Политическая история современного Казахстана 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политическая история современного Казахстана



События августа и декабря 1991 года – путч в Москве и беловежские соглашения, поставили последнюю точку в истории СССР и 16 декабря 1991 года парламент республики провозгласил государственную независимость Республики Казахстан. В период смены социально-экономического и политического строя атрибутом развития Республики Казахстан стал политический плюрализм. Это стало возможным в связи с повышением роли таких факторов как: начало процесса демократизации общественно-политической жизни; рост политической активности масс; ослабление партийно-государственного контроля, идеологической и политической цензуры.

В развитии общественных движений и политических организаций в Казахстане можно выделить пять основных этапов:

1. С осени 1986-го до начала 1989года – формирование молодежных политических дискуссионных клубов, историко-просветительских обществ, движений гражданских инициатив, неформальных объединений, экологических групп.

2. Начало 1989-август 1991 – образование движений «Невада-Семипалатинск», обществ «Мемориал», «Адилет», «Желтоксан».

3. С сентября 1991 по 1998 год – роспуск КПСС, распад СССР, образование независимой республики Казахстан, развитие политической активности граждан республики, регистрация партий и общественных объединений

4. С 1998 года по 2007 год – дальнейшее развитие политической системы, связанное в первую очередь с изменением партийного законодательства, перерегистрация и появление новых партий, участие партий в парламентских выборах 1999 и 2004 гг.

5. С 2007 года по настоящее время – изменение конфигурации партийной системы в связи с конституционными поправками 2007 года и поправками Правительства 2010 года.

Политические партии, движения, общественные объединения Казахстана участвовали в выборах в Верховные Советы XII и XIII созывов, а также в Мажилис Парламента в 1994, 1995, 1999, 2004, 2007 гг., некоторые из них формировали депутатские фракции в высшем представительном органе. Первые демократические выборы в высший законодательный орган республики – Верховный Совет Казахской ССР XII созыва – состоялись в марте 1990 г. в условиях еще достаточно сильного влияния административно-командной системы. В предвыборной борьбе за 360 депутатских мандатов участвовали более двух тысяч претендентов. Особенностью данных выборов было и то, что 90 человек избирались от республиканских общественных организаций. И хотя эти выборы проходили при отсутствии полноценных политических партий, они придали необратимость процессам трансформации советской системы. Именно этот Верховный Совет принял Декларацию о государственном суверенитете Казахской ССР 25 октября 1990 года. Декларация стала первым основополагающим законодательным актом молодого государства, обеспечившим дальнейшее развитие государственно-правовой системы страны по пути оформления полной государственной независимости. Более того, она закрепила принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. При этом Верховный Совет получил прерогативу законодательной власти, Президент, будучи главой республики, - распорядительно-исполнительной власти, Верховный суд - судебной власти. Закономерным стал и следующий шаг Президента Казахстана, направленный на реформу действовавшей тогда структуры государственного управления. В этой связи 20 ноября 1990 года им был подписан Закон «О совершенствовании структуры государственной власти и управления в Казахской ССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной закон) Казахской ССР». Согласно новому закону, были учреждены посты вице-президента, Премьер-министра и государственных советников, упразднен Совет министров и образован Кабинет министров, при Президенте был образован консультативно-совещательный орган - Совет республики. С момента провозглашения независимости Республики Казахстан Президент становился главой независимого государства. С утверждения принципа разделения государственной власти, на законодательную, исполнительную и судебную ветви, Президент был признан не только главой государства, но и главой исполнительной власти республики. 1 декабря 1991 года состоялись всенародные выборы Президента Казахстана, им стал Н.А.Назарбаев, который 10 декабря вступил в должность. 10 декабря 1991 года Н.Назарбаев подписал принятый парламентом Закон о переименовании Казахской ССР в Республику Казахстан. Историческим актом стал Конституционный закон Республики Казахстан «О государственной независимости Республики Казахстан», принятый Верховным Советом РК 16 декабря 1991 года. Казахстан провозглашался независимым, демократическим и правовым государством. Территория Казахстана объявлялась целостной, неделимой и неприкосновенной. 28 января 1993 года Верховный Совет Казахстана принял новую конституцию, заменившую прежнюю, действовавшую ещё с советского времени, в которой еще оставалось наименование «Казахская ССР». По этой конституции, президент избирался всенародным голосованием на 5 лет, пребывание одного человека в должности было ограничено 2 сроками.

Однако то, что Верховный Совет Казахской ССР XII созыва формировался в условиях административно-командной системы, предопределило его фундаментальное несоответствие условиям создания нового независимого Казахстана. 13 декабря 1993 г. Верховный Совет ХII созыва объявил о своем досрочном самороспуске и назначил следующие парламентские выборы на 7 марта 1994 г., положив тем самым начало развитию в стране парламентаризма. Выборы в Верховный Совет ХIII созыва, прошедшие 7 марта 1994 г., способствовали становлению многопартийности в республике. В выборах приняли участие 73,84 % избирателей. По данным Центральной избирательной комиссии, из 175 депутатов 75 человек были избраны от политических партий и других общественно-политических организаций, в том числе от Союза «Народное единство Казахстана» – 57 человек; Федерации профсоюзов Республики Казахстан – 11; партии «Народный конгресс Казахстана» – 9; Социалистической партии Казахстана – 8; Республиканского славянского движения «Лад» – 4; Республиканского совета женских организаций – 3. По одному депутату было избрано от организации ветеранов, Демократического комитета по правам человека, Республиканской партии Казахстана, Союза молодежи Казахстана, Международного общественного комитета «Арал-Азия – Казахстан», Крестьянского союза Казахстана, Конгресса предпринимателей Казахстана, Союза промышленников и предпринимателей Казахстана. В соответствии с временным регламентом на основе представительства партий в Верховном Совете были сформированы партийные фракции: Союз «Народное единство Казахстана» (32 депутата); партия «Народный конгресс Казахстана» (22 депутата); Социалистическая партия (12 депутатов); Федерация профсоюзов Республики Казахстан (12 депутатов); 14 депутатских групп, которые формировались по профессиональному признаку. Впервые в истории Казахстана политические партии и движения получили доступ к реальным рычагам власти, а также возможность влиять на формирование и принятие государственных программ. 6 марта 1995 г. Конституционный суд Казахстана огласил постановление, принятое в ходе рассмотрения иска бывшего кандидата в депутаты Т. Квятковской, поставивший под сомнение конституционность некоторых документов Центральной избирательной комиссии по организации и проведению выборов депутатов в Верховный Совет в марте 1994 г. Это постановление, по сути, признавало нелегитимность прошедших выборов и полномочий избранных депутатов. Верховный Совет был распущен. Выборы в Мажилис 1995 г. позволили сформировать депутатский корпус, в котором были представлены (ряд депутатов выдвигались от нескольких партий и движений): Партия народного единства Казахстана (40 % от общего числа депутатов палаты, в Сенате – 38 %); Демократическая партия Казахстана; Крестьянский союз (7 мест); Федерация профсоюзов Республики Казахстан (5 мест); Союз молодежи и Инженерная академия (по 3 места); Коммунистическая партия Казахстана (2 места). 14 народных избранников были самовыдвиженцами. Таким образом, если в 1994 г. удельный вес выдвиженцев от общественных объединений и партий среди депутатов составил 56 %, то в 1995 г. он вырос до 76 %, что явно свидетельствовало о росте популярности политических партий. Тем не менее, в середине 1990-х гг. в Казахстане еще не был сформирован механизм действительного участия политических партий в избирательных кампаниях.

Новая Конституция Казахстана была принята 30 августа 1995 года на всенародном референдуме, в которой была закреплена конкретная система сдержек и противовесов. Основной Закон утвердил в качестве высших ценностей человека, его жизнь, права и свободы. По конституции президент избирался всенародным голосованием на 5 лет. Президент должен был быть гражданином Казахстана по рождению, не моложе 35 и не старше 65 лет, свободно владеть государственным (казахским) языком и жить в Казахстане не менее 15 лет. Один человек не мог занимать пост президента более двух сроков подряд. Выборы президента признавались состоявшимися только если в них приняли участие более 50 % избирателей. За время, прошедшее с момента принятия действующей Конституции, изменения и дополнения в неё вносились три раза: в 1998, 2007 и 2011 годах. В 1998 году были внесены изменения и дополнения в 19 статей основного закона. Изменения коснулись сроков и полномочий президента, депутатов сената и мажилиса. Кроме того, поправками 1998 года было предусмотрено, что 10 депутатов мажилиса избираются на основе партийных списков по системе пропорционального представительства. Более существенные поправки в Конституцию были приняты в 2007 году. В совокупности их суть сводилась к следующему: переход к пропорциональной избирательной системе; укрепление статуса парламента за счёт введения нормы об утверждении премьер-министра парламентским большинством и процедуры консультаций президента с партийными фракциями при назначении главы правительства; Ассамблея народа Казахстана была наделена конституционным статусом и получила право делегировать своих представителей в мажилис и сенат парламента согласно установленной квоте. В феврале 2011 года в Конституцию были внесены изменения, направленные на установление конституционных основ назначения и проведения внеочередных выборов президента страны.

Конституция 1995 года, провозгласившая Казахстан президентской республикой, а Конституционные законы «О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов», «О Правительстве Республики Казахстан», «О судебной системе и статусе судей» урегулировали статус и функции каждой ветви власти.

Политико-правовая регламентация партийного голосования была осуществлена в 1998 г. На основании Закона «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан» в Основной Закон были внесены поправки, расширившие возможность участия партий в выборах в представительные органы власти. К распределению депутатских мандатов по итогам выборов в Мажилис на основе партийных списков допускались политические партии, набравшие не менее 7 % голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Прошедшие в 1999 г. выборы в Мажилис Парламента Республики Казахстан являли собой первый опыт действительного межпартийного соперничества за депутатские мандаты. Кандидатами в депутаты было выдвинуто 595 граждан, из них: — по общественным объединениям — 74; — от политических партий — 127; — в порядке самовыдвижения — 394. По партийным спискам для избрания в депутаты Мажилиса по территории единого общенационального избира- тельного округа было зарегистрировано 84 кандидата. В выборах приняли участие десять партий: партия «Национальный конгресс Казахстана», Партия возрождения Казахстана, Республиканская политическая партия труда, Республиканская партия «Отан», Коммунистическая партия Казахстана, Демократическая партия «Азамат», Гражданская партия Казахстана, Республиканская народная партия Казахстана, Аграрная партия Казахстана, Национальная партия «Алаш». По итогам выборов в нижней палате Парламента – Мажилисе представителям партий было выделено 10 мест из 77, которые были распределены следующим образом: Республиканская политическая партия «Отан» (30,89 % голосов); Коммунистическая партия Казахстана (17,75 %), Аграрная партия Казахстана (12,63 %) и Гражданская партия Казахстана (11,23 %). Главными итогами выборов в Мажилис Парламента 10 октября 1999 г. следует считать не только укрепление казахстанского парламентаризма, но и то, что впервые политические партии стали полноправным звеном политической системы общества, субъектом законодательной деятельности. Выборы в Мажилис Парламента Республики Казахстан второго созыва организовывались в правовом поле, определявшемся Законом Республики Казахстан «О политических партиях» 2002 г. Выборы прошли 19 сентября и 3 октября 2004 г. и были организованы по смешанной системе голосования. По партийным спискам по-прежнему выделялось 10 мест. При этом впервые была легально реализована стратегия политических союзов: Аграрная и Гражданская партии создали блок «Аграрно-индустриальный союз трудящихся (АИСТ)»; Коммунистическая партия Казахстана и Народная партия «Демократический выбор Казахстана» –блок «Оппозиционный народный союз коммунистов и ДВК». Итоги выборов по партийным спискам были таковы: партия «Отан» – 53 мандата; блок «АИСТ» – 14 мандатов; партия «Асар» – 4 мандата; партия «Ақ жол» – 2 мандата.

Новый этап в развитии партийно-политической системы в Казахстане начался с электорального периода, связанного с внеочередными парламентскими выборами 2007 г. Выборам 2007 г. предшествовали следующие события: объединение партий «Отан», «Асар», Гражданской и Аграрной в единую структуру – НДП «Нұр Отан»; конституционная реформа, согласно которой на выборах в Мажилис Парламента вводилась пропорциональная система голосования; поправка в Конституцию, снимающая запрет на право Президента возглавлять политическую партию. Выборы, прошедшие 18 августа 2007 г., завершились победой партии «Нұр Отан», набравшей 88,41 % голосов избирателей. Остальные шесть партий — Общенациональная социал-демократическая партия «Азат», «Ақ жол», «Ауыл», Коммунистическая народная партия Казахстана, Партия патриотов Казахстана, «Руханият», получившие от 0,37 % до 4,54 % голосов, не смогли преодолеть 7%-ный барьер и не вошли в парламент. Таким образом, партия «Нұр Отан» завоевала все 98 депутатских мандатов. Парламент стал однопартийным.

 

Президентские выборы.

 

Первые выборы Президента Казахстана регулировались Законом Казахской ССР «О выборах Президента Казахской ССР» и прошли 24 апреля 1990 г. Верховным Советом республики первым Президентом Казахстана был избран Н.А. Назарбаев (318 голосов – «за» и 18 – «против»). Первые всенародные выборы Президента Казахстана по инициативе депутатского корпуса были назначены на 1 декабря 1991 г. По итогам выборов Н.А. Назарбаев получил 98,78 % голосов. Решение о нелегитимности Парламента, принятое Конституционным судом в 1994 г., поставило под вопрос легитимность и других ветвей государственной власти, в формировании которых законодательный орган принимал участие. Конституция 1993 г. не предусматривала процедуру разрешения кризисных ситуаций между ветвями государственной власти – конституционная система оказалась не готовой к такому повороту событий, и парламентский кризис перерос в конституционный. В условиях отсутствия законодательного органа рациональным выходом из конституционного кризиса и инструментом реформирования политической системы Казахстана мог стать только референдум. 25 марта 1995 г. Ассамблея народа Казахстана в целях сохранения единства общества и недопущения глубокой поляризации политической и социальной обстановки в стране приняла резолюцию о необходимости проведения республиканского референдума по продлению полномочий Президента Республики Казахстан до 1 декабря 2000 г. Исходя из сложившейся ситуации, а также учитывая мнение всех социальных слоев населения страны, требовавших от Президента принятия мер к недопущению раскола в обществе, Н.А. Назарбаев согласился на проведение референдума. Референдум о продлении полномочий Президента Казахстана состоялся 29 апреля 1995 г. Для всенародного обсуждения был предложен вопрос: «Согласны ли вы продлить до 1 декабря 2000 г. срок полномочий Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева, всенародно избранного 1 декабря 1991 г.?». По данным Центральной комиссии референдума, из 9 110 156 граждан республики, внесенных в списки для участия в референдуме, в голосовании приняли участие 8 309 637 человек, или 91,21 %. Из принявших участие в голо совании граждан 7 932 834 высказались за продление полномочий Президента Казахстана, что составило 95,46 %. Итоги референдума закрепили тенденцию формирования президентской республики и позволили Н.А Назарбаеву продолжить начатый им курс социально-экономических реформ. Осенью 1998 г. было принято решение провести досрочные президентские выборы в начале 1999 г. 8 октября 1998 г. на совместной сессии обеих палат Парламента было принято постановление, согласно которому досрочные выборы Президента Республики Казахстан были назначены на 10 января 1999 г. Политическую активность по выдвижению кандидатов на пост президента проявили практически все общественно- политические объединения, как лояльные по отношению к официальному политическому курсу, так и находящиеся в оппозиции к нему. Это привело к тому, что выборы 1999 г. в Казахстане впервые проводились на альтернативной основе. Н. Назарбаев получил – 81,75% голосов избирателей. Президентские выборы показали высокий уровень поддержки населением деятельности Президента. Они послужили своего рода индикатором изменений, произошедших в общественном сознании, и явились важной вехой в процессе демократической трансформации политической системы Казахстана. Выборы расширили легитимное поле президентской власти и, по существу, завершили очередной цикл политических и конституционных реформ в Казахстане с целью формирования сильной президентской республики.

4 декабря 2005 г. прошли очередные президентские выборы. Кандидатами на пост президента были выдвинуты: действующий Президент страны Н. Назарбаев; лидер движения «За справедливый Казахстан» Ж. Туякбай; председатель Демократической партии Казахстана «Ақ жол» А. Байменов; депутат Мажилиса Парламента Е. Абылкасымов; лидер экологической организации «Табиғат» М. Елеусизов. Голоса избирателей распределились следующим образом: Н. Назарбаев – 91,15 %; Ж. Туякбай – 6,61 %; А. Байменов – %; Е. Абылкасымов – 0,34 %; М. Елеусизов – 0,28 %. Победа на выборах позволила Президенту Н.А. Назарбаеву обрести новый ресурс легитимности и упрочить базу политической поддержки в общеказахстанском масштабе. В 2010 г. в Казахстане произошла юридическая фиксация места и роли Н.А. Назарбаева в новейшей истории суверенного Казахстана. 13 мая 2010 г. Парламент Республики Казахстан принял поправки в ряд законов страны, закрепивших за Президентом Н.А. Назарбаевым статус Лидера нации. Касательно властных полномочий, проект Конституционного закона Республики Казахстан «О внесении дополнений и изменений в некоторые конституционные законы Республики Казахстан по вопросам совершенствования законодательства в сфере обеспечения деятельности первого Президента Республики Казахстан – Лидера нации» устанавливает следующее:

Первому Президенту Республики Казахстан – Лидеру Нации в силу его исторической миссии пожизненно принадлежит право:

1) обращаться к народу Казахстана, государственным органам и должностным лицам с инициативами по важнейшим вопросам государственного строительства, внутренней и внешней политики и безопасности страны, которые подлежат обязательному рассмотрению соответствующими государственными органами и должностными лицами;

2) выступать перед Парламентом Республики Казахстан и его Палатами, на заседаниях Правительства Республики при обсуждении важных для страны вопросов; возглавлять Ассамблею народа Казахстана; входить в состав Конституционного Совета, Совета Безопасности Республики Казахстан.

Разрабатываемые инициативы по основным направлениям внутренней и внешней политики государства согласовываются с Первым Президентом Республики Казахстан – Лидером Нации.

Н. Назарбаев отказался подписывать проект, но, тем не менее, не наложил на него вето. В соответствии с казахстанским законодательством закон, не подписанный, но и не возвращенный президентом в парламент, начинает действовать спустя 30 дней после поступления на подпись президенту. Таким образом, с 14 июня 2010 года Нурсултан Назарбаев объявлен Лидером Нации.

Последняя президентская избирательная кампания прошла в апреле 2011 г. Ей предшествовал ряд событий: в декабре 2010 г. инициативная группа от населения Республики Казахстан выступила с идеей проведения всенародного референдума о продлении президентских полномочий Н.А. Назарбаева до 2020 г. Инициатива получила самую широкую поддержку – за эту идею высказалось более 5 млн казахстанцев. Идею поддержал и Парламент Республики Казахстан, приняв соответствующие поправки к Конституции. Однако Президент отклонил идею референдума и принял решение провести полноценные президентские выборы на альтернативной основе. Внеочередные выборы президента прошли 3 апреля 2011 г. Кандидатами на пост президента были выдвинуты: действующий Президент страны Н.А. Назарбаев; секретарь центрального комитета Коммунистической народной партии Казахстана Ж. Ахметбеков; председатель Партии патриотов Казахстана, депутат сената парламента Г. Касымов; лидер экологической организации «Табиғат» М. Елеусизов. Голоса избирателей распределились следующим образом: Н. Назарбаев – 95,55 % голосов избирателей, Г. Касымов – 1,94 %, Ж. Ахметбеков – 1,36 %, М. Елеусизов – 1,15 %. Значимость избирательной кампании 2011 г. заключается в том, что она определила «политическую повестку» Казахстана не только на краткосрочную, но и на среднесрочную перспективу, наметила основные тренды и логику дальнейшего развития Казахстана в политической, экономической и социальной сферах – курс на дальнейшую политическую модернизацию, обеспечение мира, спокойствия в обществе и безопасности.

Внеочередные выборы депутатов мажилиса парламента Республики Казахстан состоялись 15 января (по партийным спискам) и 16 января (выборы депутатов от Ассамблеи народа Казахстана) 2012 года. В тот же день в Казахстане проходили выборы депутатов районных, городских и областных маслихатов (местных представительных органов)[1]. В парламентских выборах приняли участие семь политических партий, три из которых по итоговым результатам преодолели семипроцентный барьер и прошли в мажилис (нижнюю палату парламента Казахстана): Народно-демократическая партия «Нур Отан» (80,99 %), Демократическая партия Казахстана «Ак жол» (7,47 %), Коммунистическая народная партия Казахстана (7,19 %).«Нур Отан» заняла доминирующее положение на политическом поле, объединила в своих рядах свыше 700 тыс. членов, в том числе практически всю действующую государственно-бюрократическую номенклатуру. Партия располагает мощнейшим административным ресурсом (еще более усилившимся в последнее время в связи с поправками в Основной Закон, разрешающими совмещать государственные и партийные должности), серьезной финансовой подпиткой за счет разрешенного по новым конституционным изменениям финансирования со стороны государства, значительными медийными средствами, наиболее разветвленной организационной структурой. Сила и одновременно слабость партии состоят в том, что ее мобилизационные возможности основываются главным образом на административном ресурсе, определяющей чертой которого является власть и авторитет действующего Президента. Партия власти «Нұр Отан» стала и будет оставаться на рассматриваемую перспективу единственной политической силой, несущей всю полноту ответственности за дальнейшую судьбу Казахстана. В определенном смысле такое положение выступает стабилизирующим фактором политической жизни, так как абсолютная доминанта «Нұр Отан» как в определяющих ветвях власти, так и практически

на всех ее уровнях гарантирует их единство в реализации партийного курса. Однако у этого процесса могут быть и негативные стороны, способные создать серьезные проблемы для нормального функционирования партийно-политического и государственного механизмов. К их числу можно отнести сокращение политической конкуренции, рост коррупции, рост угрозы внутреннего раскола в партии власти (в случае обострения конкуренции внутрипартийных группировок), Негативным результатом может стать смещение конкуренции элит во внутрипартийное пространство, что сделает ее по-прежнему закрытой от общества. В-третьих, заметной тенденцией современного этапа развития партийно-политической системы РК выступает замедление темпов партийного строительства. В отличие от 1990-1993 и 1998-2005 гг., характеризовавшихся бурным процессом создания новых партий, нынешнее замедление темпов партийного строительства говорит о том, что политическое поле в основном уже структуризировалось. Отдельные попытки создания новых партий («АқОрда» К. Сатыбалды, «ХалықРухы»М. Шаханова) выступают в данном случае, скорее, средством актуализации имеющихся проблем в конфессиональной и межэтнической сфере, чем претензией на серьезное участие в политических процессах. 26 апреля 2015 года состоялись внеочередные выборы президента Республики Казахстан, инициированные Ассамблеей народа Казахстана. Члены АНК отмечали, что в 2017 году наступают одновременно сроки проведения президентских и парламентских выборов и необходимо провести их в разное время. В качестве кандидатов на пост президента Казахстана были зарегистрированы: действующий президент страны Нурсултан Назарбаев, Тургун Сыздыков и Абельгази. По итогам действующий президент Нурсултан Назарбаев набрал 97,7 % голосов избирателей, Тургун Сыздыков и Абельгази Кусаинов – 2.3 %. Таким образом, Назарбаев, который в 2015 году отмечал свое 75-летие, выиграл президентские выборы в пятый раз.

 

Экономическая история

Мировое сообщество признало Казахстан страной с рыночной экономикой. Обладая одной из самых современных стратегий долгосрочного экономического преобразования – «Казахстан-2030», республика становится региональным лидером, начинает играть заметную роль в международном разделении труда, имеет прочные и перспективные позиции на энергетических, минерально-сырьевых, горно-металлур­гических, продовольственных мировых и локальных рынках.

Социально-экономический кризис конца 1980-х – начала 1990-х гг. привел к распаду СССР, разрушению хозяйственных связей, ускорению темпов роста безработицы и инфляции, в связи с чем реформы в Казахстане были направлены на преодоление кризиса и переход к стабильному развитию необходимых институтов новой экономической системы. В период с 1992 по 1997 г. была проведена либерализация экономики, приватизация государственной собственности, развитие рыночной инфраструктуры, введение национальной валюты и создание финансовой системы, формирование налоговой и бюджетной системы, привлечение иностранных инвестиций.

Данные реформы и реализация антикризисных программ создали необходимые предпосылки для перехода к рыночной экономике, стали основой макроэкономической стабилизации и перехода к новому этапу развития. Кардинальное реформирование экономики Казахстана началось еще до обретения независимости. Уже в 1990-1991 гг. начали создаваться кооперативы. Законы о разгосударствлении и приватизации, о кооперативах и малых предприятиях начали приниматься еще в бытность Казахстана союзной республикой.

Разорванные производственные связи между предприятиями, нарушения договоров привели к осложнению положения многих предприятий, участились случаи работы на неполную мощность, а то и полной остановки производства. Обозначился дефицит продуктов питания и товаров народного потребления. Бесконтрольный выпуск бумажных денег привел к их обесцениванию. На руках у населения сосредоточилось 13 млрд. руб. не обеспеченных товарами денег.

Либерализация цен в России с начала 1992 г. вынудила повторить эти же меры вслед за Россией. Президент издал указ о либерализации цен в республике с 6 января 1992 г. Либерализация привела к резкому повышению цен, что нанесло тяжелый удар по бюджету населения, в первую очередь - семей с низким уровнем дохода. Ухудшение условий жизни вызвало широкую волну протеста населения. Пенсионеры, учителя, врачи вышли на демонстрацию, требуя увеличения зарплат и пенсий. Правительство разрабатывало стратегии развития, но достигнуть этих целей не удалось.

Начавшийся во время распада Союза экономический кризис в 1992 г. охватил все отрасли народного хозяйства. В промыш­ленности сложилось очень тяжелое положение. Объем промышленного производства по сравнению с 1991 г. сократился на 14,8%, национальный доход на 14,2%. Больше половины предприятий сократили объем производства. Казахстан, обладая огромными природными ресурсами – 98% всех запасов хромитов СНГ, 82% баритов, 64% фосфоритов, 53% запасов вольфрама, 38% цинка, 29% молибдена, 28% меди, но, не имея возможности транспортировки сырья на международные рынки, не мог извлечь из них пользы. Западный рынок был переполнен продукцией металлургии из стран бывшего Союза, в том числе и России, цены резко снизились. Упал спрос также и на казахстанские продукты питания, которые имели высокую себестоимость. В 1994 г. посевные площади республики сократились до 6 млн. га. Проявился кризис неплатежей: предприятия не оплачивали полученную продукцию, взаимные расчеты не производились, производство было парализовано.Нефть из Казахстана отправлялась в Россию. Готовая продукция покупалась республикой уже по более высокой цене.

Дешевая электроэнергия, выработанная в Казахстане на экибастузском угле, использовалась предприятиями Урала, а южные регионы Казахстана вынуждены были покупать дорогую электроэнергию в среднеазиатских республиках. Из-за отсутствия каналов транспортировки природного газа из западных областей республика покупала газ в Узбекистане и Туркменистане.

Республика, не получая отдачи от бесконтрольно уходившей за рубеж продукции, опускалась в долговую яму. Экономика страны находилась на грани дефолта. Расцвели коррупция и «теневая» экономика. Удручающее положение экономики объяснялось разрывом экономических отношений в постсоветский период, трудностями переходного этапа.

Одним из главных направлений в развитии экономики было превращение страны в крупнейшего производителя нефти. Для внутренних нужд республики достаточно было 20 млн.т. сырой нефти в год, а к началу 90-х годов объем добычи составлял 27 млн.т. К началу следующего века намечалось увеличить это число до 100-120 млн.т. Но договоры и контракты не выполнялись, эти возможности оказались недостижимы.

В 1991 г. принята программа разгосударствления и приватизации государственной собственности. В 1993 г Казахстан ввел национальную валюту – тенге. К концу 1993 г. в республике завершился первый этап приватизации. В октябре 1993 г. в республике работало 3,5 тыс. кооперативов, 15 тыс. малых и 11 тыс. частных предприятий, около 15 тыс. фермерских и крестьянских хозяйств, 160 коммерческих банков, 37 различных бирж. Было приватизировано 7000 предприятий, из них 5000 – в сфере обслуживания и торговли. В сельском хозяйстве частный сектор производил 35% продукции. Весной 1994 г. начался второй этап приватизации. Граждане Казахстана получили по 100 приватизационных инвестиционных купонов (ПИК). Посредниками между гражданами и предприятиями стали инвестиционные фонды. Приобретенные на приватизационные чеки акции должны были приносить владельцу ежегодный доход (дивиденды).

Социальное положение населения

Введение национальной валюты и завершение приватизации изменили не только экономику, но и социальное положение населения, уровень жизни которого резко ухудшился. В 1997 г. по индексу человеческого развития ООН, Казахстан находился на 93 месте среди 174 стран мира, а среди республик бывшего СССР – на 7 месте. За 1990-1995 гг. средняя продолжительность жизни сократилась на 4,7 года, число получающих образование уменьшилось на 30%, национальный доход на душу населения сократился в 7 раз, и в 1995 г. страна по этому показателю оказалась на 129 месте.

По официальным данным, к концу 1997 г. больше половины жителей республики проживали за чертой бедности, росла безработица. К концу 1997 г. правительству удалось погасить задолженности по пенсиям. Для безработных начали выдаваться кредиты. Удалось остановить темпы падения экономики и даже добиться некоторого роста. Цены были стабилизированы, сокращен уровень инфляции.

За 1995-1998 гг. в социально-экономической жизни произошли коренные изменения. К концу 1998 г. 90% экономики страны перешло в частный сектор, около 500 тыс. представителей частного бизнеса составили новый слой общества – предпринимателей. Казахстан занял первую позицию среди стран СНГ по привлечению иностранных инвестиций. Реформирование системы пенсионного обеспечения было одним из важнейших изменений в социальной сфере. С 1 января 1998 г. вступил в силу Закон Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан». Теперь граждане после выхода на пенсию получают деньги с личных счетов в пенсионных фондах, куда производились отчисления с заработной платы.

Изменения в демографической ситуации

С 1991 г. в Казахстане активизировались миграционные процессы. Был принят Закон «О миграции» и создано Агентство по мигра­ции, но это не привело к стабилизации миграционных процессов. Миграционное движение шло в двух направлениях: 1) возвращение на историческую родину представители коренной националь­ности, вынужденно покинувших территорию республики; 2) выезд русских, украинцев, немцев, белорусов и др. Население республики начало сокращаться. За пять лет коэффициент рождаемости уменьшился с 19,1 до 14,7 на 1000 жителей. К 1 июля 1997 г. доля предста­вителей коренной национальности среди жителей респуб­лики перешла 50-процентную отметку.

В 1997 году по инициативе Президента был осуществлен перенос столицы Казахстана из Алма-Аты в Астану, который стал первым и единственным переносом столицы государства на постсоветском пространстве, значительно повлияв на социально-экономическую жизнь в республике. Наиболее часто озвучивались следующие официальные причины переноса столицы: Алма-Ата географически находится на крайнем юго-востоке республики; в силу своего предгорного положения, она уже исчерпала возможности дальнейшего развития; она довольно опасна в сейсмическом плане; её дальнейший рост опасен в экологическом отношении. Астана же позиционировалась как удобно расположенная в центре республики, хотя на самом деле она находится в Северном Казахстане. В прессе и аналитике появились и другие, этнодемографические причины переноса столицы, которые редко озвучивались властями самой республики.

В начале 1990-х годов из провозгласившей суверенитет республики активно эмигрировало русское и другое русскоязычное население. Эмиграция снимала часть возросшей межэтнической напряжённости в казахстанском обществе, но риск сецессии преимущественно русскоязычного Северо-Восточного Казахстана сохранялся. При этом численность сельского казахского населения, равно как и его миграционная подвижность внутри республики продолжали расти, при том что Алма-Ата была уже физически неспособна вместить всех внутренних мигрантов. В этих условиях власти стремились переориентировать потоки казахов-селян в город с большей перспективой роста, а также быстро дерусифицировать преимущественно русскоязычный северный регион.

Национальная перепись населения

В феврале-марте 1999 г. в Казахстане прошла перепись населения По ее итогам в Казахстане проживали 14952,7 тыс. человек (в 1989 г. – 16199,2 тыс.). Городское население составляло 56%, сельское – 44%, мужчины – 48,2%, женщины – 51,8%, доля казахов – 53,4% от общей численности населения. Очередная перепись населения была проведена в 2



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 108; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.129.100 (0.041 с.)