Культурная жизнь современного Казахстана 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Культурная жизнь современного Казахстана



Одним из главных достижений периода независимости являются возрождение и дальнейшее развитие казахской культуры, а также культур и традиций этносов, населяющих Казахстан. Были возрождены древний праздник Наурыз – праздник единства, весны, благоденствия, а также искусство музыкально-поэтической импровизации- айтыс. Все национальности в стране получили возможность развивать свои традиции и обычаи. В «Концепции социально-культурного развития Республики Казахстан» отмечено: «…казахской культуре необходимо дать главенствующую роль. Потому что эта культура нигде, кроме Казахстана, не сможет развиваться и процветать». Реализация государственной программы «Культурное наследие», разработанная по инициативе Президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева, дала ощутимые результаты в деле возрождения культурного наследия народа. За период 2004-2006 гг. был возрожден 51 культурно-исторический памятник, на территории Казахстана были проведены 39 сезонных археологических исследований, были организованы многочисленные экспедиции в Китай, Японию, США, Западную Европу, в результате которых было обнаружено около 5 тыс. ранее неизвестных рукописей и изданий.

В 2012 году Программа «Культурное наследие» позволила привлечь ученых-историков для написания 10-томного издания «Отан тарихы» («История отечества») в 20 ти книгах. Институтом литературы и искусства имени М. Ауэзова были подготовлены труды по творчеству выдающихся писателей и ученых. Современный Казахстан переживает период национального возрождения. Возрождаются и народные ремесла, народные обычаи, обряды и национальные виды спорта, религия титульной нации, национальное образование и казахский язык, песенный жанр и стихосложение на казахском языке.

Закон Республики Казахстан от 24 декабря 1996 года № 56-I «О культуре» регулирует общественные отношения в сфере создания, возрождения, сохранения, развития, использования и распространения казахской национальной культуры, культуры других народов Казахстана. В 2000-2008гг в Казахстане было снято 30 художественных фильмов разных жанров. В 2008 г в Астане прошел V Евразийский Международный кинофестиваль, который дал новый импульс развитию казахского кино. Ко дню победы весной 2013 г состоялась премьера 4-х серийного художественного фильма «Касым»- военая драма о легендарном казахстанском разведчике Великой Отечественной войны Касыме Кайсенове. Казахстан известен также фестивалями Звёзды Шакена (первый независимый фестиваль кинематографа в Казахстане, который проходит каждый год и назван в честь известного казахстанского режиссёра и актёра Шакена Айманова), Приз Традиций (хореографический) и «Голос Азии» (музыкальный международный фестиваль).

Воссозданию богатой истории казахского этноса стало возможно благодаря программе исторических исследований «Народ в потоке истории» (2014-2016гг), которая продолжила изучение национальной истории государства.

За годы независимости произошёл настоящий ренессанс религии в Казахстане. За 18 лет численность религиозных объединений возросла в 6 раз, от 671 в 1991 году до свыше 4200 в 2009 году. В настоящее время действуют почти 3200 мечетей, церквей, молитвенных домов.

В настоящее время в Республике Казахстан действуют несколько государственных музеев изобразительного искусства. Также наметилась тенденция открытия частных галерей, спонсирование которых осуществляется из средств меценатов. Сегодня по своему высокому художественному уровню коллекция музеев Республики Казахстан не уступает многим мировым собраниям. Музеи располагают богатейшими фондами, в числе экспонатов уникальные работы живописи, графики, скульптуры и прикладного искусства Казахстана, России, Европы, Америки и стран народов Востока.
Государственный музей искусств им. А. Кастеева является крупнейшим художественным музеем страны и ведущим научно-исследовательским и культурно-просветительским центром в области изобразительного искусства. В музее 9 научных центров: изобразительного искусства Казахстана, прикладного искусства Казахстана, классического зарубежного искусства, зарубежного искусства нового времени, реставрации, выставок и экспозиции, экскурсионного обслуживания и др.

 

Внешняя политика

В силу исторических, геополитических и экономических факторов Казахстан проводит сбалансированную многовекторную внешнюю политику, основанную на принципах международного сотрудничества, добрососедства и уважения территориальной целостности других государств. Этот принцип отразился в казахстанском внешнеполитическом курсе. Еще на заре независимости республики в декабре 1991 г. Президент РК Н.А. Назарбаев на своей первой, после избрания на пост Главы государства, пресс-конференции в г. Алма-Ате отметил, что Казахстан, имеющий срединное положение на континенте, должен стать мостом между Европой и Азией, поэтому Казахстан не будет замыкаться только на азиатском континенте, у страны должен быть разумный баланс между Европой и Азией.

С момента обретения независимости в 1991 г. Казахстан установил дипломатические отношения со 120 государства ми мира, и на современном этапе развития страны казахстанское руководство избрало политику налаживания равноправного сотрудничества со всеми государствами и международными институтами. Приоритетными для внешнеполитического сотрудничества стали страны, имеющие общие с республикой государственные границы. Развитие отношений с Россией, Китаем и странами Центральной Азии как в двустороннем, так и в многостороннем формате стало залогом создания бесконфликтного сосуществования различных по типу и размерам политических систем в центре евразийского континента. Руководствуясь целью всемерного укрепления региональной и глобальной безопасности, в сфере двусторонних отношений особое внимание Казахстан уделяет укреплению дружественных отношений с соседними государствами и стратегическому сотрудничеству с экономически развитыми странами в предсказуемом и позитивном ключе.

Казахстан стремится нейтрализовать внешние угрозы безопасности и укрепить международный статус республики. Для решения этой задачи актуальными являются следующие приоритетные внешнеполитические направления: стратегическое сотрудничество с Россией и Китаем; дружественные отношения с Кыргызстаном, Таджикистаном, Туркменистаном и Узбекистаном; участие в деятельности межгосударственных объединений – СВМДА, ШОС, Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), ОДКБ; конструктивное взаимодействие с США, странами Европейского Союза, а также такими организациями, как ОБСЕ и Североатлантический альянс (НАТО); сотрудничество с государствами и международными структурами исламского мира, в том числе с Организацией Исламская конференция, Лигой арабских государств (ЛАГ) и др.; партнерские связи со странами АТР. Результатом данной политики стало не только признание Казахстана как государства с модернизирующейся экономикой и обществом, но и увеличение его веса на мировых диалоговых площадках. Республика Казахстан – участник практически всех значимых международных политических организаций и финансовых институтов, отношения с которыми определяются национальными интересами и долгосрочными государственными программами развития страны. Позитивный имидж Казахстана в мировом сообществе позволяет республике выходить на международную арену с собственными предложениями, действуя в интересах региональной и глобальной безопасности и взаимовыгодного сотрудничества. В частности, страна внесла ощутимый вклад в сферу нераспространения ядерного оружия, противодействия религиозному экстремизму и формирование толерантного отношения к мировым религиям. В 1993 году Н.Назарбаев подписал Лиссабонский протокол, объявивший Казахстан территорией свободной от ядерного оружия.

Следует отметить, что большинство внешнеполитических инициатив Назарбаева направлено на Россию, которая оказывает огромное влияние на все сферы жизни казахстанского общества. Северный сосед Казахстаном воспринимается как главный экономический и политический партнер в условиях взаимозависимости хозяйственных связей, общности историко-культурных традиций и менталитета. «Развитие и укрепление доверительных и равноправных отношений с нашим ближайшим и исторически дружественным соседом Россией являются важным условием обеспечения независимости и территориальной целостности Казахстана», - записано в Стратегии «Казахстан-2030»

Стремление к гармонизации многосторонних интересов в Центральной Азии, в Прикаспийском регионе и на пространстве Содружества способствовало выдвижению Казахстана на пост Председателя в европейской структуре безопасности – ОБСЕ. После того, как Совет министров иностранных дел (СМИД) стран-членов ОБСЕ единогласно утвердил Казахстан на пост Председателя Организации в 2010 г. Впервые, в истории ОБСЕ, председательствующей страной стало азиатское государство. Приоритетными задачами своего председательства в ОБСЕ Казахстан обозначил укрепление Организации, повышение ее эффективности и способности реагировать на современные вы- зовы и угрозы. Девизом Казахстана на посту Председателя ОБСЕ стало выражение: «Доверие, Традиции, Транспарентность, Толерантность». Самим фактом выбора республики на пост Председателя Организации ее участники подтвердили свое стремление решать проблемы в условиях справедливого географического баланса, соблюдая принцип справедливости и равенства всех стран-членов. Будучи Председателем ОБСЕ Казахстан выдвинул ряд инициатив, направленных на решение комплекса проблем, касающихся Центральной Азии, включающих в том числе и механизмы преодоления вызовов и угроз, исходящих с территории Афганистана. В данном направлении важно было пред- ставить Центральную Азию не только как территорию, входящую в зону ответственности ОБСЕ, но и как регион, обладающий огромными возможностями. Центральноазиатские страны богаты природными ресурсами, обладают достаточно высоким социально-экономическим потенциалом и выгодным расположением для развития межрегиональных энергетических и транспортных коммуникаций. Поэтому мирное и стабильное развитие региона имеет непосредственное отношение и к европейской безопасности.

Отдельно следует обратить внимание на урегулирование военно-политической ситуации в Афганистане. В настоящее время относительное спокойствие в этой стране обеспечивается благодаря использованию военных средств, финансовое бремя содержания которых взяли на себя западные страны. В то же время малоэффективность такого подхода стала очевидной. Практически большая часть территории остается неподконтрольной центральной власти, вследствие чего в стране высок уровень криминогенной обстановки. Убедительным подтверждением возросшей роли нашей республики стало проведение в Астане Саммита глав государств и правительств ОБСЕ. Благодаря конструктивной и сбалансированной политике казахстанского руководства и при поддержке всех остальных государств – членов ОБСЕ, 2-3 декабря Астанинский саммит собрал глав государств и правительств, а также высших должностных лиц из 56 государств участников ОБСЕ и 12 стран-партнеров по сотрудничеству, а также из других международных и региональных организаций. Это была первая встреча на высшем уровне после Стамбульского саммита 1999 г. На саммите был принят важный для Организации документ – Астанинская декларация «На пути к сообществу безопасности», который вновь подтвердил всеобъемлющий подход ОБСЕ к безопасности на основе доверия и прозрачности. В Декларации обозначены и подтверждены все нормы, принципы и обязательства ОБСЕ, и, по общему мнению участников, это явилось крайне важным моментом для дальнейшей работы Организации. Председательство Казахстана в ОБСЕ и проведение Саммита в Астане были высоко оценены мировым сообществом и лидерами зарубежных государств. В рамках своего председательства в таких авторитетных международных организациях, как ОБСЕ, ОИК (2011 г) и ШОС, Казахстан вносит значительный вклад в укрепление системы региональной безопасности.

Важным направлением внешнеполитической деятельности Казахстана является политика по развитию и углублению диалога цивилизаций и религий, осуществляемая казахстанским руководством на протяжении ряда лет. В 2003, 2006 и 2009 гг. в Казахстане состоялись Съезды лидеров мировых и традиционных религий. В ходе этих форумов по инициативе Президента Казахстана Н.А. Назарбаева были обсуждены злободневные вопросы межцивилизационных и межконфессиональных отношений.

Основными целями этих форумов являлись поиск таких ценностей, которые отражены во всех мировых и традиционных религиях, а также создание постоянно действующего международного межконфессионального института для осуществления диалога религий и принятия согласованных решений. На III Съезде мировых и традиционных религий, который прошел в Астане в 2009 г., были подняты проблемы, связанные с выявлением причин конфликтов на религиозной почве.

Большое внимание Казахстан уделяет и интеграционным процессам на пространстве СНГ. С 1992 года в окружении президента стала обсуждаться концепция геополитического моста между Востоком и Западом, которым должен был стать Казахстан. Так, в марте 1994 г. в стенах Московского государственного университета Президент Казахстана Н.А. Назарбаев впервые выступил с инициативой о создании Евразийского Союза. В тот момент эта идея не была воспринята однозначно, вызвала холодную реакцию Б.Н.Ельцина и министра иностранных дел России А.В.Козырева. Противники евразийского интеграционного проекта утверждали, что главным для России было сближение с Евросоюзом, а интеграция с Казахстаном могла бы только отяготить развитие самой России. Надо отметить, что и соседние с Казахстаном страны Центральной Азии восприняли его идею критично, усмотрев в ней «прозападный» уклон и отказ от «центральноазиатского регионализма». Но все же эта инициатива получила реальное воплощение в межгосударственных структурах, таких, как ЕврАзЭС, ОДКБ, ШОС.

26 апреля 1996 года в городе Шанхае (Китай) состоялась первая встреча пяти государств – Республики Казахстан, Республики Кыргызстан, Китайской Народной Республики. Российской Федерации, Республики Таджикистан, имеющих общие границы. На встрече Шанхайской пятёрки, состоявшейся в 1997 году в Москве, был подписан документ о сокращении численности вооружённых сил в приграничных районах. В августе 1999 года руководителями Шанхайской организации сотрудничества была по подписана Бишкекская декларация. Президенты Республики Казахстан и Российской Федерации подписали соглашения об использовании космодрома Байконур, о добыче, переработке и транспортировке нефти, принята Декларации о дружбе и сотрудничеству между двумя странами.

Активно развивались отношения Казахстана с Турцией. Молодая казахская дипломатия придавала особое значение возрождению и развитию отношений с Индией. В августе 1999 года на встрече руководителей Казахстана и Китая, было отмечено, что среди стран СНГ по товарообороту Казахстан является вторым партнёром.
На основе равенства и взаимных интересов строятся с 90-х годов отношения Казахстана с самой мощной мировой державой – США. По программе «Болашак» казахстанские студенты проходят обучение в вузах США, Франции, Германии. В 1992 году Н.Назарбаев посетил Германию, встретился с канцлером Г.Колем, было принято совместное заявление сторон об основах взаимоотношений между двумя странами.

Ввод в действие с 1 января 2010 г. Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана (ТС) открыло новые возможности для интенсификации социально-экономических и гуманитарных взаимосвязей на пространстве Содружества. После того, как в июле 2010 года вступили в силу договорённости о создании Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, в декабре того же года на саммите ЕврАзЭС было достигнуто соглашение о создании Евразийского экономического союза на базе Единого экономического пространства Беларуси, Казахстана и России. 1 января 2015 года вступил в силу договор о создании Евразийского экономического Союза (ЕАЭС). Страны –участницы союза- Россия, Казахстан, Белорусь, Армения, Киргизия.

Казахстан сегодня может занять центральное место в развитии экономик государств Евразии, поскольку в силу своего географического положения он может выступить интегратором модернизации глобальных инфраструктурных проектов.

Большую роль в развитии евразийской интеграции играют инициативы Казахстана по углублению экономического взаимодействия государств-участников евразийского проекта. Благодаря последовательному проведению в жизнь евразийской стратегии Президента страны Н.А. Назарбаева международное сообщество признало, что Республика Казахстан является одним из ключевых гарантов региональной безопасности и стратегической стабильности на Евразийском континенте. Евразийский экономический союз является локомотивом евразийской интеграции. В 2016 году Казахстан председательствовал в органах ЕАЭС. Президент Казахстана направлял Обращение к главам государств ЕАЭС, в котором он выделил приоритетные направления интеграционного сотрудничества наших стран и 2016 год был объявлен «Годом углубления экономических отношений Союза с третьими странами и ключевыми объединениями». Так, в 2016 году вступило в силу первое соглашение о зоне свободной торговли (ЗСТ) ЕАЭС и Вьетнама. Вьетнам является привлекательным рынком с населением свыше 90 млн человек. Документ предполагает обнуление пошлин на 90% товаров, что позволит к 2020 году увеличить товарооборот союзных государств и Вьетнама более чем в два раза. Соглашение положило начало последующей более тесной интеграции со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.В контексте развития сотрудничества стран ЕАЭС с крупными торговыми партнерами важное значение имеет принятие главами государств Союза 8 мая 2015 года решения о начале переговоров по Соглашению о торгово-экономическом сотрудничестве Евразийского экономического союза и КНР. Реализация этого документа будет способствовать сопряжению евразийской интеграционный инициативы и проекта Экономического пояса Шелкового пути. Эта инициатива приведет к развитию производственной кооперации и сотрудничества наших стран в инфраструктурной сфере. Важной задачей станет и сокращение торговых барьеров, расширение экспорта товаров стран ЕАЭС на китайский рынок. Говоря о международном векторе деятельности Союза, следует отметить, что в настоящее время рассматриваются перспективы развития свободной торговли между странами ЕАЭС и Израилем, Индией, Египтом, Ираном, Республикой Корея, Сингапуром, Сербией. В 2015 году были подписаны Меморандумы о взаимопонимании между ЕЭК и Правительствами Республики Чили, Республики Перу и Республики Монголия. ЕЭК ведет диалог с Южноамериканским общим рынком (МЕРКОСУР) и Ассоциацией стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН).

Казахстан активно приветствует и выдвигает инициативу развития отношений и с Европейским союзом. Актуальность активизации сотрудничества государств ЕАЭС и ЕС обусловлена тем, что Европейский союз является самым крупным торгово-экономическим партнером Евразийского экономического союза. Так, в общем объеме внешнеторгового товарооборота государств ЕАЭС более 50% составляет торговля со странами Европейского союза.

Эксперты выделяют такие позитивные факторы участия Казахстана в евразийских интеграционных структурах, как: возможность юридически урегулировать движение трансграничных потоков людей, товаров, услуг и капиталов; потребность в транспортных коридорах (страна является одной из самых удаленных от мирового океана. Большинство транспортных коридоров с выходом на мировые рынки проходят через территорию России, что определяет жизненную заинтересованность Казахстана в наличии единых транспортных тарифов на территории ТС); соблюдение принципа «разноскоростной» интеграции.

Состояние взаимной торговли является одним из важнейших показателей развития интеграционных процессов в Евразийском экономическом союзе. Масштабы и структура свободного обмена товарами, производимыми его участниками, свидетельствуют об интенсивности взаимного экономического общения, успехах и проблемах интеграционного взаимодействия наших стран. Общий объем взаимной торговли государств Евразийского экономического союза за январь-сентябрь 2016 года составил 29,5 млрд долл. США. Снижение ее объемов связано с негативными явлениями в мировой экономике, падением темпов ее роста, сохраняющимся низким уровнем цен на сырьевые товары на мировых рынках. Тем не менее, несмотря на эти тенденции, наблюдается некоторое улучшение структуры взаимной торговли стран ЕАЭС. Так, за январь-сентябрь 2016 года доля минерального сырья во взаимных поставках государств Союза уменьшилась с 33,6% в соответствующем периоде прошлого года до 28,7%, доля продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья увеличилась соответственно с 15,2% до 16,7%, доля машин и оборудования изменилась с 16% до 17%, продукция химической промышленности – с 10,6% до 12,6%. Евразийской экономической комиссией совместно с правительствами сторон проводится большая работа по развитию финансовой интеграции наших стран, формированию единого рынка услуг и общего рынка труда, реализации согласованной макроэкономической политики и скоординированной промышленной политики. Решение этих вопросов, безусловно, будет способствовать устойчивому экономическому и промышленному росту государств Союза. В сфере финансовой интеграции наших стран принимаются меры по формированию соответствующей нормативно-правовой базы для создания общего финансового рынка государств ЕАЭС. В частности, разработаны и приняты соглашения, которые сформируют правовую основу для проведения гармонизации законодательства, регулирующего правоотношения в финансовой сфере. В целом финансовая интеграция будет способствовать большей устойчивости рынков к проявлениям кризисных явлений за счет роста их объемов, глубины и ликвидности.

Самая большая экономическая выгода для Казахстана в ЕАЭС – возможность использования своего транзитного потенциала при единых транспортных тарифах на пространстве ЕАЭС, развитая транспортная инфраструктура будет способствовать расширению производств, увеличению их мощности и повышению товарооборота как внутри страны, так и за ее пределами. Наиболее важными транспортными коридорами для страны и для ЕАЭС в целом являются железнодорожный коридор Китай – Казахстан – Россия Трансазиатской магистрали, который выходит на российские Транссиб и БАМ, а также создаваемая Китаем, Казахстаном и Россией автомагистраль «Западная Европа – Западный Китай», как северная часть китайского мегапроекта Экономический пояс Шелкового пути (ЭПШП). Другой маршрут проходит по линии Урумчи – Достык – Омск – Москва – страны ЕС. Морской путь ЭПШП также предполагает прохождение через территорию Казахстана с выходом на Каспийское и Черное моря: первый маршрут – из Урумчи через казахстанский порт Актау и далее в ЕС с использованием грузинских портов; второй – из Урумчи через Казахстан и ЦА в Иран и Турцию. Становление республики как транзитного хаба должно сопровождаться развитием широкой сети транспортно-логистических центров (ТЛЦ) со стратегическим распределением в каждом из регионов страны (на западе – морской порт Актау, на юге – Алматы, на севере – Астана, на востоке – СЭЗ «Хоргос»).

По данным Всемирного Банка, Казахстан в последние годы целенаправленно развивал не только транспортную инфраструктуру, но и улучшал состояние логистики на своей территории. По индексу развития логистики в 2016 году республика заняла 77 место среди 160 стран мира, поднявшись на 11 позиций по сравнению с 2014 годом.

Ключевой документ для прогнозирования перспектив Казахстана в ЕАЭС в 2025 году — Стратегический план развития до 2025 года «Национальная технологическая инициатива Казахстана». Примечательно, что горизонт планирования — 2025 г. — намеченный в Стратегическом плане синхронизирован с этапами создания общих рынков ЕАЭС. Как известно, на 2025 г. намечено создание общего рынка транспортных услуг, общего рынка газа, рынка нефти и рынка нефтепродуктов, наконец, финансового рынка, центр которого будет находиться в Алматы. В настоящий момент уже запущен общий рынок лекарственных средств ЕАЭС — старт его работе был дан 6 мая 2017 г. Помимо этого, к 1 июля 2019 г. планируется создание общего электроэнергетического рынка. Завершение к 2025 году формирования в Союзе общих рынков во всех сферах обеспечит свободу трансграничного перемещения товаров и услуг, что станет импульсом для экономического развития государств Союза.

Сегодня Евразийский экономический союз становится мостом между Востоком и Западом, который позволит активизировать взаимовыгодные связи между государствами Евразийского континента, обеспечить беспрепятственный транзит грузов из Азии в Европу.

Казахстанские диаспоры

Численность казахов в мире около 15 млн человек. В Казахстане проживает 11,7 млн казахов. Значительные казахские диаспоры проживают в Китае (1,5 млн чел), России – (648 тыс. чел), Монголии – (102 тыс. чел), Узбекистане – (1,1 млн чел), Туркмении – (до 40 тыс. чел), Киргизии – (30 тыс. чел)https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D1%85%D0%B8 - cite_note-.D0.9A.D0.B8.D1.80.D0.B3.D0.B8.D0.B7.D0.B8.D1.8F-10#cite_note-.D0.9A.D0.B8.D1.80.D0.B3.D0.B8.D0.B7.D0.B8.D1.8F-10, Турции – (20 тыс. чел), Иране – (12 тыс. чел). Существуют общины казахов в Европе и Америке.

Основная масса казахов, вне Казахстана, проживает в Синьцзян уйгурском автономном районе (СУАР) – около 1,25 млн человек, где для них создана система национальных автономных образований: большинство казахов КНР проживает в Или-Казахском автономном округе (ИКАО); также в Баркёль-Казахском автономном уезде в составе округа Хами и Моры-Казахском автономном уезде (в составе Чанцзи-Хуэйского автономного округа). Кроме указанных автономных образований в китайской провинции Ганьсу имеется Аксай-Казахский автономный уезд. В СУАР КНР имеются школы с преподаванием на казахском языке, издаётся более 50-ти газет и журналов на казахском языке, работает 3 казахских телеканала. На казахов в Китае не распространяется государственное ограничение «Одна семья – один ребёнок».

В России большая часть российских казахов проживает вдоль российско-казахстанской границы. Крупнейшие общины проживают в Астраханской, Оренбургской, Омской и Саратовской области.

Казахи один из крупных автохтонных народов Узбекистана. До начала массовой репатриации в Казахстан в 1990-е годы в Узбекистане проживала самая крупная в СНГ казахская диаспора, и вторая в мире (после казахской диаспоры в КНР). Основная масса казахов сосредоточена в Республике Каракалпакстан (26 % населения), Ташкентской (13 %), Бухарской и Сырдарьинской областях. Возникновение столь значительной казахской диаспоры в Узбекистане связано исторической близостью двух народов.

Казахи одни из крупных национальных меньшинств Киргизии. В основном они дисперсно проживают в приграничных с Казахстаном областях на севере страны, в городах и сёлах Чуйской, Иссык-Кульской и Таласской областей, а также в столице Бишкеке. Численность казахов в Киргизии постепенно сокращается. Главным фактором сокращения численности населения казахов является их миграция за пределы республики (в первую очередь в Казахстан).

Казахи Туркменистана компактно проживают на севере страны. Начиная с 1990-х годов наблюдается их активная репатриация в Казахстан.

Казахи – второй по численности народ в Монголии. По данным переписи населения 2010 года 3,8 % населения страны составляют казахи. Этнические казахи проживают главным образом в Западной Монголии.

С момента независимости Казахстан проводит политику репатриации этнических казахов, вынужденно или добровольно покинувших территорию страны (употребляется термин оралманы). По официальным данным, за 25 лет (с 1991 года на 1 января 2016 года) в Казахстан приехали 957 764 оралмана, а если учитывать их потомков, а также прибывших без помощи государственной программы по переселению – более 1 млн чел (10 % всех казахов республики). Согласно казахстанскому законодательству (закон Республики Казахстан «О миграции населения»), переселенцы-оралманы пользуются определёнными льготами. Вместе с тем законодательство Казахстана позволяет этническим казахам – гражданам иностранных государств переселяться самим без помощи государственной программы по переселению соответственно без права на получение каких-либо субсидий или льгот, вместе с тем по прибытию в Казахстан такие оралманы получают гражданство в ускоренные сроки.

 

 

Ю.В. Якушева

Киргизская Республика

 

Краткие сведения.

Территория: 198 500 км². 86-ая в мире.

Столица: Бишкек.

География:

Государство расположено на северо-востоке Средней Азии.

Граничит на севере с Казахстаном, на западе — с Узбекистаном, на юго-западе — с Таджикистаном, на юго-востоке и востоке — с Китаем.

Киргизия не имеет выхода к морю, расположена в пределах двух горных систем. Северо-восточная часть находится в пределах Тянь-Шаня, юго-западная —Памиро-Алая. Пик Победы— наивысшая точка страны. Обширные равнинные участки расположены на северной и юго-западной окраинах Киргизии. На севере это южная часть Чуйской и Таласская долины, на юге – Алайская, на юго-западе – периферийная, предгорная часть Ферганской долины. На равнинных участках, а также в высокогорном Иссыккульском районе сконцентрирована основная часть населения республики и хозяйственная деятельность.

Особенностью Киргизии является географическое и социо-культурное разделение на два региона: север и юг.

П олезные ископаемые: Киргизская Республика богата значительными месторождениями полезных ископаемых, таких как ртуть (1/5 общемировых запасов), сурьма, золото (12 крупных месторождений, в том числе Кумтор, входящий в десятку крупнейших в мире), уголь (третье место по запасам в СНГ). Высоким потенциалом обладает разработка гидроэнергетических ресурсов.

Население: 5 529 000 чел. (по состоянию на начало 2017 г.)

Этнический состав населения: порядка 73 % - киргизы, 14,6% - узбеки, 6%-русские.

Государственный язык: киргизский. Русский язык имеет статус официального, то есть употребляется в официальной сфере (законотворчество, делопроизводство, судопроизводство, обучение и пр.) наравне с государственным языком.

 Религия: Киргизия – светское государство. Мусульмане-сунниты составляют более 82 %, на долю христиан разных конфессий приходится порядка 16 %.

Экономика:

Киргизия - аграрно-индустриальная страна, более половины населения занято в сельском хозяйстве. Единственно активно развивающаяся отрасль производства - добыча золота. Ощутимым вливанием в экономику Республику являются денежные переводы трудовых мигрантов и этнических киргизов, получивших гражданство других стран.

Валюта: Киргизский сом.

Форма правления: Киргизия – Парламентская республика.

Парламент Республики — Жогорку Кенеш является высшим представительным органом, осуществляющим законодательную власть и контрольные функции в пределах своих полномочий.

Президент избирается всенародным голосованием сроком на 6 лет, без права переизбрания на второй срок.

Исполнительную власть в Киргизской Республике осуществляют Правительство является высшим органом исполнительной государственной власти Киргизской Республики. Деятельность Правительства возглавляет Премьер-министр. Правительство состоит из Премьер-министра, вице-премьер-министров, министров и председателей государственных комитетов. Структура Правительства утверждается Жогорку Кенешем.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 142; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.196.182 (0.063 с.)