V . Внешняя политика Грузии в постсоветский период 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

V . Внешняя политика Грузии в постсоветский период



     1 июля 1992 г. были установлены дипломатические отношения между Россией и Грузией.

    Вместе с тем, Грузия выбрав ориентиры на Запад, последовательно осуществляет политику вытеснения России из кавказского региона. Под сильным прессингом находились военнослужащие российских баз, дислоцированных в Грузии. С поощрения грузинских властей усилились провокации против них. За 1991-1995 гг. было совершено 760 нападений, в результате чего погибли 77 и ранены 148 российских военнослужащих. России был причинен материальный ущерб на 3,12 млрд руб. (в ценах соответствующих лет). Однако ни один человек, виновный в убийствах и нападениях, не был осужден. 

     Отношения Грузии и России в посткоммунистический период следует рассматривать через этнические конфликты Грузии – в Южной Осетии и в Абхазии. В ноябре 1992 г. в Тбилиси прошли переговоры между делегациями Грузии и России о мире и дружбе с Грузией, безусловно, воспринятой Грузией как поддержка руководством России войны против Абхазии. Тем более, что в ходе военных действий грузинских войск в Абхазии Россия продолжала передавать вооружения грузинской армии. Со складов в Ахалцихе грузинские войска получили сотни вагонов боеприпасов, в том числе для установок системы БМ-21 «Град».

    С подписанием в 23 февраля 1994 г. в Тбилиси договора о дружбе и сотрудничестве, а также документы, определявшие статус военнослужащих в Грузии, дополненные подписанным 15 сентября 1995 г. российско-грузинским договором о размещении российских военных баз на грузинской территории, Россия получила право иметь в Грузии 4 военные базы: в Батуми, Гудауте, Вазиани и Ахалкалаки (район Джавахетии на грузино-армянской границе). Но Гудаутская и Вазианская базы ликвидированы к лету 2001 г.

   В 1996 г. в Тбилиси был принят закон об охране границы, согласно которому российские пограничники должны были покинуть республику в течение 1997-1998 гг. 3 ноября 1998 г. Россия и Грузия подписали межправительственное соглашение, предусматривающее передачу охраны грузино-турецкой границы грузинским войскам, а в ноябре 1999 г. российские пограничники покинули Грузию.

   5 декабря 2000 г. Россия ввела визовый режим с Грузией. Несмотря на непростые взаимоотношения между двумя государствами, были и некоторые позитивные моменты. В июле 2003 г. между «Газпромом» и правительством Грузии было подписано соглашение о стратегическом сотрудничестве в газовой отрасли на 25 лет.

   Будущность в отношениях Грузии России зависело  не только от присутствия российских баз в Грузии, которых к концу 2006 г. практически не осталось, но и внешнеполитической ориентации Грузии (стремление в НАТО). 15 мая 2006 г. по маршруту «Тбилиси - Баку» из базы «Ахалкалаки» в Грузии ушел 1-й российский эшелон с тяжелой техникой. Эта было началом последней фазы вывода российских войск из Грузии. В ночь с 14 на 15 ноября 2007 из Аджарии (Батума) в Армению на российскую базу в Гюмри ушел последний эшелон группы российских войск в Закавказье (ГРВЗ).

  В дальнейшем мишенью стали миротворцы, расположенные в зоне грузино-осетинского и грузино-абхазского конфликтов и Кодорское ущелье Абхазии, которое являлось территорией зоны миротворцев, куда Грузия25 июля 2006 г. ввела военные и полицейские силы. Очередным обвинением Грузии в адрес России – о полете 18-19 августа 2006 г. российских вертолетов над территорией Грузии в Зугдидском районе и другими заявлениями, Грузия сорвала плановое заседание в Москве Смешанной контрольной комиссии по урегулированию грузино-осетинского конфликта.

  27 сентября 2006 г. были задержаны 6 российских офицеров и более 10 граждан Грузии (освобождены 2 октября) по обвинению в шпионаже против Грузии. Президент Саакашвили сказал об эффективной работе грузинских спецслужб. Президент РФ   В. В. Путин обвинил грузинские власти в государственном терроризме с захватом заложников и намекнул на западных спонсоров Грузии.

   28 сентября посольство РФ в Грузии прекратило выдачу виз гражданам Грузии. 29 сентября Москва отозвала своего посла Вячеслава Коваленко, эвакуировала часть сотрудников посольства и членов их семей.  

   Москва объявила экономические санкции, прекратила воздушное сообщение, банковские операции и т. д. Тем не менее, 1 ноября 2006 г., в Москву для участия в заседании Совета министров иностранных дел Организации черноморского экономического сотрудничества прибыл глава МИД Грузии Г. Бежуашвили. На встрече с главой МИД России С. Лавровым он выразил готовность к диалогу.

  После пятидневной войны (8-12 августа 2008 г.) и последовавшего признания независимости Абхазии и Южной Осетии (26 августа 2008 г.), Грузия разорвала дипломатические отношения с Россией.                       

   Грузия – Турция. Турцияпризнала независимость Грузии в ноябре 1991 г., но отношения носили напряженный характер из-за этноконфликтов в республике. Имея собственные проблемы этнического характера, официальная Турция сдержанно смотрела на события в Абхазии и молчаливо поддерживала идею территориальной целостности Грузии. Турецкое правительство направляло гуманитарные грузы Грузии и Абхазии, и не мешало абхазской общине Турции оказывать помощь своим соплеменникам в Абхазии, что, безусловно, вызывало раздражение и подозрение у грузинского правительства.

   Основу дальнейшего сотрудничества между странами положила подписанная в ходе визита Шеварднадзе в Анкару в 1994 г. Декларация о дружбе и сотрудничестве. В августе 1995 г. премьер-министр Турции Чиллер посетила Грузию, сразу после попытки покушения на Шеварднадзе.

   К 1995 г. Грузия начала сближение с Турцией, что отчасти обуславливалось признанием Западом значимости Грузии в качестве транзитного государства для доставки каспийских энергоресурсов на мировые рынки. В апреле 1996 г. состоялся очередной визит Шеварднадзе в Анкару. Начиная с 1994 г. грузино-турецкое сотрудничество развивалось на всех уровнях. К 1999 г. Турция вытеснила Россию с позиции главного торгового партнера Грузии: началось строительство ж/д от Карса до Тбилиси, были открыты три пограничных пункта и продолжались работы по улучшению дорожного сообщения между двумя странами.

   В сентябре 1997 г. Турция передала Грузии два береговых охранных катера, а также дала согласие на подготовку грузинских пограничных войск и на обучение грузинских офицеров в турецких военно-учебных заведениях. В последующие годы проводились совместные военно-морские учения на Черном море. Турция поддерживала грузинскую сторону, настаивающую на замене российских миротворцев в Абхазии на международный контингент. Турецкий контингент в составе 5 военных наблюдателей участвовал в наблюдательной миссии ООН в Грузии, задачей которой являлась контроль за разделительной линией между грузинскими и абхазскими силами. В 1998 г. Турция предоставила Грузии 5,5 млн долл. на оборонные нужды, в 1998 и 2000 г. – еще 1,7 млн и 4 млн долл., соответственно, на содержание и модернизацию грузинской армии, 2 патрульных судна.

 

    Грузия – США. Признание независимых государств, возникших после распада СССР, со стороны США проходило в конце 1991 – первой пол. 1992 г. Одной из последних была признана Грузия.

   Важным аспектом политики Дж. Буша-старшего по отношению к новым независимым государствам (ННГ) стала подготовка в апреле 1992 г. законопроекта «О поддержке свободы», который предусматривал американскую правительственную помощь ННГ как непосредственно, так и через МВФ. Курс политики США был направлен на ослабление влияния России на постсоветском пространстве и, параллельно этому, усиление американского проникновения в данный регион. В сфере внешней политики этот курс нашел свое выражение в концепции «расширения» и «вовлечения», которая официально была озвучена осенью 1993 г. тогдашним помощником президента США по национальной безопасности Э. Лейк.

  «Вовлечение» - это поддержка становлению ННГ и демократические преобразования в них.

   США заявила о своей готовности включиться в процесс урегулирования конфликтов в Центральной Азии и Закавказье.

  Геополитическая политика США быланаправлена на обеспечение более дистанцированной от России внешнеполитической линии со стороны Грузии.

   Для реализации маршрутов каспийских трубопроводов, идущих в обход России (1994 г.) «Баку -Джейхан», а также «Баку-Супса», США стала необходимо укрепления стабильности в зоне прохождения трубопроводов. В связи с этим США стали уделять более серьезное внимание своему влиянию на урегулирование карабахской проблемы и на обеспечение внутриполитической стабильности Грузии.

  Нефть и газ Каспия, которые до недавнего времени выступали лишь в качестве аргумента в дипломатической игре США, постепенно превращались в реальный экономический и политический фактор. Нефтепровод «Баку-Тбилиси-Джейхан», активным политическим спонсором которого являлись США и Турция, должен был быть запущен уже в 2006 г. Европейский союз также был заинтересован в реализации крупных транспортных проектов в Закавказье, а именно – транспортного коридора, проходящего через Черное море, Кавказ и Каспий в Центральную Азию в обход России и известного как ТРАСЕКА. Объем грузопотока по этому маршруту увеличивался. Так, объем перевозок по маршруту Узбекистан – Туркменистан – Азербайджан – Грузия в 1999 г. составил 5 млн. т., а в 2002 г. – 8 млн. т. В одном Азербайджане инвестиции на цели модернизации инфраструктуры в рамках ТРАСЕКА достигли 48 млн. евро.

   Таким образом, общие экономические интересы побуждали ЕС и США солидарно действовать в Закавказье. Республики Закавказья, особенно Азербайджан и Грузия, оказались более подвержены их влиянию: экономически и политически. После прихода к власти Шеварднадзе в Грузии, США стали рассматривать его персону в качестве своего важного союзника на Кавказе. Этому способствовали и тесные контакты, установленные Шеварднадзе с политической элитой США в период его работы министром иностранных дел СССР. В период грузино-абхазской войны официальные представители США публично выражали свою поддержку грузинскому лидеру. Под контролем американцев оказалась даже личная безопасность Шеварднадзе. В июле 1993 г. по поручению президента Б. Клинтона ЦРУ провело спецподготовку личной охраны Шеварднадзе и обеспечило его техническими средствами.      

   В середине 1990 г. американской дипломатии удалось закрепить антироссийский крен в политике ряда государств СНГ. Это привело к объединению в 1997 г. Грузии, Украины, Азербайджана и Молдавии в блок ГУАМ, ставший серьезным вызовом российским национальным интересам в СНГ.

   10 мая 2006 г. завершился первый в истории визит президента США Дж. Буша в Грузию. Он очень высоко оценил «революцию роз», которая, по его словам, стала своего рода катализатором для глобальных изменений на Украине, в Киргизии, Ливане, Ираке, и принесла большие качественные позитивные перемены внутри самой Грузии. 

     После поражения грузинской армии в Южной Осетии в августе 2008 г. и после смены администрации в Белом доме в январе 2009 г.политика США стала менее активной на Южном Кавказе в целом, так же как поддержка самого Саакашвили. С их стороны, и тем не менее, и в последующие периоды отмечалось сохранение стратегических отношений Грузии с США, продолжается финансирование, направленное на укрепление ее обороноспособности.

Грузия – НАТО. После распада Советского союза НАТО установила и расширила связи с южными кавказскими странами. МИД и Генеральный штаб Турции старались быть на переднем плане натовской политики на Южном Кавказе. В Анкаре был открыт в 1998 г. Центр по образованию командного состава, к середине 1999 г. 16 курсов из программы этого центра посетили 313 слушателей и 28 стран, в том числе из южнокавказских государств.

   Сотрудничество Грузии и НАТО началось с 1994 года, когда Грузия стала участницей программы "Партнерство ради мира" (PfP — Parntnership for Peace).

   После террористических актов в США 11 сентября 2001 г. интерес НАТО к Центральной Азии и Закавказью возрос. Грузинские вооруженные силы получили не только обмундирование, но и специалистов из США, которые готовят грузинскую армию по образцам НАТО. После "революции роз" сотрудничество Грузии и НАТО становится более интенсивным.

   Саммит НАТО в Стамбуле, состоявшийся в июне 2004 г., продемонстрировал возросший интерес к Закавказью. На нем был утвержден, представленный Грузией в Североатлантический совет «План действий индивидуального партнерства». Президент Грузии М.Саакашвили на саммите заявил, что его страна может вступить в НАТО уже через 4 года, т.е. в 2008 г.

   Главным стремлением Грузии были Европейский союз и НАТО. В ходе саммита НАТО в Уэльсе, который прошел в сентябре 2014 г., был утвержден пакет мер, содействующих Грузии в ее стремлении к членству в Альянсе. В рамках пакета предусмотрено открытие в Грузии тренировочного центра, где будут проходить подготовку военнослужащие Альянса и стран-партнеров НАТО.       

  В феврале 2015 г. Тбилиси посетил заместитель генсека НАТО Александр Вершбоу. Он провел переговоры с президентом, премьером, председателем парламента и главой Минобороны страны по вопросу об открытии тренировочного центра НАТО в Грузии.

   Грузия - Азербайджан:

  С 1993 г. активизировалось сотрудничество между Азербайджаном и Грузией в области соблюдения прав нацменьшинств в Республиках. В декабре 1994 г. состоялся визит азербайджанской делегации в Грузию, а в июле 1993 г. и в июле 1995 – грузинской делегации в Азербайджан.

   Грузией - Арменией Дипломатические отношения между странами были установлены 17 июля 1992 года. Сотрудничество между Грузией и Арменией развиваются в двустороннем и многостороннем формате.

  В настоящее время, по данным Миссии Грузии в ООН, у Грузии установлены дипломатические отношения с 152 странами - членами ООН.

 

 

 

К.и.н., доц., А.В. Власов

К.ф.н., доц., И.Е. Ханова

Республика Казахстан.

  География

Респу́блика Казахста́н – государство, располагающееся на стыке двух континентов – Европы и Азии, в центре европейско-азиатского континента. Территория республики простирается от нижнего течения Волги на западе до подножия Алтайских гор на востоке, от Западно-Сибирской низменности на севере до пустыни Кызылкум и горной системы Тянь-Шань на юге. По площади территории Казахстан занимает 9-е место среди государств мира (2 млн 724,9 тыс. км²), 2-е место среди стран СНГ (после России). Граничит на севере и западе с Россией – 7548,1 км, на востоке Китаем – 1782,8 км, на юге с Киргизией – 1241,6 км, Узбекистаном – 2351,4 км и Туркменией – 426,0 км. Общая протяженность сухопутных границ – 13392,6 км. Омывается водами, внутриконтинентальных, Каспийского и Аральского морей. Столица Казахстана – город Астана с населением (по состоянию на 2016 год) 880 191 человек. Крупнейший город с населением более 1,7 миллиона человек – Алматы.

Этнический состав и численность населения

Численность населения Республики Казахстан составляет 17 417 447 человек (на 1 января 2015 года). Страна занимает 63-е место в мире по численности населения. Средняя плотность населения чуть более 6,3 человек на км² (184-е место в мире). Казахстан является светской поликонфессиональной страной. Основные религиозные конфессии: ислам, христианство (70% – мусульмане, 26% – христиане, 4% – др.). По этническому составу большинство населения (65%) составляет коренной этнос – казахи, другими крупными этносами населяющими страну являются русские (21,8%), узбеки (3%), украинцы (1,8%), уйгуры (1,4%), татары (1,2%) и другие. Национальная валюта – казахстанский тенге. Государственный язык – казахский, русский язык сохраняет все функции языка межнационального общения.

Государственное устройство

Республика Казахстан – унитарное государство с президентской формой правления. Президент является главой государства и Верховным Главнокомандующим. Президент Республики Казахстан избирается совершеннолетними гражданами Казахстана на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Президент Республики Казахстан – Нурсултан Назарбаев.

Казахстан – крупнейшая страна, не имеющая выхода в Мировой океан. Казахстан обладает разнообразными полезными ископаемыми. Из 105 элементов таблицы Менделеева в недрах Казахстана выявлено 99, разведаны запасы по 70, вовлечено в производство более 60 элементов. Казахстан занимает первое место в мире по разведанным запасам цинка, вольфрама и барита, второе по серебру, свинцу и хромиту, третье по меди и флюорита, четвёртое по молибдене, шестое по золоту. По объёму запасов полезных ископаемых Казахстан занимает первое место среди стран СНГ по хромовым рудам и свинцу, второе по запасам нефти, серебра, меди, марганца, цинка, никеля и фосфорного сырья, третье по газу, углю, золоту и олову. По добыче серебра, хромитов, свинца и цинка республика занимает первое место, второе по добыче нефти, угля, меди, никеля и фосфатного сырья, третье по добыче золота. Казахстан располагает значительными запасами нефти и газа, сосредоточенными в западном регионе, позволяющими отнести республику к разряду крупнейших нефтедобывающих государств мира. По результатам геолого-экономической оценки имеющихся запасов полезных ископаемых Казахстана, наибольший вес по экономической значимости имеют уголь, нефть, медь, железо, свинец, цинк, хромиты, золото, марганец. Руды чёрных и цветных металлов, добываемые в Казахстане, идут на экспорт в Японию, Южную Корею, США, Канаду, Россию, Китай и страны ЕС.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 342; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.169.94 (0.029 с.)