Досоветский и советский период в истории Казахстана 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Досоветский и советский период в истории Казахстана



Территория современного Казахстана обладает богатым историческим и культурным прошлым. С I-го тысячелетия нашей эры здесь процветала кочевая скифосакская цивилизация, памятники культуры, которые сохранились до наших дней (предметы быта и украшения, выполненные в "зверином стиле" из бронзы и золота, извлеченные из курганов в различных регионах Казахстана, гробница Золотого сакского воина). В последующие века на территории современного Казахстана сформировалась гуннская держава, оказавшая огромное влияние на геополитическую карту мира той эпохи. Преемниками гуннов стали тюркоязычные племена, создавшие несколько крупных государственных образований – каганатов, простиравшихся от Желтого моря на Востоке, до Черного моря на Западе. Эти государства отличались передовой для того времени культурой и основывались не только на кочевом типе хозяйствования, но и создали оригинальную городскую культуру, имевшую богатую торгово-ремесленную традицию. Так, в оазисах Центральной Азии (территория Южного Казахстана) возникли города и караван-сараи, через которые проходил знаменитый караванный торговый путь, известный как Великий Шелковый путь, связывавший Византию и Китай. Великий Шелковый путь не только стимулировал развитие торговли, но и явился трансформатором передовых идей в области науки и культуры. К этой эпохе относится деятельность философа Аль-Фараби (870-959). К XII веку относится деятельность поэта-суфия Ходжи Ахмета Ясави, написавшего сборник поэтических мыслей "Диван-и-Хикмет" ("Книга мудрости"). Разнообразна палитра религиозных конфессий, мирно сосуществовавших здесь на протяжении многих веков. Это и буддийские монастыри, и зороастрийские общины, и христианское течение несторианского толка, мусульманские мечети и суфийские ордена, сочетавшие свои проповеди с традиционным представлением тюрков – тенгрианством (культ Неба и других природных стихий). Все это впоследствии в синкретическом виде оказало влияние на мировоззренческий облик казахского народа. Выдающимся наследием того времени является изящная городская архитектура. Архитектурные памятники – мавзолеи Арыстан Баба, великого суфия Ходжи Ахмета Ясави (Туркестан) и Айша Биби (Тараз) сохранились до наших дней. Вместе с тем еще древнейшими кочевниками региона была изобретена совершенная для их быта и мировосприятия юрта (куполообразное, легко разбирающееся переносное жилище из деревянных решеток и войлока).

Монгольское нашествие 13 века оказало значительное влияние на историю казахского народа. В числе мер, которые предпринимал Чингисхан в отношении казахских кочевников, были попытки заменить родоплеменное деление территориальным управлением и объединить кочевников в качестве правящего класса под верховной властью самого Чингисхана и его преемников. Большая часть нынешнего Казахстана вошла в состав Золотой Орды, улуса, который принадлежал наследникам Джучи, старшего сына Чингисхана. Казахские ханы впоследствии являлись его прямыми потомками и их прерогатива на верховную власть в стране не подвергалась сомнению.

На рубеже XIV-XV в.в. на территории Южного Казахстана и Средней Азии образовалась могущественная империя Тамерлана, подчинившего своей власти огромные пространства Среднего Востока и Северной Индии.

Ко второй половине XV века в регионе начался процесс консолидации народов кочевой степи, сложившихся из многообразных этнокультурных традиций. Начинается процесс образования первых казахских ханств, и к первой половине XVI века формирование единой нации завершилось. Этноним "казах" в переводе с древнетюркского языка означает "вольный, независимый" и вполне отражает характер народа, во все времена устремленного к независимому, самостоятельному существованию. В первые века своего существования казахскому ханству под руководством мудрых правителей-ханов Аз-Джанибека, Тауке-хана удавалось сохранить государственную мощь и территориальную целостность. Была разработана правовая система, отражавшая нормы кочевого быта и взаимоотношения между различными слоями казахского общества. Казахский народ идейно оформился как мусульманский этнос. Система образования и письменность строятся на основе арабской графики, мусульманского образования и традиционного кочевого воспитания. К этому времени относится расцвет традиционной устно-поэтической и музыкальной традиции казахов, что является и до сегодняшних дней своеобразной культурной "визитной карточкой" казахской нации.

Казахстан представлял собой образец "кочевой демократии" с неустойчивой политической структурой. Племена южного и юго-восточного Казахстана сформировали Старший жуз, племена средней части – Средний жуз, а племена западного Казахстана – Младший жуз. В состав племен входили роды, которые возглавлялись биями. Несколько родов подчинялись султанам – "торе" (потомкам Чингисхана). Во главе государства стоял хан, избранный из числа султанов-чингизидов представителями всех племен и родов казахской степи.

Кочевали казахи главным образом в меридиональном направлении, двигаясь вслед за теплом. При этом каждый род имел свои строго определенные маршруты кочевки, на которые другие роды не имели права посягать. Таким образом, существовала достаточно стройная система родоплеменного землевладения и землепользования, основанная на цикличности природных процессов. Зимние месяцы считались самыми тяжелыми: скот содержался на подножном корму, если же на снегу образовывалась ледяная корка, он не мог пробить ее и погибал. Это называлось джутом. Катастрофические джуты, повторявшиеся раз в 10-12 лет, основательно разоряли кочевое хозяйство. В засушливые периоды кочевое хозяйство ослабевало и, как следствие, слабела государственная и военная мощь. Сложившись между двумя крупнейшими государствами Евразии - Китаем и Россией - кочевой Казахстан, всецело зависящий от природных процессов, стал объектом притязаний более устойчивых в экономическом и политическом смыслах оседлых соседей. В XVII-XVIII веках, направляемые китайскими богдыханами, джунгарские кочевые племена разворачивают широкомасштабную войну против казахского ханства. Казахи в 1723-1727 годах терпят жестокое поражение, обусловленной отсутствием в казахском обществе политического единства. Эта война потребовала сплочения многочисленных казахских родов и мобилизации всех материальных ресурсов

Благодаря политике хана Аблая, возглавившего сопротивление, и самоотверженности народа, Казахстан удалось сохранить от полного захвата и физического уничтожения его населения. В целях обретения гарантий собственной независимости и безопасности, казахские ханы стали искать военной защиты у Российской империи, которая в то время активно расширяла свои границы на восток. Однако, вместе с военной помощью, началось повсеместное строительство городов-крепостей, массовое переселение русского населения из внутренних районов России, передача пастбищных земель под крестьянские угодья, территориальное деление по образцу российского административно-территориальному деления, что в конечном итоге привело к потере Казахстаном независимости. Несмотря на героическое сопротивление колонизации края со стороны Кенесары хана, возглавившего народное ополчение, восстания Сырыма Датова, восстания в Старшем жузе и других, к 1871 году Казахстан как независимое государство перестал существовать. Дальнейшая судьба Казахстана в общих своих чертах связана с судьбой Российской государственности и ее народов. В первой половине XIX века все больше казахов переходит к оседлому образу жизни и начинают заниматься земледелием. Экономика Казахстана все больше входила в орбиту хозяйственной деятельности России. На его территории начинают быстро развиваться многие отрасли промышленности, транспорт, торговля. Шло формирование национального рабочего класса, интеллигенции.

Вместе с социально-экономическими изменениями в Казахстане осуществляются попытки этнокультурного синтеза и адаптации к местным условиям достижений европейской цивилизации. Блестящим ученым, в своей деятельности, воплотившим эти поиски, является Шокан Валиханов (1835-1865) – ученый-ориенталист, который первым поведал о закрытой тогда для внешнего мира Кашгарии, о великом произведении устного народного творчества – эпосе "Манас". Исключительна в истории казахской культуры роль великого поэта-мыслителя Абая Кунанбаева (1845-1904). Один из основоположников казахского литературного языка, классик казахской письменной литературы, он был не только талантливым поэтом, но и искусным переводчиком произведений восточной, русской и европейской литературы.

В начале ХХ века представители казахской интеллигенции (А. Букейханов, А. Байтурсынов, М. Дулатов) стремились к национальной независимости Казахстана. Ими была организована в 1917-1918 годах партия "Алаш" и правительство "Алаш-Орда". Почти все они были репрессированы в годы Советской власти.

После революции 1917 года в Казахстане установилась Советская власть. Первая мировая и гражданская войны разрушили хозяйство всей страны. Зимой 1920-1921 гг. сильнейший джут привел к гибели почти половины скота. Лето 1921 года было неурожайным, начался голод. Только к концу 20-х гг. хозяйство Казахстана было восстановлено. В 1920 году Казахстан стал автономной, а в 1936 году – союзной республикой в составе СССР.

Учитывая экономическую отсталость региона, союзное правительство наметило ускоренные темпы развития хозяйства Казахстана и к 1941 году объем промышленного производства вырос по сравнению с 1913 годом в восемь раз. Тем самым, благодаря возможностям плановой системы концентрировать ресурсы на выполнение крупных экономических проектов, Казахстан еще в 30-е годы из края былых кочевий превратился в регион с крупной и разнообразной промышленностью, развитым земледелием и животноводством, с высоким уровнем культуры.

На территории Казахстана были созданы тысячи крупных промышленных предприятий, проложены десятки тысяч километров железных и автомобильных дорог. Казахстан стал крупным производителем цветных и черных металлов, угля, нефти, зерна, продуктов животноводства. В 1991 году на долю Казахстана приходилось 70% союзного производства свинца, цинка, титана, магния, олова, 90% фосфора и хрома, более 60 % серебра и молибдена. Казахстан стал крупным производителем зерновых. Методы "социалистической индустриализации" привели к трагедии и вызвала жестокий голод. Часть казахов ушла со стадами в Китай и соседние среднеазиатские страны. В 1931-1934 годах от голода и болезней погибло около полутора миллионов человек, что составляло более 40 % этноса. Казахстан был единственной республикой на территории бывшего СССР, в которой коренное население составляло меньшинство; такое положение начало складываться в 30-е годы не только в результате больших потерь населения, но и выселения из других регионов СССР на территорию Казахстана сотен тысяч людей, неугодных большевистскому режиму, организации на его территории лагерей для жертв сталинского террора. Так, в период с 1935 по 1940 годы имели место постоянные депортации поляков из Западной Украины, Белоруссии и Литвы (около 120 тысяч человек). В годы Великой Отечественной войны в Казахстан были насильственно переселены с Поволжья немцы, с Кавказа чеченцы, ингуши и другие народы, а в 50-60 гг. в связи с освоением целины сюда переехало более миллиона жителей России, Украины, Белоруссии. В результате удельный вес казахов, составлявших в 1926 году 57,1 % от всего населения республики, снизился в 1939 до 38%, а в 1959 году не превышал 30%. Лишь в последние годы удельный вес казахов достиг 50% отметки.

На рубеже 70-80 годов кризисные явления в экономической и социально-политической жизни СССР проявились и в Казахстане. Жесткая плановая система тормозила развитие экономики, социальной сферы страны. Вот почему политика перестройки нашла широкую поддержку среди народа Казахстана, поверившего в гласность и демократию. Однако, преподнесенный урок 17 декабря 1986 года, когда первое демократическое выступление молодежи в Алматы было жестоко подавлено, еще раз показало обреченность "социалистической" системы на небытие.  

С начала 90-х годов руководство Казахстана приступило к крупномасштабным преобразованиям всего общественно-политического строя. 24 апреля 1990 года Законом был утвержден пост Президента Казахской ССР и первым Президентом был избран Нурсултан Назарбаев. 25 октября 1990 года Верховный Совет Казахской ССР принимает Декларацию о государственном суверенитете, в котором впервые была закреплена неделимость и неприкосновенность территории, страна определена как субъект международного права, введен институт гражданства, а также равноправие форм собственности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 128; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.253.152 (0.01 с.)