Киргизия – Европейский Союз. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Киргизия – Европейский Союз.



Интересы Европейского Союза в Киргизстане по многим направлениям совпадают с интересами США. Они также вписаны в общий центрально-азиатский аспект и сводятся к следующим приоритетным направлениям:

- обеспечение наиболее выгодных условий транспортировки энергетических ресурсов Центральной Азии на территорию ЕС;

- укоренение европейских стандартов и ценностей в сфере демократии, государственного и общественного устройства на киргизской почве.

- минимизация влияния других внешних центров силы в странах Центральной Азии.

Правовым фундаментом для развития взаимодействия по линии Киргизстан-ЕС являет­ся всеобъемлющее «Соглашение о Партнерстве и Сотрудниче­стве между Европейскими Сообществам и их государствами-членами с одной стороны, и Киргизской Республикой с другой стороны». Оно предусматривает партнерство в политической, экономической, социальной и научно-культурной сферах.

Значительный импульс развитию двусторонних отношений придало принятие в июне 2007 года Стратегии ЕС по ЦА. Согласно документу, Центральная Азия впервые объявляется приоритетным регионом для Евросоюза. Сумма помощи в период с 2007 по 2013 годы странам Центральной Азии увеличивается вдвое, составив около 750 млн. евро.

Страны ЕС, прежде всего, Германия, Франция, Швейцария, развивают экономические контакты с Киргизией. Однако в силу географической отдаленности Еврозоны от Киргизии, взаимодействие в торгово-экономической сфере между сторонами является малоэффективным.

Основным направлением концентрации усилий Европейского Союза в отношении Киргизстана является гуманитарная сфера. ЕС осуществляет около 40 различных научно-образовательных проектов в республике, среди которых программы Темпус, Эразмус Мундус и Проект по созданию научно-образовательной сети ЦА Carena.

Киргизия-Китай

 

Политика Китая в отношении Центральной Азии в целом, и Киргизии в частности, носит не только прагматичный, но и достаточно осторожный характер.

    Интересы КНР в Киргизстане обусловлены несколькими принципиальными факторами:

· Наличие общей протяженной границы и угроза безопасности Китая со стороны нестабильного Киргизстана

· Необходимость противодействовать росту радикальных религиозных и националистических настроений, способных обострить проблему Синьцзяно-Уйгурского Автономного района.

· Высокий транзитный потенциал Киргизстана в силу его важного геостратегического положения.

· Соединение на территории Киргизстана геополитических интересов ведущих мировых держав, что создает дополнительные риски для КНР.

    Пограничная граница Киргизии имеет общую протяженность 4170 километров, при этом 1100 километров приходится на границу с Китаем. Поэтому события, происходящие в Киргизии с высокой долей вероятности могут отразиться и на ситуации внутри Китая.

    С одной стороны, это риски связаны с деятельностью террористических и организаций. Именно через плохо защищенные южные регионы, сопредельные с Афганистаном и Таджикистаном, экстремисты уйгурской сепаратистской организации «Восточный Туркестан» проникают на территорию Киргизии, а затем в Синьцзян-Уйгурский автономный район Китая. 

    Китайский интерес к центральноазиатскому региону в наибольшей степени проявляется в экономической сфере, прежде всего, в контексте получения доступа к энергоресурсам и реализации выгодных  транспортных проектов. Более того,  Китай рассматривает Киргизию и остальные страны Центральной Азии как рынок сбыта и дальнейшего продвижения собственной продукции.

Кроме того, экономическая заинтересованность Китая в Киргизстане определяется транзитным положением центрально-азиатской республики. В рамках межгосударственного сотрудничества в этом направлении уже реализуются такие проекты, как например, строительство автомобильной и железнодорожной дороги «Китай - Киргизия – Узбекистан - Казахстан».

Киргизия-Турция

Между Киргизстаном и Турцией развиваются двусторонние связи в политической, экономической и гуманитарной сферах. С первых дней установления дипломатических отношений и по настоящее время киргизско-турецкое сотрудничество характеризуется высокой динамикой развития. Необходимо отметить, что именно Турция первой признала независимость Киргизстана в 1991 году.

Турция занимает одну из первых позиций в перечне стран, инвестирующих в экономику Киргизии.

С приходом к власти правительства А. Атамбаева в стране значительно усилились позиции турецкого бизнеса. В частности, было объявлено, что турецкие компании получили монопольное право на поставки авиатоплива на американскую базу «Манас».

Помимо оказания экономической помощи Киргизстану, Турция также оказывает содействие стабилизации политической ситуации в стране. Она в числе первых после апрельской революции 2010 года и событий в Оше поддержала Киргизию, выделив единовременную помощь в объеме $10 млн., а также стройматериалы для погорельцев. Выделены $21 тыс. кредита для восстановления учебных и лечебных заведений в регионах столкновений между киргизами и узбеками.

Одним из приоритетных направлений приложения усилий Турции в отношении Киргизстана является идеологическая сфера. Турецкие лицеи, деятельность Кырыгзско-Турецкого университета «Манас» являются привлекательными для молодежи Киргизии благодаря достаточно высокому качеству образования и возможности пройти обучение на территории Турции. В условиях глубокого упадка, в котором пребывает национальная система образования, а также в отсутствии на рынке образовательных услуг сопоставимых по качеству предложений, обучение в турецких научно-образовательных центрах представляется киргизстанцам едва ли не единственной возможностью получить конкурентоспособное образование.

Обратной стороной усиления гуманитарного влияния Турции в Киргизии является распространение идеологии пантюркизма, объединения тюркских народов Центральной Азии под главенством Турецкой Республики, формирование протурецки настроенной политической и бизнес-элиты.

Однако турецкие притязания на лидерство в регионе, реализуемые через продвижение идеологии пантюркизма, не находят широкой поддержки в обществе КР.

****

1. История киргизов и киргизской государственности тесно связана с Россией.Строительство современного государства – Киргизской Республики, - базируется на сформированном в Российской империи и Советском Союзе индустриальном, научно-образовательном и культурном, кадровом потенциале.

2. Развитие политического процесса в Киргизии в новейший период демонстрирует сложности имплементации демократических норм в незрелую, находящуюся под влиянием региональных и клановых противоречий, политическую систему. 

3. Находясь в Центральной Азии, Киргизия входит в зону пересечения геополитических интересов крупных держав. Важным условием безопасного и стабильного развития для республики стала реализация взвешенной внешнеполитической линии, приоритетом которой выступает сотрудничество с Российской Федерацией в двусторонней сфере и в рамках Евразийского экономического союза.

 

 

                                        д.и.н., доц., Цимбаева Е.Н.

ЛАТВИЯ

(Latvijas Republika)

 

География. Латвия – второе по величине государство Балтии. Общая площадь – 64 589 кв. км. Страна расположена на побережье Балтийского моря, граничит с Эстонией на севере, с Литвой на юге, с Россией и Белоруссией на востоке, имеет морскую границу со Швецией. Гидро- и лесные ресурсы очень значительны. В Латвии насчитывают более 12 тысяч больших и малых рек, в том числе имеющую большое судоходное значение Даугаву (Западную Двину), около 3 тысяч озер. В настоящее время начата разведка нефтяных месторождений на шельфе Балтийского моря и испытательная добыча нефти в Курземском регионе. Также побережье Латвии известно как место добычи янтаря.

Столица – город Рига (Riga). Государственный язык – латышский.

Население. Численность населения по оценочным данным 2009 г. составляла 2 267 886 человека. По переписи населения 2011 г. число составило на 200 тысяч человек меньше. Процесс сокращения численности населения продолжается. Плотность населения невелика – 37 человек на 1 кв. км. Однако уровень урбанизации высок, почти 70 % процентов населения проживает в городах, которых насчитывают более 70. Большое количество латышей проживает за рубежом, особенно в Канаде, Ирландии и Великобритании. Демографическая ситуация неблагоприятная, уровень смертности превышает уровень рождаемости, велика постсоветская эмиграция. Доля латышей немного превышает половину населения (52 % в 1989 г., 62 % в 2011 г.). Русских было 33 % в 1989 г., 27 % в 2011 г., причем этот уровень не снизился за последние несколько лет. Прочие национальности (белорусы, украинцы, поляки, евреи, немцы и др.) представлены небольшим числом жителей. В особую группу выделяют латгальцев, потомков древнего населения Латвии.

История Латвии.

История Латвии с древнейших времен формировалась на базе сосуществования различных этносов. Древнейшими известными из письменных источников жителями ее территории являлись ливы (финно-угорские племена), скандинавы, славяне; наибольшую группу племен составляли собственно балтийские: курши, латгалы, земгалы и другие. Протогосударственные объединения этих племен – «княжества» по терминологии древнерусских летописей – существовали с XII в. Их история начала XIII в. зафиксирована в «Хронике Ливонии» монаха-крестоносца Генриха Латвийского – важнейшем историческом свидетельстве по истории Прибалтики времен вторжения в нее крестоносцев. Именно в этот период епископом Альбертом из Ордена меченосцев была основана Рига (1201 г.) как форпост на пути продвижения рыцарей вглубь страны и обращения язычников. Небольшие замки рыцарей начали возникать по всей стране, три наиболее сохранившихся (частично восстановленных) находятся в районе Сигулды.

С появлением немецких рыцарских орденов структура населения принципиально изменилась. Дворянство, духовенство и горожане стали (и остались практически до начала Второй мировой войны) исключительно немцами. Коренное население любого этнического происхождения осталось крестьянским.

Дальнейшая история северной и центральной Латвии с Ригой практически неотделима от истории Эстонии и представляет собой последовательное существование в рамках Ливонского ордена, пришедшего ему на смену Шведского королевства, наконец, с 1721 г. в составе Российской империи (реально – с 1712 г. после добровольной сдачи Риги). Весь этот регион получил наименование «Остзейский край», что в советские времена привело путем перевода к появлению термина «Прибалтика», расширительно включавшего и Литву. Городская культура подвергалась влиянию католической церкви, с XVI в. – Реформации. Реформация для Латвии означала не только смену религии, но и раздел страны. Сторонников сохранения католицизма поддерживала Речь Посполитая, сторонников протестантизма – Швеция во главе с королем Густавом Адольфом. Это привело после Ливонской войны к длительным польско-шведским войнам (1600–1629), совершенно разорившим территорию, уже разоренную предшествующими боевыми действиями. В итоге Курляндия и Латгалия вошли в Речь Посполитую, причем магистр Ливонского ордена Кеттлер, несмотря на то, что поддержал именно Реформацию, признал вассалитет от Польши и получил титул герцога Курляндского! При поляках и шведах установилось крепостное право.

В 1710 г. Россия в ходе Северной войны заняла шведскую часть современной Латвии. К петровскому времени восходят два явления, сохранившиеся в культурно-исторической памяти латвийцев и давшие неожиданный резонанс в постсоветский период. Во-первых, по ходатайству потомков остзейских дворян были созданы Реституционные комиссии и проведена реституция земельной  собственности по состоянию на дошведский период. Во-вторых, в 1728–1747 гг. были составлены матрикулы: роспись дворян по классам согласно времени поселения в Латвии, определявшая права и привилегии данного дворянского рода.

По разделам Речи Посполитой в 1772 г. и 1795 г. польская часть Латвии также вошла в состав Российской империи. Структура управления здесь сохранялась отличной от общероссийской до 1881 г., восходя к орденской для городов (рижско-ревельское право по типу гамбургского) и шведской для органов местного управления (целиком из матрикуированных дворян). Местные крестьяне были освобождены от крепостного права в ходе реформ Александра I в 1803–1817 гг. Рига в пореформенный период постепенно превратилась в крупный промышленный город с заводами и важным портом; был создан Рижский политехнический институт.

2 декабря 1917 г. на оккупированной немцами территории сформированный на основе Демократического блока Латышский временный национальный совет принял Декларацию о самоопределении. Одновременно на не оккупированной территории 24 декабря ЦК СДЛ и Исколат (Исполком рабочих, солдатских и безземельных депутатов Латвии) также принял Декларацию о самоопределении. Фактически им была провозглашена советская власть без отделения от России. Но уже 22 февраля республика Исколата была реоккупирована Германией, превращена в военное губернаторство (Oberkommando 68 с центром в Ревеле), а позднее в Балтийское герцогство во главе с немецким герцогом Адольфом Фридрихом Мекленбургским.

После поражения Германии 18 ноября 1918 г. в Русском театре Риги Народный Совет Латвии под председательством Яниса Чаксте провозгласил независимость. Во главе Временного правительства встал Карлис Улманис. Это событие послужило толчком к началу гражданской войны на территории Латвии при активном участии германских добровольцев, составлявших большую часть Балтийского ландесвера и Железной дивизии (бригады) и фактически заменявших национальные вооруженные силы. Противники пронемецкой ориентации Улманиса опирались на поддержку Советской России, образовав соединения красных латышских стрелков. С конца ноября наступление Красной Армии под командованием И.И. Вацетиса привело к отходу немцев и провозглашению I Съездом Советов рабочих, безземельных и стрелковых депутатов Советской социалистической республики Латвия во главе с П.Стучкой (Манифест о провозглашении советской власти принят 17 декабря 1918 г., провозглашение ЛССР – 13 января 1919 г.).

Под властью советского правительства Стучки, признанного РСФСР уже 22 декабря, до образования ЛССР, находилась большая часть территории Латвии. Территория, подвластная правительству Улманиса, сократилась до окрестностей г. Лиепая. В этот период он начал сотрудничество с Антантой, надеясь найти более надежную опору, чем Германия. Однако его политический маневр вызвал недовольство остзейских немцев и его свержение. Правительство Улманиса было эвакуировано на кораблях Антанты просто в открытое море. Ему на смену пришло пронемецкое правительство А. Ниедры. Именно против него была начата «Освободительная война» в ходе которой 23 июня 1919 г. состоялась битва под Цесисом (Вынну на эстонском, Венден на немецком), где эстоно-латышские войска разбили немецкие войска А. Ниедры. В Лиепаю вернулся К. Улманис.

Новым участником конфликта оказалась Западная добровольческая армия, сформированная в помощь войскам Юденича из русских офицеров при поддержке Антанты, однако начавшая самостоятельные действия. В борьбе как с нею, так и с Красной Армией продолжали укрепляться латвийские вооруженные силы, поддерживаемые с конца 1919 г. польскими войсками. 11 августа 1920 г., после поражения от белополяков, РСФСР первой в мире признала Латвийскую республику, которая 22 сентября 1921 г. вошла в Лигу Наций как полноправное государство.

1 мая 1920 г. было созвано Учредительное собрание. 18 февраля 1922 г. им была принята Конституция Латвии, восстановленная в постсоветский период. Установленный ею конституционный строй практически близок современному и будет рассмотрен ниже. Первым президентом страны стал Янис Чаксте, получивший юридическое образование в Московском университете и умерший на своем посту. В постсоветский период в латвийской историографии Я. Чаксте вместе с двумя следующими президентами Латвии Г. Земгалсом и А. Квиесисом превратился в яркий символ «отцов государственности и демократии». К. Улманиса в этот список не заносят и отношение к нему противоречивое.

В межвоенный период прошла земельная реформа: помещичьи земли были конфискованы и розданы мелким фермерам, что также было восстановлено в постсоветский период путем ликвидации колхозов и реституции земельной собственности.

В 1934 г. глава правительства Карлис Улманис совершил государственный переворот, внешне напоминавший аналогичные перевороты в соседних Эстонии при К. Пятсе и Литве при А. Сметоне. Конституция была отменена. В стране установился авторитарный режим, политические партии были запрещены, Сейм распущен, часть депутатов арестована. Сохранилась лишь преемственность аграрной политики, земельная реформа завершилась к 1937 г.

16 июня 1940 г., на основании Пакта Молотова-Рибентропа, СССР предъявил ультиматум Латвии с требованием создания нового правительства, которое обеспечило бы выполнение Договора о взаимопомощи, и одновременно требование введения контингента Красной Армии для выполнения поставленных условий. Улманис принял ультиматум, как и Пятс, и остался в стране, предполагая соблюдать лояльность новой власти. ЛССР стала частью СССР после проведения выборов в новый парламент, к выборам в который были допущены только представители Блока трудового народа. Процедура голосования и провозглашения ЛССР не может расцениваться как демократическая, однако конец демократии в Латвии был положен раньше, самим Улманисом, и сложно говорить о «нарушении демократических гарантий Конституции», как принято в современной латвийской историографии.

В краткий советский довоенный период репрессиям путем выселения из Прибалтики подверглось около 16 тыс. человек (в т.ч. К. Улманис). Вместе с тем еще до утверждения советской власти страну покинуло большинство немцев, что привело к серьезным демографическим изменениям, а немецкий язык как язык культуры и городов начал вытесняться русским и латышским. Наступление Германии с началом Великой Отечественной войны было воспринято большинством населения с воодушевлением, поскольку возродились надежды на восстановление независимости. Однако немецкая оккупация привела к созданию рейхскоммиссариата Остланд, куда Латвия вошла вместе с ее балтийскими соседями, а еврейское население было уничтожено в период Холокоста, причем в репрессиях участвовали и некоторые латыши из добровольческих частей. На их основе в 1943 г. был сформирован Латышский легион СС, ежегодные шествия которого стали катализатором национальных конфликтов в постсоветский период.

Советская власть была восстановлена в 1944 г., причем Председателем Президиума Верховного Совета, т.е. главой государства, остался с 1940 по 1952 г. А. Кирхенштейн. После войны прошла депортация «неблагонадежных элементов», кулаков и бывших коллаборационистов в Сибирь. Восстановление промышленности шло успешно. Были созданы гигантские заводы оборонного, машиностроительного, радиотехнического и др. назначения: ВЭФ, РЭЗ, Коммутатор, Радиозавод им. Попова, построены Рижская ГЭС и др. электростанции. Порты Риги, Лиепая, Вентспилса приобрели современное значение. Сырье целиком ввозилось. Зато Латвия первенствовала по производству товаров группы «Б» (холодильники, телефоны, стиральные машины, текстиль), что обеспечивало ее населению один из самых высоких уровней жизни в СССР. Латвия производила также железнодорожные пассажирские вагоны исключительно высокого по советским меркам качества, микроавтобусы, трамваи и мопеды. Сельское хозяйство имело преимущественно мясо-молочное направление. В советский же период были заложены основы туристической индустрии с центром в Юрмале и на бальнеологических курортах Кемери, Балдоне, началось проведение знаменитых фестивалей.

  Восстановление независимости. С началом перестройки в 1987 г. в столицах Прибалтики начались массовые выступления. В 1988 г. возникли первые перестроечные политические движения. Крупнейшее из них – Народный фронт Латвии – пришло к власти в 1989–1990 гг., призывая к независимости и рыночным реформам. Противостоящий Народному фронту Латвии Интерфронт, выступавший за сохранение Латвии в составе Советского Союза, не имел такой широкой поддержки.

4 мая 1990 г. новоизбранным Верховным Советом ЛССР была принята Декларация о восстановлении независимости Латвийской Республики. Одновременно был созван Конгресс Граждан Латвийской Республики, в выборах которого, в отличие от выборов в Верховный Совет, участвовали только лица, бывшие гражданами Латвии до ее присоединения к СССР и их потомки. 3 марта 1991 г. на референдуме большинство жителей Латвии (включая будущих «неграждан») высказались за демократию и независимость. Реально независимость была восстановлена 21 августа 1991 г., после неудавшейся попытки переворота ГКЧП в Москве, когда был принят Конституционный закон о государственном статусе. Днем независимости считается 18 ноября 1918 г., которое празднуется как национальный праздник.

Жители Латвии, которые были гражданами Латвии до ее присоединения к СССР 17 июня 1940 г., и их потомки восстановили латвийское гражданство. Также продолжали существование посольства Латвийской Республики в Вашингтоне и Лондоне, которые выдавали латвийские паспорта латышам-эмигрантам и их потомкам в течение всего времени нахождения Латвии в составе СССР. Граждане Латвийской ССР, прибывшие в Латвию во время ее нахождения в составе СССР или родившиеся у таковых, получили статус «неграждан».

24 августа 1991 г. РСФСР (тогда – часть СССР) признала факт восстановления независимости Латвийской Республики, и 4 октября Латвия и Россия возобновили дипломатические отношения. 6 сентября 1991 г. независимость Латвии была признана СССР. Вслед за этим Латвийская Республика получила международное признание и 17 сентября 1991 г. стала полноправным членом ООН. До июля 1993 г. пост главы государства занимал Анатолий Горбунов в качестве председателя парламента. С июля 1993 г. первым избранным президентом стал Гунтис Ульманис.

31 августа 1994 г. завершился вывод российских войск из Латвии. В течение многих лет на территории Латвии действовала «Комиссия по подсчету убытков от советской оккупации», но в данный момент работу комиссии постановлено прекратить, что, однако, не снимает претензий Латвии к России по поводу признания факта оккупации и его последствий.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 69; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.207.144 (0.024 с.)