Культурная и гуманитарная сфера. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Культурная и гуманитарная сфера.



Значимый импульс развитию культурной сферы Киргизии относится к моменту установления в республике советской власти и в период ее существования в составе Союза Социалистических республик.

Основным достижением в области образования Киргизской Республики в рамках СССР стала ликвидация неграмотности. Если в 1926 г. показатель общей грамотности в Киргизии составлял всего 15,1 %, то в 1959 г. уровень грамотности достиг среди городского населения 97,9%, а среди сельского – 98,1%. Следует отметить, что реализация масштабной задачи искоренения безграмотности осуществлялась в условиях реформ национальной письменности: в 1928 г. киргизский язык был переведен с арабской графики на латиницу, а в 1940 г. – с латиницы на кириллицу. Таким образом, приходилось не только обучать население грамоте, но и переучивать одних и тех же людей новым правилам письма.

В школьном образовании в советский период преобладал русский язык. Однако, учитывая многонациональный состав Киргизской Республики, функционировали школы с параллельным обучением на киргизском и других языках.

Начало развитию высшего образования в Киргизской ССР положило открытие в 1932 г. Киргизского педагогического университета. В то же время была открыта Высшая коммунистическая сельскохозяйственная школа, которая готовила руководящий состав для районных партийных и советских органов, совхозов и колхозов. С каждым годом сеть высших и средних специальных образовательных учреждений в Киргизии расширялась. На момент распада Советского Союза в 1990-1991 гг. в 9 университетах Киргизии обучалось 58,8 тыс. студентов, в 48 средних специальных заведениях – 43,4 тыс. учащихся.

За 70 лет нахождения Киргизии в составе СССР количество школ увеличилось в 16 раз, число учащихся – в 130 раз, педагогических кадров – в 315 раз.

Развитие образования в период независимости опиралось на наработанный в советские годы потенциал в этой сфере, новая динамика в этой сфере была ограничена проблемами в киргизской экономике. Был взят курс на адаптацию киргизского образования к рыночным реформам и его интеграцию в мировое образовательное пространство. Эти задачи содержатся, в частности, в Законе «Об образовании», принятом в 1992 г.

Развитие образовательной системы Киргизстана на протяжении всего постсоветского периода называется руководством страны в числе основных направлений реформ в гуманитарной сфере. За прошедшие годы была создана многоуровневая образовательная модель. Развивается система международного обмена между на уровне преподавателей и учащимися. В рамках СНГ функционирует Концепция единого образовательного пространства.

Важными тенденциями развития системы среднего образования стало внедрение государственного языка в качестве основного языка обучения (при сохранении значимых позиций за русским языком) и расширение сети негосударственных школ, заметное место среди которых заняли киргизско-турецкие лицеи.

В результате реформ высшего образования в постсоветской Киргизии произошло увеличение количества вузов, однако недостаточное материально-техническое и кадровое обеспечение новых учебных заведений наряду с низкими бюджетными вливаниями приводят к тому, что значительная часть этих университетов предоставляет невысокий уровень образования. В силу имеющихся в киргизской образовательной системе проблем большой популярностью среди абитуриентов пользуются филиалы зарубежных вузов, совместные учебные заведения и программы. В 1993 г. в Бишкеке открыт Киргизско-Российский (Славянский) университет (ныне носящий имя Б.Н.Ельцина), в 1997 г. начал работу Американский университет в Киргизстане (ныне – Американский университет в Центральной Азии), в 1998 г. – Киргизско-Турецкий университет им. Манаса и проч. 

В ходе культурной революции в советской Киргизии массово открывались библиотеки, театры, музеи, кинотеатры. В значительной степени именно советское наследие составило основную часть культурно-просветительских учреждений Киргизии периода независимости. С 1926 г. работает Центральный музей (ныне Исторический музей). В 1943 г. открыт Киргизский филиал Академии наук СССР, преобразованный в 1954 г. в республиканскую Академию наук (ныне Национальная Академия наук Киргизской Республики).

В 1958 г. начало работать киргизское телевидение. В 1990е-2000е гг. активно развиваются спутниковые и другие каналы телевизионной трансляции. 

В годы советской власти впервые появилось профессиональное киргизское искусство: музыкальное, изобразительное, театральное.

В 1935 г. открыты Русский драматический театр и Театр юного зрителя с киргизской и русской труппами, в 1936 г. возникли Киргизский музыкально-драматический театр и Киргизская государственная филармония.

В 1936 г. в столице Киргизии открылась Государственная картинная галерея (ныне Киргизский музей изобразительных искусств).

В советские годы на базе киностудии «Киргизфильм» выпускались обретшие популярность за пределами республики полнометражные художественные ленты с участием российских режиссеров и других специалистов («Первый учитель», «Небо нашего детства», «Белый параход» и т.д).

На традициях богатого устного творчества, национальном культурном наследии, среди которого особенно выделяется эпос «Манас», под благотворным влиянием русской культуры сформировались предпосылки для развития профессиональной литературы. Широкую известность в масштабах не только СССР, но и всего мира получил киргизский писатель Чингиз Айтматов.

В целом, создание сети образовательных и научных учреждений, динамичное развитие культурной сферы привели к расширению в советские период кругов национальной киргизской интеллигенции и зарождению национальной политической элиты, ставших проводниками преобразований периода строительства и развития суверенного Киргизстана.

Внешняя политика Киргизии.

 В марте 1992 г. Киргизская Республика была принята в ООН и ЮНЕСКО. С тех порКиргизия стала членом порядка 40 международных организац ий, включая: СНГ (с 6 марта 1992 г.), ОДКБ (с 15 мая 1992 г.), ШОС (с 2001 г.), ЕАЭС (с 1 июля 2015 г.), ВТО и др. В 20 государствах мира работают дипломатические представительства Киргизской Республики.  

Основными задачами внешней политики Киргизии декларируются:

1. Обеспечение безопасности, суверенитета и территориальной целостности республики.

2. Интеграция Киргизстана совместно с другими странами СНГ в мировое сообщество в области политики, экономики, культуры.

3. Сохранение добросоедских отношений со всеми пограничными странами. Решение межнациональных и экономических конфликтов, в том числе на территории Центральной Азии, мирным путем.

4. Развитие взаимовыгодных экономических отношений со всеми странами. Формирование благоприятных для Киргизии условий международной торговли.

5. Активизация работы в рамках международных организаций с целью укрепления позиций страны в мировом сообществе.

Основными внешнеполитическими приоритетами Киргизской Республики исходя из ее географического положения, особенностей историко-культурного развития, объективных интересов обеспечения национальной безопасности и устойчивости социально-экономической системы, специфики этнополитической ситуации в стране являются: Российская Федерация, государства Центральной Азии, Китай, страны Запада (США и Европа), Турецкая Республика, Исламская Республика Иран.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 56; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.131.72 (0.005 с.)