Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Культура послевоенной БССР (1950-1980 годы)
Специфика развития культуры в этот период заключается в общественно-политических условиях. Важно отметить особое направление развития культуры, сформировавшееся в годы войны – это множество патриотических, героических произведений (стихов, песен, прозы, кинофильмов), поднимающих боевой дух, возвращающих надежду, воспитывающих любовь и верность Родине, которые сразу стали горячо любимы народом и до сих пор остающихся неотъемлемой частью общей исторической памяти народов, составлявших Советский Союз. В годы войны не прекращал свою работу Белорусский государственный университет. С наступлением немецких войск университет был эвакуирован и возобновил работу в эвакуации на станции Сходня под Москвой при активной помощи и поддержке руководства и сотрудников Московского университета. Белорусские журналисты в советском тылу выпускали газеты «Савецкая Беларусь», сатирические издания «Раздавім фашісцкую гадзіну» и «Партызанская дубінка», над иллюстрациями к которым работали выдающиеся белорусские художники. Публицистика стала одним из главных жанров в военные годы – потому что именно она помогала поднимать боевой дух солдат, разоблачала фашизм. Силами представителей белорусской интеллигенции в Москве велась работа радиостанции «Советская Белоруссия». С успехом работали в советском тылу эвакуированные театры. Развивалась белорусская музыка: композитор А. Богатырев написал кантаты «Белорусским партизанам» на слова Янки Купалы, «Ленинградцы» на слова Джамбула. Е. Тикоцкий написал оперу «Алеся» (либретто П. Бровки) и «Песню белорусских партизан» на его же стихи. Песня Н. Соколовского и М. Климковича «Мы белорусы», написанная в годы войны, стала государственным гимном БССР. На оккупированных территориях Беларуси тоже создавались партизанские газеты, журналы, которые сами по себе являются особым направлением развития белорусской культуры, и, кроме того, в них печатались в том числе стихи и проза белорусских авторов. Для детей в партизанских отрядах организовывалось обучение – так называемые «лесные школы». В марте 1994 года Совет Народных комиссаров БССР принял постановление «Об охране и использовании исторических и архитектурных памятников и увековечении памятных мест и событий, связанных с освобождением Белоруссии от немецко-фашистских захватчиков».
30 сентября 1943 года был основан по постановлению Бюро ЦК КП(б) Белоруссии в Государственном историческом музее в Москве, а в октябре 1944 года в Минске был открыт для посетителей Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны, экспозицию которого беспрестанно пополняли люди – жители Минска и других белорусских городов, воины-освободители, командиры армий, участвовавших в освобождении Беларуси. Они приносили в архив музея личное оружие – в том числе, самодельное, предметы партизанского и подпольного быта, агитационной работы. В конце 1940-1950 годов проводилась кампания борьбы с формализмом и космополитизмом в культуре. В 1950 годы началась либерализация культурной жизни – «оттепель», спровоцировавшая появление новых тем и образов в искусстве. В послевоенные годы образование обрело повсеместную популярность – состоялся переход к всеобщему среднему образованию молодежи, в школах обязательным стало восьмилетнее обучение. Десятилетнее обучение окончательно закрепилось в 1964 года. Получение высшего образования стало престижным и повсеместно востребованным. Интенсивно развивалась белорусская наука, с 1956 по 1985 годы количество научных учреждений в республике возросло с 76 до 176. Основной темой белорусской литературы на этом историческом этапе стало отражение Подвига Советского народа в годы Великой Отечественной войны. В произведениях М. Лынькова, В. Быкова, А. Адамовича, И. Науменко о событиях военных лет повествуется с глубоким психологизмом, анализом и осмыслением произошедшего, в том числе, в душах людей. К. Крапива и И. Шамякин затрагивали в своем творчестве морально-этические проблемы современной жизни. Зачинателем жанра исторического романа на почве белорусских сюжетов стал В. Короткевич. В историю вошли многие имена белорусских поэтов, творивших в 1950-1970 годах, в том числе, А. Кулешов, П. Бровка, П. Панченко, Н. Гилевич, Г. Буравкин и др. Интенсивно развивались белорусский театр и кино. Ведущей, но не единственной темой в первые годы после Великой Победы также стала война. Киностудия «Беларусьфильм» производила множество известных и выдающихся художественных фильмов на военную тематику: «Альпийская баллада» (реж. Б. Степанов), «Возьму твою боль» (реж. М. Пташук), «Я родом из детства» (реж. В. Туров). Ежегодно «Беларусьфильм» выпускала до 70 фильмов самых разных жанров, в том числе, на сюжеты белорусской и русской истории, русской классики, детские кинофильмы.
В первые годы после войны музыку белорусских композиторов, таких как Е. Тикоцкий, Г. Пукст, Ю. Семеняко, Г. Вагнер, В. Оловников, также объединяла тема Великой Победы. В 1960-1980 годы музыкальная культура получает активное развитие. В классическом направлении внимание уделяется постановке сюжетов национальной истории, а также зарубежных произведений. Среди композиторов важно отметить А. Богатырева, Д. Смольского, А. Мдивани. Наиболее известными эстрадными композиторами были И. Лученок и Э. Ханок, широко известными, в том числе, за пределами республики коллективами стали ВИА «Песняры», ВИА «Верасы», ВИА «Сябры» и др. Торжеством белорусского послевоенного зодчества является современный Минск – его центр, главная транспортная артерия – проспект Независимости. Поскольку в годы войны город был почти полностью уничтожен, после освобождения республика взялась за возведение города при самозабвенной и всесторонней поддержке жителей. Ансамбль города был спроектирован и выдержан в стиле классицизма – с целью увековечить победу советского народа в Великой Отечественной войне. В 1954 году в центре Минска был возведен величественный Монумент Победы, символизирующий подвиг советского народа в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками. Всемирную известность получил мемориальный комплекс «Хатынь», открытый в 1969 года. События героической обороны Могилева летом 1941 года увековечены на месте жестоких боев в мемориальном комплексе «Буйничское поле». Архитекторами наиболее величественных зданий стали А. Воинов, В. Король, М. Парусников. С середины 1950 годов архитектура становится более сдержанной, жилищное строительство осуществлялось по типовым проектам, но наиболее значимые места городов возводились по индивидуальным проектам. Среди них проспект Победителей (ранее – проспект Машерова), корпуса БНТУ в Минске, Московский проспект в Бресте, здание цирка в Гомеле. Вместе с этим стали разрабатываться государственные программы по реставрации памятников архитектуры и градостроительства – в частности, были реставрированы Троицкое и Раковское предместья, Верхний город в Минске, другие памятники архитектуры. Настоящий расцвет монументального искусства в Беларуси происходил в 1960-1970 годах. В этот период возведено большинство мемориалов, памятников, посвященных подвигу народа в Великой Отечественной войне – именно тогда созданы мемориалы «Хатынь», «Курган Славы Советской Армии – освободительницы Беларуси», «Брестская крепость-герой» и многие другие. В белорусской живописи послевоенного времени можно выделить два крупных направления: отражения войны и послевоенного восстановления в стиле соцреализма. Среди приверженцев первого направления важно упомянуть об И. Ахремчике («Оборона Брестской крепости»), Е. Зайцеве («Парад белорусских партизан в 1944 году в Минске»), В. Волкову («Минск. 3 июля 1944 года). Среди живописцев, чье творчество относится к второму направлению – воплощение этих сюжетов в лаконичном, «суровом» стиле – наиболее выдающийся – М. Савицкий («Партизаны», «Витебские ворота», «Партизанская мадонна»).
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 348; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.244.153 (0.007 с.) |