Экономическое развитие Грузии в постсоветский период 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономическое развитие Грузии в постсоветский период



   Сложная политическая и экономическая ситуация в СССР отражалась и на Грузии. Грузия не имела прямых дотаций союзного бюджета, но в ее казну поступал налог с населения и с товарооборота. Кроме того, строительство общесоюзных здравниц, крупных предприятий проводилось из общесоюзного бюджета, т. е осуществлялось косвенное дотирование бюджета республики. Кроме того, качество жизни населения Грузии определялось теневым (не облагаемым налогом) бизнесом.

   Социальная политика. В 1991 г. при сохранении государственного регулирования цен и дотаций на товары народного потребления, по данным Госкомстата Грузии, среднедушевое потребление мяса сократилось на 23% (по СССР в целом на 9%), молока и молочных продуктов на 29% (6%), сахара на 35% (10%).В дальнейшем закупки скота и птицы сократилось в два с половиной раза, молока и яиц –на 40%. Рост коммунальных платежей превышали минимальную зарплату, безработица (было зарегистрировано 8 тыс., еще 50 тыс. чел. – не имели работы и не обладали статусом безработных). 

       Финансовая политика. По данным комитета социально-экономической информации Кабинетом Министров Грузии, за 1991 г. государственный внутренний долг Грузии почти удвоился, по своим размерам превысив стоимость валового национального продукта республики.

   При обсуждении на заседании Госсовета (май 1992) покрытия 2 млрд. долга Туркменистану Шеварднадзе признал, что «Грузия не является платежеспособной страной».

   Постановлением Кабинета Министров Грузии от 15 марта 1992 г. право на внешнеэкономическую деятельность и открытие валютных счетов было предоставлено всем зарегистрированным в Республике предприятиям всех форм собственности. В целом, принимаемые решения времен Госсовета по стабилизации экономики носили ситуационный характер.

   13 мая 1992 г. была введена временная единая таможенная оплата. Предприятия, имевшие валюту за рубежом, обязали перечислить их в месячный срок в грузинские банки.

  Программа приватизации, разработанная Комитетом по управлению госимуществом республики (утвержденная Госсоветом 15 августа 1992 г.), предусматривала на первом этапе приватизацию объектов торговли и сервиса, мелких и нерентабельных предприятий. Вместе с тем не приватизировались стратегические отрасли народного хозяйства (железная дорога, связь).

   Источники доходов. До 45% экспорта Грузии – это нефтепродукты (реэкспорт российской нефти), производимые Батумским нефтеперерабатывающим заводом, мощность составляла 2 млн.т нефти в год, однако в 1992 г. происходит сокращение: «Грузнефть» поставила заводу только 150 тыс. т. В стране ощущался недостаток топливно-энергетических ресурсов, бесконечные аварии на линии электропередач «Кавкасиони», проходящей через Кавказский хребет приводили к тому, что обеспеченность энергией в 1992 г. составляла только 30% от необходимой для нормальной работы предприятий.

   Продукты питания составляли всего 20% экспорта республики. Сельскохозяйственная продукция и минеральные воды также не приносили доходов, так как с началом и окончанием военных действий Грузии в Южной Осетии и Абхазии Грузия обрекла себя на блокаду и, соответственно, окончательно подорвала свою экономику и ее дальнейшее развитие.

   В 1995 г. Грузия перешла к национальной валюте – лари. В последующие годы республика начинает наращивать собственное производство, но ситуацию осложнили последствия российского дефолта 1998 г. Снизилась собираемость налогов, росла задолженность государства по социальным выплатам, безработица и миграция населения нарушали видимость благополучной страны. В 2000 г. Грузия вступила во Всемирную торговую организацию, в 2002 г. свою программу в республике приостановил МВФ, в 2003 г. президент Э. Шеварднадзе утвердил Программу экономического развития и преодоления бедности Грузии, но эта программа не была реализована. 2003 г. Грузия включилась в строительство транснационального проекта «Баку-Тбилиси-Джейхан» через территорию республики. В том же году показатели ВВП выросли до 18 %.

   С приходом новой власти во главе с М. Саакашвили в Грузии резко ухудшилось экономическое положение: выросло число безработных, на 20-30 % выросли цены на потребительские товары. Темпы роста числа желающих покинуть Грузию увеличились. Ориентированный на российскую экономику премьер-министр З. Жвания затеял крупную экономическую реформу. Было подписано несколько крупных контрактов с российскими компаниями: «Евразхолдинг» купил Зестафонский завод ферросплавов и Чиатурский марганцовый комбинат; компания «Дема Компьютерс Лимитед» купила АО «Электровозостроитель». В дальнейшем З. Жвания планировал приватизацию десятков госпредприятий на сумму более полумиллиарда рублей. Это раздражало многих в Грузии, но Жвания не скрывал своей пророссийской ориентации в экономике и активно способствовал проникновению в страну российского бизнеса.

   Усиление президентской власти способствовало развертыванию активной борьбы против коррупции, но усилилась элитарная коррупция, когда подозреваемые в коррупции должностные лица и их родственники платили выкуп за свою свободу, а деньги эти поступали во внебюджетные фонды. При М. Саакашвили начался процесс деприватизации путем запугивания собственников приватизированного ранее имущества - «добровольный» отказ от собственности в пользу государства.Саакашвили привлекал опыт процветания восточных стран: Сингапура, Гонконга и он считал, что Грузия должна развиваться по этим моделям и все более отдалялся от ЕС и в целом от европейского типа устройства экономики.

    Неблагополучной была и ситуация в сельском хозяйстве: сокращение засеваемых площадей и возделываемых земель, численности скота, производства продукции и обеспечение продовольствием страны. Сократилось использование минеральных удобрений и ядохимикатов. 80% продовольственной корзины приходилось на импортную продукцию. Высок был уровень безработицы. По оценкам специалистов за чертой бедности проживало 40% населения, а 64% самозанятого населения имело доход, не превышавший прожиточный минимум.

   После разрыва дипломатических отношений между Россией и Грузией сократились и экономические отношения, но денежные переводы осуществлялись. Так, в 2005 г. в Грузию было переведено более 403 млн долл., из них из России – более 240 млн долл. (59,6% от суммы всех денежных переводов), в 2010 денежные переводы в Грузию составили до 940 млн долл., из них 530 млн долл. из России. Кроме того, согласно официальным данным, Россия занимала 3-е место после Нидерландов и США по объему иностранных инвестиций в Грузию за 2010 г.

    Внешнеторговый оборот Грузии за январь-август 2010 г. составил 4, 051 миллиарда долл. (без учета неорганизованной торговли), что на 17% больше аналогичного показателя за 2009 год, - сообщили в Национальной службе статистики Грузии "Сакстат". Внешнеторговый оборот Грузии со странами СНГ в январе-августе 2010 г. составил 1,040 миллиарда долларов (27%), при этом экспорт - 394 миллиона (48%), а импорт - 926 миллионов долларов

(20%). В число стран - основных торговых партнеров Грузии входили Турция, США, Германия, Россия, Китай, Армения, Объединенные арабские эмираты,  Болгария, Азербайджан.

Сегодня перспективными показателями экономики Грузии являются энергетические ресурсы, сельское хозяйство и пищевая промышленность, гидроэнергетика, туризм. Природно-климатические условия в Грузии дают большие возможности для развития сельского хозяйства, в которое новое правительство обязалось вкладывать ежегодно 1 млрд. лари. В результате доля с/х в ВВП к 2020 г. должна возрасти в 3,5 раза, составив около 30%.

  Экономическое положение страны, состояние национальной валюты не стабильно. Экспорт в 1-м квартале 2015 г. снизился в сравнении с аналогичным периодом 2014 г. на 30% и эта тенденция продолжается



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 126; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.71.237 (0.008 с.)