Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Культурная и гуманитарная сфера.
Значимый импульс развитию культурной сферы Киргизии относится к моменту установления в республике советской власти и в период ее существования в составе Союза Социалистических республик. Основным достижением в области образования Киргизской Республики в рамках СССР стала ликвидация неграмотности. Если в 1926 г. показатель общей грамотности в Киргизии составлял всего 15,1 %, то в 1959 г. уровень грамотности достиг среди городского населения 97,9%, а среди сельского – 98,1%. Следует отметить, что реализация масштабной задачи искоренения безграмотности осуществлялась в условиях реформ национальной письменности: в 1928 г. киргизский язык был переведен с арабской графики на латиницу, а в 1940 г. – с латиницы на кириллицу. Таким образом, приходилось не только обучать население грамоте, но и переучивать одних и тех же людей новым правилам письма. В школьном образовании в советский период преобладал русский язык. Однако, учитывая многонациональный состав Киргизской Республики, функционировали школы с параллельным обучением на киргизском и других языках. Начало развитию высшего образования в Киргизской ССР положило открытие в 1932 г. Киргизского педагогического университета. В то же время была открыта Высшая коммунистическая сельскохозяйственная школа, которая готовила руководящий состав для районных партийных и советских органов, совхозов и колхозов. С каждым годом сеть высших и средних специальных образовательных учреждений в Киргизии расширялась. На момент распада Советского Союза в 1990-1991 гг. в 9 университетах Киргизии обучалось 58,8 тыс. студентов, в 48 средних специальных заведениях – 43,4 тыс. учащихся. За 70 лет нахождения Киргизии в составе СССР количество школ увеличилось в 16 раз, число учащихся – в 130 раз, педагогических кадров – в 315 раз. Развитие образования в период независимости опиралось на наработанный в советские годы потенциал в этой сфере, новая динамика в этой сфере была ограничена проблемами в киргизской экономике. Был взят курс на адаптацию киргизского образования к рыночным реформам и его интеграцию в мировое образовательное пространство. Эти задачи содержатся, в частности, в Законе «Об образовании», принятом в 1992 г. Развитие образовательной системы Киргизстана на протяжении всего постсоветского периода называется руководством страны в числе основных направлений реформ в гуманитарной сфере. За прошедшие годы была создана многоуровневая образовательная модель. Развивается система международного обмена между на уровне преподавателей и учащимися. В рамках СНГ функционирует Концепция единого образовательного пространства.
Важными тенденциями развития системы среднего образования стало внедрение государственного языка в качестве основного языка обучения (при сохранении значимых позиций за русским языком) и расширение сети негосударственных школ, заметное место среди которых заняли киргизско-турецкие лицеи. В результате реформ высшего образования в постсоветской Киргизии произошло увеличение количества вузов, однако недостаточное материально-техническое и кадровое обеспечение новых учебных заведений наряду с низкими бюджетными вливаниями приводят к тому, что значительная часть этих университетов предоставляет невысокий уровень образования. В силу имеющихся в киргизской образовательной системе проблем большой популярностью среди абитуриентов пользуются филиалы зарубежных вузов, совместные учебные заведения и программы. В 1993 г. в Бишкеке открыт Киргизско-Российский (Славянский) университет (ныне носящий имя Б.Н.Ельцина), в 1997 г. начал работу Американский университет в Киргизстане (ныне – Американский университет в Центральной Азии), в 1998 г. – Киргизско-Турецкий университет им. Манаса и проч. В ходе культурной революции в советской Киргизии массово открывались библиотеки, театры, музеи, кинотеатры. В значительной степени именно советское наследие составило основную часть культурно-просветительских учреждений Киргизии периода независимости. С 1926 г. работает Центральный музей (ныне Исторический музей). В 1943 г. открыт Киргизский филиал Академии наук СССР, преобразованный в 1954 г. в республиканскую Академию наук (ныне Национальная Академия наук Киргизской Республики). В 1958 г. начало работать киргизское телевидение. В 1990е-2000е гг. активно развиваются спутниковые и другие каналы телевизионной трансляции.
В годы советской власти впервые появилось профессиональное киргизское искусство: музыкальное, изобразительное, театральное. В 1935 г. открыты Русский драматический театр и Театр юного зрителя с киргизской и русской труппами, в 1936 г. возникли Киргизский музыкально-драматический театр и Киргизская государственная филармония. В 1936 г. в столице Киргизии открылась Государственная картинная галерея (ныне Киргизский музей изобразительных искусств). В советские годы на базе киностудии «Киргизфильм» выпускались обретшие популярность за пределами республики полнометражные художественные ленты с участием российских режиссеров и других специалистов («Первый учитель», «Небо нашего детства», «Белый параход» и т.д). На традициях богатого устного творчества, национальном культурном наследии, среди которого особенно выделяется эпос «Манас», под благотворным влиянием русской культуры сформировались предпосылки для развития профессиональной литературы. Широкую известность в масштабах не только СССР, но и всего мира получил киргизский писатель Чингиз Айтматов. В целом, создание сети образовательных и научных учреждений, динамичное развитие культурной сферы привели к расширению в советские период кругов национальной киргизской интеллигенции и зарождению национальной политической элиты, ставших проводниками преобразований периода строительства и развития суверенного Киргизстана. Внешняя политика Киргизии. В марте 1992 г. Киргизская Республика была принята в ООН и ЮНЕСКО. С тех порКиргизия стала членом порядка 40 международных организац ий, включая: СНГ (с 6 марта 1992 г.), ОДКБ (с 15 мая 1992 г.), ШОС (с 2001 г.), ЕАЭС (с 1 июля 2015 г.), ВТО и др. В 20 государствах мира работают дипломатические представительства Киргизской Республики. Основными задачами внешней политики Киргизии декларируются: 1. Обеспечение безопасности, суверенитета и территориальной целостности республики. 2. Интеграция Киргизстана совместно с другими странами СНГ в мировое сообщество в области политики, экономики, культуры. 3. Сохранение добросоедских отношений со всеми пограничными странами. Решение межнациональных и экономических конфликтов, в том числе на территории Центральной Азии, мирным путем. 4. Развитие взаимовыгодных экономических отношений со всеми странами. Формирование благоприятных для Киргизии условий международной торговли. 5. Активизация работы в рамках международных организаций с целью укрепления позиций страны в мировом сообществе. Основными внешнеполитическими приоритетами Киргизской Республики исходя из ее географического положения, особенностей историко-культурного развития, объективных интересов обеспечения национальной безопасности и устойчивости социально-экономической системы, специфики этнополитической ситуации в стране являются: Российская Федерация, государства Центральной Азии, Китай, страны Запада (США и Европа), Турецкая Республика, Исламская Республика Иран.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 56; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.131.72 (0.005 с.) |