Культура послевоенной БССР (1950-1980 годы) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Культура послевоенной БССР (1950-1980 годы)



Специфика развития культуры в этот период заключается в общественно-политических условиях. Важно отметить особое направление развития культуры, сформировавшееся в годы войны – это множество патриотических, героических произведений (стихов, песен, прозы, кинофильмов), поднимающих боевой дух, возвращающих надежду, воспитывающих любовь и верность Родине, которые сразу стали горячо любимы народом и до сих пор остающихся неотъемлемой частью общей исторической памяти народов, составлявших Советский Союз.

В годы войны не прекращал свою работу Белорусский государственный университет. С наступлением немецких войск университет был эвакуирован и возобновил работу в эвакуации на станции Сходня под Москвой при активной помощи и поддержке руководства и сотрудников Московского университета.

Белорусские журналисты в советском тылу выпускали газеты «Савецкая Беларусь», сатирические издания «Раздавім фашісцкую гадзіну» и «Партызанская дубінка», над иллюстрациями к которым работали выдающиеся белорусские художники. Публицистика стала одним из главных жанров в военные годы – потому что именно она помогала поднимать боевой дух солдат, разоблачала фашизм.

Силами представителей белорусской интеллигенции в Москве велась работа радиостанции «Советская Белоруссия». С успехом работали в советском тылу эвакуированные театры. Развивалась белорусская музыка: композитор А. Богатырев написал кантаты «Белорусским партизанам» на слова Янки Купалы, «Ленинградцы» на слова Джамбула. Е. Тикоцкий написал оперу «Алеся» (либретто П. Бровки) и «Песню белорусских партизан» на его же стихи. Песня Н. Соколовского и М. Климковича «Мы белорусы», написанная в годы войны, стала государственным гимном БССР.

На оккупированных территориях Беларуси тоже создавались партизанские газеты, журналы, которые сами по себе являются особым направлением развития белорусской культуры, и, кроме того, в них печатались в том числе стихи и проза белорусских авторов. Для детей в партизанских отрядах организовывалось обучение – так называемые «лесные школы».

В марте 1994 года Совет Народных комиссаров БССР принял постановление «Об охране и использовании исторических и архитектурных памятников и увековечении памятных мест и событий, связанных с освобождением Белоруссии от немецко-фашистских захватчиков».

30 сентября 1943 года был основан по постановлению Бюро ЦК КП(б) Белоруссии в Государственном историческом музее в Москве, а в октябре 1944 года в Минске был открыт для посетителей Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны, экспозицию которого беспрестанно пополняли люди – жители Минска и других белорусских городов, воины-освободители, командиры армий, участвовавших в освобождении Беларуси. Они приносили в архив музея личное оружие – в том числе, самодельное, предметы партизанского и подпольного быта, агитационной работы. 

В конце 1940-1950 годов проводилась кампания борьбы с формализмом и космополитизмом в культуре. В 1950 годы началась либерализация культурной жизни – «оттепель», спровоцировавшая появление новых тем и образов в искусстве.

В послевоенные годы образование обрело повсеместную популярность – состоялся переход к всеобщему среднему образованию молодежи, в школах обязательным стало восьмилетнее обучение. Десятилетнее обучение окончательно закрепилось в 1964 года. Получение высшего образования стало престижным и повсеместно востребованным.

Интенсивно развивалась белорусская наука, с 1956 по 1985 годы количество научных учреждений в республике возросло с 76 до 176.

Основной темой белорусской литературы на этом историческом этапе стало отражение Подвига Советского народа в годы Великой Отечественной войны. В произведениях М. Лынькова, В. Быкова, А. Адамовича, И. Науменко о событиях военных лет повествуется с глубоким психологизмом, анализом и осмыслением произошедшего, в том числе, в душах людей. К. Крапива и И. Шамякин затрагивали в своем творчестве морально-этические проблемы современной жизни. Зачинателем жанра исторического романа на почве белорусских сюжетов стал В. Короткевич.

В историю вошли многие имена белорусских поэтов, творивших в 1950-1970 годах, в том числе, А. Кулешов, П. Бровка, П. Панченко, Н. Гилевич, Г. Буравкин и др.

Интенсивно развивались белорусский театр и кино. Ведущей, но не единственной темой в первые годы после Великой Победы также стала война. Киностудия «Беларусьфильм» производила множество известных и выдающихся художественных фильмов на военную тематику: «Альпийская баллада» (реж. Б. Степанов), «Возьму твою боль» (реж. М. Пташук), «Я родом из детства» (реж. В. Туров). Ежегодно «Беларусьфильм» выпускала до 70 фильмов самых разных жанров, в том числе, на сюжеты белорусской и русской истории, русской классики, детские кинофильмы.

В первые годы после войны музыку белорусских композиторов, таких как Е. Тикоцкий, Г. Пукст, Ю. Семеняко, Г. Вагнер, В. Оловников, также объединяла тема Великой Победы.

В 1960-1980 годы музыкальная культура получает активное развитие. В классическом направлении внимание уделяется постановке сюжетов национальной истории, а также зарубежных произведений. Среди композиторов важно отметить А. Богатырева, Д. Смольского, А. Мдивани.

Наиболее известными эстрадными композиторами были И. Лученок и Э. Ханок, широко известными, в том числе, за пределами республики коллективами стали ВИА «Песняры», ВИА «Верасы», ВИА «Сябры» и др.

Торжеством белорусского послевоенного зодчества является современный Минск – его центр, главная транспортная артерия – проспект Независимости. Поскольку в годы войны город был почти полностью уничтожен, после освобождения республика взялась за возведение города при самозабвенной и всесторонней поддержке жителей. Ансамбль города был спроектирован и выдержан в стиле классицизма – с целью увековечить победу советского народа в Великой Отечественной войне. В 1954 году в центре Минска был возведен величественный Монумент Победы, символизирующий подвиг советского народа в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками. Всемирную известность получил мемориальный комплекс «Хатынь», открытый в 1969 года. События героической обороны Могилева летом 1941 года увековечены на месте жестоких боев в мемориальном комплексе «Буйничское поле». Архитекторами наиболее величественных зданий стали А. Воинов, В. Король, М. Парусников.

С середины 1950 годов архитектура становится более сдержанной, жилищное строительство осуществлялось по типовым проектам, но наиболее значимые места городов возводились по индивидуальным проектам. Среди них проспект Победителей (ранее – проспект Машерова), корпуса БНТУ в Минске, Московский проспект в Бресте, здание цирка в Гомеле. Вместе с этим стали разрабатываться государственные программы по реставрации памятников архитектуры и градостроительства – в частности, были реставрированы Троицкое и Раковское предместья, Верхний город в Минске, другие памятники архитектуры.

Настоящий расцвет монументального искусства в Беларуси происходил в 1960-1970 годах. В этот период возведено большинство мемориалов, памятников, посвященных подвигу народа в Великой Отечественной войне – именно тогда созданы мемориалы «Хатынь», «Курган Славы Советской Армии – освободительницы Беларуси», «Брестская крепость-герой» и многие другие.

В белорусской живописи послевоенного времени можно выделить два крупных направления: отражения войны и послевоенного восстановления в стиле соцреализма. Среди приверженцев первого направления важно упомянуть об И. Ахремчике («Оборона Брестской крепости»), Е. Зайцеве («Парад белорусских партизан в 1944 году в Минске»), В. Волкову («Минск. 3 июля 1944 года). Среди живописцев, чье творчество относится к второму направлению – воплощение этих сюжетов в лаконичном, «суровом» стиле –

наиболее выдающийся – М. Савицкий («Партизаны», «Витебские ворота», «Партизанская мадонна»).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 348; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.244.153 (0.007 с.)