Политическое развитие и партийное строительство (1991-2016 гг.) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политическое развитие и партийное строительство (1991-2016 гг.)



Процесс становления государственности Киргизии происходил в несколько этапов.

Первым законодательным органом суверенного Киргизстана был XII созыв Верховного Совета Киргизской СССР, избранный на первых альтернативных выборах в 1989 г. и вошедший в историю республики как «Легендарный парламент». В конце «перестроечных» 1980-х гг. в общественно-политической жизни Киргизии, так же, как в ряде других советских республик, актуализируется национальный вопрос. С развитием плюрализма и гласности на политическую арену в республике выходят силы, опирающиеся на националистическую риторику. С позиций национал-сепаратизма по отношению к СССР выступало состоявшее в основном из киргизов Демократическое общество «Киргизстан». Националистическую повестку отстаивали и организации узбеков юга Киргизии, выступавшие под сепаратистскими лозунгами уже по отношению к Киргизской Республике. Непродуманный механизм передела земли вокруг г.Ош привел к перерастанию летом 1990 г. давно назревавших киргизско-узбекские противоречий в кровавые межэтнические столкновения. Неспособность властей предотвратить ошскую трагедию окончательно подорвала доверие к руководству республики и привела к усилению позиций новых политических фигур. В октябре 1990 г. лидер компартии Киргизии А.М.Масалиев проиграл выборы президента Киргизской ССР бывшему президенту республиканской Академии наук А.А.Акаеву.

15 декабря 1990 г. Верховный Совет Киргизской ССР принял Декларацию о суверенитете республики, провозгласившей начало строительства киргизской национальной государственности в рамках Союза Социалистических республик.

Последовавшая вслед за «августовским путчем» дезинтеграция Советского Союза привела к образованию на карте мира 15 новых независимых государств. 31 августа 1991 г. киргизский Верховный совет принял документ, послуживший точкой отчета новейшей истории страны - «Декларация о государственной независимости Республики Киргизстан». За этим событием последовало приостановление, а затем и полный запрет деятельности коммунистической партии в Киргизии.

12 октября 1991 г. по итогам общереспубликанских выборов президентом независимой Киргизии был избран глава Киргизской ССР Аскар Акаев.

В течение первых лет государственной независимости Киргизии происходит формирование новых институтов в политической, экономической, оборонной сферах, создаются атрибуты киргизского государственного суверенитета. В 1992 г. утверждены флаг и гимн Киргизской Республики. В 1994 г. принят новый государственный герб.

Важным этапом в новейшей истории Киргизстана стало принятие 5 мая 1993 г. на сессии Верховного совета первой Конституции. Этот документ закрепил за страной официальное название – Киргизская Республика (в российской официальной практике – Киргизская Республика), высший законодательный орган стал именоваться Жогорку Кенеш.

 В дальнейшем основной закон республики неоднократно подвергался изменениям. Только в годы нахождения у власти А.Акаева  Конституция КР редактировалась специально созданным органом «Конституционным Совещанием» четырежды - в 1994, 1996, 1998 и 2003 гг. – в сторону усиления полномочий президента.

Редакция Конституции от октября 1994 г. фиксировала разделение властей: на законодательную, судебную и исполнительную, а также вводила двухпалатный парламент и многопартийную систему. Переход к демократическим политическим институтам и рыночным механизмам регулирования экономики был сопряжен с избавлением от советского наследия.

Летом 1994 г. президент Киргизии распустил «Легендарный парламент». Выборы в новый двухпалатный парламент состоялись 5 февраля 1995 г.

Жогорку Кенеш первого созыва, приступивший к своим обязанностям 28 марта 1995 г., состоял из Законодательного собрания и Собрания народных представителей. 105 депутатов Парламента были избраны по мажоритарной системе в одномандатных округах сроком на 5 лет.  

После продления президентских полномочий А.Акаева в результате состоявшихся 24 декабря 1995 г. выборов начинается второй этап конституционных преобразований. 10 февраля 1996 года в Киргизии проведен референдум, по итогам которого полномочия парламента были ограничены в пользу президента, который получал возможность определять структуру и состав правительства, принимать ключевые кадровые решения (назначение генерального прокурора, председателя Национального банка) и т.д.

В 1998 г. парламент республики принял решение, позволявшее А.Акаеву баллотироваться на третий президентский срок. И в результате выборов, состоявшихся в октября 2000 г., он был в очередной раз переизбран главой Киргизской Республики.

В 2000 г. были проведены и выборы в Жогорку Кенеш второго созыва.

Новые изменения в Конституцию республики соответствовали тенденции на укрепление президентской власти. Глава государства получил право назначать членов правительства по представлению премьер-министра, а также членов ЦИК по согласованию с парламентом.

Очередная редакция Конституции вводила новый статус «бывший президент», в отношении которого применялись гарантии неприкосновенности, невозможности его привлечения к уголовной или административной ответственности.

Законодательное укрепление вертикали власти проходило на фоне обострения целого комплекса внутрикиргизских проблем при в целом негативном внешнем влиянии. Неблагоприятное состояние социально-экономической сферы, коррумпированность, клановая система отношений внутри групп политических элит, их региональная разделенность на «северян» и «южан» - привели к развитию политических процессов в Киргизии по революционному сценарию.

В марте 2005 года на волне постсоветских «цветных революций» состоялся государственный переворот, известный как «революция тюльпанов».

Поводом к этим событиям стали результаты парламентских выборов 27 февраля - 13 марта 2005 г., приведшие к победе родственников А.Акаева и провластных политических сил.  Оппозиция, поддерживаемая свободно действовавшими в республике западными политическими фондами и неправительственными организациями, выступила с обвинением властей в фальсификациях результатов выборов и призвала к массовым  протестам.

Масштабные выступления,  сопровождавшиеся мародерством и грабежами, охватили сначала юг страны, затем докатилась до столицы.

24 марта 2005 г. восставшие взяли штурмом уже освобожденный Акаевым президентский дворец в Бишкеке. В тот же день первый президент Киргизии вместе с семьей улетел через территорию Казахстана в Москву. Волнения в республике продолжались еще несколько дней. Жертвами «тюльпановой революции» стали несколько десятков человек, более 500 человек пострадали. 

Власть в стране взяла в свои руки оппозиция, был сформирован Жогорку Кенеш третьего созыва. Решением нового парламента лидер оппозиционного Народного движения Киргизстана (НДК) Курманбек Бакиев назначен премьер-министром и исполняющим обязанности президента.

8 апреля 2005 г. А.Акаев встретился в Москве с делегацией киргизских парламентариев и подписал заявление об отставке с поста президента Киргизской Республики.

Победу на состоявшихся 10 июля 2005 г. президентских выборах одержал исполняющий обязанности президента Киргизии Курманбек Бакиев, получив 89% голосов избирателей.

Политический кризис 2005 года выявил необходимость проведения структурных политических и социально-экономических преобразований. Новое руководство Киргизии приступило к реализации очередной конституционной реформы.

Дальнейшие конституционные изменения были направлены на повышение статуса Парламента Киргизской Республики.

Однако ни один вариант новой редакции основного закона, представленный в 2005 г., не был принят Конституционным судом. Действие сохраняла редакция Конституции 2003 г., что нарушало баланс между пришедшими к власти в результате революции политическими силами и создавало потенциальную угрозу обострения внутриэлитных противоречий.

Результаты госпереворота и последовавшая легитимация нового киргизского руководства не привела к стабилизации экономической и общественно-политической ситуации в республике, среди разных политических групп продолжилась борьба за политические и финансовые ресурсы. 

Новая оппозиция требовала проведения конституционной реформы и недопущения проникновения криминала во власть. Но начатый под давлением оппозиции процесс политического реформирования затягивался. Изменения в Конституции 2006 г. коснулись структуры главного законодательного органа Киргизии – Жогорку Кенеш становился однопалатным и состоял из 90 депутатов, избираемых сроком на 5 лет по партийным спискам.

Недовольная сохранением концентрации власти в руках президента, киргизская оппозиция в течение 2006 г. организовала несколько митингов c требованием отставки президента К.Бакиева и премьер-министра Ф.Кулова.

В этих условиях активизировался процесс политического реформирования. В 2007 г. была принята новая редакция Конституции Киргизской Республики, закреплявшая в частности невозможность избрания одного лица президентом более двух сроков подряд. Данный проект Конституции был одобрен 21 октября 2007 года на общенародном референдуме.

По итогам выборов, прошедших 21 декабря 2007 года, приступил к исполнению полномочий Жогорку Кенеш четвертого созыва, избранный на равных условиях по партийным спискам трех политический партий. Избранные политические партии в Жогорку Кенеше получили право формировать Правительство.

23 июля 2009 г. К. Бакиев c результатом 77% был избран на второй президентский срок, существенно опередив кандидата от объединенной оппозиции Алмазбека Атамбаева (8,4%).

В октябре 2009 г. Бакиевым во время республиканского совещания руководителей органов государственной власти был презентован новый проект политической реформы. Так, вместо администрации президента создан институт президента как единый орган принятия решений, в состав которого вошли аппарат президента, секретариат президента, Центральное агентство по развитию, инвестициям и инновациям. Изменениям подвергся аппарат правительства, упразднены ряд ведомств, ликвидированы государственные комитеты.

На фоне реформ усилилось внутриполитическое противостояние. Оппозиционные Бакиеву группы обвинили его в распродаже стратегических объектов энергетики и связи, в "семейном правлении", преследовании оппонентов и подготовке к передаче власти сыну.

Поводом для новых массовых волнений послужил запрет на проведение народного курултая(схода) и арест лидеров оппозиции. В Бишкеке митингующие 7 апреля захватили государственное телевидение, здание парламента, а затем прорвались в правительство. Жертвами беспорядков стали 74 человека, более 500 ранены.

8 апреля созданное оппозицией временное правительство Киргизии во главе Розой Отумбаевой заявило о роспуске парламента и концентрации в своих руках полномочий президента и кабмина. К.Бакиев с вооружёнными сторонниками укрылся в своём родовом селе на юге страны, а в последствии бежал за границу. Второй президент Киргизии получил убежище в Белоруссии. В Киргизии на К.Бакиева и членов его семьи заведены ряд уголовных дел. В 2014 г. киргизский суд признал экс-президента виновным в соучастии в организации убийства митингующих во время госпереворота 7 апреля 2010 года и заочно приговорил к пожизненному лишению свободы.

10—13 июня 2010 г. в южных районах Киргизии (Ош и Джалал-Абад) развернулись массовые беспорядки и кровавые столкновения между узбекским и киргизским населением, вошедший в историю Киргизии как «Ошские события». Жертвами беспорядков стали по разным данным от нескольких сотен до нескольких тысяч человек.

Государственный переворот 2010 года ознаменовал новый этап партийно-политического развития Киргизии. Сложная общественно-политическая обстановка, сложившаяся в стране в тот период, требовала проведения масштабных реформ, установления верховенства закона.

27 июня 2010 г. в результате референдума была принята новая конституция, согласно которой Киргизия стала первой на постсоветской пространстве парламентской республикой.

Новый статус был подтвержден проведением 10 октября 2010 года досрочных парламентских выборов.

Парламент Республики — Жогорку Кенеш стал высшим представительным органом, осуществляющим законодательную власть и контрольные функции в пределах своих полномочий. Парламент является однопалатным и состоит из 120 депутатов, избираемых сроком на пять лет по партийным спискам.

Президент, согласно конституции, избирается всенародным голосованием сроком на 6 лет, без права переизбрания на второй срок. На состоявшихся 30 октября 2011 года президентских выборах победу одержал А.Ш.Атамбаев, опередивший 15 соперников с результатом 63,24 % голосов.

4 октября 2015 г. состоялись очередные парламентские выборы в результате которых большинство мест в Жогорку Кенеш заняли представители возглавляемой А.Атамбаевым Социал-демократической партии Киргизстана (СДПК).

Последний период президентского срока Алмазбека Атамбаева ознаменовался началом новой конституционной реформы. 14 декабря 2016 года одновременно с проведением муниципальных выборов состоялся референдум, по итогам которого принято решение о внесении изменений в Конституцию КР. Прежде всего, реформа расширяет полномочия премьер-министра страны, а также вносит изменения в функции правительства и судебной системы.

Таким образом, претерпев мощные политические и экономические потрясения, Киргизии к 25-летней годовщине независимости удалось добиться относительной стабилизации ситуации. Это связано со снижением накала борьбы за власть, благоприятным влиянием вступления республики в ЕАЭС. Однако нерешенность социально-экономических проблем, риски разобщения политической элиты, нерешенные до конца задачи общественной консолидации, влияние внешних сил и угрозы распространения радикального ислама, - эти факторы не утрачивают актуальности для Киргизии в среднесрочной и долгосрочной перспективе.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 69; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.41.187 (0.014 с.)