоголосная песня, истоки которого в гимнах и песнопениях дохристианских времен.

С XVII века начинается интенсивное кирпичное строительство в Минске, что было связано со стремлением православных, католиков и униатов засвидетельствовать свою позицию и силу. Также в этот период продолжалось активное строительство и укрепление других значимых на этих территориях городов: был построен Несвижский (каменный), Гольшанский, Заславский, Клецкий, Могилевский, Шкловский и др. замки.

Продолжалось культовое строительство, в котором стали проявляться черты стиля барокко, наряду с элементами готики и ренессанса. Это фарный костел в Гродно, в Несвиже, в Ивье, Николаевский костел в Мире.

К XVIII веку сформировался стиль, получивший название «виленское барокко», которому присущи хрупкость, легкость и пластичность волнистые очертания башен и фронтонов. Яркими примерами стали: перестроенный в 1738-1750 годах Софийский собор в Полоцке, Воскресенская церковь в Витебске т др.

Важно отметить развитие постройки зданий гражданского назначения, наиболее известными из которых являются дворцовые ансамбли (в Несвиже, Слониме, Гродно), сочетающие в себе черты разных архитектурных стилей, а также здания ратуш – которые стали появляться после введения магдебурского права в отдельных белорусских городах.

Вторая половина XVIII века – это период расцвета декоративно-прикладного искусства. Развивалось производство уречской и налибокской стеклянных мануфактур, мирских и слуцких ковров, гобеленов. Самым известным достижением этого времени стали слуцкие пояса. Они изготавливались на мануфактуре в г. Слуцке, которая была основана князьями Радзивиллами и управлялась Яном Маджарским. Слуцкие пояса ткались из шелковых, золотых и серебряных нитей, орнамент каждого из них был уникален. При этом, лучшие пояса были двух- и четырехсторонние, на каждой из которой был свой рисунок. Эти изделия использовались как будничные, праздничные, свадебные и траурные, были предметом особой роскоши. Всего за время работы мануфактуры в Слуцке было создано до 10 тысяч уникальных, неповторимых поясов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 65; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.240.178 (0.004 с.)